Научная статья на тему 'Компетенции компаний в экономике знаний'

Компетенции компаний в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ КОМПАНИИ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / COMPANY'S COMPETENCES / INNOVATION / ECONOMY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова С. А., Маркова В. Д.

В статье углубляется понятие компетенций компании, проводится их сравнительный анализ, на основе которого делается вывод о том, что значимые для экономики знаний возникающие компетенции появляются в малых инновационных фирмах либо инновационно ориентированных крупных компаниях-интеграторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competences of the Companies in Economy Knowledge

Extended understanding of company's competences is presented in the paper. General conclusion is based on the comparative analysis of competences result. According to these results emerging competences which are important for the economy of knowledge appear either within small innovative firms or within large companies-integrators with innovative orientation.

Текст научной работы на тему «Компетенции компаний в экономике знаний»

УДК 330.101

С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: ksa@ieie.nsc.ru

КОМПЕТЕНЦИИ КОМПАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

В статье углубляется понятие компетенций компании, проводится их сравнительный анализ, на основе которого делается вывод о том, что значимые для экономики знаний возникающие компетенции появляются в малых инновационных фирмах либо инновационно ориентированных крупных компаниях-интеграторах.

Ключевые слова: компетенции компании, инновации, экономика знаний.

В современных условиях обострения конкуренции и нестабильности внешней среды основой для создания устойчивого конкурентного преимущества становятся компетенции компании, заключенные в технологиях, знаниях, ноу-хау, интегрированные в организационные системы и бизнес процессы. Важнейшей задачей для компании становится идентификация «ключевых компетенций» и выработка путей их дальнейшего развития с учетом изменений во внешней среде и в соответствии со стратегическими целями компании.

Компетенции компании (организационные компетенции) мы будем рассматривать как специфический ресурс компании, приобретаемый путем коллективного обучения и накопления опыта. Этот ресурс, основанный на использовании технологий, знаний, умений и навыков персонала, проявляется в процессе производства и распределения продукции или услуг и представляет ценность для потребителей.

Многообразие компетенций компании приводит к тому, что появляются их различные классификации. Например, по месту возникновения могут быть выделены три основных типа ключевых компетенций:

• маркетинговые компетенции, связанные с доступом к рынку;

• операционные компетенции, связанные с эффективностью текущей (операционной) деятельности компании;

• инновационные компетенции, связанные с изменениями как в сфере операционной деятельности, так и в сфере маркетинга.

С позиций инновационной деятельности возможно иное деление ключевых компетенций компании, а именно на существующие и возникающие (новые) компетенции (рис. 1). Сравнительная характеристика компетенций компании приведена в табл. 1.

Взрыв интереса к компетенциям компании был вызван работой Г. Хамэла и Г. Прахалада [1], которая ввела и развила понятие ключевых компетенций компаний, обладающих следующими отличительными признаками:

• универсальность - они обеспечивают компании потенциальный доступ к широкому спектру рынков («Хонда» - автомобили, мотоциклы, газонокосилки, «Canon» - копиры, принтеры, сканеры, фото- и видеокамеры);

• уникальность, позволяющая дифференцироваться от конкурентов (ключевые компетенции практически не воспроизводимы конкурентами, так как представляют собой систему технологий и навыков, опыта и взаимодействия компании, которая обеспечивает извлечение синергизма);

• ценность для потребителей (компетенции обеспечивают воспринимаемую потребителями выгоду продуктов компании).

