Научная статья на тему 'Компетентностный подход в профессиональном образовании маргиналов в Мексике и Венесуэле'

Компетентностный подход в профессиональном образовании маргиналов в Мексике и Венесуэле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАРГИНАЛОВ / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МЕКСИКИ И ВЕНЕСУЭЛЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / COMPETENCE APPROACH / VOCATIONAL EDUCATION OF MARGINAL INDIVIDUALS / EDUCATION SYSTEMS IN MEXICO AND VENEZUELA / MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жижко Елена Анатольевна

В статье рассмотрено использование компетентностного подхода в профессиональном образовании маргиналов в Мексике и Венесуэле. Анализ работ латиноамериканских исследователей показал, что модернизация образовательных систем, согласно основным положениям Болонской декларации, в начале XXI в. обусловила обеспечение профессионального образования маргиналов в Мексике и Венесуэле на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION OF MARGINAL INDIVIDUALS IN MEXICO AND VENEZUELA

The use of the competence approach in vocational education of marginal individuals in Mexico and Venezuela is considered in the article. The Latin American researchers’ works analysis displayed that the modernization of the educational systems in accordance with the basic regulations of the Bologna Declaration, which has begun in the early XXI, has determined the assurance of vocational education of marginal individuals in Mexico and Venezuela, based on competency approach.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в профессиональном образовании маргиналов в Мексике и Венесуэле»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ КОНТЕКСТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МАРГИНАЛОВ В МЕКСИКЕ И ВЕНЕСУЭЛЕ

В статье рассмотрено использование компетентностного подхода в профессиональном образовании маргиналов в Мексике и Венесуэле. Анализ работ латиноамериканских исследователей показал, что модернизация образовательных систем, согласно основным положениям Болонской декларации, в начале XXI в. обусловила обеспечение профессионального образования маргиналов в Мексике и Венесуэле на основе компетентностного подхода.

На современном этапе развития профессионального образования в формировании его содержания используется новый концептуальный ориентир - компетентност-ный подход. Традиционно цель профессионально-технического образования - дать учащимся определённый набор знаний, умений, навыков, необходимых специалисту. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Обществу и прежде всего работодателю, производству нужны работники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать жизненные и профессиональные проблемы. Эти способности во многом зависят не от полученных знаний, умений и навыков, а от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляют-

Е.А. Жижко

Ключевые слова:

компетентностный подхода;

профессиональное образование маргиналов; системы образования Мексики и Венесуэлы; модернизация образовательных систем.

© Е.А. Жижко 63

ся понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Для обозначения профессиональных знаний, умений, навыков в современной практике профессиональной подготовки маргинальных слоев социума Мексики и Венесуэлы используется термин «профессиональная компетенция», который означает способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями рабочего места, то есть выполнять задачи и следовать стандартам, принятым на предприятии, в организации или отрасли.

Понятие компетентности и проблема совершенствования системы образования путем внедрения компетентностного подхода активно обсуждается в педагогической науке такими учеными, как А. Авраменко, В. Анищенко, В. Байденко, Н. Бибик, В. Болотов, К. Бондаревская, В. Васылюк, В. Введенский, А. Жук, И. Зимняя, И. Ермаков, В. Ковальчук, Н. Копылова, К. Корсак, Н. Кузьмина, С. Кульневич, И. Курджас, А. Маркова, А. Михайличенко, А. Овчарук, Л. Паращенко, А. Парфенова, А. Пометун, А. Посторонко, Дж. Равен, С. Ракова, Т. Равчина, А. Россошанская, Г. Селевко, В. Сериков,

A. Сытник, И. Тараненко, С. Трубачева, А. Хуторской, Т. Чопик, Е. Шорт и др. Некоторые вопросы, связанные с профессиональной компетентностью, рассматриваются в трудах таких ученых, как М. Васильева,

B. Кремень, Т. Лебединец, Л. Лукьянова, А. Маркова, Н. Нычкало, Л. Петровская, Л. Пуховская, С. Сыслева, В. Тюрина и др.

Большой толковый словарь современного украинского языка так определяет «компетенцию» и «компетентность». Компетенция - глубокое знание чего-либо; круг полномочий какой-либо организации, учреждения или лица. Компетентность - производное от «компетентный», т.е. имеющий достаточные знания в какой-либо области, осведомленный, толковый, квалифицированный; который имеет определенные полномочия, полноправный, полновластный [1].

По определению экспертов из стран Европейского Союза, понятие «компетентность» следует рассматривать как способность эффективно и творчески применять знания и умения в межличностных отношениях ситуациях; как умения взаимодействовать с другими людьми в социальном и профессиональном контекстах [3, с.3].

Ученые европейских стран считают, что приобретение знаний, умений и навыков, направленное на совершенствование компетентности личности, способствует ее интеллектуальному и культурному развитию, форми-

рованию у нее способности быстро реагировать на запросы времени [10].

