УДК 316.4
DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-218-222
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Касьяненко Алла
Николаевна
Пономарев
Игорь
Евгеньевич
кандидат социологических наук, профессор,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ]
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69].
E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com
старший преподаватель, Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ] (344002, Россия,
г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69].
E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com
Аннотация
В связи с расширением «знаниевой» парадигмы с помощью дополнения данной парадигмы «компетентностной» составляющей, а также применением системы дистанционного обучения в образовании, авторы статьи обращаются к вопросам компетентностного подхода в рамках подготовки преподавателя физкультурно-спортивного профиля для системы дистанционного обучения. Опираясь на ФГОС ВО по физической культуре и спорту и особенности системы дистанционного обучения, авторы данного исследования считают, что для преподавателя физкультурно-спортивного профиля в системе дистанционного обучения важны такие компетенции, как информационно-коммуникационная, компьютерная грамотность, знания психолого-педагогических принципов при организации учебного процесса, умение применять различные формы организации учебного процесса.
Ключевые слова: образование, молодежь, студенческая молодежь, обучающиеся, выпускники, компетенции, компетентностный подход, физическая культура, спорт, дистанционное обучение.
Активные трансформационные процессы, происходящие в общественной системе, вносят изменения в работу всех социальных институтов, среди которых находится и институт образования.
Институт образования способствует формированию человеческого капитала, который в свою очередь выступает в качестве драйвера экономического развития страны. Система образования отвечает за то, какими знаниями, умениями и навыками будет обладать специалист на момент выхода на современный рынок труда. В свою очередь эффективное формирование и развитие рынка труда в России способствует корректировке компетенций обучающихся, получающих знания на базе учебных заведений.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий вызывает перестройку образовательной среды, инициирует поиск новых подходов к подготовке практико-ориентированных специалистов различных сфер деятельности, формирует социальный заказ со стороны общества на подготовку специалистов, владеющих теорией и методикой организации дистанционного обучения.
Ситуация, сложившаяся в мире в начале 2020 года в связи с распространением новой корона-вирусной инфекции, обуславливает важность и значимость для современного преподавателя владение навыками работы в системе дистанционного обучения. Особую актуальность в рамках системы дистанционного обучения приобретают компетенции преподавателей, осуществляющих обучение по физической культуре и спорту, что обуславливает цель данного исследования.
В связи с тем, что институт образования играет важную роль в жизни общества - способствует формированию человеческого капитала, что обеспечивает стабильность государства, многие ученые занимаются исследованиями в области образования. Ф.Э. Шереги рассматривает образование с точки зрения социального института, отмечая функции и дисфункции института образования, а также описывает критерии эффективности образовательной системы, среди которых важную роль играет экономика как потребитель конечной продукции образовательной системы [1]. Наиболее разработанными направлениями в социологии образования также являются: образовательные стратегии молодежи [2; 3], процесс социализации молодежи в рамках вуза, вопросы социального здоровья студенческой молодежи [4;5; 6], образ и профессиональные качества преподавателя в системе высшего образования [7].
Вследствие перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты и компетентностный подход в системе образования, исследователей интересует процесс формирования компетенций обучающихся [8].
В рамках данного исследования следует обратиться к работам ученых, которые посвящены таким вопросам, как развитие профессионально-физкультурных компетенций по проектированию оздоровительных технологий в системе подготовки специалиста по физическому воспитанию [9], формированию общекультурных компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях [10]. Особый интерес в связи с реформированием системы российского образования представляют работы, направленные на изучение реализации дистанционного образования в системе высших учебных заведений [11; 12].
Анализ научной литературы по предметному полю исследования свидетельствует о том, что вопросы, связанные с системой образования, активно отражаются в рамках различных концептуальных исследований. В связи с трудностями, с которыми столкнулась система образования в настоящий период времени в рамках реализации потокового дистанционного обучения, нам представляется наиболее целесообразным рассмотреть именно использование компетентностного подхода при подготовке преподавателя физкультурно-спортивного профиля для работы в рамках системы дистанционного обучения.
В рамках реформирования системы российского образования происходит расширение «зна-ниевой» парадигмы с помощью дополнения данной парадигмы «компетентностной» (деятельност-ной] составляющей. Компетенции представляют собой обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [13]. Компетентностный подход носит комплексный, междисциплинарный характер и ориентирован на овладение обучающимися не только знаниями и умениями, но и на готовность их использовать в профессиональной деятельности [14]. В рамках компетентностного подхода к образованию обучающийся в процессе получения физкультурно-спортивного образования учится самостоятельно добывать и выстраивать личностные знания на основе разноплановой информации, обучается ставить задачи и усваивать способ мышления, приводящий к открытию новых знаний.