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Том 8, выпуск 2 © С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова, 2008

Рис. 1. Одна из возможных классификаций компетенций компании

Таблица 1

Характеристика компетенций компании

Компетенции Описание

Ключевые Уникальные и трудные для имитации Присущи конкретной компании, принадлежат ей, а не конкретным людям Требуют времени для их формирования (накопленные во времени) Требуют поддержки и расширения (накопление опыта, управление знаниями) Залог будущего компании, основа ее конкурентоспособности

Поддерживающие Систематизированы, осмысленны, более подвержены имитации Легко приобретаются, но и легко теряются Имеют родовой характер, близки к ключевым факторам успеха Широко применяются всеми конкурентами, они существенны для данного отраслевого рынка

Возникающие Появляются в быстро развивающихся сферах знаний и технологий В комплексе с существующими ключевыми и поддерживающими компетенциями обеспечивают потенциальные возможности для развития новых направлений бизнеса и освоения новых рынков

По образному выражению, ключевые компетенции компании - это нечто вроде клея, который скрепляет все компоненты бизнеса, и одновременно движущая сила развития новых направлений бизнеса. Чем больше их используют, тем больше они развиваются и улучшаются, т. е. ключевые компетенции не изнашиваются, но спящие компетенции устаревают. Ключевые компетенции не являются продуктами; способностями, которыми обладают все конкуренты; чем-то таким, чем обладает лишь одно подразделение компании; ее единственным умением. Следовательно, ключевые компетенции компании - это уникальные компетенции, которые трудно воспроизвести, скопировать или заместить, создающие основу устойчивого конкурентного преимущества на длительный период и определяющие индивидуальную модель бизнеса. Перечислим идеи подхода, основанного на понятии ключевых компетенций.

1. Устойчивое конкурентное преимущество компании кроется не в ее продуктах, а в ключевых компетенциях. Истинные источники преимуществ следует искать в способности менеджмента консолидировать имеющиеся технологии, производственные навыки и опыт в компетенции, которые позволяют компании быстро адаптироваться к меняющимся возможностям.

2. Ключевые компетенции компании лежат в основе более чем одного ее продукта, влияют на деятельность более чем одной бизнес-единицы. Примеры ключевых компетенций: «Sony» - миниатюризация, «Canon» - комбинация точной механики, оптики и микроэлектроники, Honda - эксперт в области двигателей.

3. Понятие ключевых компетенций предполагает, что крупная компания с дивизиональной структурой должна рассматриваться не как совокупность стратегических бизнес-единиц, но как набор компетенций, которые не обязательно относятся к одному из направлений. Иными словами, при выделении бизнес-единиц создаются условия для эффективных инноваций применительно к конкретным продуктовым рынкам, но при этом могут ограничиваться возможности развития новых компетенций. Компании с жесткими границами между бизнес-единицами характеризуются стратегией углубления компетенций, тогда как компании с гибкими внутренними границами ассоциируются со стратегией, основанной на расширении компетенций.

4. Определение и развитие ключевых компетенций компании зависит от ее стратегических целей, которые определяют «карту будущего».

Подход Хамэла и Прахалада, в соответствии с которым во главу угла корпоративной стратегии ставится развитие ключевых компетенций компании, отражает процессы, изначально проявившиеся в практике успешных наукоемких компаний. Так, немецкая компания-лидер в использовании результатов революции в органической химии «IG Farben» организовывала на корпоративном уровне множество технических комитетов, для того чтобы использовать новые технологические возможности вне зависимости от границ подразделений. Это заложило основу ее развития в таких сферах, как пластмассы, фармацевтика и др. Иными словами, компания использовала открывающиеся технологические возможности для формирования новых (возникающих) и развития существующих компетенций. Такой компетентностный подход оказал огромное влияние на принятии решений об организации НИОКР, распределение ресурсов и, в конечном счете, на формирование стратегии развития компании.

В современной динамичной внешней среде постоянно возникают новые компетенции компаний в сфере IT-технологии, сервиса, менеджмента и т. д., которые оказывают воздействие на стратегии и операционную деятельность компаний.

Хороший пример трансформации компании по мере расширения спектра технологических компетенций дает шведская телекоммуникационная компания «Ericsson». Каждое новое поколение продукта (мобильные телефоны, кабели) требовало расширения спектра технологических компетенций. Процесс аккумулирования технологий включал как расширение связи с внешними источниками знаний, так и большие расходы на НИОКР, обеспечивая возрастающую сложность продукта.

