DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.02.Р.02 УДК 377.06
В. С. Шейнбаум,
Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
Компетенция «умение работать в команде» и ее развитие с использованием технологии междисциплинарного деятельностного обучения в виртуальной производственной среде
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина
О необходимости овладения выпускниками вузов компетенцией «умение работать в команде» говорится давно, а теперь уже и повсеместно. Интернет - популярнейший и общедоступный ныне источник информации - переполнен материалами, посвященными ответам на вопросы о требованиях работодателя относительно этой компетенции, о применяемых им способах ее тестирования и о том, как претендент на трудоустрой-
ство может на собеседованиях убедить работодателя, что с умением работать в команде у него все в порядке.
У представителей предпринимательских кругов и академического сообщества в отношении обязательности и особой важности этого умения полный консенсус. Что же касается существа, смысла, содержания этой компетенции, позиции сторон не столь близки.
Частично это связано с тем, что вербальная форма, в которой она описывается, в отличие от математического языка, не однозначна и, как правило, для разъяснения используемых в речи понятий прибегает к помощи толковых словарей и дополнительных комментариев. И тот факт, что в нормативных документах, в отечественной и зарубежной научной и методической литературе, относящихся к сфере компетентностей, обычно специально уточняется, что означает «команда», о каких конкретно умениях идет речь, служит этому наглядной иллюстрацией.
Типичные разъяснения понятий команды и умения в ней работать сводятся к следующему.
В Национальном исследовательском Томском государственном университете считают, что команда - это группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей.
В Московском институте экономики, политики и права под командой понимается коллектив сотрудников, доверяющих друг другу и работающих над достижением единых целей.
По общему мнению, человек, который умеет работать в команде: • быстро определяет подходящий тон общения с новыми коллега-
© Шейнбаум В. С., 2018
ВИКТОР СОЛОМОНОВИЧ ШЕИНБАУМ
кандидат технических наук, профессор, советник ректора Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Автор более 120 опубликованных научных работ
Обсуждаются вопросы содержания компетенции «умение работать в команде», сопоставляются требования профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, касающиеся этого умения, анализируется соответствие данных требований происходящей в технологически развитых странах тотальной цифровизации экономической деятельности. На опыте Губкинского университета показывается эффективность и возможности технологии междисциплинарного деятельностного обучения студентов в виртуальной производственной среде - на виртуальных нефтяных и газовых промыслах, на виртуальных нефтеперерабатывающих заводах, в инжиниринговых компаниях - в развитии указанной компетенции.
Ключевые слова: компетенция «умение работать в команде», федеральные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, виртуальная производственная среда, организационно-деятельностные игры.
The article discusses the content of the «teamwork skills» competence, compares the requirements of the professional and federal state educational standards relating to this skill, analyzes the compliance of these requirements with the total digitalization of economic activity taking place in technologically advanced countries. The Gubkin Russian State University of Oil and Gas' experience shows the effectiveness and capabilities of the technology of interdisciplinary activity training of students in a virtual production environment such as virtual oil and gas fields, virtual refineries, engineering companies in the development of this competence.
Key words: competence «team work», federal educational standards, professional standards, virtual production environment, organizational and activity games.
ми, легко становится своим в коллективе;
• не нуждается в значительном времени на раскачку, а переходит к решению совместных задач;
• готов признавать свою неправоту в случае необходимости, может подбодрить коллег;
• в интересах совместного дела может быть и руководителем проекта, и винтиком в общем механизме;
• старается находить взаимопонимание, избегая конфликтов;
• готов помогать другим сотрудникам;
• интересы компании ставит выше личных амбиций;
• ему близки интересы компании. Дадим более развернутое определение команды. Будем понимать под ней группу людей, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют свою и партнеров принадлежность к данной группе, имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутри-групповые роли.
В [9] приводятся примеры определения умения работы в команде, из
которого исходят в своей образовательной деятельности зарубежные учебные заведения. К основным составляющим работы в команде они относят способности:
• слушать коллег, прислушиваться к их мнению;
• задавать корректные вопросы;
• выражать и аргументировать свое мнение;
• помогать другим членам команды;
• делиться информацией;
• анализировать полученную информацию;
• принимать активное участие в общем обсуждении проблем, ценить вклад каждого члена команды.
