Научная статья на тему 'Компетентностный подход в преемственности подготовки специалиста по инфекционным болезням в ординатуре и аспирантуре'

Компетентностный подход в преемственности подготовки специалиста по инфекционным болезням в ординатуре и аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / ОРДИНАТУРА / АСПИРАНТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / INFECTIOUS DISEASES / RESIDENCY / POSTGRADUATE STUDY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астанина С.Ю., Еровиченков А.А., Беляева Н.М.

Адаптация врачей, в том числе врачей-инфекционистов, к постоянно меняющимся научно-информационным, социальным и экономическим условиям жизни и профессиональной деятельности является актуальной социальной задачей. Цель настоящей работы заключалась в выявлении наиболее эффективных организационно-дидактических условий развития исследовательских компетенций у врачей, обучающихся в ординатуре по специальности 31.08.35 «инфекционные болезни», и аспирантов, обучающихся по программе научной специальности 14.01.09 «инфекционные болезни». Проведенное сравнение компетенций свидетельствует об общности объекта исследования (охрана здоровья граждан) и исследовательских умений теоретического характера. Однако исследовательская деятельность врача-ординатора по специальности «инфекционные болезни» имеет практический характер, а в задачах врача-аспиранта исследовательская деятельность приобретает научный характер. Понимание преемственности как развития исследовательских компетенций, начиная с ординатуры и далее в аспирантуре, может помочь сформировать новую квалификацию специалиста не только при изучении инфекционной патологии, но и при подготовке специалиста в любой области клинической медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астанина С.Ю., Еровиченков А.А., Беляева Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency-based approach in succession of infectious diseases specialist training in residency and fellowship

Adaptation of doctors, including physicians on infectious diseases to the everchanging scientific information, social and economic conditions of life and professional activity is an urgent social task. The purpose of this work was to identify the most effective organization of zacionno-teaching conditions of development of research competences at physicians enrolled in residency in the specialty 31.08.35 infectious disease and graduate students enrolled in a programme of scientific specialty 14.01.09 infectious diseases. Conducted a comparison of competencies demonstrates the generality of the object of the study (protecting the health of citizens), community research skills of a theoretical nature. However, research the clinical residency in "infectious diseases is practical and in the problems of physician-graduate research acquires scientific character. Understanding of continuity development of research competences starting with clinical residency and then to graduate school can help form a new qualification not only in studying infectious pathology, while preparing for a specialist in any area of clinical medicine.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в преемственности подготовки специалиста по инфекционным болезням в ординатуре и аспирантуре»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Компетентностный подход в преемственности подготовки специалиста по инфекционным болезням в ординатуре и аспирантуре

Астанина С.Ю., ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного

Еровиченков А.А., профессионального образования» Минздрава России, Москва

Беляева Н.М.

Адаптация врачей, в том числе врачей-инфекционистов, к постоянно меняющимся научно-информационным, социальным и экономическим условиям жизни и профессиональной деятельности является актуальной социальной задачей.

Цель настоящей работы заключалась в выявлении наиболее эффективных организационно-дидактических условий развития исследовательских компетенций у врачей, обучающихся в ординатуре по специальности 31.08.35 «инфекционные болезни», и аспирантов, обучающихся по программе научной специальности 14.01.09 «инфекционные болезни».

Проведенное сравнение компетенций свидетельствует об общности объекта исследования (охрана здоровья граждан) и исследовательских умений теоретического характера. Однако исследовательская деятельность врача-ординатора по специальности «инфекционные болезни» имеет практический характер, а в задачах врача-аспиранта исследовательская деятельность приобретает научный характер. Понимание преемственности как развития исследовательских компетенций, начиная с ординатуры и далее - в аспирантуре, может помочь сформировать новую квалификацию специалиста не только при изучении инфекционной патологии, но и при подготовке специалиста в любой области клинической медицины.

Ключевые слова:

инфекционные болезни, ординатура, аспирантура, компетенции

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 2. С. 11-15.