Важно отметить, что ключевые компетенции компании со временем могут превратиться в основные ограничения ее развития. Это может случиться вследствие того, что сложившиеся компетенции являются основными для сегодняшних продуктов компании, соответственно руководители и персонал компании являются специалистами именно в них. Если доминирование сложившихся компетенций становится слишком значительным, то менеджеры компании рискуют недооценить необходимость развития новых (возникающих) компетенций.

В принципе возможно несоответствие ключевых компетенций компании потребностям рынка. Данное явление, которое наблюдалось в российской экономике в годы перестройки, в сочетании с важностью развития ключевых компетенций с позиций долгосрочной конкурентоспособности компании определяет необходимость управления компетенциями компании.

S

[2

о «

о и

о Л

5

ю

m

CS К го

«

CS

К <ц

К

Поддерживающие компетенции

Скрининг Покупка лицензий

Рутинные компетенции

Аутсорсинг

Возникающие компетенции

Поиск ниш

Формирование

спроса

Имитируемые

Уникальные

Сложность имитации компетенций

Рис. 2. Матрица компетенций компании и возможных управленческих решений

Для систематизации и наглядного представления возможных управленческих решений, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций, полезно классифицировать компетенции компании на основе двухмерных матриц, широко известных в теории менеджмента (рис. 2).

В матрице компетенций компании в качестве переменных могут быть использованы, например, такие факторы, как вклад компетенций в создание потребительской ценности (значительный - незначимый) и сложность имитации компетенций (уникальные - имитируемые). В квадратах матрицы приведены возможные управленческие решения по развитию различных типов компетенций.

С точки зрения инновационного развития компаний наиболее важным является управление формированием возникающих компетенций, связанных с новыми сферами знаний и технологий, которые в сочетании с существующими ключевыми или поддерживающими компетенциями могут создать базу для выпуска новых высокотехнологичных продуктов, формирования новых рыночных ниш и стандартов потребления.

На наш взгляд, компетенции, возникающие на основе новых знаний, решают две значимых проблемы инновационного развития экономики на макро- и микроуровне:

• они позволяют преодолеть разрыв между новыми знаниями и их практическим применением в экономике страны и практике конкретных компаний;

• именно возникающие компетенции обеспечивают стратегический рост компаний, их конкурентную уникальность.

Соответственно необходимо последовательное выявление и выбор наиболее значимых, с точки зрения стратегических целей компании, возникающих компетенций, управление их развитием в направлении интеграции с существующими ключевыми компетенциями компании как основы для развития новых направлений бизнеса и формирования новых рыночных ниш.

Естественно, что одним из факторов, влияющих на набор и приоритеты развития компетенций компании, является масштаб ее деятельности.

Инновационный бизнес Традиционный бизнес

Эмпирический анализ российской практики инновационной деятельности 1 позволил авторам выделить три размерных типа компаний (рис. 3):

1 Исследования при поддержке гранта РГНФ, по заказу Администрации Новосибирской области, исследования, проведенные под руководством авторов слушателями образовательных программ, реализуемых в НГУ, в том числе программы дополнительного профессионального образования «Менеджер инновационного бизнеса», реализуемой в рамках Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентская программа).

• малые инновационные компании;

• крупные и средние компании с традиционной моделью бизнеса;

• крупные инновационно ориентированные компании с интегрированной моделью бизнеса (компании-интеграторы, имеющие венчурные и консолидирующие структуры).

Каждый тип компаний имеет свою модель поведения на инновационном рынке, свой стратегический фокус деятельности и характеризуется своими методами и подходами к управлению. Сравнение подходов к управлению традиционным и инновационным бизнесом с позиций объектов, процедур и методов приведено в табл. 2.