В научной психологической и педагогической литературе, как отмечается в статье Е. Г. Глазуновой [4], понятие «работа в команде» подразумевает умения:
• быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме;
• выстраивать конструктивный диалог с любым человеком;
• аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения;
• признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;
• делегировать полномочия;
• как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;
• сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;
• управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий. Весьма красочно разъясняет
сущность умения работать в команде на своих лекциях и семинарах в Университете интернет-профессий «Нетология» Ангелина Шам, автор курса «Как принимать решения в команде». По ее мнению, умение работать в команде по большому счету состоит из умения конфликтовать, не разрушая себя и других.
Эти примеры демонстрируют неоднозначность толкования рассматриваемой компетенции, хотя имеющиеся различия могут показаться несущественными.
Если исходить из классификации компетенций, предложенной академиком РАО И. А. Зимней [6], то компетенция «умение работать в команде» в том толковании, которое приведено выше, может быть отнесена одновременно к категориям социальных и личностных (психофизических) компетенций. Иначе говоря, ее можно рассматривать как социально-психологическую, поведенческую (soft Skills) компетенцию. Когнитивной, знаниевой компоненты она в явном виде не содержит.
Разработчики федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3+ включили умение работать в команде в группу общекультурных компетенций и присвоили ей код ОК5. В образовательном стандарте 3++ общекультурных компетенций уже нет, зато есть универсальные компетенции, и умение работать в команде отнесено к этой группе (УК4). В Атласе новых профессий, разработанном Агентством стратегических инициатив и ставшем в своем роде бестселлером [1], компетен-
ции этой группы названы надпро-фессиональными.
В упомянутой статье Е. Г. Глазуновой [4] данную компетенцию предлагается рассматривать как общепрофессиональную, что фактически синонимично понятиям надпрофессиональная или универсальная.
В [5] и [7] высказывается мнение, что образовательные стандарты высшего образования вообще отличает отсутствие единого подхода к формированию общекультурных и профессиональных компетенций даже по родственным направления подготовки кадров, и это их серьезный недостаток.
Увы, в этой части нет единых подходов и у работодателей. Если обратиться к профессиональным стандартам, соответствие которым требуется от образовательных стандартов нового поколения, то можно увидеть, что отнюдь не во всех из них предусматривается умение работать в команде.
В подтверждение приведем два примера из инженерной сферы деятельности. В профессиональном стандарте «Специалист по эксплуатации газораспределительных сетей», утвержденном приказом Минтруда России, наличествуют 15 трудовых функций, выполняемых специалистами пятого, шестого и седьмого квалификационных уровней, умения работать в команде не предусматривается ни в одной. Это, конечно же, не значит, что «Газпром» не требует этого от специалистов. Требует и активно развивает это умение. Просто компетенция «умение работать в команде» в компании не относится к числу профессиональных. Это так называемая soft Skills компетенция.
Смотрим профессиональный стандарт «Специалист по инструментальной оснастке в автомобилестроении». В этот стандарт включена 21 трудовая функция, выполняемая специалистами третьего - шестого квалификационных уровней. Читаем: трудовая функ-
ция 3.3.6 «Обеспечение деятельности подразделений в соответствии с требованиями стандартов системы менеджмента качества» и видим в графе «необходимые умения» восемь позиций, последняя из них - умение работать в команде. Оно необходимо, согласно данному профессиональному стандарту, для выполнения трудовых функций 3.3.4 и 3.3.5. А для выполнения трудовой функции 3.3.3 «Контроль выполнения плана производства изделий» этого умения также не требуется, как оно не требуется для выполнения трудовых функций 3.3.1 и 3.3.2. То есть получается, что эта компетенция не то чтобы общекультурная или универсальная, а самая что ни на есть профессиональная.
Таким образом, единства мнений относительно того, к какому вообще виду, классу, типу компетенций относится рассматриваемая нами компетенция, действительно нет.
