Научная статья на тему 'Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента'

Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний контроль / антимонопольное законодательство / бюджетный процесс / риск / система комплаенс-контроля / социально-экономическое развитие страны / предприятие. / internal control / antimonopoly legislation / budget process / risk / compliance control system / social and economic development of the country / enterprise.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадышева Ольга Николавна

В статье поднимаются вопросы, связанные с необходимостью разработки, внедрения комплаенс-систем в систему управления предприятиями, ориентированными на инновационное развитие. Обозначены преимущества создания контроллинговых элементов с целью формирования эффективных элементов механизма управления системой государственного заказа. Объектом исследования выступила модель государственного оборонного заказа, которая в настоящее время функционирует посредством сложного организационно-экономического механизма, однако результативность модели не всегда показывает положительный итог. Сектор государственного оборонного заказа рассмотрен в связи с тем, что именно там сейчас уделяется пристальное внимание прикладным и фундаментальным исследованиям, интеграции науки и производства. Рассмотрен опыт создания корпоративной комплаенс-системы в публичном акционерном обществе «Якутская топливно-энергетическая компания» ПАО «ЯТЭК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадышева Ольга Николавна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE SYSTEM AS CONTROL TOOL IN MANAGEMENT

The article raises issues related to the need to develop, implement compliance systems in the management system of enterprises focused on innovative development. It outlines advantages of creating controlling elements for the purpose of formation of effective elements of the mechanism of the state order management system. The object of the study was the model of the state defense order, which is currently operating through a complex organizational and economic mechanism, but the effectiveness of the model does not always show positive results. The article looks into the sector of the state defense order because a close attention is now being paid to applied and fundamental research, the integration of science and production. The experience of creating a corporate compliance system in the public jointstock company «Yakut fuel and energy company» JSC «YATEC» is analyzed.

Текст научной работы на тему «Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента»

ZYRYAEVA, Natalya Pavlovna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor at the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natazara1@yandex.ru.

KRIGER, Vladislav Valeryevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: 689595@mail.ru.

VOROBYOV, Viktor Evgenyevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: 689595@mail.ru.

УДК 35.078.43

КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА

О.Н. Кадышева

В статье поднимаются вопросы, связанные с необходимостью разработки, внедрения ком-плаенс-систем в систему управления предприятиями, ориентированными на инновационное развитие. Обозначены преимущества создания контроллинговых элементов с целью формирования эффективных элементов механизма управления системой государственного заказа. Объектом исследования выступила модель государственного оборонного заказа, которая в настоящее время функционирует посредством сложного организационно-экономического механизма, однако результативность модели не всегда показывает положительный итог. Сектор государственного оборонного заказа рассмотрен в связи с тем, что именно там сейчас уделяется пристальное внимание прикладным и фундаментальным исследованиям, интеграции науки и производства. Рассмотрен опыт создания корпоративной комплаенс-системы в публичном акционерном обществе «Якутская топливно-энергетическая компания» ПАО «ЯТЭК».

Ключевые слова: внутренний контроль; антимонопольное законодательство; бюджетный процесс; риск; система комплаенс-контроля; социально-экономическое развитие страны; предприятие.

O.N. Kadysheva. COMPLIANCE SYSTEM AS CONTROL TOOL IN MANAGEMENT

The article raises issues related to the need to develop, implement compliance systems in the management system of enterprises focused on innovative development. It outlines advantages of creating controlling elements for the purpose of formation of effective elements of the mechanism of the state order management system. The object of the study was the model of the state defense order, which is currently operating through a complex organizational and economic mechanism, but the effectiveness of the model does not always show positive results. The article looks into the sector of the state defense order because a close attention is now being paid to applied and fundamental research, the integration of science and production. The experience of creating a corporate compliance system in the public joint-stock company «Yakut fuel and energy company» JSC «YATEC» is analyzed.

Keywords: internal control; antimonopoly legislation; budget process; risk; compliance control system; social and economic development of the country; enterprise.

