Научная статья на тему 'Компетентностный подход в обучении студентов медицинского вуза'

Компетентностный подход в обучении студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОВИЗОРА / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВАРИАТИВНЫЕ КУРСЫ / COMPETENCES / COMPETENCE OF THE PHARMACIST / DEVELOPMENT OF COMPETENCES / ACTIVE METHODS OF TRAINING / VARIABLE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казуб Валерий Тимофеевич, Воронина Светлана Викторовна, Соловьёва Елена Вячеславовна, Водолаженко Роман Анатольевич

В статье рассматриваются возможности использования компетентностного подхода в образовательном процессе при преподавании непрофильных дисциплин в медико-фармацевтическом вузе. Предлагаются модели формирования учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций, а также методы развития у студентов умений самостоятельно принимать решения через активные и интерактивные формы проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казуб Валерий Тимофеевич, Воронина Светлана Викторовна, Соловьёва Елена Вячеславовна, Водолаженко Роман Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN STUDENTS' TRAINING AT MEDICAL UNIVERSITIES

Possibilities of usage of competence-based approach in educational process at teaching non-core disciplines in medico-pharmaceutical higher education institution are considered in the article. Models of formation of educational and informative, communicative, information competences, and also methods of abilities developing at students concerning making independent decisions via active and interactive forms of performing the lesson are offered.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в обучении студентов медицинского вуза»

№ 1 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 61:378-057.875

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В. Т. Казуб, С. В. Воронина, Е. В. Соловьёва, Р. А. Водолаженко

Пятигорский медико-фармацевтический институт — филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

(г. Пятигорск)

В статье рассматриваются возможности использования компетентностного подхода в образовательном процессе при преподавании непрофильных дисциплин в медико-фармацевтическом вузе. Предлагаются модели формирования учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций, а также методы развития у студентов умений самостоятельно принимать решения через активные и интерактивные формы проведения занятий.

Ключевые слова: компетенции, компетентность провизора, развитие компетенций, активные методы обучения, вариативные курсы.

Казуб Валерий Тимофеевич — доктор технических наук, профессор кафедры физики и математики Пятигорского медико-фармацевтического института — филиала ГБОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет",г. Пятигорск, рабочий телефон: 8 (918) 787-55-46, e-mail: bukva46@mail.ru

Воронина Светлана Викторовна — кандидат технических наук, доцент кафедры физики и математики Пятигорского медико-фармацевтического института — филиала ГБОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет",г. Пятигорск, рабочий телефон: 8 (928) 311-36-67, e-mail: svvoro@rambler.ru

Соловьёва Елена Вячеславовна — преподаватель кафедры физики и математики Пятигорского медико-фармацевтического института — филиала ГБОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет",г. Пятигорск, рабочий телефон: 8 (903) 443-22-58, e-mail: famusov26@yandex.ru

Водолаженко Роман Анатольевич — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры физики и математики Пятигорского медико-фармацевтического института — филиала ГБОУ ВПО "Волгоградский государственный медицинский университет«,г. Пятигорск, рабочий телефон: 8 (928) 345-42-21, e-mail: vra@esstel.ru

Преподавание непрофилирующих дисциплин в медицинском, фармацевтическом вузе

зачастую становится камнем преткновения для преподавателя. Общеобразовательные дисциплины в вузе, как правило, изучаются студентами первого и второго курсов. Больше половины студентов, поступающих в вуз, имеют слабое представление о тех дисциплинах, которые им придется изучать, и не уделяют должного внимания этим дисциплинам в школе.

Особенностью подготовки специалиста в области фармации является естественнонаучный и мировоззренческий фундамент знаний, приобретенный еще в школе. Математические методы определяют значение математики как универсального языка для описания и изучения естественнонаучных процессов. В процессе обучения в вузе студент укрепляет основной фундамент знаний, дополняя его междисциплинарными знаниями о природе, обществе, мышлении, а также обще-и специально-профессиональными знаниями, обеспечивающими деятельность в проблемных ситуациях.

Основной целью высшего образования является приобретение человеком опыта, востребованного обществом и обеспечивающего ему дальнейшее развитие. Учебный процесс должен помогать вхождение человека в культуру в широком понимании этого слова. Сегодня достижение нового качества образования связано с необходимостью целенаправленного воспитания интеллектуальной личности, активного субъекта общества. Актуальным в настоящее время является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с ценностными ориентирами.

Качество профессионального образования не должно сводиться только к накоплению навыков, знаний и умений по отдельным предметам. Образование на современном этапе должно способствовать созданию у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности.

Один из основоположников компетентностого подхода в образовании А. В. Хуторской дает такое определение компетенции: «Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [1].

При попытке применения обучения на основе компетентности следует учитывать некоторые принципы, которые должны применяться систематически и разрабатываться с учётом основных особенностей условий профессиональной деятельности; обеспечивать высокое качество учебной деятельности, рассчитанной на помощь студентам в выполнении каждой задачи; требовать от студентов выполнения задач высших уровней компетентности в условиях, подобных работе в медицинской организации [2].