А это на самом деле очень важно определить, поскольку от понимания рассматриваемой компетенции зависят подходы к ее формированию и развитию. В формировании общекультурных компетенций существенную (если не первостепенную) роль играет воспитание, а профессиональных -обучение. Разве совместные игры детишек в детских садах, в песочницах, дворовые игры типа «казаков-разбойников» наших дедов и прадедов в их подростковый период, а позже всевозможные «болы» - пионербол, футбол, волейбол и прочие - не прививали молодежи умение командного взаимодействия? Разве выдававшийся в прежние времена выпускникам школ аттестат зрелости среди прочего не удостоверял определенный уровень их социализации, включавший в том числе и способность к адекватному поведению в тех малых трудовых коллективах (бригадах, звеньях, группах, отделах, управлениях), которые, как правило, являются (или должны быть) командами? Разумеется, не
всегда это умение рефлексирова-лось, да и адекватность - понятие растяжимое, у одних с этим дела обстоят лучше, у других - похуже. Это норма. Всякая компетенция, равно как и умение работать в команде, предполагает возможность различного уровня владения ею, то есть различий в компетентности.
Если еще раз и более внимательно вчитаться в приведенные выше разъяснения умения работать в команде, то можно увидеть странную вещь. В этих разъяснениях не оговаривается необходимость каждым членом команды понимания принципов, на которых построено разделение труда в команде, зон и уровня ответственности, возложенного на коллег, круга решаемых ими вопросов и их полномочий, регламента, в рамках которого они осуществляют свой должностной функционал.
Представляется очевидным, что невозможно понимать, чувствовать партнера по команде, эффективно взаимодействовать с ним без умения входить в его положение, в его образ, выстраивать в своем сознании его адекватную модель. Точно так же, как нападающий в футболе, не владеющий и не обязанный владеть мастерством защитника, тем не менее понимает, какие задачи выполняет защитник, каковы его реальные возможности, что от него можно требовать в той или иной ситуации, а чего нельзя, так и в хорошей буровой бригаде каждый помощник бурильщика знает функционал каждого члена бригады, представляет себе реальный уровень компетентности каждого в части выполнения трудовых действий и трудовых функций. Эти знания, это понимание носят вполне конкретный характер, четко привязаны к профессии. Слаженность работы команды при прочих равных условиях тем выше, чем лучше каждый член команды понимает роли и возможности партнеров по команде, а не только свои собственные. Это понимание является обязательной ком-
понентой его профессиональных компетенций. И очевидно, что тесты для ее оценки, например, у ассистентов хирурга отличаются от тестов для стюардесс гражданского лайнера.
Особую значимость это понимание приобретает в междисциплинарных командах, объединяющих специалистов различных специальностей, «говорящих на разных профессиональных языках». Яркий пример подобной междисциплинарной команды - коллектив специалистов, осуществляющий гидроразрыв продуктивного нефтяного или газового пласта. В состав этой команды численностью до 30-35 человек входят промысловый геолог, специалист по геолого-гидродинамическому моделированию месторождений углеводородов, промысловые химики (инженер и лаборант), инженер-технолог и мастер по разработке и эксплуатации месторождений углеводородов, инженер-механик, операторы различных технологических установок, геоэколог. Такие команды подобны симфоническому оркестру. Для музыканта имение играть в симфоническом оркестре отнюдь не общекультурная и не надпрофессиональная (универсальная) компетенция.
Из всего этого следует, что «умение работать в команде» - это синтетическая компетенция, объединяющая как определенные личностные качества работника, так и его профессиональные компетенции, касающиеся смысла и содержания трудовых функций и трудовых действий его партнеров, и эту компетенцию надо формировать и развивать именно как синтетическую.
«Веревочные технологии», всевозможные квесты здесь могут использоваться лишь как вспомогательные инструменты. Ничего лучшего, чем тренинги реальной работы в реальной команде с «разбором полетов», коллективной и индивидуальной рефлексией, нет и быть не может. Об этом свидетельствует весь
исторический опыт человеческой деятельности.
Воссоздать в стенах университетов профессиональную деятельность команды специалистов и операторов с тем, чтобы проводить подобные тренинги, иначе говоря, смоделировать эту деятельность, можно, в частности в формате деловых игр, и это в принципе несложно в таких сферах и в таких видах деятельности, где отсутствуют опасные производства, энергоемкие, крупногабаритные технологические установки и комплексы. Где средствами труда являются музыкальные инструменты, компьютеры, разнообразная оргтехника, программные продукты, базы данных, корпоративные сети и Интернет. Где специалисты занимаются дирижированием оркестром или хором, проектированием и конструированием, программированием и научными исследованиями, экономикой и планированием производства. Где на студенческой скамье можно получить в вузе компетенции, позволяющие работодателю увидеть в выпускниках специалистов, способных практически немедленно включиться в работу.