В Болонской декларации качество образования трактуется как совокупность компетенций, позволяющих устанавливать сбалансированность между спросом и предложением квалифицированных кадров на рынке труда. Исходя из этого, в современных системах образования должен происходить переход от квалификационной модели к компе-тентностной модели специалиста, менее жестко привязанной к конкретному объекту и предмету труда, обеспечивающей мобильность выпускников. При этом важнейшей стратегической задачей профессионального образования в эпоху постиндустриального общества является переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме обучения (передачи компетенций) [3, с.3].

Латиноамериканские ученые, в том числе исследователи Мексики и Венесуэлы, которые занимаются вопросами компетентностно-го подхода в профессиональном образовании (М.Арнольд, Ф.Арсе-Гурза, Г.Байардо, К.Баррон, Б.Вальдеррама, А^ас-Барр^а, Р.Дшгвол, М.ГШен, В.Гомес-Кампос, Х.Енебраль, Ф.Естевес-Луго, Г.Естрада-Корреа, К.Муньйос, Т.Пачеко-Мендес, Г.Пеньялоса-Суарес, Х.Родр^ес, М.Фернандес-Енггга, Х.Фернандес-Перес, Е.Фрейдсон, А.Хирш-Адлер и др.), выделяют два основных направления толкования понятия «профессиональная компетенция»:

1) компетенция как способность человека действовать в соответствии со стандартами;

2) компетенция как характеристика личности, которая позволяет ей добиваться результатов в работе [7, с. 28-43.].

Первый подход можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», потому что в его фокусе находятся качества человека, обеспечивающие успех в работе.

По мнению латиноамериканских исследователей, существуют профессиональные компетенции, а также компетенции, владение которыми необходимо каждому работающему человеку, живущему в информационном обществе, стремительно развивающемся. Примерами этого являются управленческие компетенции; организационные навыки; коммуникативные навыки; умение проводить презентацию; умения, необходимые для управления проектами; умение работать в команде; надежность; ответственность; умение продвигать дело и влиять на людей. К профессиональным компетенциям специалистов

можно отнести следующие: умение добросовестно и качественно работать, знание, умение и навыки в профессиональной области; коммуникативные умения и навыки, способность вести беседу, общаться [10].

В латиноамериканской педагогике одной из категорий организационно-методического обеспечения профессионального образования является формирование профессиональных компетенций. В основе профессионального обучения лежит выполнение практических задач, а также овладение теоретическими знаниями будущей специальности и общеобразовательное развитие. Первичная профессиональная подготовка на уровне освоения определенного ремесла осуществляется путем индивидуального ученичества. Однако профессионально-техническая компетентность на производстве требует организованной подготовки рабочих различных профессий, которые будут выполнять определенную работу или группу работ на уровне, обеспечивающем качество, требуемое потребителями продукции [6].

Одним из основных признаков учебных программ профессионального образования маргиналов Мексики и Венесуэлы является сочетание в процессе обучения информационных, воспитательных и профессиональных аспектов, которое способствует развитию компетенций. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем как результат образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Ученые Латинской Америки считают, что компетентность является многофункциональным понятием, для ее формирования необходимо определенная учебная среда, которая позволяет преподавателю моделировать ту или иную реальную ситуацию, а также использовать эффективные средства контроля деятельности ученика в этой среде. Реализация компетентностного подхода требует от преподавателя организации учебного процесса как межличностного взаимодействия. Применение различных форм межличностного взаимодействия (парного, группового, коллективного) позволяет каждому ученику активно участвовать в учебно-познавательной деятельности, сознательно конструировать собственное обучение. Учитель-профессионал не только учит своих слушателей, но и учится у них, анализирует учебные ситуации и использует наиболее целесообразные в определённых условиях методы обучения. Меняется роль преподавателя, которая определяется уровнем соотношения педагогического руководства и активности,

самостоятельности учащихся. Интерактивная модель обучения ведет к демократическому, равноправному партнерству между преподавателем и слушателями [7].

Изучение работ латиноамериканских ученых показало, что они рассматривают приобретение профессиональных компетенций организованной деятельностью, способствующей личностному развитию человека, его социально-экономическому росту [6]. В ХХ1 в. профессия является основным компонентом рынка труда и играет решающую роль в организации предприятий, повышении их производительности, в развитии «общества знаний», в котором профессиональные кадры являются важным фактором экономического развития стран и регионов мира. Профессия определяется как особая форма организации труда, основанная на совокупности знаний, которая консолидируется за счет интеграции новых профессиональных профилей, постоянного конкурса знаний и профессиональной практики [10, с. 95-118].

Признаки нового тысячелетия: глобализация, научно-технический прогресс, большая концентрация производства и капитала, зависимость предприятий от высококвалифицированной рабочей силы, узкая специализация знаний и одновременно мульти- и интердисципли-нарность научных отраслей, рост значения сферы услуг и т.п. - ведут современных латиноамериканских ученых к определению профессии как определенной социально-экономической деятельности. Это означает, что человек, имеющий профессию, использует свои знания, умения, навыки в деятельности, которая признается социумом, и получает за это денежное вознаграждение, соответствующее своему социальному статусу, установленному обществом [10, с. 95-118].

