Научная статья на тему 'Компетентностный подход в учебно-методических комплексах юриста высшей школы'

Компетентностный подход в учебно-методических комплексах юриста высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иншакова Агнесса Олеговна, Рыженков Анатолий Яковлевич, Цыцылина Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в учебно-методических комплексах юриста высшей школы»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ ЮРИСТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Иншакова Агнесса Олеговна

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права,

Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН ainshakova@list.ru, gimchp@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Рыженков Анатолий Яковлевич

Доктор юридических наук,

профессор кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН 4077778@list.ru, gimchp@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Цыцылина Татьяна Леонидовна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН meteorain@yandex. т, gimchp@volsu. т

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

о <м

Н' л

Ц Современные тенденции модернизации и реформирования сферы высшего образова-г ния предопределили новые методологичес-^ кие подходы к реализации научно-педагоги-§ ческой деятельности. Среди них компетент-§ ностный подход к образовательному процес-| су. Компетентностный подход к подготовке

Рч

г современных специалистов, в том числе и в ^ области юриспруденции, предполагает ком-§ плексный сбалансированный набор получае-Ц мых студентами знаний, в котором теоретическим и практическим навыкам отдается

к

¡г одинаковое предпочтение.

Федеральные государственные образовательные стандарты - это не формальное переименование предшествующих документов, имевших аналогичное функциональное значение в системе высшего образования. Новый стандарт имеет другую структуру, которая не имеет градации на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Остается только федеральный уровень при наличии в каждом цикле базовой и вариативной части. Новый стандарт позволяет оперативно реагировать на социально-экономические потребности общества и уделяет больше внимания прак-

тической подготовке студентов. Таким образом, новые образовательные стандарты предоставляют вузам возможность использования более либеральных подходов в реализации учебных программ при параллельном увеличении роли самостоятельной подготовки, ориентированной на региональный рынок труда с учетом его специфики и спроса.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и иные формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

C учетом компетентностного подхода к обучению преподавателями обновляются учебно-методические материалы структурных подразделений высших учебных заведений. Среди них, в первую очередь, актуализации подверглись учебно-методические комплексы, рабочие программы и методические рекомендации по написанию и оформлению выпускных квалификационных работ в соответствии с их новой дифференциацией, предполагающей все уровни обучения по Болонс-кой образовательной системе.

Не осталась в стороне от процессов обновления своей учебно-методической базы и кафедра гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета, базовая кафедра ЮНЦ РАН. Среди прочих вновь подготовленных и актуализированных учебно-методических материалов авторским коллективом кафедры был подготовлен «Практикум по дисциплинам гражданско-правовой специализации»1 и «Рекомендательные стандарты оформления результатов научно-исследовательских работ и

" 2 научно-педагогической практики»2.

Практикум содержит весь набор необходимых материалов для практических за-

нятий со студентами-бакалаврами по основным темам дисциплин, составляющих основу гражданско-правовой специализации и номенклатуру специальности 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Практикум состоит из пяти разделов, каждый раздел начинается с определения цели и задач изучения той или иной дисциплины, а также включает в себя авторскую программную аннотацию осваиваемой темы, список вопросов, подлежащих рассмотрению на семинарском занятии; задания для студентов, задачи, образцы тестовых заданий, список тем курсовых и выпускных квалификационных работ; вопросы для подготовки к зачету и экзамену; списки специальной и учебной литературы, нормативных актов и материалов судебной практики.

Семинарские занятия способствуют уяснению буквы и духа закона, формируют у студентов необходимые практические навыки применения правовых норм к конкретной жизненной ситуации. Систематизация необходимого для изучения курса материала, осуществленная в практикуме, призвана обеспечить качественную подготовку студента к занятию.

Теоретическая подготовка в соответствии с логикой практикума должна базироваться на изучении не только учебной, но и научной, в том числе новейшей, литературы. Студент должен быть готов как к устной дискуссии по вопросам темы, так и к письменному ответу. Особое внимание должно уделяться решению задач и выполнению заданий.

Представленные в практикуме задачи также систематизированы по темам и охватывают наиболее сложные вопросы. Подготовка студента к практическому занятию должна начинаться с изучения нормативных актов по теме, учебной и специальной литературы. Завершается подготовка к практическому занятию решением задач. Решение должно быть подробно обоснованным, то есть помимо итогового вывода содержать умозаключения, приведшие к нему. Все задачи требуют письменного решения.

