Иванова Надежда Владимировна
Ivanova N. V. к.п.н., доцент,
Зав. кафедрой экономики, НОУ ВПО ИГУПИТ Candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Head of economic department, Moscow E-mail: nada102@yandex.ru
Компетенция или компетентность?
Jurisdiction or competence?
(поддержана грантом РГНФ 12-02-00498)
Аннотация: Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность - подготовить личность к профессиональному труду.
Компетентность означает «знающий, осведомленный в определенной области».
Компетенция определяется как способность, базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной практикой, и как способность использовать знания в практической деятельности, это квалификация, полученная в результате образования.
Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Сегодня Россия столкнулась с проблемой внедрения инновационных процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства.
Одной из ключевых причин этого положения признается «нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, и нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность».
В социологических опросах, проведенных в России в 2011 году, в ответ на вопрос, дефицит каких ресурсов сдерживает развитие экономики, большинство российских предпринимателей назвало не деньги, не сырье и даже не технологии, а дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, компетентных экономистов и управленцев.
The Abstract: Vocational education has a clear functional orientation - to prepare a person for professional work.
Competence means "knowing, knowledgeable in a certain area."
Competence is defined as the ability, based on knowledge, experience, values and dispositions styah that one develops in interaction with the educational prac-asymptotics, and as the ability to use knowledge in practice, this qualification tion resulting from education.
An important component of competence is experience - integration into a whole-assimilate ennyh individual human actions, methods and techniques for solving problems.
Today, Russia is faced with the problem of the introduction of innovative processes and management at all levels and stages of development of social production.
One of the key reasons for this situation "recognizes the lack of managerial skills, able to implement innovative projects, and the lack of staff, the way-tion on innovation."
In public opinion polls conducted in Russia in 2011, in response to a question, the deficit which resources hampers the development of the economy, the majority of Russian entrepreneurs called, not money, not raw or even technology, and the lack of trained personnel, particularly competent economists and managers.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональное образование, ключевые компетенции, инновационный путь развития.
Keywords: jurisdiction, competence, professional competence, professional education, core competencies, innovative development.
Понятия компетенций и компетентности
Профессиональную компетентность специалиста можно представить как качественную характеристику личности, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний, профессиональных умений и навыков, опыта при устойчивой потребности быть компетентным.
На формирование и развитие профессиональной компетентности оказывают влияние совокупность таких факторов, как индивидуальные психофизиологические особенности личности (врожденные особенности нервной системы, анатомические особенности строения организма и т.п.), социальная среда (система социально-экономических отношений, образовательная среда образовательного учреждения, референтные группы), собственная активность личности (самообразование, самовоспитание, саморазвитие).
К внешним и внутренним условиям, определяющим готовность относятся:
• содержание задач, их трудность, новизна, творческий характер;
• обстановка деятельности, пример поведения окружающих;
• особенности стимулирования действий и результатов;
• мотивация, стремление к достижению того или иного результата, оценка вероятности его достижения;
• самооценка собственной подготовленности;
• состояние здоровья и физическое самочувствие;
• личный опыт мобилизации сил на решение задач большой трудности;
• умение контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности;
• умение самонастраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для предстоящей деятельности.
Практика свидетельствует, что проблемы выпускников учреждений профессионального образования заключаются не столько в недостаточном получении профессиональных знаний, сколько в отсутствии связующего звена между знаниями и реалиями производственной деятельности, неопределенностью жизненной (социальной и профессиональной) ситуации. Осуществление подготовки выпускников к изменяющимся условиям подразумевает усвоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных им ранее профессиональных задач; развитие возможностей потенциального переучивания на другую профессию, специальность.
* * *
Обновление содержания профессиональной компетентности, ориентированного на решение задач формирования готовности к компетентному поведению и деятельности, предполагает формирование у будущих специалистов профессионально важных умений, позволяющих:
формулировать основные цели выполняемой работы; анализировать ситуации и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы;
владеть основными методиками решения учебно-практических задач; систематизировать результаты наблюдений и экспериментов; представлять результаты в табличной и графической форме; определять характеристики результата и его надежность и др.
Совсем недавно постановка обучения и воспитания в профессиональной школе исходила из необходимости сформировать специалиста, отвечающего требованиям производства, т.е. производство рассматривалось как первичный фактор, а образование работников как вторичный, однако сама личность специалиста предъявляет все большие требования к производству, в том числе и к уровню квалификации труда.
