Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС КУРСОВ ИГРОВЫХ ТРЕНИНГОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА'

КОМПЛЕКС КУРСОВ ИГРОВЫХ ТРЕНИНГОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ЛИЧНОСТЬ / ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИГРА / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ентальцева Е.А., Дабахянц Л.М.

В статье рассматривается тема развития личности подростка, и как средство ее развития рассматривается игровой тренинг. Игра как самый эффективный способ развития ребенка любого возраста. Комплекс курсов игровых тренингов как системное всестороннее развитие личности подростка, которое охватывает обширную область общения и взаимодействия: с человеком, группой, обществом. Описывается структура и цели комплекса курсов игровых тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС КУРСОВ ИГРОВЫХ ТРЕНИНГОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

 образовательных учреждений уточнения и дополнения;

достаточного потенциала учебно- Негативный имидж организации в

методического и педагогического регионе;

свойства. Историко-политические

обстоятельства, содержащие в себе

неопределенность и риск

Таким образом, мы понимаем наличие проблемных полей в ФГБОУ ВО ОмГПУ как субъекте реализации федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, но также проведенный SWOT-анализа позволил нам обнаружить ресурсы для успешной реализации ФГОС ВПО.

Именно это, по-нашему мнению, позволит сформировать направление прогрессивного развития и успешной реализации намеченных плановых заданий по реализации основных образовательных программ высшего профессионального.

УДК 001.087

Ентальцева Е.А. директор Дабахянц Л.М. педагог

Центр развития детей и подростков «Я - Личность!»

Россия, г. Киров

КОМПЛЕКС КУРСОВ ИГРОВЫХ ТРЕНИНГОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

В статье рассматривается тема развития личности подростка, и как средство ее развития рассматривается игровой тренинг. Игра как самый эффективный способ развития ребенка любого возраста. Комплекс курсов игровых тренингов как системное всестороннее развитие личности подростка, которое охватывает обширную область общения и взаимодействия: с человеком, группой, обществом. Описывается структура и цели комплекса курсов игровых тренингов.

Подросток, личность, игровой тренинг, развитие личности, игра, общение.

Подростковый возраст — это важная стадия развития личности ребенка, это период взросления с бурной физиологической перестройкой организма и интенсивными психологическими и физическими изменениями. Основной вид деятельности этого периода - общение.

В этот период происходит становление мировоззрения ребенка, он стремится к лидерству в группе сверстников. Ему важно чувство принадлежности к особой «подростковой» общности. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе, у него

проявляется стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении, подросток стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает её.

Возраст подростка, это период не только период противоречий, но и время повышенной пластичности психики, максимальной открытости к новому жизненному опыту. Самые важные навыки для становления личности - это общение и уверенное поведение, а так же развитие творческого потенциала эффективно развиваются именно в этом возрасте.

Сегодня, тренинг как метод активного социально-психологического обучения представляет собой один из наиболее востребованных, эффективных и динамично развивающихся видов обучения, воспитания и развития личности.

А игра - самый популярный вид работы как с детьми, так и со взрослыми.

Объединяя этот метод и вид деятельности, получаем ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ - это максимально эффективный вид взаимодействия и развития детей и подростков.

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ позволяет преодолеть то, что нам кажется трудным, и посмеяться над тем, что мы боимся. Ценность игрового тренинга, что он без лишнего теории дает практические навыки, которые уже сегодня подросток может применить в реальной жизни.

Игра организовывается так, чтобы у участников была возможность «проиграть» роли и ситуации, которые значимы для них в реальной жизни. Далее, проводится тщательный анализ процесса и результатов игры, всей группой совместно с ведущим, это усиливает эффект для восприятия данной информации.

Игра - это самый эффективный способ развития ребенка любого возраста.

У ребят, благодаря игре, развиваются воображение, память и внимание, они учатся контролировать свои эмоции, пребывать в поле всеобщего зрения, быть лидером. Особенно важны эти игры стеснительным детям.

Для подростков более полезны игры, в которых моделируются ситуации из взрослой жизни. Они подготавливают подростков к будущей жизни, помогая взрослеть в игровой форме.