Авторский коллектив полагает, что постоянное решение задач и тестовых заданий поможет студенту научиться правильно применять нормы права и теоретические положения

к конкретным случаям, понять практическое значение основных институтов гражданского, предпринимательского, семейного и международного частного права, а также проверить, насколько эти нормы и положения усвоены.

Выполнение представленных в пособии заданий способствует развитию логического мышления, умения анализировать текст нормативного акта, материалов судебной практики. Многие задания направлены на формирование навыков составления договора, а также иных документов, сопровождающих договорную работу.

Что касается учебно-методического пособия «Рекомендательные стандарты оформления результатов научно-исследовательских работ и научно-педагогической практики», то оно представляет собой разработанные в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ рекомендации по написанию выпускных учебных и научных работ.

Пособие состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен правилам оформления учебных, научно-исследовательских работ студента и выпускных квалификационных работ, научных работ - магистерских и кандидатских диссертаций. Отдельный раздел отведен порядку прохождения научно-педагогической практики магистрами. Первые навыки по написанию научных работ студенты приобретают при написании научно-исследовательских работ на начальных этапах образовательного процесса в вузе. Очень часто научно-исследовательские работы студента представляют собой последовательное исследование одной избранной и заинтересовавшей автора научной либо практической проблемы. В процессе обучения в вузе, совершенствуясь в научной сфере, студент может развивать заинтересовавшую его проблему в выпускной квалификационной работе, а также обращаться к научным изысканиям по заданной теме на страницах магистерской и кандидатской диссертаций.

Комплексный подход к изучению одной научной либо практической проблемы с позиции различных отраслей юридической науки, безусловно, будет способствовать выполнению на основе цикла ранее выполненных научно-исследовательских работ выпускной квалификационной работы. Впоследствии, уже на более профессиональном теоретическом уровне,

автор может продолжить работу над заинтересовавшей его научной проблемой на страницах магистерской и кандидатской диссертаций.

Вместе с тем научно-исследовательские работы, выполняемые студентом в рамках разных дисциплин, могут быть направлены на исследование различных проблемных аспектов юриспруденции, что способствует научному поиску автора, а также на исследование различных проблемных аспектов юриспруденции, что способствует научному поиску автора и выбору впоследствии наиболее интересной темы исследования для подготовки выпускной квалификационной работы, а затем -магистерской и кандидатской диссертаций.

В методическом пособии рассмотрены все стадии процесса написания научно-исследовательской работы студента, выпускной квалификационной работы, проведена четкая сущностная градация работ бакалавриата и магистратуры, а также магистерской и кандидатской диссертаций, от первоначальных сведений о том, что представляет собой та или иная учебная или научная работа, как сориентироваться в многообразии задач подготовительного периода, как выбрать тему, руководителя, кафедру, как правильно оформить работу, до процедуры защиты.

Желаем комфортного образовательного процесса!

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Практикум по дисциплинам гражданско-правовой специализации : учеб.-метод. пособие / авт. коллектив: И. В. Балтутите, А. О. Иншакова, Н. В. Кагальницкова [и др.] ; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. О. Иншаковой ; Федер. гос. авт. обра-зоват. учреждение высш. проф. образования «Вол-гогр. гос. ун-т», Каф. гражд. и междунар. частного права, базовая каф. Юж. науч. центра Рос. акад. наук. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2014. - 441 с.

2 Рекомендательные стандарты оформления результатов научно-исследовательских работ и научно-педагогической практики: специальность «Юриспруденция» : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. О. Иншаковой, канд. юрид. наук, доц. М. Ю. Козловой ; Гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», Каф. гражд. и междунар. частного права, базовая каф. Юж. науч. центра Рос. акад. наук. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2014. -135 с. - Прил.: с. 107-134.

COMPETENCY APPROACH IN ACADEMIC TEXTBOOKS OF LAWYER IN HIGHER SCHOOL

Inshakova Agnessa Olegovna

Doctor of Juridical Sciences, Professor,

Head of the Department of Civil and International Private Law,

Volgograd State University, Base Department of Southern Scientific Center

of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS)

ainshakova@list.ru, gimchp@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Ryzhenkov Anatoliy Yakovlevich

Doctor of Juridical Sciences, Professor, Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Base Department of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS) 4077778@list.ru, gimchp@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Tsytsylina Tatyana Leonidovna

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Department of Civil and International Private Law,

Volgograd State University, Base Department of the Southern Scientific Center

of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS)

meteorain@yandex.ru, gimchp@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.