Раздел IV. Компьютерные технологии в образовании, менеджменте и медицине
УДК 65.015
В.А. Петраков, А.Е. Зверяко КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема взаимосвязи между программой подготовки специалиста и требованиями работодателей. Для исследования были проанализированы наиболее перспективные профессии на рынке труда для направления подготовки «Ме-
». -
, -
.
Качество образования; компетенция; знание; навык; опыт работы; программа под; .
V.A. Petrakov, A.E. Zveryako THE COMPETENCE APPROACH IN THE SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION
The paper considers the problem of interrelation between the expert preparation program and employers requirements. The most perspective trades on a labour market for the preparation direction of « Management in technics and technologies » have been analysed for research . The
paper based the urgency of introduction the new educational system where the education adapta-
tion principle to demanded competence will be formed.
Quality of education; the competence; knowledge; skill; operational experience, the program of preparation; training ground.
Качество образования понимается как «соответствие норме», а норма - требуемый уровень знаний и компетенций, зафиксированный, прежде всего, в государственных образовательных стандартах и паспортах специальностей, а также декламируемый требованиями работодателей.
Обучение основам профессиональной деятельности осуществляется, в основном, в модельном варианте, а соответствующие опыт и навыки формируются в процессе практической деятельности. В этом смысле приобретаемые обучаемыми умения, опыт и навыки носят академический характер. При этом неизбежно формируется разрыв между профессиональной деятельностью в реальных условиях и уровнем профессиональной подготовки специалиста [1]. С тем, чтобы оценить направления адаптации образования к требуемым компетенциям, нужно определить связи между программой подготовки специалиста и требованиями работодателей по определенным специальностям и направлениям. Для достижения этой цели построим модель - «формирование компетенций» (рис. 1).
По направлению подготовки «Менеджмент в технике и технологиях» найдены наиболее подходящие паспорту специальности профессии на рынке труда . - - , . , . - ( 100 ) -
мой компетенций, запрашиваемых работодателями в период с 01.07.09 г. по 15.02.10 г.: аналитик (по отраслям), системный аналитик, аналитик-маркетолог, менеджер по качеству, инженер-анадитик, специалист по ИТ.
1
Формирование компетенций
Требования работодателя к квалификации Компетенция Связь с программой подготовки Значение
X1 Пользование ПК (Навыки использования технологий офисных приложений MS Word, Excel, Power Point, Internet Explorer, Opera, Access, MS Office Share Point Server , Microsoft Dynamics AX (Axapta)) Сильная 1
X2 Знание ОС (Unix (для статистических данных банки, казначейство и т.д.), Linux (программирование, Internet technologies), Windows XP и выше) Сильная 1
X3 Навыки программирования на С, C++,XML, SQL, Delphi Слабая 0
X4 Навыки администрирования локальных сетей Сильная 1
X5 Навыки создания Интернет-сайтов и веб-дизайн (HTML, PHP, Java) Сильная 1
X6 Навыки работы с компьютерной графикой. (3DMAX) Слабая 0
X7 Навыки моделирования и проектирования ИС, анализа бизнес-процессов Сильная 1
X8 Знание иностранных языков и деловых коммуникаций Сильная 1
X9 Знание основных механизмов функционирования рынка и производство товара Сильная 1
X10 Опыт организации производства товара Слабая 0
X11 Навык моделирования на стадиях , изготовления сложных технических , , конструкций (системы ANSYS, NASTRAN, ABAQUS) Слабая 0
X12 Знание маркетинга Сильная 1
X13 Навык генерации новых идей Сильная 1
X14 Методы исследования операций Сильная 1
X15 Методы управления качеством Сильная 1
X16 Документоведение Слабая 0
Окончание табл. 1
Требования работодателя к квалификации Компетенция Связь с программой подготовки Значение
X17 Опыт участия в разработках, проектах Слабая 0
X18 Аналитические способности, коммуникабельность, активность, инициативность, внимательность Сильная 1
X19 Профессиональное владение одним из статистических пакетов SPSS, Statistica, SAS (опыт применения кластерного , , сетей) Слабая 0
X20 Опыт работы в области менеджмента качества, знание стандартов серии ISO Слабая 0
X21 Наличие организаторских способностей Слабая 0
X22 Знание основ стратегического менеджмента Сильная 1
X23 Опыт разработки стратегии в организации Слабая 0
Рис. 1. Несвязный граф (отражает множество зависимостей между требованиями работодателей и навыками)
Хп - множество компетенций, требуемых работодателем;
Уп - множество компетенций по образовательной программе;
У2 - владение современными методами системного анализа объектов и про, ;
У4 - владение методами анализа и синтеза систем автоматического управления объектами различного назначения;
У8 - базовые языки и основы программирования, типовые программные про, -лиза и управления. Администрирование;
У10 - современные информационные технологии, включая САЬ8-технологии, методологию структурного синтеза интегрированных информационных моделей; У12 - -
- ;
У14 - - ;
У15 - , , .