Игра учит занимать свободное время интересной деятельностью, проводить его с пользой, объединяться со сверстниками, друзьями, родителями для проведения игр.

Функции игры.

• Функция саморегуляции ребенка в игре. Для подростка важна возможность реализации себя как человека, как личности. Именно поэтому ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат (возможность победы или

достижения какой-либо цели).

• Диагностическая функция игры. Через игру, возможно, выявить ресурсы интеллекта, творческие задатки, двигательный потенциал и характер, а так же качество межличностных отношений к другим людям.

• Функция коррекции в игре. Это метод познания ребенка и метод коррекции психического развития. Игра помогает детям справиться с переживаниями, мешающими нормальному самочувствию и общению со сверстниками, закрепляет приобретенные способности.

• Развлекательная функция игры. Основная функция игры - это развлечение - это значит доставить удовольствие. Это одно из самых полезных занятий: обеспечивает здоровье, снимает психические перегрузки, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения, учит отдыхать и веселиться, дает общую удовлетворенность жизнью, обеспечивает радостное самочувствие.

• Социокультурная функция. В процессе игры отражается накопленный опыт ребенка, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, происходит воздействие на становление личности, усвоение духовных ценностей и норм, знаний. В игре ребенок ощущает себя и действует в качестве полноправного члена коллектива, создаются отношения, основанные на дружбе, взаимопомощи, справедливости, ответственности перед определенной группой играющих, приобретаются новые навыки, у детей формируют навыки коллективной жизни, необходимые для успешной деятельности

• Коммуникативная функция. Дети в игре быстро сходятся, обмениваются опытом, много общаются, учатся действовать сообщая. Игра способствует формированию черт характера как обаяние, общительность, непосредственность.

• Воспитательная функция. Развитие таких качеств характера как настойчивость, дисциплинированность, выдержка, чувство коллективизма, находчивость, наблюдательность, быстрота реакции, способность логически мыслить и т.д.

• Физиологическая функция. Игра - это активная форма отдыха, средство снятия физического и психологического напряжения, способствует физическому развитию человеческого организма.

Комплекс курсов игровых тренингов Центра развития детей и подростков «Я - Личность!» охватывают обширную область общения и позволяют на каждом этапе курса работать с взаимосвязанными феноменами: с человеком, группой, обществом (рис.1).[12]

человек (личность)

группа общество

Рис. 1

Комплекс состоит из 3 курсов.

Основная цель комплекса курсов игровых тренингов: развитие способностей личности подростка, удовлетворение его текущих и будущих потребностей, развитие лидерских качеств, развитие способности успешно взаимодействовать людьми и окружающим миром.

1 ЭТАП - курс игровых тренингов «9 ступеней развития личности подростка» - это развитие направленное непосредственно на личность подростка, тренинг в системе «Я - Я». Курс ориентирован на систему отношений личности к самому себе, развитие Я - способностей. В данном курсе группа других участников выступает как поддержка и источник обратной связи.

Цель курса: Создание условий для личностного роста и развития подростка, улучшение личного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Содержание курса: как находить радость в знакомстве с новыми людьми, снимать скованность и напряжение в новых отношениях; как увидеть свою уникальность и индивидуальность, таланты и способности; как быть уверенным в своих силах и легко справляйся с проблемами; как научись властвовать над своими эмоциями и чувствами; как общаться, быть дружелюбным, уважать мнение других и цени себя; как найди свое место в команде, принимать решения и держать слово; как противостоять соблазнам и уметь сказать «нет».

2 ЭТАП - курс игровых тренингов «Школа успеха» - это развитие личности подростка направленное на внутригрупповое взаимодействие, тренинг в системе «Я - другие люди». Курс направлен на развитие коммуникативных умений и различных социальных навыков. Группа участников в данном курсе является «полигоном» для отработки соответствующих умений и навыков.

Цель курса: создание навыка успешного и эффективного взаимодействия с людьми и окружающим миром

Содержание курса: курс об ответственности за себя, свое слово, о своём и чужом времени; о пути воплощения мечты в цель, цель в результат; о взаимоотношениях с другими людьми, о том, кто такой лидерстве и

команде, об обратной связи, о выходе за рамки своих возможностей или как вовлекать окружающий мир в свою жизнь.