В современных условиях ведения бизнеса организация эффективных внутрикорпоративных комплаенс-систем (система комплаенс-контроля) может стать действенным инструментом формирования принципиально новой этической среды в различных отраслях народного хозяйства страны, минимизировать управленческие риски и в целом позволит изменить облик бизнес-среды. К примеру, можно предположить, что в ближайшие годы возможна сильная дифференциация между субъектами, а точнее теми, кто воспользуется этой возможностью, и теми, кто не сможет. В таком

случае предприятиям первой группы удастся совершить качественный скачок вперед, а, соответственно, предприятия второй группы будут иметь риски ухода с рынка.

Система комплаенс-контроля - это бизнес-инструмент в практике отечественных предприятий, но стоит отметить, что это достаточно востребованный инструмент бизнес-управления за границей. В России в настоящее время в обязательном порядке комплаенс-контроль осуществляется только в субъектах, относящихся к банковской сфере (это определяет положение Банка России № 242-П, № 06-29/ПЗ).

Другие предприятия и организации создавать системы комплаенс-контроля не обязаны. Однако преимущества создания даже отдельных контроллинговых элементов очевидны. Ведь это позволяет эффективно выстроить систему мероприятий, направленных на борьбу с нарушениями законодательных норм, игнорированием внутренних регламентов, этических положений в бизнесе, как руководству, так и сотрудникам.

Внедрение такого рода корпоративных ком-плаенс-систем в условиях дефицита бюджетных средств может стать весомым фактором в росте привлекательности, к примеру, предприятий системы государственного оборонного заказа со стороны частных инвесторов. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) продолжают находиться в более жестких условиях, нежели предприятия гражданского сектора, так как последствия тех же нарушений предприятиями ОПК может повлечь за собой как огромные финансовые потери, так и угрозу жизни и безопасности людей, что крайне опасно.

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации, являясь важнейшей экономической системой, позволяет решать задачи стратегического характера в области инновационного развития, так как именно его предприятиям отдается приоритетное значение в выполнении работ по созданию современных видов военной техники и инновационных технологий, производству инновационной продукции. Именно в этом секторе уделяется пристальное внимание при проведении исследований, как прикладных, так и фундаментальных, интеграции науки и производства. Нелишне еще раз подчеркнуть, что именно деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса России влияет на экономическую безопасность страны в целом.

Новые условия ставят перед отечественным ОПК дополнительные задачи, связанные с обеспечением социально-экономического развития страны. Это предопределяет необходимость рассмотрения государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» именно как программы развития ОПК, цели которой, помимо обеспечения требуемого уровня военной безопасности, должны определяться и задачами социально-экономического развития страны.

Формирование эффективных элементов механизма управления системой государственного оборонного заказа позволит снизить (предотвратить) вероятность наступления нежелательных событий в оборонно-промышленном

комплексе России, позволит оказывать прямое влияние на возникновение в сфере НИОКР государственных рисков, обеспечить должный уровень научно-технического развития, способствовать укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

Сложившаяся система экономических отношений в сфере государственного оборонного заказа по ряду причин породила процесс неуклонного, а чаще резкого роста цен на многие типы образцов вооружения, военной и спецтехники (далее - ВВСТ). В этих условиях очевидно: если данный процесс сохранится, то достижение требуемого состояния системы вооружения Вооруженных сил РФ (а это 70 % новых образцов ВВСТ к 2020 г.) обойдется слишком высокой ценой. Приводятся такие факты, что «только за годы действия 275-го ФЗ выявлено 46 тыс. нарушений законодательства о государственном оборонном заказе (далее - ГОЗ), для устранения которых Генеральной прокуратурой вынесено 120 протестов, сделано более 6,5 тыс. представлений, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечены более 5 тыс. должностных лиц, еще 2,5 тыс. лиц - к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено более шестисот уголовных дел» [2]. Ужесточение ответственности за нарушения приводит к тому, что появились предприятия, руководители которых не только не борются за получение ГОЗ, но и стараются уклониться от него. Необходимость устранения дисбалансов экономических отношений и принятия мер по исправлению перекосов в сфере ГОЗ важно с целью кардинального повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на развитие этой сферы.