Статья поступила в редакцию: 28.09.2016. Принята в печать: 16.01.2017.

Competency-based approach in succession of infectious diseases specialist training in residency

and fellowship

Astanina S.Yu., Erovichenko A.A., Russian Medical Academy of Continuous Professional Education,

BeLyaeva N.M. Moscow

Adaptation of doctors, including physicians on infectious diseases to the everchanging scientific information, social and economic conditions of life and professional activity is an urgent social task.

The purpose of this work was to identify the most effective organization of zacionno-teaching conditions of development of research competences at physicians enrolled in residency in the specialty 31.08.35 infectious disease and graduate students enrolled in a programme of scientific specialty 14.01.09 infectious diseases.

Conducted a comparison of competencies demonstrates the generality of the object of the study (protecting the health of citizens), community research skills of a theoretical nature. However, research the clini-

caL residency in "infectious diseases is practical and in the problems of physician-graduate research acquires scientific character. Understanding of continuity development of research competences starting with clinical residency and then to graduate school can help form a new qualification not only in studying infectious pathology, while preparing for a specialist in any area of clinical medicine.

Keywords:

infectious diseases, residency, postgraduate study, competence

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2017; (2): 11-5.

Received: 28.09.2016. Accepted: 16.01.2017.

В современных условиях инфекционные болезни остаются актуальной и важной проблемой как здравоохранения, так и медицинской науки не только в Российской Федерации, но и во всех странах мира. Наряду с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями инфекционные болезни являются важнейшими причинами заболеваемости и смертности населения. Одновременно с этим сохраняет свою актуальность подготовка специалистов в области инфекционной патологии.

Уровень развития медицинской науки предопределяет перспективы совершенствования всей системы медицинского образования. По мнению министра здравоохранения России В.И. Скворцовой: «Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения, медицинской науки, медицинского образования: планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение результатов научных исследований и разработок в медицинскую практику, а также подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений и дальнейшее применение их в практике здравоохранения» [1].

Адаптация врачей, в том числе врачей-инфекционистов, к постоянно меняющимся научно-информационным, социальным и экономическим условиям жизни и профессиональной деятельности является актуальной социальной задачей. При переходе к многоуровневому образованию одной из наиболее важных и системообразующих компетенций обучающихся является исследовательская компетенция, которую можно характеризовать и как цель, и как средство эффективного развития квалификации врача в процессе непрерывного медицинского профессионального образования.

Важно различать смысл понятий «компетенция» и «компетентность». Например, А.В. Хуторской данные понятия определяет следующим образом: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2].

Как указывает в своей работе А.М. Новиков, исследовательская компетентность обучающихся представляет осоз-

нанную готовность своими силами продвигаться в усвоении и построении систем новых знаний, переживая акты понимания, смыслотворчества и саморазвития [3].

И.Д. Андреев [4], давая определение исследовательской деятельности, делает акцент на непредсказуемости ее результата, т.е. это деятельность, связанная с поиском заранее неизвестного решения проблемы.

Включение в исследовательский процесс ординаторов, обучающихся по специальности «инфекционные болезни», представляет собой один из самых продуктивных способов углубленной подготовки врачей. Природа исследовательской компетентности такова, что, хотя она и является важным продуктом обучения, она не прямо вытекает из него, а выступает, скорее, следствием и потребностью саморазвития обучающегося. С этих позиций можно отметить, что исследовательская компетенция врача-инфекциониста - способность к деятельности, направленной на получение новых объективно значимых профессиональных знаний. Учитывая, что настоящее время в аспирантуру врачи имеют право поступать только после окончания ординатуры, сформированные в период обучения в ординатуре исследовательские компетенции во многом определяют успешность их дальнейшего обучения и становления врача*исследователя.

Цель настоящей работы заключалась в выявлении наиболее эффективных организационно-дидактических условий развития исследовательских компетенций у врачей, обучающихся в ординатуре по специальности 31.08.35 «инфекционные болезни», и аспирантов, обучающихся по программе научной специальности 14.01.09 «Инфекционные болезни».