3 ЭТАП - курс игровых тренингов «Всё в моих руках!» - это развитие личности подростка в социуме. Тренинг в системах «Я - социальная группа» и «Я - профессия».

Тренинги в системе «Я - социальная группа» - это создание, сплочение команды и привлечение партнеров, влияние на общество и создание благотворительных проектов, управление временем, о том, как осознанно творить свою жизнь и жизнь вокруг себя!

Тренинги в системе «Я - профессия» - это профессиональное самоопределение, отношение личности подростка к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала.

Цель курса: выработать навыки эффективных методов достижения целей, умение влиять на общество и окружающий мир.

Содержание курса: курс о том, каким «Я» должен быть, чтобы иметь то, что хочется, жить максимально ярко и наполнено, и управлять временем, ставить и достигать личные и масштабные общественные цели, создавать команду и привлекать партнеров, управлять временем, что делать, если не получается, как влиять на общество и создавать благотворительные проекты, не просто думать, а мыслить, не просто делать, а созидать, не просто жить, а осознанно творить свою жизнь и жизнь вокруг себя!

Логика конструирования и проведения курсов игровых тренингов включает в себя следующие этапы:

1. Предтренинговая диагностика.

2. Первый этап: курс игровых тренингов для параллельно курс занятий для родителей

3. Послетренинговая диагностика, оценка изменений.

4. Второй этап: курс игровых тренингов для параллельно курс занятий для родителей

5. Послетренинговая диагностика, оценка изменений.

6. Третий этап: курс игровых тренингов для параллельно курс занятий для родителей

7. Послетренинговая диагностика, оценка изменений.

8. Послетренинговое сопровождение.

Предтренинговая диагностика.

Чтобы повысить эффективность курсов игровых тренингов, мы проводим предтренинговую диагностику на определение портрета участников, микроклимата в их семьях. Эта информация необходима для корректировки тренинга. Начинается предтренинговая диагностика с составления психологического портрета будущих участников. Нами используется методики, которые на наш взгляд являются самыми эффективными. Это:

подростков,

подростков,

подростков,

1. Личное интервью участников.Позволяет ориентироваться на конкретного участника, отслеживать и проверять искренность ответов участника, увидеть внутренние установки и мотивацию подростка.

2. Наблюдение за поведением участников в реальных условиях. Дает возможность посмотреть на поведение подростка в реальной жизни и ситуациях.

3. Использование диагностик. Нами используются: диагностики родительско - детских отношений; анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация; диагностики межличностных отношений учащихся со сверстниками и педагогами; статистический и групповой анализ психологических экспериментов.

Тренинг.

Мы предлагаем собственную разработку комплекса курсов игровых тренингов, составленную на основе изученной литературы и классических программ личностного роста.

Программа комплекса состоит из трех этапов:

ЭТАП 1. Курс «9 ступеней развития личности подростка»

Курс состоит из 18 (семнадцати) занятий по 2 часа: 8 игровых тренингов для подростков, 8 семинаров, мастер-классов для родителей, 2 занятия на командообразование совместное для родителей с детьми. Рассчитан на проведение в течение 9 недель по два занятия в неделю: 1 для родителей вечером в будничные дни, 1 для подростков в выходной день.

ЭТАП 2. Курс «Школа успеха».

Курс состоит из 12 (двенадцати) занятий по 2 часа: 9 игровых тренингов для подростков, 3 семинара, мастер-класса для родителей. Рассчитан на проведение в течение 9 недель по одному занятия в неделю для подростков в выходной день, для родителей: по одному занятию вначале, в середине и в конце курса.

ЭТАП 3. Курс «Всё в моих руках!».

Курс состоит из 12 (двенадцати) занятий по 2 часа: 9 игровых тренингов для подростков, 3 семинара, мастер-класса для родителей. Рассчитан на проведение в течение 9 недель по одному занятия в неделю для подростков в выходной день, для родителей: по одному занятию вначале, в середине и в конце курса.