Профессиональное развитие специалиста - это рост, становление, интеграция и реализация в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, рефлексия деятельности и успешное профессиональное самоопределение. Становление профессионала всегда несет на себе печать индивидуальности.
Индивидуализация профессиональной деятельности и профессионального общения имеет характер индивидуальных различий (непохожести людей друг на друга), она может выражаться в наличии разных устойчивых индивидуальных стилей, развиваться до индивидуального профессионального мировоззрения, нешаблонного понимания перспектив развития профессии, ее роли в обществе и т.д. Индивидуальные особенности всегда присутствуют у специалиста, но не всегда осознаются им. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции, шлифовки и совершенствования.
На основе анализа различных подходов определена структура профессиональной компетентности специалистов:
• по основанию видов профессиональной деятельности (функциональная, правовая, техническая, коммуникативная компетенции);
• по основанию профессионально важных качеств личности, востребованных в труде (познавательная, эмотивная (эмоционально-волевая), рефлексивная компетенции);
• по основанию профессиональной направленности личности (мотивационная компетенция).
Совокупность названных видов компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, общении, становлении личности и индивидуальности профессионала.
Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность - подготовить личность к профессиональному труду. Целевые установки этого образования двойственны: с одной стороны, образование имеет социально-экономическую заданность, с дру-
гой, - личностно обусловлено. Ведь профессии не только общественно востребованы, но и позволяют личности обеспечить свою жизнедеятельность и, самое главное, реализовать свой потенциал.
На рис. 1 представлена структура профессиональной компетентности.
Рис. 1. Структура профессиональной компетентности специалистов
Для оценки сформированности профессиональной компетентности используются три уровня:
• низкий уровень - осознание обучающимися обоснованности собственных действий ограничено, обнаруживалось знание и владение единичными действиями в структуре профессиональной деятельности (знание отдельных проводок, неумение оформлять корреспонденцию счетов на хозяйственную операцию);
• основной уровень - отчетливое осознание обучающимися профессиональных ситуаций, выделение в них проблемы, использование переноса имеющихся знаний и умений в новые условия, оперирование теоретическими знаниями в ходе аргументации собственных профессиональных действий, самостоятельное формулирование целей деятельности, правильное выполнение работ, однако круг компетенций ограничен (умение оформлять корреспонденцию счетов на хозяйственную операцию);
• высокий уровень - свободное владение обучающимися профессиональными знаниями и умениями, широкий перенос их в новые условия, самостоятельная постановка целей и требуемых результатов деятельности, определением процесса работы, выполнение заданий с получением высоких результатов, способность осуществлять контроль процесса и результата работы (умение не только оформлять корреспонденцию счетов на хозяйственную операцию, но и определять сальдо по счетам для формирования бухгалтерской отчетности).
Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату профессиональной деятельности. Как нам представляется, самооценка, оценка или измерение результата деятельности - единственный способ судить о компетентности. Однако если возникают жизненные ситуации, в которых человеку недостаточно имеющегося опыта, знаний или умений, то профессионал начинает изобретать новые способы деятельности, адаптировать имеющийся у него личный опыт другой деятельности к сложившейся ситуации.
Подготовка компетентного специалиста должна содержать 3 этапа: выбор профессии, обучение профессии в учреждении профессионального образования и повышение квалификации (с отрывом и без отрыва от производства).
Компетентность следует отличать от компетенции - определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать.
Компетенция - понятие многомерное, характеризующее разные сферы деятельности человека: познавательную, общественную, трудовую, бытовую (включая семейную жизнь), культурную.
Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности -совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций.
Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.
Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
С.Е. Шишов[2], ориентируясь на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 г., определяет компетенцию как общую способность специалиста мобилизировать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.
Компетенции обнаруживаются и проявляются в конкретных ситуациях (социальных и профессиональных обстоятельствах). Непроявленная компетенция представляет собой скрытую возможность и имеет потенциальный характер.
Компетенция - это интеграция знаний, умений и опыта с социально-профессиональной ситуацией. Компетенции широкого радиуса действия, присущие родственным и смежным профессиям относятся к ключевым[3].
Ключевые компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации.
