УДК 338.3
Л.В. Орлова
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассматривается оценка тактических мероприятий по оптимизации производственной деятельности автомобилестроительного предприятия, необходимых для реализации производственной стратегии.
Тактические мероприятия, производственная стратегия, теория ограничений систем, оценка производственного потенциала
L.V. Orlova
A COMPLEX OF MEASURES TO RAISE EFFECTIVENESS OF THE INDUSTRIAL POTENTIAL IN AN AUTOMOBILE COMPANY
The article deals with assessment of tactical measures needed for optimization of production activities in an automobile company, and realization of the production strategy.
Tactical measures activities, production strategy, Systems Theory of Constraints, assessment of production potential
Рассматривая вопросы, связанные с разработкой производственной стратегии автомобилестроительного предприятия, необходимо выделить основную проблему, характеризующую производственнохозяйственную деятельность предприятий данной отрасли. Для создания конкурентной продукции необходима разработка производственной стратегии, способствующая отечественным предприятиям занять прочный сегмент рынка. В свою очередь разработка производственных стратегий возможна лишь при оптимальном использовании производственного потенциала автомобилестроительного предприятия.
Поэтому, на наш взгляд, основная проблема, стоящая перед отечественными предприятиями автомобилестроения состоит в разработке тактических мероприятий по повышению эффективности использования производственного потенциала и их оценки на основе принципов теории ограничений систем.
По результатам проведенного исследования на примере ОАО «УАЗ» на принципах теории ограничений систем сформирован комплекс тактических мероприятий по повышению эффективности использования производственного потенциала автомобилестроительного предприятия, включающий: повышение уровня загрузки и использования производственных мощностей за счет устранения целодневных простоев оборудования, повышения производительности труда рабочего на конвейере, устранения дефекта и повышения качества продукции; совершенствование управления запасами; развитие системы управления поставками и снабжением; применение эффекта финансового рычага. Проведена оценка эффективности ряда тактических мероприятий по оптимизации производственной деятельности автомобилестроительного предприятия, в качестве теоретико-методологической базы, их реализации, на наш взгляд, целесообразно использовать принципы теории ограничений систем, которая предлагает достаточно простой и практический подход - через ее ограничения [5].
Эффективность использования теории ограничений систем в практическом бизнесе подтверждается результатами успешного стратегического развития большого числа компаний, достаточно быстро улучшивших результаты основной деятельности. Данная теория позволяет управлять бизнесом, основываясь на реальном понимании причинно-следственных связей между действиями и их результатами. Ее особенность и преимущество состоят в том, что она позволяет выявить ключевые ограничения развития бизнеса и управлять ими. Основное положение данной теории состоит в том, что каждая система обладает рядом ограничений, и они являются «ключом» к эффективному управлению ею. Это позволит производителям повысить качество выпускаемой продукции, снизить количество дефектов, бракованной продукции, сократить время на переналадку оборудования, что особенно важно в условиях конкуренции и необходимости проведения изменений, в том числе производственных, в относительно короткие сроки [5].
В табл. 1 представлены расчеты показателей ожидаемого эффекта от реализации указанных мероприятий для ОАО «УАЗ».
Таблица 1
Показатели ожидаемого эффекта от реализации тактических мероприятий по повышению уровня использования производственного потенциала ОАО «УАЗ»
Показатель Прогноз
2014 2015 2016
1. Снижение расходов на переделку и списание бракованной продукции, тыс. руб. 2 570 3 900 4 000
2. Сокращение затрат на переналадку оборудования, тыс. руб. 1 600 2 400 3 000
3. Уменьшение числа дефектов, тыс. руб. 2 300 3 000 3 500
4. Снижение затрат на гарантию, тыс. руб. 4 890 5 500 6 000
5. Инвестиции, тыс. руб. 10 000 5 000 5 000
6. Экономический эффект, тыс. руб. 1 360 9 800 11 500
Таким образом, в результате внедрения положений и принципов теории ограничений систем в практику менеджмента ОАО «УАЗ» сможет повысить качество выпускаемой продукции и укрепить конкурентные позиции.
Следующим рекомендуемым мероприятием является повышение уровня загрузки и использования производственных мощностей предприятия.
Проведенный анализ производственного потенциала ОАО «УАЗ» показал, что одним из резервов повышения уровня загрузки и использования производственных мощностей является снижение трудоемкости продукции за счет увеличения коэффициента загрузки рабочего на конвейере [6].