Все курсы разработаны с учетом физиологических и психических особенностей подростков от 9 до 16 лет по возрастам.

Результатом проведения данного комплекса курсов станет:

- улучшение субъективного самочувствия и укрепление его психического здоровья подростка и подростковой группы,

- сформировано понимание возможностей и путей личностного роста и развития подростка,

- сформирован начальный навык эффективного взаимодействия с

людьми, достижения целей, влияния на общество и окружающий мир,

- реализованы в жизнь по две цели у каждого участника,

- создан практический благотворительный волонтерский проект. Послетренинговая диагностика. Оценка изменений в поведении Чтобы повысить эффективность курсов игровых тренингов, мы

проводим посттренинговую диагностику и оценку изменений в поведении подростков. Это позволяет определить, произошли ли у участников тренинга после завершения курса изменения в поведении, т. е. применяют ли они полученные на тренингах знания, умения и навыки в своей жизни. Эта информация также необходима для корректировки следующего курса тренинга и определения грамотного подхода к подросткам. Используются следующие диагностики: Диагностики родительско - детских отношений; анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация; диагностики межличностных отношений учащихся со сверстниками и педагогами; статистический и групповой анализ психологических экспериментов. Послетренинговое сопровождение.

Для того, чтобы после тренинга приобретенные навыки и результаты закрепились, их нужно поддерживать и продлевать до тех пор, пока новый они не станут новой привычкой.

Для этого родителям предлагаются рекомендация: погрузить подростка в среду активных сверстников, аналогичное тренингу или имеет «игровое» пространство для отработки полученных навыков.

Закрепление позитивных изменений после тренинга напрямую зависит от использования участниками полученных навыков или знаний на практике.

Использованные источники:

1. Афанасьев С., Тимонин А., Тимонина Л. Малые формы работы. - "Вариант" г. Кострома.

2. Афинина Н.Л. Уроки прекрасного. - М., 1983.

3. Бекар Б. Воспитание искусством. - М., 1981.

4. Басаргина Д., Семенова Т. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера. - СПб.:Речь. 2010 - 172с.

5. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь. 2004 - 272с.

6. Вачков И. В. «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА». М: Издательство "Ось-89", 1999

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.

8. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1971г.

9. Гладышев, С. Как вести себя на тренинге? [Текст] / С. Гладышев - Журнал "Обучение и карьера" N 35. 2005 - 70с.

10. Грецов А.Тренинги развития с подростками: творчество, общение,

самопознание. - Спб.: Питер, 2011. - 416 с.: ил.

11. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга [Текст] / О. В. Евтихов. - СПб.: Речь. 2007 - 256с.

12. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. - Питер, 2011.

13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под редакцией Битяновой М.Р. - Питер, 2011.

14. Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г., с. 11.

УДК 37.02

Икрамова З. О., к.тех.н.

ассистент

Ташкентский Педиатрический Медицинский институт

Сулейманова Г.Г., к.х. н.

aссистент Файзиева Н. А. учитель

Медицинский колледж имени П. Ф. Баровского

Ikramova Z.O., PhD Tashkent Pediatric Medical institute Suleymanova G. G.PhD Tashkent Pediatric Medical institute Tashkent, Uzbekistan Fayziyeva N.A. Medical college namedP.F.Borovsky Tashkent, Uzbekistan ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ХИМИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ USAGE OF PEDAGOGICAL SOFTWARE AT CHEMISTRY LESSONS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Аннотация: На сегодняшний день программные обеспечения в виде компьютерных симуляторов широко применяются в сфере образования. Статья посвящена описанию своеобразных сторон, преимущест и недостатков програмного обеспечения «Crocodile Chemistry», которая используется на занятиях химии в ВУЗах.

Abstract: For today software as the computer simulators are widely applied in an education sphere. Article deals with the description of the original features, advantage and a disadvantages of software «Crocodile Chemistry» which is used at chemistry lessons in High Schools.

Ключевые слова: компьютерная технология, химия, компьютерный симулятор, «Crocodile Chemistry».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.