Вот уже около 30 лет образование США и Европы развивается в русле именно этого подхода. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи:
• политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к раз-
ным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
• межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования;
• социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
• персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию^].
Отметим, что многие университеты США и Англии не принимают абитуриентов без экзамена на ключевые компетенции, при оценке которых используются три основных критерия:
1. Умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, составлять и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;
2. Способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, графиками, таблицами, текстами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
3. Умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции можно определить, как готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
В документе «Ключевые компетенции для Европы» компетенция включает:
• процесс учения: способность превращать знания в опыт, а опыт - в деятельность; обобщать и систематизировать знания, организовывать познавательный процесс, быть способным решать проблемы различного характера, брать на себя ответственность за свое учение и образование;
• исследование и поиск: умение работать с книгой в широком смысле слова, владение основами научной организации труда, умение работать с различными источниками информации, умение консультироваться с людьми, таким образом, вырабатывать умение самостоятельно получать информацию, уметь оформлять полученную информацию и документировать;
• организацию мыслительного процесса: обладать способностью видеть взаимосвязь между явлениями, осуществлять перенос знаний, оценивать роль различных явлений действительности и др., анализировать, сравнивать и т.д.
• общение: владеть навыками публичного выступления, уметь общаться с широкой аудиторией, способность аргументированно говорить и защищать свою точку зрения, умение слушать и принимать противоположные взгляды, умение выражать свои мысли;
• сотрудничество: умение взаимодействовать и работать в коллективе, принимать
самостоятельные решения, разрешать конфликтные ситуации.
А.В. Хуторской[4] отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.
Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.
Компетенции - это деятельностная составляющая полученного образования, которая помогает проявиться (обнаружиться) знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации[3].
Профессиональные требования к специалистам
Концептуальный отклик со стороны руководства страны, субъектов государственного управления и частного бизнеса на формирование рыночных отношений выразился в разработке ряда программных документов, прежде всего стратегии «Модернизация и инновационное развитие России». Эта стратегия может и должна быть реализована посредством развития всех отраслей экономики страны (как национальных продуктовых стратегий) как сбалансированный симбиоз модернизации традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного, транспортного и др.) и ускоренного развития высокотехнологичных отраслей и инновационных продуктов.
Встает вопрос о средствах, обеспечивающих достижение намеченных целей становления, роста и развития продуктовых стратегий, а на их основе - достижение национальных стратегических целей. Среди всех средств, к которым традиционно относятся финансы, научные знания, природные ресурсы, производственная база и т.д., ключевым является человеческий капитал как на уровне страны и регионов, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Это универсальный ресурс, благодаря которому Россия сможет компетентно создавать и использовать другие ресурсы и в итоге занять позиции мирового интеллектуального лидера.
Однако сегодня Россия столкнулась с проблемой внедрения инновационных процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства.
Внедряемые на предприятиях инновации неэффективны, затраты на разработку инновационного продукта не окупаются полученной прибылью, инновационные идеи в процессе их разработки и усовершенствования морально устаревают и т. п.
По данным исследования, специально подготовленного к Международному экономическому форуму (Санкт-Петербург, 2010 год) экспертами РЭШ, компании
PricewaterhouseCoopers в России, РВК и «Роснано», одной из ключевых причин этого положения признается «нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, и нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность».
Притом что сегодня по числу студентов вузов, приходящихся на 10 тыс. человек населения, Россия уверенно опережает практически все страны мира, качественные показатели существенно снизились.
Преподаватели вузов жалуются на низкое качество подготовки выпускников школ. В свою очередь, работодатели не только критикуют уровень подготовки выпускников вузов (особенно технических), но вынуждены их доучивать по специальным программам, затрачивая порой десятки тысяч долларов на одного нового молодого «специалиста».
В социологических опросах, проведенных в России в 2008 году, в ответ на вопрос, дефицит каких ресурсов сдерживает развитие экономики, большинство российских предпринимателей назвало не деньги, не сырье и даже не технологии, а дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, компетентных экономистов и управленцев.
Иными словами, в стране создалась парадоксальная ситуация, когда количественное предложение специалистов социально-экономических дисциплин явно превышает спрос на них, и одновременно спрос на компетентных менеджеров и специалистов экономических и правовых специальностей превышает предложение таковых.