В Российской Федерации подготовка врачей в ординатуре по специальности «Инфекционные болезни» осуществляется в течение 2 лет на профильных кафедрах после окончания медицинских вузов. В то же время для получения сертификата на право практической работы по специальности «инфекционные болезни», например в США, необходимо закончить ординатуру (резидентуру) по специальности «внутренние болезни - терапия» (3 года) и только потом пройти специализацию в области инфекционных болезней в течение 2-3 лет [5-7].

В соответствии с действующим Федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [8] следующим этапом на уровне высшего образования является подготовка кадров высшей квалификации по инфекционным болезням в аспирантуре (второе высшее образование). После успешного прохождения обучения (выполнение

индивидуального учебного плана) в аспирантуре, сдачи государственного экзамена и представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) обучающему присваивается квалификация «исследователь, преподаватель-исследователь». Заключительным этапом подготовки специалиста является защита кандидатской диссертации в специализированном диссертационном совете.

В соответствии с действующим Положением [9] соискатель ученой степени кандидата наук имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет в Российской Федерации. При этом научная специальность (научные специальности) и отрасль науки, по которым выполнена диссертация, должны соответствовать научной специальности (научным специальностям) и отрасли науки, по которым Диссертационному совету Минобрнауки России предоставлено право проведения защиты диссертаций. В Российской Федерации 8 диссертационным советам (3 совета в Москве, 2 в Санкт-Петербурге и по одному - в Ростове-на-Дону, Новосибирске и Владивостоке) предоставлено право рассматривать кандидатские и докторские диссертации по специальности 14.01.09 «инфекционные болезни».

Особенностью практической работы врача - специалиста по инфекционным болезням являются не только знания о клинических проявлениях, диагностике, лечении и профилактике заболеваний по выбранной специальности, но и широкий круг дифференциально-диагностических представлений о терапевтической и хирургической патологии. В то же время наряду с особыми практическими аспектами подготовки специалиста в области инфекционных болезней (работа с заразными заболеваниями, риск быстрого распространения заболевания среди населения и др.) при выполнении научной (научно-квалификационной) работы часто требуются знания таких фундаментальных дисциплин, как эпидемиология, иммунология, микробиология, вирусология, генетика, биохимия, аллергология [10].

Анализ требований ФГОС ВО по специальности 31.08.35 «инфекционные болезни (ординатура)» [11] и ФГОС ВО по направлению подготовки 31.06.01 «Клиническая медицина (аспирантура)» [8], а также паспорта научной специальности 14.01.09 «инфекционные болезни» выявил особенности компетенций обучающихся по соответствующим программам (табл. 1).

Сравнение компетенций свидетельствует об общности объекта исследования (охрана здоровья граждан) и исследовательских умений теоретического характера. Однако исследовательская деятельность врача-ординатора по специальности «инфекционные болезни» имеет практический характер, а в задачах врача-аспиранта исследовательская деятельность приобретает научный характер.

Исследовательские умения ординатора формируются в освоении им таких видов деятельности, как выявление причин, условий возникновения и развития заболеваний, анализ информации, оценка состояния, проведение диагностических исследований. Эта группа умений является основополагающей в профессиональной деятельности врача-инфекциониста и формируется на основе знаний практической деятельности специалиста.

Исследовательские умения аспиранта по сравнению с исследовательскими умениями ординатора формируются на основе знаний более высокого уровня обобщения (теорий, концепций, закономерностей и т.д.), что позволяет классифицировать их как умения теоретического характера. Эта группа умений обеспечивает научно-исследовательскую деятельность [4], поскольку она направлена на получение новых объективных научных знаний.

Анализ состава исследовательских умений практического и теоретического характера позволил сделать вывод о преемственности их развития (табл. 2).

Исследовательская деятельность носит интегративный характер, где взаимодействуют методологические умения, а также умения теоретического и практического характера. Следует отметить, что предложенная совокупность исследовательских умений содержит и предметные умения, определяющие содержание подготовки к проведению научных исследований, т.е. овладение общими способами научного поиска в сфере наук [12].

