Научная статья на тему 'Комплекс мероприятий по созданию экономических предпосылок для активизации оборота сельскохозяйственных угодий'

Комплекс мероприятий по созданию экономических предпосылок для активизации оборота сельскохозяйственных угодий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ЗАЛОГ ЗЕМЛИ / market of lands of agricultural purpose / distribution of lands / pledge of the earth.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин В.И., Ерёмин А.А.

Проанализировано состояние рынка земель сельскохозяйственного назначения в современной России и предлагается комплекс мероприятий по созданию экономических предпосылок для активизации оборота сельскохозяйственных угодий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF ACTIONS FOR CREATION OF ECONOMIC PREREQUISITES FOR ACTIVIZATION OF A TURN OF AGRICULTURAL GROUNDS

The condition of the market of lands of agricultural purpose in modern Russia is analysed and the complex of actions for creation of economic prerequisites for activization of a turn of agricultural grounds is offered.

Текст научной работы на тему «Комплекс мероприятий по созданию экономических предпосылок для активизации оборота сельскохозяйственных угодий»

УДК / UDK 631.14:633/.635:658.153

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБОРОТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

COMPLEX OF ACTIONS FOR CREATION OF ECONOMIC PREREQUISITES FOR ACTIVIZATION OF A TURN OF AGRICULTURAL GROUNDS

Савкин В.И.,* доктор экономических наук, профессор Savkin V.I., Doctor of Economics, professor Ерёмин А.А., соискатель кафедры организации предпринимательской деятельности

и менеджмента в АПК Eryomin A.A., competitor of chair of the organization of enterprise activity and

management in agrarian and industrial complex Орловский государственный аграрный университет, Орел, Россия Orel State Agricultural University, Orel, Russia E-mail: v.i.savkin@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Проанализировано состояние рынка земель сельскохозяйственного назначения в современной России и предлагается комплекс мероприятий по созданию экономических предпосылок для активизации оборота сельскохозяйственных угодий.

ABSTRACT

The condition of the market of lands of agricultural purpose in modern Russia is analysed and the complex of actions for creation of economic prerequisites for activization of a turn of agricultural grounds is offered.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

рынок земель сельскохозяйственного назначения, распределение земель, залог земли. KEY WORDS

market of lands of agricultural purpose, distribution of lands, pledge of the earth.

Государству необходимо срочно предпринимать меры по усилению контроля не только над целевым использованием земель и их вовлечением в сельскохозяйственный оборот, но и над рациональностью земледелия. В настоящее время в России функции государственного контроля возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), муниципальный контроль осуществляю органы местного самоуправления. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле функции вышеупомянутых органов, казалось бы, весьма четко разграничены:

1. Росреестр следит за «выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности»;

2. Росприроднадзор наделен полномочиями по осуществлению контроля «за улучшением земель и охраной почв от ветровой, водной эрозии и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель»;

3. Россельхознадзору вменено контролировать выполнение требований «по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного соря почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, химикатами и иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления» [1,2,3].

Однако в Положениях о вышеуказанных службах, другими словами в документах, регламентирующих более подробно полномочия федеральных органов, имеется множество разночтений, которые необходимо в кратчайшие сроки снять. Кроме того, среди причин низкой эффективности земельного контроля ученые выделяют следующие. Во-первых, недостаточность плановых проверок. «Проведение плановых проверок каждые три года всех землепользователей и землевладений на землях сельскохозяйственного назначения практически невозможно. Следовательно, большая часть ... не будет проверена даже за 10-15 лет. За это время земля может быть испорчена до состояния, требующего ее консервации для восстановления» [4]. Теми же авторами указывается на фактическое исключение из орбиты контроля территориальных отделов федеральных служб и слишком расширенный объем подконтрольных территорий у органов местного самоуправления, с которым они не справляются. И, наконец, отсутствие органа, осуществляющего функции актуализации планово-картографических материалов, уточнение площадей и качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения, инвентаризационные функции, другими словами все те полномочия, которые ранее были возложены на районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Стоит сразу оговориться, что активное внедрение контрольных методов государственного регулирования рынка земель сельскохозяйственного назначения не является панацеей в решении проблем оборота сельхозугодий. Разумеется, адекватные штрафные санкции также выступают экономическими условиями эффективного рыночного перераспределения ресурсов. Однако, целесообразнее стимулировать землепользователя не только к устранению допущенных нарушений действующего законодательства, но и к изначально рациональному ведению сельскохозяйственной деятельности.