Таблица 2

Операционный и инновационный менеджмент

Управление операциями (традиционный бизнес) Управление инновациями (инновационный бизнес)

Известный, отработанный процесс, реализуемый на основе старых знаний и навыков Процесс со многими неизвестными, продуктом которого являются реализованные на практике новые знания, технологии, технические решения

Коммерческая деятельность - создание текущей ценности и доходов Научно-внедренческая деятельность - создание будущих возможностей, завтрашних доходов

Четкие процедуры и регламенты, описывающие основные бизнес-процессы: разработки, закупки, производство, маркетинг и пр. Тесное переплетение творчества и рутины, готовность к рискам и неудачам, уникальность бизнес-процессов

Предсказуемые результаты, известные процессы, четкие правила принятия управленческих решений Неопределенность результатов, сроков и событий, многоальтернативность, недостаток информации при принятии управленческих решений

Консерватизм и бюрократия, иерархия, контроль издержек Гибкость и адаптивность, предприимчивость, энтузиазм и эксперименты

Методы прогнозирования, оптимального и календарного планирования, аналогий, экономико-статистические методы Динамичное обучение, обучение на ошибках, интуиция, адаптация, развитие динамических способностей

Традиционные игроки, роли и модели поведения Новые игроки, роли и модели поведения

Данное сравнение свидетельствует о наличии глубоких различий в подходах к управлению традиционным и инновационным бизнесом, которые особенности компетенций компаний разного типа и процессов их эволюции.

Таблица 3

Сравнение ключевых компетенций компаний

Малые инновационные компании Традиционный бизнес Компании-интеграторы

Компетенции, обеспечивающие гибкость, быстрое реагирование на изменения Компетенции, ориентированные на высокую эффективность операционной деятельности и финансовый результат Компетенции в сфере развития интегрированной модели бизнеса, которая сочетает традиционную модель с инновационным предпринимательством (внутренними венчурами)

Инновационное предпринимательство, ориентированное на формирование возникающих компетенций Медленные улучшающие инновации с ориентацией на развитие ключевых и поддерживающих компетенций Непрерывный поток улучшающих инноваций + инновационное предпринимательство

Консерватизм, присущий традиционным бизнес-моделям и порождающий сопротивление изменениям, ориентация менеджмента на краткосрочный результат и эффективность операций, сложившиеся каналы поставок и сбыта препятствуют развитию новых (возникающих) компетенций в компаниях традиционного бизнеса, оставляя это поле малым инновационным фирмам и крупным инновационно ориентированным компаниям-интеграторам, объединяющим в единой структуре традиционное производство и инновационные подразделения, во-

влеченные в развитие новых высокотехнологичных направлений бизнеса (отдельные рисковые проекты, венчур-центры и т. д.). Как правило, компании-интеграторы разрабатывают внутренние процедуры, направленные на преодоление барьеров, разделяющих инновационный и традиционный бизнес (табл. 3). Естественно, крупные инновационно ориентированные компании-интеграторы обычно развивают широкий спектр компетенций, хотя только в некоторых из них они достигают уникальности.

В целом можно сделать вывод о том, что управленческая функция в части возникающих компетенций, как свидетельствует слабо формализованный опыт зарубежных и российских компаний, может быть реализована либо в малых инновационных компаниях, полем деятельности которых собственно и является отбор и апробация новых идей и технологий, либо в инновационных подразделениях крупных интегрированных компаний, где также работает предпринимательская модель инновационного процесса, тогда как компании традиционного бизнеса со временем становятся «потребителями» созданных компетенций.

Недостаточный уровень развития в экономике России малого инновационного бизнеса и крупных инновационно ориентированных компаний является одной из значимых причин отставания страны в высокотехнологичных отраслях, замедленного формирования возникающих компетенций компаний в экономике знаний.

Список литературы

1. Хамэл Г., Прахалад Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

Материал поступил в редколлегию 11.03.2008

S. A. Kuznetsova, V. D. Markova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Competences of the Companies in Economy Knowledge

Extended understanding of company's competences is presented in the paper. General conclusion is based on the comparative analysis of competences result. According to these results emerging competences which are important for the economy of knowledge appear either within small innovative firms or within large companies-integrators with innovative orientation.

Keywords: company's competences, innovation, economy of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.