Осуществлять же в вузах в рамках учебного процесса специализированные тренинги, моделирующие реальную работу специалистов в команде в таких областях, как добыча полезных ископаемых, машиностроение, энергетика, металлургия, транспорт, строительство, химическая переработка минерального и углеводородного сырья, - задача в общем случае непосильная. Не каждый вуз имеет в своем составе производственный полигон в виде небольшого железнодорожного депо, мартеновского цеха, аэродрома, нефтяного или газового промысла, электростанции, шахты, нефтеперерабатывающего завода и др. Казалось, это можно было бы делать на производственных практиках. И действительно, получив возможность
работать на практике помощником бурильщика, оператором технологических установок, слесарем-сборщиком и т.п., то есть становясь членом производственного коллектива, студент, безусловно, приобретает опыт работы в команде. Однако допуск студента-практиканта к работе на этих позициях сегодня возможен при наличии у него рабочей профессии. Получение ее с соответствующей аттестацией в рамках основной образовательной программы образовательный стандарт, как известно, не предусматривает. И даже если вуз находит необходимые ресурсы и вне рамок программы предоставляет студентам возможность овладеть к началу практики рабочей профессией, необходимая рефлексия полученного опыта работы в команде не происходит, ибо она не предусматривается программами практик. И вообще, в перечень профессиональных компетенций, которые согласно прошлым и действующим образовательным стандартам должны формироваться и развиваться с помощью производственных практик, умение работать в команде не входит, поскольку эта компетенция, как уже выше было проиллюстрировано, считается общекультурной или универсальной.
Именно вследствие недостаточного для работодателя (по объективным причинам) уровня владения выпускниками инженерных вузов компетенциями практической работы, и в их числе умением работать в команде, и необходимостью в связи с этим доучивать в течение некоторого, пусть и небольшого периода времени вновь принятых на работу выпускников, определяя их на должности стажеров, доводить их до требуемых профессиональным стандартом кондиций, было предложено называть вещи своими именами, а именно рассматривать выпускников инженерных вузов с бакалаврскими дипломами на рынке труда как своего рода полуфабрикат [10].
В [9] впервые был изложен подход к развитию профессиональных компетенций, акцентированный именно на умении работать в команде, в специально спроектированной для этого, новой для высшей школы страны среде обучения - виртуальной среде производственной деятельности (ВСПД). Разработанная в рамках этого подхода образовательная технология была отмечена в 2015 году премией Правительства Российской Федерации в области образования.
В основе предложенного подхода лежали достаточно простые соображения.
Около полувека в нашей стране по телевидению транслируются сеансы связи специалистов Центра управления космическими полетами (ЦУП) с экипажами космических станций (рис. 1). На телевизионном экране мы видим большой (главный) зал, в нем несколько рядов компьютеризированных рабочих мест, а во всю лицевую стену -огромный многооконный экран. Специалисты, находящиеся на ука-
занных рабочих местах, имеют возможность при управлении пилотируемым аппаратом наблюдать за работой экипажа и общаться с ним в режиме онлайн. Они, как мы понимаем, контролируют параметры работы различных подсистем станции, фиксируют и анализируют их соответствие штатным значениям, выявляют те или иные отклонения, опасные тенденции, формируют управляющие команды. Мы понимаем также, что специалисты, работающие в зале, это своего рода вахта, представляющая собой междисциплинарную команду, команду профессионалов различного профиля.
А далее уже не трудно представить, что подобные ЦУПу центры дистанционного автоматизированного управления технологическими комплексами могут существовать (и они действительно существуют) во многих сферах инженерной деятельности: в атомной энергетике, разработке морских нефтяных и газовых месторождений, диспетчерском управлении транспортными
потоками, химической промышленности и др.
В век тотальной цифровизации, стремительными темпами вступающей в свои права, уже не является сложной задачей отобразить в цифре в форме компьютерной модели нефтяную залежь с пробуренными к ней скважинами и установленным «добычным» оборудованием, равно как и реактор атомной электростанции, систему газоснабжения мегаполиса, технологическую установку нефтеперерабатывающего завода.