Обращаясь к компетентностному подходу в рамках подготовки преподавателя физкультурно-спортивного профиля, отметим, что выпускники по направлениям подготовки «Физическая культура и спорт» могут осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере образования и науки, а также в сфере физического воспитания, физической культуры и спорта1.
В рамках освоения основных образовательных программ по направлениям подготовки физ-культурно-спортивного профиля выпускники готовятся к решению задач профессиональной тренерской, педагогической, рекреационной, организационно-управленческой, организационно-методической, научно-исследовательской деятельности и усваивают универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции. В результате освоения основных образовательных программ физкультурно-спортивного профиля выпускнику необходимо овладеть компетенциями в сфере системного и критического мышления, научиться разрабатывать и реализовывать проекты, освоить и уметь применять навыки командной работы, овладеть способностью управлять своим временем, правильно выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития. Специалист в сфере физической культуры и спорта в процессе обучения должен овладеть способностью правильно организовать совместную деятельность и взаимодействие участников в области физической культуры и спорта.
Знания, умения и навыки, получаемые обучающимся в процессе освоения образовательной программы по направлению физической культуры и спорта, чаще всего применяются выпускниками в рамках непосредственных контактных занятий с воспитанниками, но социальная реальность меняется и в жизнь человека приходят информационные технологии, которые развивают возможности дистанционного обучения.
Дистанционное обучение - это педагогическая деятельность, в рамках которой организовывается интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучающимися (акторами], так и между акторами дистанционного обучения и интерактивным источником информационного ресурса. Дистанционное обучение отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения], осуществляемые в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий [15].
Для работы в системе дистанционного обучения у обучающегося физкультурно-спортивного профиля помимо универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций должны быть сформированы компетенции по образовательным телекоммуникациям для того,
1 Приказ об утверждении ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура от 19.09.2017 г. № 940; Приказ об утверждении ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 Спорт от 25.09.2019 г. № 886.
чтобы будущий преподаватель смог организовать и осуществлять дистанционное обучение. В настоящее время активно развиваются платформы для реализации дистанционного обучения. В образовательной среде популярной и доступной является платформа Moodle. Она имеет множество возможностей для предоставления слушателям курса теоретической информации при помощи размещения презентационного материала, разделов книг, гиперссылок на полезные ресурсы. Также Moodle позволяет размещать видеоматериалы, проводить видеоконференции и составлять задания для проверки пройденного материала слушателями курса с отслеживанием выполнения заданий в реальном времени. Помимо Moodle активно используются для дистанционного общения в рамках процесса обучения возможности Zoom, Microsoft Teams и других платформ.
При организации дистанционного обучения преподавателю по физической культуре и спорту необходимо не только овладеть умением пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, также нужно уметь правильно разработать календарно-тематический план работы со слушателями курса с использованием различных интерактивных видов деятельности. Работа с аудиторией опосредованно осложняется тем, что преподаватель не может увидеть реакцию обучающегося на предоставляемую информацию, что требует от преподавателя выстраивать демонстрационный материал четко, лаконично, понятно. У слушателей обязательно должна быть возможность дать обратную связь преподавателю - написать сообщение в чате или задать вопрос во время собрания. Рефлексия с обучающимися в дистанционном обучении очень важна для более эффективной работы преподавателя. Дисциплины по физическому воспитанию трудно воспринимать через экран монитора, особенно это касается практических занятий, поэтому видео-уроки от преподавателя обязательны в формате дистанционного обучения. Для видео-уроков преподаватель должен хорошо владеть навыками коммуникации, заинтересовать аудиторию слушателей, доступно объяснять выполнение того или иного упражнения, четко указывать на возможные ошибки и быстрое их устранение учеником самостоятельно. Именно от этих навыков преподавателя будет зависеть эффективность практических занятий.