Однако на исследуемом предприятии уровень трудоемкости продукции достаточно высок - и составляет 15-20 % от стоимости единицы продукции. Поэтому были предложены следующие мероприятия по ее снижению и увеличению производительности труда:
- достижение высокой эффективности производства за счет интенсификации труда, т.е. увеличение нормативного коэффициента загрузки рабочего с 0,8 до 1;
- достижение синхронизированного выполнения всех производственных операций и переоценка сборки различных моделей автомобилей на основании видеоанализа, позволяющая в среднем сократить показатель трудоемкости на 15-20 %;
- минимизация объемов незавершенного производства.
Главной задачей организации труда на конвейере является синхронизация технологических операций таким образом, чтобы обеспечить наиболее полную и равномерную загрузку сборщиков по времени и тяжести труда. В результате увеличения загрузки рабочего произойдет сокращение операционного цикла сборки на каждый автомобиль, что позволит снизить трудоемкость продукции и эффективнее использовать производственные мощности предприятия.
Для решения указанной задачи предложен следующий способ расчета уровня трудоемкости операций на конвейере.
Фактический операционный цикл составлял 323,65 с, после проведенных усовершенствований он составил 275,92 с. Полученный эффект равен 47,73 с сэкономленного времени (0,013 25 83 ч) на каждый автомобиль.
Суммарное снижение трудоемкости за год (АТгод) определяется по формуле
ЛТгод = А^бгод, (1)
где Аt - снижение трудоемкости одного изделия, нормо-часы; бгод - годовой выпуск продукции, шт.
Общая трудоемкость при плановом выпуске 32 300 автомобилей составляет:
ЛТгод = 0,0132583 • 32 300 = 428,24 нормо-часа.
Годовой экономический эффект в денежном выражении (Эзп год) складывается из экономии
годового фонда заработной платы, связанной со снижением трудоемкости, и соответствующего уменьшения налоговых отчислений:
а Ъ
Эзп.„д =ДТго.Т„ (1 + —» + —), (2)
где Тст - часовая тарифная ставка оплаты труда сборщика, руб./ч; а - начисляемый размер премий и
доплат, %; Ъ - процент дополнительной заработной платы.
В этом случае часовая тарифная ставка оплаты труда рабочего на отдельном рабочем месте равна 34,542 руб./ч. Размер премий и доплат, предусмотренный Коллективным договором ОАО УАЗ и премиальным положением предприятия, составляет 105 % от рассчитанной по тарифной ставке заработной платы.
Дополнительная заработная плата, включающая различные выплаты, не связанные с выполненной работой, принимается равной 10 % от рассчитанной по тарифной ставке заработной платы. Тогда
Эзпгод = 428,24 • 34,542 • (1 + —)(1 + —) = 45486,22 руб. д 100 100
В рамках предлагаемого способа расчета уровня трудоемкости операций на конвейере необходимо определить влияние снижения трудоемкости при максимальном использовании производственных мощностей (70 600 автомобилей в год) и рассчитать результат изменений при производстве всех видов продукции ОАО «УАЗ» для определения максимального уровня резерва:
Qmax1 = 70 600 • 323,65 = 22 849 690 нормо - часа;
Qmax2 = 70 600 • 275,92 = 19 479 952 нормо - часа;
AQmax = 22 849 690 -19 479 952 = 3 369 738 нормо - часа;
Эзпгод max = 936,03 • 34,542 • (1 + 10-Х1 +105) = 99422,59 руб.
В целом экономический эффект за счет снижения трудоемкости на ОАО «УАЗ» при максимальной загрузке в год составит 99,422 млн руб., что свидетельствует о наличии резерва у предприятия.
Для обеспечения качества продукции при изменении модельного ряда необходимо решить проблемы технологического характера, связанные с выпуском моделей УАЗ Patriot и УАЗ Patriot Sport. Одной из наиболее показательных проблем этой группы является наличие «сырого» шкворневого узла. В качестве направлений ее решения рекомендованы следующие варианты действий [6]:
- установка подшипниковых шкворневых узлов;
- установка бронзовых вкладышей, шприцевание и смазка узла;
- установка «кулаков» шкворневых узлов от ГАЗ-66, УАЗ-2206, Land Cruiser.
В табл. 2 приведены данные, подтверждающие экономическую целесообразность данных рекомендаций.
