t'i вестник пггпу
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 378
Качуровский Владимир Иванович
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Россия, е-mail: pedagog@psu.ru
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Vladimir I. Kachurovsky
PhD, Professor, Head of the Department of Pedagogy
Perm State University, Perm, Russia, e-mail: pedagog@psu.ru
COMPETENCY APPROACH TO TEACHING PROFESSIONAL SUBJECTS
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме -компетентностному подходу в преподавании профессиональных дисциплин. Сделан акцент на роли блока педагогических дисциплин как важных профессиональных дисциплин в формировании личности современного преподавателя.
Ключевые слова: компетентностный подход; компетенция; компетентность; структура; профессиональные дисциплины.
Abstract. The paper dwells upon the urgent question of the competency approach to teaching professional subjects. Emphasis is laid on the role that pedagogy disciplines, as essential professional subjects, play in the modern teacher personality formation.
Key words: competency approach; competence; competency; structure; professional disciplines.
В начале нового столетия появился ряд научно-теоретических и научно-методических работ (А.М. Аронов, В.А. Болотов, В.В. Башев, И.А. Зимняя, Т.М. Ковалёва, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.), где представлены различные точки зрения на сущность компетентностного подхода. Тем не менее многие считают, что компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей современного образования, отбора его содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
© Качуровский В.И., 2014
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Исходя из этого определения: а) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся; б) содержание образования представляет собой дидактический адаптированный социальный опыт решения познавательных проблем; в) организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения спектра проблем; г) оценка образовательных результатов основывается на анализе их уровней, достигнутых на определённом этапе обучения.
С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетенций.
По мнению В.В. Серикова, деятельность педагога должна включать: выявление признаков ожидаемого уровня компетентности учащихся; определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного значения; введение задач-ситуаций различных типов и уровней; разработку и применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учащихся по преодолению проблемных ситуаций; сопровождение учащихся в процессе создания ими конкретного продукта.
В третьем поколении ФГОСов, созданных на основе компетентностного подхода, определено: компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность -уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определённой области.
Отмеченное актуализирует компетентностный подход в преподавании профессиональных дисциплин. Особого внимания требует система подготовки современного преподавателя вуза. От того, насколько успешно будет реализовываться компетентностный подход в подготовке преподавателя, во многом будет зависеть успех формирования компетенций у выпускников широкого спектра направлений бакалавриата и магистратуры.
Рассмотрим структуру формирования компетенции выпускника вуза. Для более глубокого осмысления процесса формирования компетенции выпускника вуза представим этот процесс в виде следующей структурно-логической схемы действия (см. рисунок).
Знания - приобретаются студентом в ходе познавательной деятельности. Это понимание, сохранение в памяти и способность воспроизведения освоенной информации.
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Умения - это владение способами (приёмами, действиями) применения знаний на практике. Умения бывают умственные и практические.
Навык - это элемент умения, доведённый до автоматизированного.
Рис. Компетенции выпускника вуза
Автоматизированное действие, сформированное путём повторения, характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
В педагогическом энциклопедическом словаре (М., 2002, с. 156) приведено содержание перцептивных, интеллектуальных и двигательных навыков. Перцептивные навыки - это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальные навыки - это автоматизированные приемы, способы решения встречающейся ранее задачи. Двигательные навыки - это автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляющегося ранее.
В подготовке преподавателя вуза важными профессиональными дисциплинами являются «Педагогика», «Социальная педагогика», «Педагогика высшей школы», «Педагогическая компетентность», «Педагогика и методика преподавания в вузе», «Технологии профессионально-ориентированного обучения» и др.
Благодаря изучению этих дисциплин у студентов, ориентированных на педагогическую деятельность, формируются не только профессиональные компетенции, но и профессиональные и личностные качества.
В Пермском государственном национальном исследовательском университете на кафедре педагогики ведётся целенаправленная работа по
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
совершенствованию лекционно-семинарской системы обучения в свете компетентностного подхода. Серьезному обновлению подвергается весь учебно-методический потенциал блока педагогических дисциплин. Применяемое преподавателями многообразие лекционных и семинарских занятий в организационно-методическом и содержательном плане вносит эффект новизны в процесс обучения, активизирует познавательную деятельность студентов. Психолого-педагогические тренинги позволяют гармонизировать профессиональные и личностные качества будущих педагогов.
Неисчерпаемыми обучающими, воспитывающими и формирующими возможностями обладают педагогические задачи. Преподавательская деятельность сопровождается множеством возникающих ситуаций, которые требуют быстрой реакции, способности выбора и принятия решений с учётом сложившихся условий. Решение студентами педагогических задач интенсифицирует процесс производства собственных мыслей, развивает продуктивное мышление. Педагогические задачи преподаватели решают со студентами на уровне заданных условий, с учётом внесённых дополнений, усложняющих условия.
Уровень ролевого решения задач позволяет студентам приобретать опыт применения теоретических знаний, проявить сформированные профессиональные и личностные качества.
В процессе преподавания педагогических дисциплин широко применяются современные информационные технологии, которые позволяют качественно изменить содержание, организационные формы обучения, эффективнее использовать интеллектуальные возможности студентов, развивать у них различные виды мышления, коммуникативные способности. Особой популярностью у преподавателей пользуются так называемые компьютерные презентации.
Мы исходим из того, что главная цель презентации - эффективная реализация заложенного в неё дидактического потенциала. Дидактически наполненная презентация способствует решению задачи интенсификации и оптимизации процесса обучения на лекциях и практических занятиях.
Включение презентации в структуру аудиторного занятия должно определяться конкретной целью, интегрироваться с самостоятельной работой студентов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что компетентностный подход в преподавании блока педагогических дисциплин не только необходим для формирования личности современного преподавателя вуза, но обеспечивает наполнение таких составляющих любого выпускника вуза, как его культура, образованность и воспитанность. Во многих учебных пособиях по педагогике, написанных в первом десятилетии XXI в., содержится мысль об усилении социальной и личностной ориентированности педагогики.