Исходя из предпосылок, сформулированных в «13 направлениях тандема» и в Концепции «Россия-2020», где подчеркивается необходимость создания конкурентоспособного кадрового потенциала и рабочей силы, можно сделать вывод, что для социально-экономического развития страны необходимы хорошо подготовленные специалисты в приоритетных областях развития, а также достаточное количество людей, обладающих лидерскими качествами, способностями адаптироваться к новым технологическим, производственным, экономическим и социальным реалиям.
Инновационный путь развития - это переход к интеллектуальному труду, создающему новое, ранее не существовавшее. Сегодня перед Россией стоит уникальная для ее истории задача - сформировать полноценный инновационный класс, который будет способен обеспечить постиндустриальное развитие страны. От государства требуются инструменты, которые помогут вступающему в активную жизнь поколению генерировать идеи и воплощать их.
Высокие темпы востребованности управления как вида профессиональной деятельности наблюдаются в бизнесе промышленно развитых стран. Развитие ее теории и практики в них признается одним из приоритетных направлений современного менеджмента.
Это находит отражение в:
• разработке национальных программ по подготовке специалистов по управлению персоналом (управлению человеческими ресурсами);
• создании системы учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов по управлению персоналом;
• развитии широкой сети консалтинговых услуг в области социально-кадрового аудита и кадрового менеджмента;
• придании направлениям работы по управлению персоналом в организациях значительного внимания и повышения статуса служб управления персоналом и их руководителей до уровня первых заместителей руководителя и ряд других.
На рис. 2 представлены общие принципы управления человеком.
Рис. 2. Общие принципы управления человеком в организации
Признание управления как вида профессиональной деятельности проявилось и в создании широкой сети общественных международных и региональных структур, объединяющих специалистов по управлению из различных стран. За столетие практически сформировались самостоятельные системы управления персоналом: восточная (прежде всего японская), европейская, американская.
Управление человеческими ресурсами - главная функция любой фирмы и рассматривается как система организации и управления процессами отбора, обучения и оценки кадров, являясь подсистемой в общей корпорационной структуре. Управление человеческими ресурсами само представляет собой сложную систему.
Так компетентность или компетенция?
В случае компетентностного подхода, целевой ориентацией является достижение максимально тесного сопряжения между полученной выпускником квалификацией (знаниями, умениями, навыками) и его реальной профессиональной деятельностью, социально востребованной практикой, включая его способность и готовность применять профессиональные знания и умения, умение работать в группе, принимать эффективные решения и др.
Современная трактовка компетентностного подхода к образованию определяется проектом, имеющим название «Tuning Project» - «Настройка образовательных структур в Европе», согласно которому компетенции включают: «знание и понимание», «знание как действовать», «знание как быть».
Можно кратко сформулировать основные компоненты компетентностного подхода.
Компетентность означает «знающий, осведомленный в определенной области». По словам Ж. Перре, «быть компетентным - значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт».
Компетенция определяется как способность, базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной практикой, и как способность использовать знания в практической деятельности, это квалификация, полученная в результате образования.
Исходя из изложенного, можно предположить, что основной задачей образовательного процесса является подготовка компетентных специалистов, а компетенции приобретаются в процессе работы.
На рис. 3 представлена схема формирования специальности (финский вариант реализации подготовки специалиста).
Рис. 3. Квалификационный стандарт - компетенция на уровне специальности
Из представленной схемы видно, что основной задачей на конечной стадии является подготовка узкого специалиста. При таком подходе (а именно этот принцип заложен при подготовке бакалавров) задача подготовки компетентного специалиста не решается, т.к. узкий специалист должен пройти переподготовку, что бы освоить смежную специальность. А для того, что бы стать руководителем, он должен получить дополнительное образование.
Таким образом, можно констатировать, что обобщенная профессия - это магистр, а специальность - бакалавр.
Если рассматривать проблему формирования в высшем профессиональном образовании магистров экономического профиля, то целесообразно говорить о компетентностном подходе, т. е. о подготовке компетентного специалиста и о наборе компетентностей, без которых такого специалиста создать невозможно.
Если же ставить вопрос подготовки бакалавров или же специалистов рабочих специальностей, то целесообразно говорить о выработке у них специфических компетенций, определяющих их дальнейшую профессию.
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. Леднева В.С., Никандрова Н.Д., Рыжакова М.В. - М.:, 2002.
2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86 с.