Таблица 2
Расчет показателей экономической эффективности предложения по замене шкворневого узла
в некоторых моделях ОАО «УАЗ»
Вид замены Расходы по замене шкворневого узла, руб. Сумма экономии при замене шкворневого узла, руб. Срок эксплуатации, годы Экономическая эффективность
1. Подшипниковый шкворневой узел 7 300 30 000 2 4,1
2. Бронзовый вкладыш 1 600 30 000 4 18,75
3. Поворотный «кулак»: - ГАЗ-66 7 000 30 000 10 4,3
- УАЗ-2206 10 000 30 000 10 3,75
- Land Cruiser 15 000 30 000 12 2,0
В результате устранения дефекта «сырого шкворневого узла» модель УАЗ Patriot улучшит свои технические показатели и повысит рейтинг среди конкурентов.
Совершенствование управления запасами. Анализ опыта ведущих лидеров автомобилестроения показывает, что одним из самых эффективных способов совершенствования производственного процесса и использования производственного потенциала является создание на предприятии логи-
стической информационной системы, позволяющей сократить объемы запасов и расходы на их хранение [2].
На этом основании ОАО «УАЗ» предложено использовать следующий подход к структуризации логистической информационной системы, которую должны составить:
1) логистическая информационная система формирования банка данных о потенциальных и реальных партнерах;
2) логистические информационные системы, ускоряющие материальные производственные
потоки;
3) логистическая информационная система снижения издержек производства в ключевых звеньях цепочки поставок;
4) логистическая информационная система автоматизации технологий.
Основными инструментами информационно-компьютерной поддержки логистических процессов в ОАО «УАЗ» в настоящее время являются корпоративный web-сайт и сайты сторонних посреднических организаций (поисковые системы, каталоги, порталы, открытые и закрытые торговые площадки) [1].
Как показали проведенные расчеты, в результате совершенствования логистической информационной системы ОАО «УАЗ» объем высвобожденных средств за счет сокращения запасов составит в месяц 2 млн. руб. и, соответственно, 24 млн. руб. в год из расчета сокращения запасов на 20 %. Положительным моментом также является повышение коэффициента обеспеченности материальными ресурсами из-за выполнения договорных обязательств и отсутствия сбоев в поставках. Реструктуризация web-сайта ОАО «УАЗ» и расширение пространственных возможностей повысят уровень информационного обеспечения потребителей и приведут к повышению спроса, в том числе за счет использования Интернет-ресурсов компании (табл. 3).
Таблица 3
Расчет показателей ожидаемой экономической эффективности мероприятий по совершенствованию логистической информационной системы ОАО УАЗ
Показатель Прогноз
2014 2015 2016
1. Затраты на совершенствование логистической информационной системы, тыс. руб. 16 900 7 000 5 000
2. Ожидаемый доход за счет сокращения запасов, тыс. руб. 24 000 24 000 24 000
3. Экономический эффект, тыс. руб. 7 100 17 000 19 000
4. Ожидаемое повышение коэффициента обеспеченности материальными ресурсами 0,95 0,98 1,0
Таким образом, данные таблицы свидетельствуют о том, что предлагаемые мероприятия по совершенствованию управления запасами экономически целесообразны.
Развитие системы управления поставками и снабжением. Специфика производственных процессов предприятия автомобилестроения предопределяет особую значимость системы поставок и снабжения. Оптимизация управления производством требует четкой координации отношений с поставщиками. В процессе развития системы управления поставками и снабжением целесообразно использовать систему «точно в срок», которая, несмотря на широкую известность и востребованность в действующей практике в целом, пока не нашла адекватного применения на многих российских автомобилестроительных предприятиях, в том числе в ОАО «УАЗ» [3].
Как известно, отличительными характеристиками системы «точно в срок» являются меньшие партии поставок, сокращение их сроков, уменьшение отходов и потерь и более оперативная реакция на технологические и технические проблемы производства, связанные с качеством продукции и работ. Таким образом, внедрение данной системы позволит расширить производственные возможности ОАО «УАЗ» и повысить конкурентные преимущества.
Инвестиции на разработку и внедрение данной системы предложено осуществить в течение 3 лет. Проведенное исследование показало, что ОАО УАЗ сможет самостоятельно профинансировать
все предусмотренные мероприятия в рамках разработки производственной стратегии и тактики. Состав и структура инвестиций представлены в табл. 4.
Таблица 4
Прогноз структуры инвестиционных затрат на внедрение системы «точно в срок» в ОАО УАЗ, тыс. руб.