Важным аспектом в развитии эффективного земледелия и в конечном счете в активизации рыночного оборота сельхозугодий во всем мире выступает использование земельных ресурсов в качестве залога. В России залоговые операции с пашней развиты достаточно слабо. Причины непопулярности залога земель сельскохозяйственного назначения изучены достаточно подробно. [5,6,7,8, 9] По сути, все те ограничения, которые установлены законодательством с целью недопущения внезапного прерывания хозяйственной деятельности, концентрации максимальных объемов земель у одного землепользователя, а также условия участия государства в вопросах реализации земельных активов и т.д., являются на сегодняшний момент препятствием для развития ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения. С одной стороны, государство выступает на стороне экономического субъекта, борется с монополией на ресурсы и как следствие продовольствие, а с другой, теми же самыми инструментами препятствует активному участию аграрного бизнеса в залоговых операциях.

Во-первых, залог земель сельскохозяйственного назначения подвержен риску утраты объекта залога. Если сельскохозяйственная земля в собственности, она может по решению суда быть изъята у нерадивого землевладельца. В случае с арендой объект залога может поменять собственника либо по решению общего собрания участников долевой собственности - самого арендатора (залогодателя).

Во-вторых, при невыполнении кредитных обязательств обращение взыскания на земли сельскохозяйственного назначения, являющиеся предметом залога, весьма продолжительный и неоднозначный процесс. Закон допускает отсрочку взыскания за счет заложенного имущества при наличии уважительных причин, каковыми могут быть неблагоприятные природные условия, а также до завершения сельскохозяйственных работ. Если же предметом залога выступают права аренды, то оборотоспособность актива значительно сокращается и банкам необходимо нести дополнительные расходы на реализацию арендных обязательств.

В-третьих, продажа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ограничивается требованиями реализации преимущественного права субъекта Российской Федерации, ограничениями для иностранных граждан и организаций, а также установленными максимальными размерами площадей, находящихся в собственности одного гражданина или юридического лица. Продажа земельных участков

по частям также обусловлена необходимостью получения отказа от права преимущественной покупки другими участниками долевой собственности.

Трудности, возникающие при залоге земель сельскохозяйственного назначения, призван устранить проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения», который нельзя оценить однозначно [10, 11]. Тем не менее снятие законодательных препятствий развития залоговых операций в России, окажет непосредственное влияние на развитие рынка сельскохозяйственных земель, о чем свидетельствует опыт зарубежных стран.

Так, в частности в ФРГ предоставление средств под залог сельхозугодий в общем объеме кредитования сельхозтоваропроизводителей составляет 7,5%, при этом залог на 95% осуществляется за счет земельных ресурсов. Полученные кредиты на 30% компенсируются государством и это при средней годовой ставке в 3,7-4,3%. В 2005 году на один гектар пашни средней стоимостью в 2300 евро приходилось кредитных средств на 1700 евро[12]

Следовательно, помимо урегулирования законодательных противоречий, в России необходимо принимать меры по расширению государственной поддержки аграрного бизнеса посредством дотирования и субсидирования, снижения процентных ставок по кредитам.

В целом говоря о комплексе мер по созданию экономических предпосылок активизации оборота земель сельскохозяйственного назначения следует акцентировать внимание на следующих мероприятиях (рис. 1):

1. В связи с наличие 67% земель сельскохозяйственного назначения в государственной и муниципальной собственности и признавая весьма средние показатели их плодородия относительно земель, находящихся в частной собственности, а также достаточную удаленность от центра (Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа), целесообразно повышать привлекательность вложения инвестиций в них комплексом поощрительных мер различной направленности.

2. В целях минимизации количества спекулятивных участников рынка земель сельскохозяйственного назначения, а также сокращения объема спекулятивных операций на земельном рынке необходимо осуществлять обоснованное и своевременное принудительное изъятие земель, используемых не по целевому назначению, не вовлеченных в сельскохозяйственный оборот, а также земель, обрабатываемых способами, неминуемо ведущими к деградации уникального ресурса. Однако, следует сразу отметить, что изъятие должно быть прежде всего обоснованным, чтобы не стать инструментом тех самых спекулятивных операций и рейдерства.

3. Поскольку профильными участниками рынка земель сельскохозяйственного назначения являются производители растениеводческой и животноводческой продукции, то от эффективности развития зернового комплекса, кормопроизводства, их прибыльности, сбалансированности и конкурентоспособности во многом зависит состояние рынка земель. В этой связи необходимо участие государства в развитии инфраструктуры рынков сельскохозяйственной продукции, дотационная государственная продовольственная политика, демонополизация кредитной, транспортной и перерабатывающей инфраструктурных составляющих.