А это значит, что уже существует принципиальная возможность воссоздавать в стенах инженерного вуза в виде тренажеров компьютеризованные рабочие места инженеров и операторов, осуществляющих управление промышленными технологическими комплексами и системами, а в виртуальном (цифровом) варианте, то есть компьютерными моделями, - сами эти комплексы и системы. С помощью соответствующих информационных каналов связи эти объекты связываются в единую систему, которая может
служить, естественно с известным приближением, моделью современной (цифровой) среды производственной деятельности. И эта среда может уже быть учебной средой для имитационного моделирования междисциплинарной инженерной деятельности и развития компетенции «умение работать в команде».
На рис. 2 изображен проектный вариант дизайна Центра управления разработкой месторождений нефти и газа, который был впервые представлен в заявке Губкинского университета на участие в конкурсе инновационных образовательных программ, проводившемся Мин-обрнауки России в 2006-2007 годах. Эта программа с названием «Развитие профессиональных компетенций в новой среде обучения - виртуальной среде производственной деятельности» вошла в число победителей конкурса и была подробно описана [3, 11]. На лицевой стене ЦУРМа, так же, как и в ЦУПе, многооконный экран. Но на месте глобуса 3D-модель нефтяной залежи с тремя кустами скважин. Схожесть обоих изображений служит наглядным свидетельством истоков идеи ВСПД, представленной на рис. 3.
Разработанная методология дея-тельностного обучения в виртуальной среде производственной деятельности во многом базируется на методологии организационно-дея-тельностных игр, созданной Г. П. Ще-дровицким в конце 70-х годов прошлого века для решения комплексных проблем в условиях неполной информации и коллективного действия и развитой П. Г. Щедровицким [2]. Эта методология была апробирована в ходе анализа и решения проблемных ситуаций в самых различных областях практики - от атомной энергетики до развития городов и создания территориально-сырьевых комплексов.
В настоящее время ЦУРМ Губкинского университета выглядит в соответствии с рис. 4.
В ходе проводимых в ВСПД тренингов студенты приобретают компетенции командной работы, ко-
торыми невозможно овладеть при традиционных технологиях обучения. Необходимо подчеркнуть, что это опыт и навыки междисциплинарной работы в интегрированной автоматизированной системе управления технологическими процессами нефтегазодобычи, насыщенной элементами искусственного интеллекта. То есть в среде, которая еще не стала в нашей промышленности повсеместной, но которая должна стать таковой завтра. И именно молодым специалистам, прошедшим обучение в ВСПД, предстоит приблизить это завтра, сделать все необходимое, чтобы оно не перешло в послезавтра. В этом -опережающий характер разработанной в Губкинском университете образовательной технологии.
Компетенции, о которых идет речь, включают системное видение инженерной деятельности в нефтегазовом комплексе в ее целостности, много-аспектности, стадийности, с пониманием ее целей, структуры, принципов разделения труда, содержания и места каждого вида деятельности на промысле и, соответственно, каждого участника команды, характерных конфликтов интересов в усло-
виях конкуренции на рынке энергоресурсов. Это навыки и умения совместного анализа, оценки и оптимизации проектных и управленческих решений по междисциплинарным критериям, включая оценку влияния решений, принимаемых на ранней стадии разработки, на конечные показатели нефтегазодобычи.
Сценарии тренингов, разработанные на основе методологии орга-низационно-деятельностных игр, включают формирование команд внутри междисциплинарных групп студентов (самоопределение), выявление проблемной производственной ситуации (кейса); ее анализ и схематизацию, доклады, содержащие аргументированные предложения по разрешению ситуации, и технико-экономическое обоснование предложенных решений в конкурентных условиях; коллективное обсуждение предложенных решений с выработкой единого решения.
Преподаватель-модератор, проводящий тренинг, и преподаватели, оценивающие работу каждого студента с помощью средств видеонаблюдения (их рабочие места - на балконе ЦУРМ), обеспечены специально разработанными для них
Рис. 3. Общая схема создания и реализации методологии деятельностного обучения
в виртуальной производственной среде
методическими указаниями и инструкциями.