Наименование затрат 2014 2015 2016
На увеличение внеоборотных активов 153 235 200 680 135 110
Стоимость приобретенного оборудования 4000 2000 -
Модернизация оборудования 1 150 1 200 -
Монтаж оборудования 4 390 4 000 -
Наладка оборудования 1 250 1 800 -
Проектно-изыскательские работы 210 - -
СМР по созданию новых и реконструкции старых объектов 142 235 191680 135 110
На расходы будущих периодов 167 059 300 000 -
НИОКР 10 050 - -
Отладка технологического процесса 14 509 - -
Изготовление установочной серии 11 550 - -
Подготовка к запуску производства 125 000 300 000 -
Проведение испытаний 4 450 - -
Сертификация новых видов продукции и услуг 1 500 - -
На текущие расходы 582 6 000 15 508
Капремонт оборудования 582 6 000 15 508
Итого 320 876 506 680 150 618
Расчет экономической эффективности предложенного мероприятия представлен в табл. 5.
Таблица 5
Показатели экономической эффективности внедрения системы «точно в срок» в ОАО «УАЗ»
Показатель Значение
Инвестиции, тыс. руб. 965 115
Чистый дисконтированный доход, тыс. руб. 1 555 100
Срок окупаемости, годы 3,2
Экономический эффект тыс. руб. 589 985
Данные таблицы показывают, что предлагаемые рекомендации экономически обоснованны, затраты окупятся за достаточно короткий период 3 года и позволят предприятию сформировать эффективную систему управления поставками и снабжением.
Успешная реализация тактических мероприятий в рамках изменения модельного ряда автомобилестроительного предприятия и развития инвестиционной производственной составляющей возможна лишь при наличии необходимого капитала, который должен быть направлен на модернизацию оборудования, использование новых технологий в соответствии с содержанием и целями производственной стратегии предприятия [7].
Как показало проведенное исследование, в настоящее время российские автомобилестроительные компании слабо используют эффект финансового рычага. Однако при удешевлении банковских кредитов использование дешевых заемных средств по сравнению с собственными будет эффективным. Для этого необходимы мероприятия по снижению процентных ставок кредитования для предприятий производственного сектора. На основании сравнительных оценок соотношения долгового и собственного капиталов в целом по отрасли и в ОАО «УАЗ» на 01.01.2013 г. было выявлено, что ситуация на предприятии по этому показателю значительно лучше, чем в целом по отрасли (0,36 на отраслевом уровне и 0,75 на ОАО «УАЗ» при рекомендуемом значении 0,67).
Поскольку ОАО «УАЗ» в настоящее время является растущей компанией, оно может использовать эффект финансового рычага для оптимизации структуры капитала, что позволит реально повысить конкурентные преимущества за счет вложения средств в инновационные проекты по модернизации производства, обновления технологий, приобретения энергоэкономичного и ресурсосберегающего оборудования.
Таким образом, реализация предложенных тактических мероприятий по повышению эффективности использования производственного потенциала и уровня загрузки производственных мощностей позво-
лит в итоге обеспечить выполнение стратегических задач развития производства предприятия автомобилестроения в посткризисном периоде в условиях динамичного российского авторынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхоглазенко В.Н. Проблемы системы сбыта производственного предприятия и организация ее деятельности / В.Н. Верхоглазенко, А.А. Звезденков // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 5. С. 99-102.
2. Грачева К.А. Организация и планирование машиностроительного производства / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцов; под ред. Ю.В. Скворцова. М. : Высш. шк., 2007. 470 с.
3. Гаджинский А.М. Поставка «точно в срок» / А.М. Гаджинский // Современная торговля. 2002. № 11. С. 30-32.
4. Данилова М.В. Основные аспекты формирования и оценки стратегического потенциала предприятия / М.В. Данилова // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2004. № 1.С. 170-175.
5. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала / Ю.Ю. До-нецк-Киев: Знание, 1998. 123 с.
6. Стивенсон В.Д. Управление производством: пер. с англ. / В.Д. Стивенсон. М. : Лаборатория базовых знаний: БИНОМ, 2008. 928 с.
7. Соколицын С. А. Организация и оперативное управление машиностроительным производством / С. А. Соколицын, Б.И. Кузин. Л.: Машиностроение, 2009. 355 с.
Орлова Лариса Викторовна - Larisa V. Orlova -
кандидат экономических наук, доцент Ph. D., Associate Professor
кафедры «Управление и экономика Department of Management and Economics
на воздушном транспорте» У льяновского in Air Traffic,
высшего авиационного училища Ulyanovsk Higher Civil Aviation School
гражданской авиации
Статья поступила в редакцию 12.02.14, принята к опубликованию 15.03.14