Научная статья на тему 'Компетентностный подход в современном казахстанском образовании'

Компетентностный подход в современном казахстанском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалгимбекова А.Б.

В условиях поступательно-динамичного развития общества все более востребованными становятся новые парадигмальные подходы в организации образовательного процесса. Именно компетентностный подход к отбору содержания и оценке качества образования нацелен на решение проблем современного образования, приведения его в соответствие с требованиями общества. Профессиональное совершенствование будущего педагога следует перевести в процесс профессионального становления, управлять им с целью придания ему позитивной направленности. Необходима модернизация теоретических оснований образовательных систем в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирование нового периодического мышления в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалгимбекова А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в современном казахстанском образовании»

№ 1 - 2006 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 373/378(574)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.Б. Шалгимбекова

Казахский гоударственный педагогический институт (г. Костанай, Казахстан)

В условиях поступательно-динамичного развития общества все более востребованными становятся новые парадигмальные подходы в организации образовательного процесса. Именно компетентностный подход к отбору содержания и оценке качества образования нацелен на решение проблем современного образования, приведения его в соответствие с требованиями общества. Профессиональное совершенствование будущего педагога следует перевести в процесс профессионального становления, управлять им с целью придания ему позитивной направленности.

Необходима модернизация теоретических оснований образовательных систем в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирование нового периодического мышления в обществе.

Ключевые слова: компетентностный подход, системообразующие элементы общего образования, гуманизация

В условиях поступательно-динамичного развития общества все более востребованными становятся новые парадигмальные подходы в организации образовательного процесса. Одним из них является компетентностный. Различая понятия "компетентность" и "компетенция", многие исследователи считают, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обусловливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности. В структуре ключевых компетентностей выделяются: компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, способов приобретения знаний из различных источников информации; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение социальных и профессиональных ролей); компетенция в сфере социально-трудовой деятельности (анализ ситуации на рынке труда, оценка профессиональных возможностей, ориентирование в нормах и этике трудовых взаимоотношений), компетенция в бытовой сфере (здоровье, семья); компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности (организация свободного времени).

Именно компетентностный подход к отбору содержания и оценке качества образования нацелен на решение проблем современного образования, приведения его в соответствие с требованиями общества.

Образовательная политика Республики Казахстан реализуется через создание и внедрение Государственного общеобязательного стандарта образования. Этот стандарт выдвигает требования к результатам образования.

Впервые сделан серьезный шаг по реализации компетентностного подхода, то есть по переходу на новую педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры.

Образовательные результаты в виде ЗУН, а также ключевых компетентностей, находят свое отражение в содержании всех образовательных областей, учебных предметов и являются главной идеей государственного образовательного стандарта 12-летнего общего и среднего образования.

Определены следующие ключевые компетентности как ожидаемые результаты:

• компетентность разрешения проблем и самоменеджмента;

• информационная компетентность;

• коммуникативная компетентность.

Концептуальные основы изменения содержания образования состоят в постепенном переходе от учебно-предметной парадигмы, основанной на усвоение ЗУН к ориентации на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов образования с учетом особенностей личности.

Вводятся три уровня овладения компетентностями соответственно трем уровням образования 5+5+2.

1. Компетентность разрешения проблем и самоменеджмента позволяет:

о определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

о ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения (т.е. разрабатывать технологии, адекватные задаче);

о осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов;

о выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации;

о отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, четко следовать технологии.

2. Информационная компетентность позволяет:

о принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

о самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;

о самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;

о обрабатывать информацию, применяя логические операций (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);

o использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

3. Коммуникативная компетентность позволяет:

o использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях;

o отбирать и использовать стали и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;

o выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;

o осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации;

o строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.