видов моделирования технических и социально-технических систем.
, Хп -
Уп, , -
мые образовательной программой: опыт участия в разработках, проектах, опыт работы в области менеджмента качества, документоведение, навык моделирования на стадиях разработки, проектирования и изготовления сложных технических систем и т.д. Почти в 90 % вакансий необходим опыт работы в подобной сфере.
, -
ния компетенций в вузе необходимо сформулировать информационно, . 2.
Требования Аналш мировое
работодателя рынка
Учебная программа подготовки -----------N
Ф-
Формирование компетенций
Система
компетенций
специалиста
Рис. 2. Формирование компетенций На формирование компетенций специалиста основное воздействие оказывают , - , где происходит множество инновационных процессов, а основным является постоян-, , , -ления, ответственного за обеспечение «превращения знания в навык». Образовательной системе нужен некий учебный полигон, на котором обучаемый мог бы ощутить подобие реальной среды предприятия. При успешном освоении всего учебного комплекса происходит адаптация специалиста к требованиям работодателя. Таким обра-,
технологии и создавать учебные полигоны на базе образовательной системы, что значительно повысит качество высшего профессионального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сенашко В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. - 2009. - № 4. - С. 19.
Петраков Владимир Александрович
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет».
E-mail: kaf_sau @mail.ru.
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105.
Тел.: 88632633158; 88632638498.
Зверяко Анастасия Евгеньевна
E-mail: anzveryako@yandex.ru.
Petrakov Vladimir Alexandrovich
Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
105, Bolshaya Sadovaya, Rostov-on-Don, 344006, Russia.
E-mail: kaf_sau @mail.ru.
Phone: +78632633158; +78632638498.
Zveryako Anastasiya Evgen’evna
E-mail: anzveryako@yandex.ru.
УДК 515
E.B. Малая, Ю.Ф. Пивоваров
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
В данной статье обосновывается актуальность использования компьютерных технологий при изучении технических дисциплин. Представляется целесообразность использования компьютерной программы по начертательной геометрии. Совершенствование учебного процесса позволит развить пространственное мышление обучаемых.
Компьютерные технологии; компьютерное программы; начертательная геометрия.
E.V. Malaja, Y.F. Pivovarov
APPLICATION OF THE COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION
SUSTEM STUDYENG THE DISCIPLINE THE «THE DESCRIPTIVE
GEOMETRY»
In the given article we substantiate the urgency of using computer technologies while studying the technical disciplines. We presented the expediency of using developed computer program on descriptive geometry. The perfecting of the study process make it possible to develop the spatial intellectual thinking of pupils.
Computer technologies; computer program; descriptive geometry.
В настоящее время в системе образования появились новые формы обучения и контроля успешно дополняющие традиционные методы. Новые технологии появились благодаря компьютеризации общества и позволяют индивидуализировать и автоматизировать образовательный процесс. Широкое применение нашли компьютерные средства обучения (КСО) при изучении технических дисциплин.
В зависимости от решаемых педагогических задач КСО подразделяются на 4 группы:
♦ средства теоретической и технологической подготовки;
♦ средства практи ческой подготовки;