4. Земли сельскохозяйственного назначения в России по урожайности зерновых и зернобобовых культур отстают от среднемировых показателей, равно как и их стоимость. Для сравнения стоимость сельскохозяйственной земли в США в 27,1 раза выше российской, а в западноевропейских странах - в 38,7 раза. При этом для среднего и мелкого предпринимательства минимальные цены на паевую землю от 2800 руб./га в Брянской области до 9200 руб/га в Краснодарском крае остаются неподъемными. Что уж говорить о стоимости земельных участков, оформленных в собственность (аналогичные показатели от 12400 руб./га до 34000 руб./га). Учитывая роль крестьянско-фермерских и личных хозяйств в производстве картофеля (более 87%), овощей (около 80%) и молока (почти 50%), необходимо предусмотреть условия льготного предоставления земельных участков в пользование мелким товаропроизводителям.

Повышение привлекательности вложения инвестиций комплексом поощрительных мер различной направленности

Обоснованное и своевременное принудительное изъятие земель, используемых не по целевому назначению, не

вовлеченных в сельскохозяйственный оборот

Участие государства в развитии инфраструктуры рынков сельскохозяйственной продукции, дотационная государственная политика, демонополизация инфраструктурных составляющих

Условия льготного предоставления земельных участков в пользование мелким товаропроизводителям

Усиление государственного и муниципального контроля - упорядочить функция и полномочия Росреестра, Россельхознадзора и Росприроднадзора

Меры по развитию кредитования под залог сельскохозяйственных угодий

Рисунок 1 - Мероприятия по созданию экономических предпосылок активизации оборота

земель сельскохозяйственного назначения

5. Концентрация земельных ресурсов в крупных агрохолдингах требует усиленного контроля за рациональным использованием земель. Недополучение урожая в пересчете на зерно ежегодно на 15-16 млн.т. только из-за повышенной кислотности почв при покрытии потребности в восполнении плодородия за счет минеральных и органических удобрений от 10 до 30% от нормы, а также практически повсеместное нарушение технологических процессов не может не настораживать. В этой связи необходимо срочное принятие мер по усилению государственного и муниципального контроля.

6. Для создания эффективной системы земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения целесообразно упорядочить функция и полномочия Росреестра, Россельхознадзора и Росприроднадзора, увеличить число плановых проверок, вовлечь в сферу контроля территориальные отделы федеральных служб, а не полагаться на органы местного самоуправления, создать специальный орган, занимающийся инвентаризацией земель, уточнением их характеристик, обновлением картографического материала и т.д.

7. Учитывая постоянный дефицит ресурсов у сельхозтовапроизводителей, необходимость обновления техники и в условиях роста затрат на удобрения, ядохимикаты, технологические операции по повышению плодородия почв, государству необходимо предпринять меры по развитию кредитования под залог сельхозугодий. При этом не ограничиться мерами законодательного характера, а внедрять экономические механизмы поддержки аграрного бизнеса.

д

о

г у

з о х ь л е с

а т

о р

о б о

о н ч о н

ы р

ц

а з и в

к

С

с о н в

е ф

ф э

н а в о

ез иче ьзл

ми по

ном спи

ои

к

э

е

и

н

е

ш

ы

в

о

П

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Положение о государственном земельном контроле. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15.12.2006 г. №689

2. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. В ред. Постановлений Правительства РФ 2006, 2007, 2008, 2010 гг.;

3. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. в ред. 2005, 2006 гг.

4. Гречихин В.Н., Нужный А.И. Совершенствование государственного земельного контроля. Землеустройство. Кадастр и мониторинг земель. - 2012. №9. С.47-48.

5. Ганжа С.В., Роговский Е.И., Ганжа Н.С. Механизм ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения: классический подход и региональный опыт современной России. Известия АГУ. №2-1(74). 2012. С. 231-268.

6. Соломатина Н.Н., Сяглова Е.В. Особенности залога имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Юридическая работа в кредитной организации. 2012. № 2. С. 57 - 65.

7. Буркова Л.Н. Залог земель сельскохозяйственного назначения: проблемы правового регулирования. Вестник Адыгейского государственного университета. URL:http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.2/476/burkova_2007_2. pdf

8. Савкин В.И., Деулина А.В. Современные проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24. С. 43-46.

9. Савкин В.И., Деулина А.В. Оценка эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. №5. С. 27-32

10. Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения». Российская газета URL: http://www.rg.ru/2012/05/15/zemlya-zalog-site-dok.html

11. Экспертное заключение по проекту ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения». URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base= PRJ;n=105815;req =doc

12. Ивасенко А.Г. Анализ зарубежного опыта земельно-ипотечного кредитования // Российское предпринимательство. 2008. №2(123). С.103-106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.