Научно-исследовательская деятельность включает действия по поиску и обработке новой научной информации в области как фундаментальных научных исследований, так и прикладных аспектов науки. Исследовательские умения, сформированные на этапе обучения в ординатуре по специальности «инфекционные болезни», способствуют развитию научно-исследовательских умений в рамках научной специальности 14.01.09 «инфекционные болезни».

Таблица 1. Сравнение компетенций врача-инфекциониста и врача-исследователя, основывающихся на исследовательских умениях

Компетенции врача-инфекциониста

- Готовность к ранней диагностике, выявлению причин, условий возникновения и развития инфекционных заболеваний;

- готовность к проведению медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков;

- готовность к определению патологических состояний, симптомов, синдромов инфекционных заболеваний;

- готовность к оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей, оценка состояния среды обитания человека

Компетенции врача-исследователя

- Готовность к проведению прикладных научных исследований в области инфекционных болезней;

- готовность к изучению этиологии, патогенеза, диагностики, клинической картины, прогнозирования исходов и лечения инфекционных болезней у человека;

- готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных исследований;

- готовность к внедрению разработанных методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан

Таблица 2. Состав исследовательских и научно-исследовательских умений

| Исследовательские умения Умения получения и применения новых

теоретического характера практического характера знаний (научный характер)

1. Определять цель, объект, задачи 1. Организовывать рабочее место. 1. Умение планировать эксперимент.

работы. 2. Осуществлять самоконтроль выполнения 2. Применять основные методы

2. Формулировать проблему, работы . и методики исследования.

гипотезу исследования. 3. Работать с учебной и научной литературой, 3. Умения по обработке полученных

3. Проектировать и планировать справочниками. данных и интерпретации результатов

ход исследовательской работы. 4. Работать с компьютерными поисковыми исследования.

4. Проводить оценку вариантов системами. 4. Определять условия эксперимента.

исследования и делать выбор 5. Представлять результаты исследовательской 5. Анализировать и интерпретировать

оптимального. работы в виде отчета, научной статьи. полученные результаты с учетом данных,

5. Предвидеть ошибки 6. Проводить эпидемиологический и медико- имеющихся в современной литературе.

и затруднения при проведении статистический анализ. 6. Умения по оперированию

и оценивании результатов работы. 7. Принимать решение о необходимости, эмпирическими, теоретическими

6. Применять методы объемах, очередности, сроках и методах методами научного познания, описания

теоретического анализа и синтеза проведения профилактических мероприятий. научных фактов и их анализа на уровне

в процессе работы. 8. Планировать, организовывать констатации исходного состояния

7. Выделять причинно- и проводить комплекс профилактических исследуемой проблемы

следственные связи, делать выводы и противоэпидемических мероприятий в очаге

инфекционного заболевания

Научно-исследовательская компетентность выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта. Ее нельзя сформировать, используя стандартные методы и приемы обучения, а также типовые учебные задания и задачи. Обучающийся должен пройти через изучение ситуаций и решение проблем, близких к реальным, т.е. являющихся моделями научной деятельности, для решения которых потребуются специфические умения и приобретение определенного опыта, на основе которых, в свою очередь, могут быть сформированы научные компетенции. От этапа к этапу повышается уровень системности и структурной организации исследовательских умений обучающихся, появляются новые связи между ними. Одновременно возрастает методологический, эвристический и мировоззренческий потенциал фундаментальных знаний обучающихся.

Интеграция исследовательской и научно-исследовательской деятельности аспирантов обеспечивается путем разработки специально разработанных программ практикумов (например, методологические аспекты выполнения научно-квалификационной работы), междисциплинарных курсовых работ как исследовательских проектов.