Образовательные результаты в виде знаний, умений и навыков, а также ключевых компетентностей, регламентированные Государственным общеобязательным стандартом 12-летнего среднего общего образования, находят свое отражение в образовательных программах по предметам и учебно-методическом сопровождении.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. Компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные предметы (образовательные области), получая всякий раз деятельностное, личностно и социально значимое воплощение на соответствующем материале. В результате удается объединить учебные предметы в единое целостное содержание, определив системообразующие элементы общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей.

Образовательные компетенции оказываются системными характеристиками личностно-ориентированного подхода к образованию. А проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать целостное компетентностное образование.

Серьезной причиной, тормозящей реализацию Концепции развития образования РК, может стать субъективно-психологическая причина - несформированность у определенной части будущих учителей, отвечающего стратегии модернизации, педагогического сознания и педагогического мышления.

Для каждого студента цель развития индивидуальности выглядит по-своему. Одним в мотивационной, личностной сфере следует стремиться к саморазвитию, другим -мотивы достижения или же необходимость развивать профессионально важные качества мышления или овладение способами осуществления педагогической деятельности.

В связи с чем, мы считаем, что профессиональное совершенствование будущего педагога следует перевести в процесс профессионального становления, управлять им с целью придания ему позитивной направленности.

Личностно-ориентированный подход должен создавать условия для полноценного развития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личности в самоизменении, самоопределении и самоактуализации.

В основу личностно-ориентированной направленности д.б. положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы всех участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности студента к профессиональному совершенствованию.

Таким образом, личностно-ориентированный подход означает персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения в этот процесс личностного процесса (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

Персонализация и диалогизация опирается на применение целей системы форм сотрудничества. При этом соблюдается определенная последовательность, динамика, от максимальной помощи студенту по преодолению профессиональных затруднений (в процесс обучения и практик) к постоянному нарастанию их собственной активности в практической деятельности.

Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности ЦПП, Данная закономерность составляет основу индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию в необходимости совершенствования профессионально-практического уровня будущего учителя, его самореализации. Это, в свою очередь, дает возможность студенту, начинающему учителю испытать чувство радости и удовлетворения самосознания собственного самосовершенствования.

Гуманизация образования всех уровней - важнейшая задача, стоящая перед казахстанским образованием в настоящее время.

Современные тенденции развития образования можно представить в табл. 1.

Табл. 1

Прошлое настоящее Настоящее будущее

Преподаватель - режиссер учебного процесса Режиссура лежит в структуре материала, положенного в основу обучения

Ответственность берет на себя преподаватель Ответственность берет на себя студент

Реализация умения работать под руководством Реализация умения работать самостоятельно

Активность преподавателя превышает активность учащегося Активность учащегося выше активности преподавателя

Содержание этой таблицы показывает, что все-таки многие из нас работают пока так, как записано в левом столбце таблицы.

Беседуя с преподавателями, анализируя их индивидуальные планы и рабочие программы, силлабусы, иногда приходится читать и слышать, что делаются заявки на формирование у студентов мышления, на реализацию индивидуального подхода в

процессе обучения. В это же самое время преподаватели затрудняются указать, какие именно индивидуальные особенности студентов учитываются ими. Это можно увидеть в табл. 2.

Табл. 2

Традиционное образование Модель образования, построение на идее гуманизации

Человек - средство Человек - цель

Приобщение человека к науке, производству Приобщение человека к полноценной, самостоятельной жизни в демократическом обществе

Формирование ЗУН Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности

Усвоение образца деятельности Опыт творческой деятельности

Механизм трансляции и репродукции Механизм творчества

Ориентация на среднестатического обучаемого Учет индивидуальных особенностей

Оценка результатов деятельности Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества

Оценка с точки зрения историзма, социально-нормативные требования Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок, ценностей

Давление на личность через коллектив Свобода личности

В основе - категория деятельности В основе - категория взаимодействия

Универсальность требований Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний - высокий и разный)

Ясно одно: переход к новой модели нельзя совершить путем "скоропостижных" действий. Необходима модернизация теоретических оснований образовательных систем в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирование нового периодического мышления в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.