В последнее время данному вопросу уделяется много внимания, прежде всего научного. К примеру, в современных исследованиях сформулировано предложение о создании механизма повышения эффективности бюджетного процесса в части ГОЗ, который должен обеспечить четкую причинно-следственную связь между ресурсами, выделяемыми на развитие системы вооружения через ГОЗ и получаемыми при этом результатами. Ценен также подход, где рассмотрен макроэкономический сегмент этого механизма, основное содержание которого связано с применением проектного управления в бюджетном процессе в части государственного оборонного заказа. На мезоэкономическом (отраслевом) уровне в качестве одного из эффективных элементов такого механизма может выступать межпрограммная координация работ, включаемых в программы и

планы, формируемые отраслями, ведомствами и регионами.

Предприятиям, занятым в сфере функционирования ГОЗ, необходимо создать систему эффективного внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства (далее - ССЗ). В настоящее время уже сформировалась модель государственного оборонного заказа, и она функционирует через организационно-экономический механизм размещения государственного оборонного заказа, включающего в себя различные составляющие: финансово-экономическую, информационную, нормативно-правовую и т.д. Но стоит отметить, что остаются еще некоторые вопросы, оказывающие влияние на положительную результативность действий имеющейся модели ГОЗ.

В современных условиях неопределенности, так характерных для рыночной экономики, недостаточно выбрать исполнителя ГОЗ, исходя только из соотношения качества, стоимости, условий поставки продукции по го-соборонконтракту. Необходимо также учесть возможные риски, связанные с невыполнением своих обязательств исполнителем ГОЗ. Риски могут быть как производственно-технологическими, так и вызванными старением основных производственных фондов исполнителя ГОЗ, утратой им технологий либо нехваткой собственных оборотных средств и др. Учет показателей неопределенностей и рисков особо остро необходим на этапе размещения государственного оборонного заказа с целью повышения степени его реализуемости. В сложившихся условиях для предприятий ОПК актуально создание эффективной системы внутреннего аудита. Федеральная антимонопольная служба России, взяв за основу лучшие практики организации внутреннего контроля соблюдения законодательства крупнейших корпораций, зарубежный опыт и принципы менеджмента качества, предусмотренные стандартами ИСО 9001, разработали рекомендации по процедуре внедрения внутреннего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о ГОЗ и законодательства, регулирующего деятельность в сфере закупок.

Рассмотрим некоторый опыт ПАО «ЯТЭК» [5] в создании корпоративной комплаенс-си-стемы. На стартовом этапе внедрения антимонопольного комплаенса ПАО «ЯТЭК», безусловно, очень помогло появление Методических рекомендаций. Раньше у компании не было такого опыта, а при разработке системы не пришлось задействовать внешних консультантов, так как подробный гайдлайн позволил руководству снять ряд вопросов.

В ходе принятия решения о внедрении антимонопольного комплаенса в ПАО «ЯТЭК» проблемы возможного смягчения ответственности и отсутствия законодательного закрепления этого института не рассматривались как первостепенные. Доля ПАО «ЯТЭК» в добыче природного газа на территории Якутии составляет 86 %, а доминирующее положение, как известно, накладывает на компанию дополнительные обязательства. Так что для ПАО «ЯТЭК» антимонопольный комплаенс - это в первую очередь способ продемонстрировать потребителю, регулятору и контрагентам открытость и нацеленность на соблюдение принципов честной конкуренции. Да и для самой компании, как представителя современного бизнеса, важно не допускать нарушений антимонопольного законодательства.

Организация внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства позволит предприятиям ОПК выстроить систему внутреннего контроля ССЗ с учетом высоких требований, предъявляемых к системам управления рисками. Данная система будет учитывать специфические особенности предприятий сферы ОПК, будет способна генерировать новые перспективные идеи по управлению рисками, приведет к совершенствованию действующего механизма управления рисками и дополнит механизм актуальным современным инструментарием.

Очевидно, что внедрение эффективных корпоративных комплаенс-систем позволит снизить риски нарушения организациями ОПК требований законодательства ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О гособоронзаказе», ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и обеспечит профилактику нарушений в сфере гособоронзаказа.