В современных условиях в связи с поставленной государством задачей значительно повышаются требования к подготовке врача-специалиста после окончания медицинского вуза. Преемственность развития исследовательских компетенций, начиная с ординатуры и далее - в аспирантуре, может помочь сформировать новую квалификацию специалиста не только при изучении инфекционной патологии, но и при подготовке специалиста в любой области клинической медицины.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Астанина Светлана Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления научно-методической и образовательной деятельности ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва E-mail: umo.rmapo@googlemail.com

Еровиченков Александр Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИЦ ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва E-mail: alexerov1@mail.ru

Беляева Наталия Михайловна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва

ЛИТЕРАТУРА

1. Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здраво- сийском общественном форуме медицинских работников, май 2012 г. охранении. Доклад министра здравоохранения России на Всерос- URL: http://www.nacmedpa[ata.ru/?action=show&id=7674.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». В надзаг.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2002. URL: //www.eidos.ru/journal/2002/0423htm.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М. : Синтег, 2007. 668 с.

4. Андреев И.Д. Пути повышения эффективности научного труда. М. : Наука, 1980. С. 46-47.

5. Careers in Medicine (A program of the Association of American Medical Colleges). URL: https://www.aamc.org/cim.

6. Graduate Medical Education. URL: http://medschool.ucla.edu/gme.

7. Umoren R.A., Einterz R.M., Litzelman D.K., Pettigrew R.K. et al. Fostering reciprocity in global health partnerships through a structured, hands-on experience for visiting postgraduate medical trainees // J. Graduate Med. Educ. 2014. Vol. 6, N 2. P. 320-325.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.09.2014 № 1200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки

31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: Ы±р://минобрнауки.рф.

9. Постановление Правительства РФ № 842 от 24.09.2013 «О порядке присуждения ученых степеней». URL: http://government.ru.

10. Ющук Н.Д., Ачкасов Е.Е., Мартынов Ю.В. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения // Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. М. : Триада-Х, 2011. 128 с.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.08.2014 № 1077 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.35 Инфекционные болезни (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: Ы±р://минобрнауки.рф.

12. Набиева Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 5. С. 13-17.

REFERENCES

1. Skvortsova V.I. Solutions to staffing problems in health care. The report of the Minister of health of Russia at the All-Russian forum of public health workers, may 2012. URL: http://www.nacmedpalata. ru/?action=show&id=7674. (in Russian)

2. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standards. Internet magazine «Eidos». Distance education center «Eidos», 2002. URL: //www.eidos.ru/journal/2002/0423htm. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology. Moscow: Sinteg, 2007: 668 p. (in Russian)

4. Andreev I.D. Ways to improve the efficiency of scientific labour. Moscow: Nauka, 1980: 46-7. (in Russian)

5. Careers in Medicine (A program of the Association of American Medical Colleges). URL: https://www.aamc.org/cim.

6. Graduate Medical Education. URL: http://medschool.ucla.edu/gme.

7. Umoren R.A., Einterz R.M., Litzelman D.K., Pettigrew R.K., et al. Fostering reciprocity in global health partnerships through a structured, hands-on experience for visiting postgraduate medical trainees. J Graduate Med Educ. 2014; 6 (2): 320-5.

8. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 3 September 2014 N 1200 «On approval of Federal state educational standard of higher education in the direction of training 31.06.01 Clinical medicine (level of training the highest qualification)». URL: http://MMHo6pHayKM.p4>. (in Russian)

9. The resolution of the Russian Government N 842 dated 24 September 2013 «Procedure of awarding degrees». URL: http://government.ru. (in Russian)

10. Yushchuk N.D., Achkasov E.E., Martynov Yu.V. Higher medical school through the eyes of teachers, students, doctors and the public. Information and analytical materials on the results of sociological research. Moscow: Triada-X, 2011: 128 p. (in Russian)

11. The Ministry of education of Russia from 25 August 2014 N 1077 «On approval of Federal state educational standard of higher education in the specialty 31.08.35 Infectious diseases (level of training the highest qualification)». URL: http://MMHo6pHayKM.p4>. (in Russian)

12. Nabiyeva E.V. Monitoring of the formation of the research competence of the teacher. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education]. 2008: (5): 13-7. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.