Содержание междисциплинарных занятий при решении производственных задач, как правило, включает следующие позиции:
• формирование междисциплинарных команд;
• ознакомление команд с производственной ситуацией (кейсом) и стоящей перед ними задачей;
• распределение при необходимости функций между членами команды (лидер, генераторы идей, аналитики);
• первичный анализ командами сложившейся ситуации, выработка предложений по декомпозиции задачи;
• поэтапный анализ командами производственной ситуации, построение матрицы причинно-
следственных связей; выявление неполноты имеющихся данных, формирование при необходимости соответствующих запросов; обсуждение вариантов диагностического вывода, ранжирование по вероятности причин сложившейся ситуации; выработка предложений по требуемым управленческим и технологическим решениям; подготовка доклада-презентации с обоснованием выводов команды и предлагаемых технологических и управленческих решений; презентации команд, их коллективное обсуждение, выработка общего решения; «разбор полета», предусматривающий совместное с преподавателем - куратором команды обсуждение (рефлексию) успешно-
сти работы команды и каждого ее члена, оценку степени достижения целей командной работы. Обычная продолжительность тренинга - от четырех до шести академических часов.
Как нам представляется, предложенный нами методологический подход и реализованная в его рамках система педагогических технологий обеспечивают решение ключевых задач формирования компетенции командной работы применительно к профилю подготовки кадров в Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина. Этот подход может быть использован и для большинства направлений и специальностей, ориентированных на сферу материального производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атлас новых профессий. URL: www.skolkovo.ru/public/media/documents/
2. Буреев П., Щедровицкий П. Г. Методология может все // Эксперт. 2004. № 9 (410).
3. Владимиров А.И. Шейнбаум В. С. Подготовка специалистов в виртуальной среде профессиональной деятельности - веление времени // Высшее образование сегодня. 2007. № 7. С. 2-6.
4. Глазунова Е. Г. Формирование умения работать в команде как общепрофессиональной компетенции будущего менеджера // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. C. 61-64.
5. Дюкарев И.А, Котлобовский И.Б., Караваева Е.В. и др. О проекте «Тюнинг в России» // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 78-87.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
7. Караваева Е.В., Телешова И. Г., Ульянова М.Э. // Высшее образование в России. 2013. № 3. C. 3-13.
8. Лопатенков Г. В. Формирование у студентов умения работать в команде в процессе подготовки банковских специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2000.
9. Малышева А. Д. Способность работать в команде как общекультурная компетенция // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С.
10. Мартынов В. Г. Кошелев В. Н, Шейнбаум В. С. Теория производства полуфабрикатов и ее приложение к высшему образованию // Инженерное образование. 2012. № 6. С. 96-101.
11. Мартынов В. Г., Пятибратов П. В., Шейнбаум В. С. Развитие инновационной образовательной технологии обучения студентов в виртуальной среде профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. 2012. № 5. С. 4-8.
LITERATURA
1. Atlas novyh professij. URL: www.skolkovo.ru/public/media/documents/
2. Bureev P., Shchedrovickij P. G. Metodologiya mozhet vse // Ehkspert. 2004. № 9 (410).
3. VladimirovA.I. Shejnbaum V.S. Podgotovka specialistov v virtual'noj srede professional'noj deyatel'nosti - velenie vremeni // Vyss-hee obrazovanie segodnya. 2007. № 7. S. 2-6.
4. Glazunova E. G. Formirovanie umeniya rabotat' v komande kak obshche-professional'noj kompetencii budushchego menedzhera // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2012. S. 61-64.
5. DyukarevI.A., Kotlobovskij I.B, Karavaeva E. V. i dr. O proekte «Tyuning v Rossii» // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 8-9. S. 78-87.
6. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5.
7. Karavaeva E. V., Teleshova I. G, Ul'yanova M.Eh. // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 3. S. 3-13.
8. Lopatenkov G. V. Formirovanie u studentov umeniya rabotat' v komande v processe podgotovki bankovskih specialistov: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2000.
9. Malysheva A. D. Sposobnost' rabotat' v komande kak obshchekul'turnaya kompetenciya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. № 2. S.
10. Martynov V. G. Koshelev V. N., Shejnbaum V.S. Teoriya proizvodstva polufabrikatov i ee prilozhenie k vysshemu obrazovaniyu // Inzhenernoe obrazovanie. 2012. № 6. S. 96-101.
11. Martynov V. G, Pyatibratov P. V., Shejnbaum V.S. Razvitie innovacionnoj obrazovatel'noj tekhnologii obucheniya studentov v virtual'noj srede professional'noj deyatel'nosti // Vysshee obrazovanie segodnya. 2012. № 5. S. 4-8.