3. Панина Л.П., Сафонова Е.Г., Сыманюк Э.Э. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Зеера Э.Ф.; Нижнетагил. гос. проф. колледж. Екатеринбург, 2002. - 75 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. № 5. С. 55-61.
Алимова Н. К. , Павлов А. А. , Персонология как ответ на вызовы глобальных проблем современности, Интернет-журнал "Науковедение", НОУ ВПО "ИГУПИТ", 2010, 6-
2. Бойков А.И. Оценка и анализ качества образовательных услуг в условиях современной рыночной экономики НАУКОЗНАНИЕ
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 (3) 2011
3. Павлов А.П. , Хайкин Р.М. , Воробьева А.М. , Хафизов Р.И. , Качество обучения, интеллектуальная собственность и аудиовизуальные произведения, Москва, 2009-Русский
4. Под общей редакцией Ивановой Н.В. группа авторов, Компетентность специалиста управления в экономике, ИГУПИТ, 2010- Русский
5. Суреева М.Н. , Инвестирование в человеческий капитал: новый подход к решению старых проблем, Теоретический и научно-методический журнал, ГОУ ВПО "ГУУ", Москва, 2010, 7, 182 - 183- Русский
6. Хайкин Р.М. , Павлов А.П. , Контент аудиовизуального произведения и юзабилити лекционного процесса в экономическом ВУЗе., 2009- Русский
7. Иванова Н.В. , Профессиональная компетентность как условие конкурентоспособности выпускника на рынке труда, Профессиональное образование, ИРПО, Москва, 2005, 1-Русский
8. Павлов А. П. Потребности и качество жизни: исходные теоретические положения Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" 0421200136\0003 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 (10) 2012
Павлов А. П., Яковлева Л. В. Ретроспектива различных подходов к анализу понятия «качество жизни» Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" 0421100136\0068 НАУКОВЕ-ДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №3 (8) 2011
10. Павлов А.П. Качество жизни - новое видение
11. Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" 0421100136\0002 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 - 2011 (6) ЯНВАРЬ - МАРТ 2011
12. Алимова Н.К., Павлов А. А. Персонология как ответ на вызовы глобальных проблем современности Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" 0421100136\0007 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 - 2011 (6) ЯНВАРЬ - МАРТ 2011
Русский
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
13. Кирсанов К.А. Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИН-ФОРМРЕГИСТР"
0421100136\0008 НАУКОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ №1 - 2011 (6) ЯНВАРЬ -МАРТ 2011
14. Бохан А.Е. Операционализация понятия социокультурная идентификация личности Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" 042110013 6\0009
15. Кострюкова Н.Н. Перспективы развития нетипичных видов занятости в научной сфере Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" 0421100136\0020
16. Боровков С. Е. Функции и профессиональные задачи руководителя общеобразовательного учреждения Идентификационный номер ФГУП НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" 042110013 6\0021 Науковедение Интернет-журнал Выпуск 2 - 2010 (3)
17. Павлов А.А. Информационные технологии на кадровой службе Интернет-журнал Выпуск 2 - 2010 (3)
18. Павлов А.П. Инвестиции в человеческий капитал элиты Науковедение Интернет-журнал Выпуск 2 - 2010 (3)
19. Павлов А.П., Суреева М.Н. Качество жизни в проблематике развития современной элиты Науковедение Интернет-журнал Выпуск 2 - 2010 (3)
20. Павлов А.П., Яковлева Л.В. Анализ понятия «качество жизни» на современном этапе в условиях кризиса Науковедение Интернет-журнал Выпуск 1 - 2009 (1)
21. Павлов А.П., Иванова Н.В., Иванова Н.Ю., Иванов КВ., Мастуров И.Я., Мохов А.И., Сафронов В.М. От бакалавра к магистру через повышение компетентности специалистов Науковедение Интернет-журнал Выпуск 1 - 2009 (1)
22. Павлов А.П., Иванова Н.В., Иванова Н.Ю., Иванов КВ., Мастуров И.Я., Мохов А.И., Сафронов В.М. Стандарты и повышение компетентности специалистов Науковедение Интернет-журнал Выпуск 1 - 2009 (1)
23. Яковлева Л.В. Социальный портрет руководителя высшего управленческого звена вуза, Вестник университета, ГУУ, Москва, 2010, 7, 129 - 130- Русский.