Таким образом, в рамках реализации образовательных программ физкультурно-спортивного профиля обучающимся обязательно необходимо овладеть универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, учитывая возможность работы в формате дистанционного обучения. Для реализации дистанционного обучения важно владеть информационно-коммуникационной компетенцией, компьютерной грамотностью, знаниями психолого-педагогических принципов при организации учебного процесса в системе дистанционного обучения, которые позволят обеспечить интерактивность на протяжении всего процесса обучения и повысят мотивацию и вовлеченность студентов в процесс обучения. Также для преподавателя физкультурно-спортивного профиля, осуществляющего работу в системе дистанционного обучения, важно уметь применять различные формы организации учебного процесса и осуществлять выбор соответствующего стиля руководства и общения. Грамотное применение данных компетенций на практике позволит сделать курсы по физической культуре и спорту в системе дистанционного обучения интересными, информативными и полезными для слушателей.
Литература
1. Шереги Ф.Е. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформируется. 2015. № 13. С. 12 - 36.
2. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи]. М.: ИС РАН, 2012. 332 с.
3. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152 - 182.
4. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., Zritineva EI., Kasyanov V.V., Bahutashyili T.V., Ponomarev P.A. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia). International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 250 - 257.
5. Гафиатулина Н.Х., Шевченко А.М., Самыгин С.И. Социальное здоровье студенческой молодежи с позиций концепции адаптации и адаптационных ресурсов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 8. С. 30 - 33.
6. Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х., Пономарев И.Е. ^циологическая диагностика как метод измерения шциального здоровья молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 3. С. 28 - 32.
7. Фадеева И.М., Морозова Н.Н., Крылова Ю.Е. Социальные и психологические аспекты имиджа преподавателя исследовательского университета // Интеграция образования. 2012. № 4 (69]. С. 92 - 97.
8. Боровкова Т.И., Зачиняева Е.Ф. Ключевые компетенции педагога в эпоху постмодерна // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1 // URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=27392 (Дата обращения: 19.04.2020].
9. Kasyanov V.V., Ponomarev I.E., Gluzman Yu.V., Zagutin D.S., Kosinov S.S., Tolstokora O.N., BeletovaJ.B. Sport and health-saving technologies in the structure of state youth policy. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 3. С. 129 - 137.
10. Драндров Г.Л., Файзуллин И.Ф. Формирование у студентов вузов физической культуры и спорта общекультурных компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23185 (Дата обращения: 19.04.2020]
11. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distanteionnoe-obuchenie-kak-odno-iz-sredstv-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-studentov-v-vuze (Дата обращения: 19.04.2020].
12. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-distantsionnyh-elektronnyh-uchebnyh-kursov-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (Дата обращения: 19.04.2020].
13. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании: монография. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010. 107 с.
14. Орлова Л.В. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (Дата обращения: 20.04.2020].
15. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители: И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.
Ponomarev Igor Evgenyevich, Candidate of Sociology, Professor, Rostov State University of Economics (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com
Kasianenko Alla Nikolaevna, Senior Lecturer, Rostov State University of Economics (RINH] (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com COMPETENT APPROACH WITHIN THE PREPARATION OF TEACHING THE PHYSICAL TRAINING SPORTS PROFILE FOR REMOTE LEARNING SYSTEM
Abstract
In connection with the expansion of the "knowledge" paradigm by supplementing this paradigm with a "competency" component, as well as the use of distance learning systems in education, the authors of the article address the issues of competency-based approach in the preparation of a sports teacher for a distance learning system. Based on the Federal State Educational Standard of Higher Education on physical culture and sports and the features of the distance learning system, the authors of the article consider that such competencies as information and communication, computer literacy, knowledge of psychological and pedagogical principles in organizing training process, the ability to apply various forms of organization of the educational process. Keywords: education, youth, students, students, graduates, competencies, competency-based approach, physical education, sports, distance learning.
References
1. SHeregi F.E. Obrazovanie kak social'nyj institut: funkcii i disfunkcii // Rossiya reformiruetsya. 2015. № 13. P. 12 - 36.
2. CHerednichenko G.A. Obrazovatel'nye traektorii i professional'nye kar'ery (na materialah sociologicheskih issledovanij molodezhi]. M.: IS RAN, 2012. 332 p.
3. CHerednichenko G.A. Rossijskaya molodezh' v sisteme obrazovaniya: ot urovnya k urovnyu // Voprosy obra-zovaniya. 2017. № 3. P. 152 - 182.
4. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., Zritineva E.I., Kasyanov V.V., Bahutashyili T.V., Ponomarev P.A. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia]. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. T. 8. № 2.1. P. 250 - 257.