В современном обществе многогранное измерение профессии проявляется на производстве, в сфере услуг, секторе социального развития. Быть профессионально компетентным означает не только стать высококвалифицированным специалистом в своей области, но также осознавать компромисс с окружающей средой, быть готовым непрерывно пополнять свои знания и генерировать новые знания, которые могут улучшить производственный процесс.

На современном этапе постиндустриального развития руководство предприятий особенно беспокоит вопрос профессиональной компетентности их работников, повышение их квалификации, или переквалификации, поэтому связь предприятий с учебными заведениями по профессиональной подготовке постоянно укрепляется. Инвестиции в

сферу профессионального образования направлены на повышение потенциала будущих работников на производстве и получение большей прибыли от их работы. Особенно важна финансовая поддержка для развития одаренных специалистов [10, с. 95-118].

По мнению ученых Латинской Америки, в том числе Мексики и Венесуэлы, профессиональное образование должно быть делом государства, которое обязано гарантировать всем своим гражданам право на получение профессии и достойный образ жизни. В то же время развитие новейшего социума требует постоянного повышения квалификации специалистов различных отраслей, развития их компетентности, поэтому учебные программы по профессиональной подготовке должны постоянно трансформироваться, быть гибкими, пригодными к обновлению своего содержания и методов [8, с. 108].

Итак, латиноамериканские ученые считают, что в современном обществе наличие профессиональной компетентности является залогом успешной интеграции в профессиональную, социальную, экономическую и политическую сферы жизни; а профессиональные компетенции рассматривают как способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями рабочего места, т.е. задачами и стандартами, принятыми на предприятии, в организации или отрасли. Профессиональные компетенции - это знания, умения, способности и готовности личности действовать в определенной ситуации и решать профессиональные задачи с высоким уровнем отдачи, способность и готовность к достижению качественного результата труда, отношение к профессии как ценности.

Таким образом, проведенное нами научно-педагогическое исследование дает основания утверждать, что модернизация образовательных систем согласно основным положениям Болонской декларации обусловила обеспечение профессионального образования маргиналов в Мексике и Венесуэле на основе компетентностного подхода, который направлен на подготовку высококвалифицированных специалистов, приобретение ими профессиональных компетенций, поддержку их квалификации и стремления к постоянному получению новых знаний, методик и технологий.

Проектирование содержания и методов профессионального образования маргиналов в Мексике и Венесуэле с использованием компе-тентносто-ориентированной парадигмы является теоретико-практической процедурой со своим правилами.

Литература

1. Великий тлумачний словник сучасноТ украТнськоТ мови (з дод. i допов) / Уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел, редактори-лексикогра-фи: В. Т. Бусел, М. Д. Василега-Дерибас, О. В. Дми^ев, Г. В. Латник, Г. В. Степенко. - 2-е видання - К.; 1рпшь: ВТФ «Перун», 2005. — 1728 с.

2. Вишнякова С. М. Ключовi поняття, термши, актуальна лексика. Професшна освгга: Словник / С.М. Вишнякова - М.: НМЦ СПО, 1999.

- 538с.

3. . Вища освгга УкраТни i Болонський процес - Навчальний поаб-ник - За редакщею Кременя В. Г. Авторський колектив: Степко М. Ф., Болюбаш Я. Я., Шинкарук В. Д., Груб1янко В. В., Бабин I. I. - Тернотль: Навчальна книга - Богдан, 2004. - 384 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.

- №5. - С. 12-17.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен ; пер. с англ. - М. : Когтито-Центр, 2002. - 396 с.

6. Fernández Pérez J. Elementos que consolidan al concepto profesión. Notas para su reflexión // Revista de Investigación educativa, Vol. 3, núm. 1,

2001, México. .- pp. 63-79

7. Freidson E. La teoría de las profesiones. Estado del arte // Perfiles educativos, Vol. 23 -093, México, UNAM, 2001. - pp. 28-43.

8. Lang V. La construcción social de las identidades profesionales de los docentes en Francia. Enfoques históricos y sociológicos // Tenti Fanfani E. (comp.), El oficio de docente. Vocación, trabajo y profesión en el siglo XXI, IIPE-UNESCO, FUNDACIÓN OSDE, Buenos Aires, Siglo XXI Editores. - 2006

9. Key Competencies. A developing concept in general compulsory education. Eurydice. The information network on education in Europe,

2002. - 28 p.

10. Peñaloza Suárez L., Medina Cuevas J., Herrera Márquez A., Vargas Leyva R. La profesión turística: ejes de explicación en su relación con la formación académica // Revista de la educación superior, Vol. XL (4), No. 160, Octubre-Diciembre de 2011, - pp. 95-118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.