Список литературы

1. Ануфриева Е.М., Блохинцева О.Н. Роль и место региона в инновационном и технологическом развитии экономики России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 273-277.

2. Бабкин Г.В., Косенко А.А., Лавринов Г.А. Межпрограммная координация - основа механизма повышения эффективности бюджетного процесса в части государственного оборонного заказа // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2018. № 1 (101). С. 33-40.

3. Попов В.В., Зыряева Н.П. Конкурентоспособность организации и пути ее повышения //

Проблемы современной экономики и управления, направления их решения: сб. материалов Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. С. 159-162.

4. Смолькина Ю.В. Развитие малых форм инновационной деятельности в социально-экономической системе региона // Социогуманитарные и правовые проблемы современного общества: материалы XVI Межвуз. науч. конф. по общегуманитарным, правовым и экономическим вопросам. Чебоксары: ИД Пегас, 2015. С. 130-135.

5. Универсальный «оборонный» комплаенс // Конкуренция и право. 2017. № 5. URL: https:// e.djoumal.ru (дата обращения: 12.04.2019).

References

1. Anufrieva E.M., Blokhintseva O.N. Rol i mes-to regiona v innovatsionnom i tekhnologicheskom razvitii ekonomiki Rossii [The role and place of a region in the innovative and technological development of Russian economy] // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2011. № 24. S.273-277.

2. Babkin G.V., Kosenko A.A., Lavrinov G.A. Mezhprogrammnaya koordinatsiya - osnova me-khanizma povysheniya effektivnosti byudzhetno-

go processa v chasti gosudarstvennogo oboronnogo zakaza [Inter-program coordination as the basis of a mechanism for increasing the efficiency of the budget process in terms of the state defense order] // Izvestiya Rossijskoj akademii raketny'kh i artillerij-skikh nauk. 2018. № 1 (101). S. 33-40.

3. Popov V.V., Zy'ryaeva, N.P. Konkurentospo-sobnost' organizatsii i puti ee povy'sheniya [Competitiveness of the organization and ways of improving it] // Problemy' sovremennoj e'konomiki i up-ravleniya, napravleniya ikh resheniya: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Cheboksary': ChKI RUK, 2017. S. 159-162.

4. SmoFkina Yu.V. Razvitie maly'kh form inno-vatsionnoj deyatel'nosti v social'no-e'konomicheskoj sisteme regiona [Development of small forms of innovation in the socio-economic system of the region] // Sotsiogumanitarny'e i pravovy'e problemy' sovre-mennogo obshchestva: materialy' XVI Mezhvuz. nauch. konf. po obshchegumanitarny'm, pravovy'm i e'konomicheskim voprosam. Cheboksary': ID Pegas, 2015. S. 130-135.

5. Universal'ny'j «oboronny'j» komplaens [Universal «defense» compliance] // Konkurentsiya i pravo. 2017. № 5. URL: https://e.cljournal.ru (data obrashcheniya: 12.04.2019).

КАДЫШЕВА Ольга Николавна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: bon906090@yandex.ru.

KADYSHEVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Science (Economies), Associate Professor at the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: bon906090@yandex.ru.

УДК 657.1

О СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

О.Р. Кондрашова

В статье подчеркивается, что организации потребительской кооперации, являясь некоммерческими, в первую очередь нацелены на выполнение социальной миссии. Многоотраслевая структура кооперативных организаций дает возможность перераспределять доходы от коммерческой деятельности в пользу членов-пайщиков и остального населения, пользующегося услугами предприятий потребительской кооперации и социальными преференциями. С другой стороны, на руководство кооперативными организациями накладывается ответственность перед пайщиками за рациональное использование паевых накоплений, чтобы социальные задачи осуществлялись не за счет пайщиков, а за счет заработанных доходов от коммерческой деятельности. Для управления процессом осуществления социально ориентированной деятельности необходима информационная система, обеспечивающая управленческий аппарат потребительских обществ соответствующей информацией.

Автор делает вывод, что социально ориентированный учет может стать учетной системой для указанных целей. В работе сформулировано собственное определение социально ориентированного учета, исследованы его методологические основы, определено место в учетной системе. По

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.