5. Gafiatulina N.H., SHevchenko A.M., Samygin S.I. Social'noe zdorov'e studencheskoj molodezhi s pozicij kon-cepcii adaptacii i adaptacionnyh resursov // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2019. № 8. P. 30 - 33.
6. Kas'yanov V.V., Gafiatulina N.H., Ponomarev I.E. Cociologicheskaya diagnostika kak metod izmereniya co-cial'nogo zdorov'ya molodezhi // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2020. № 3. P. 28 - 32.
7. Fadeeva I.M., Morozova N.N., Krylova YU.E. Social'nye i psihologicheskie aspekty imidzha prepodavatelya is-sledovatel'skogo universiteta / / Integraciya obrazovaniya. 2012. № 4 (69). P. 92 - 97.
8. Borovkova T.I., Zachinyaeva E.F. Klyuchevye kompetencii pedagoga v epohu postmoderna // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 1 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27392 (Data obrashcheniya: 19.04.2020).
9. Kasyanov V.V., Ponomarev I.E., Gluzman Yu.V., Zagutin D.S., Kosinov S.S., Tolstokora O.N., Beletova J.B. Sport and health-saving technologies in the structure of state youth policy. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. T. 8. № 3. P. 129 - 137.
10. Drandrov G.L., Fajzullin I.F. Formirovanie u studentov vuzov fizicheskoj kul'tury i sporta obshchekul'turnyh kompetencij v processe volonterskoj deyatel'nosti na krupnyh sportivnyh meropriyatiyah / / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 6 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23185 (Data obrashcheniya: 19.04.2020)
11. Leont'eva I.A. Distancionnoe obuchenie kak odno iz sredstv povysheniya kachestva obrazovaniya studentov v vuze // Vestnik YUUrGGPU. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-odno-iz-sredstv-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-studentov-v-vuze (Data obrashcheniya: 19.04.2020).
12. Leont'eva I.A., Rebrina F.G. Primenenie distancionnyh elektronnyh uchebnyh kursov v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly // Vestnik YUUrGGPU. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/primenenie-distantsionnyh-elektronnyh-uchebnyh-kursov-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (Data obrashcheniya: 19.04.2020).
13. Sergeev G.A. Kompetentnost' i kompetencii v obrazovanii: monografiya. Vladimir: Izd-vo Vladimirskogo gos. un-ta, 2010. 107 p.
14. Orlova L.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe vuza // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2011. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (Data obrashcheniya: 20.04.2020).
15. Tolkovyj slovar' terminov ponyatijnogo apparata informatizacii obrazovaniya / sostaviteli: I.V. Robert, T.A. Lavina. M.: Binom. Laboratoriya znanij, 2012. 69 p.
УДК 316.74:77 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-222-226
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «INSTAGRAM» КАК НОСИТЕЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Сериков кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и
Антон регионоведения Южного федерального университета (344006, Россия,
Владимирович г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160). E-mail: avserikov@sfedu.ru
Сальников магистр зарубежного регионоведения; специалист по учебно-
Артём методической работе, Институт социологии и регионоведения Южного
Владимирович федерального университета (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160). E-mail: artem.salnikov.94@mail.ru Аннотация
Целью статьи является исследование роли источников визуальной информации в современном обществе. Процессы виртуализации и визуализации создали новую социальную реальность, которая изменила повседневную жизнь индивидов. Анализу этих процессов, обусловленных ростом популярности социальных сетей, посвящена представленная работа. Помимо мгновенной передачи информации, визуальные источники способны оказывать влияние на сознание индивидов и социальных групп, транслируя новые нормы и ценности и формируя общественное мнение. Положительные и отрицательные эффекты от этих процессов попробовали описать и оценить авторы в своем исследовании.
Ключевые слова: Интернет, «Instagram», социальная сеть, виртуальное пространство, идентичность, самопрезентация, социальные группы, фотография, коммуникация.
Говоря о статусе современной фотографии, которая попала под воздействие процессов глобализации, информатизации и компьютеризации, можно констатировать, что она в очередной раз за всю свою историю стала интересной для исследователей. Это связано с процессом переплетения визуальных источников информации в виртуальном пространстве, развитием социальных сетей, интеграцией этих сетей друг с другом и новыми формами мышления и проведения досуга. Фотография в социальных сетях становится не только образом и продолжением автора, но у нее возникает явная способность создавать через визуальные образы совершенно иной способ отношения