Реализация компетентностного подхода, формирование необходимых знаний и навыков предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

В учебном курсе «Математика» предусмотрено проведение круглого стола с защитой творческих работ и обсуждение этих работ в группе, а также деловой игры по окончании изучения раздела «Основы математической статистики».

Например, деловая игра предлагается студентам первого курса по специальности «Фармация» на занятиях математики: учебная группа разбивается на 3-4 группы и каждая группа представляет решение ситуационной задачи медико-биологического

характера. Интерес к игре проявляется уже в процессе разделения на группы, выбора «на удачу» задания для решения. Решение поставленных ситуационных задач предполагает проведение сбора статистических данных путем опроса студентов всей группы, первичную обработку статистических данных, визуализацию данных и предоставление результатов обработки данных. Выводы по этапам решения задач выписываются на доске, а затем совместно обсуждаются студентами группы. За каждый вывод мини-группа получает «ключ». Группа, быстрее всех собравшая «ключи», получает наибольшее количество рейтинговых баллов. Соревновательный момент деловой игры заставляет даже плохо подготовленных и слабо мотивированных к обучению студентов включиться в решение поставленной задачи.

На занятиях информатики студентам предлагается деловая игра «Доставка лекарственного средства в аптеку». Деловая игра проводится в компьютерном классе кафедры физики и математики, поскольку в процессе работы над поставленной задачей студентам необходимо использование технологии поиска оптимального решения средствами табличного процессора MS Excel. Использование информационных технологий в процессе решения поставленной задачи позволяет оценить качество знания материала и применения вычислительной техники в работе.

При проведении игры учебная группа разбивается на несколько «Отделов поставок» (3-4 человека), и каждый «отдел» представляет преподавателю («Руководителю») свое оптимальное решение распределения лекарственных препаратов в несколько аптек, полученное с применением средств MS Excel. Выводы по решению задачи оформляются в виде презентации, созданной средствами MS PoverPoint, и обсуждаются студентами всей группы. Предложенная деловая игра учит студентов работе в коллективе, применению компьютера в профессиональной деятельности, поиску необходимой информации [3].

Интересно отметить, что в каждой группе практически сразу появляется лидер, который организует работу, раздает задания, а иногда, к сожалению, берёт на себя основную часть работы. Деловая игра способствует формированию учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций [3].

Для оценки эффективности проведения занятий в форме деловой игры проведен анализ рейтинговых баллов, полученных студентами одной из групп на занятиях математики, проведенном в интерактивной форме, и на занятии, проведенном по традиционной методике. Для оценки значимости влияния методики на результаты усвоения знаний использовали критерий Вилкоксона [4]. Эмпирическое значение критерия Тэмп = 24,5; критическое значение Ткр (0,05;15) = 30, так как Тэмп < Ткр, то можно сделать вывод о том, что различие достоверно при уровне значимости a = 0,05. Анализ результатов тестирования качества знаний до проведения деловой игры в группе и после на занятиях информатики показал, что различие достоверно, так как Тэмп < Ткр (Тэмп = 2,5; Ткр (0,05;14) = 25).

Основы медицинской статистики являются дисциплиной вариативной части ФГОС, реализуемой на кафедре физики и математики. В данном курсе предусмотрено проведение викторины, в которой принимают участие студенты всей группы. При этом каждая группа готовит эссе, совместными усилиями решает поставленные преподавателем задачи и ищет ответы на поставленные вопросы. Подготовка и представление докладов формирует у студентов навык поиска информации, в том числе в сети Internet, анализ, синтез, отбор нужной информации, способствует формированию лидерского потенциала в коллективе.

Занятия, проводимые в интерактивной форме, позволяют студентам получить ценностно-смысловые компетенции, связанные со способностью студента видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; учебно-познавательные компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В значительной степени деловые игры, ситуационные задачи и круглые столы направлены на приобретение студентами информационных компетенций как навыков деятельности по работе с информацией в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире, владение современными средствами информации; коммуникативных компетенций, навыков работы в группе, коллективе.

Таким образом, приобретение знаний, умений и навыков по информатике и математике, а также повышение личностных качеств студентов, самостоятельности позволяет формировать у них развитие не только профессиональных, но и культурных компетенций.

Список литературы

1. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. — Эйдос : Интернет-журнал. — 2002.

— 23 апреля. — Режим доступа : http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

2. Гиббс Т. Связь между образованием, подготовкой и развитием компетентности / Т. Гиббс, Л. В. Химион // Мед. образование и профессиональное развитие. — 2012. — № 2 (8). — С. 65-69.

3. Казуб В. Т. Методы активного обучения как компонент формирования навыков и компетенций / В. Т. Казуб, С. В. Воронина // В мире научных открытий. Серия : Проблемы науки и образования. — Красноярск : НЦЦ, 2011. — № 2 (14). — С. 308-313.

4. Гланц С. Медико-биологическая статистика : пер. с англ. / С. Гланц. — М. : Практика, 1998. — 459 с.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN STUDENTS' TRAINING AT MEDICAL

UNIVERSITIES

V. T. Kazub, S. V. Voronina, E. V. Solovyova, R. A. Vodolazhenko

Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute — branch of SBEIHPE «Volgograd State Medical

University» of Ministry of Health (c. Pyatigorsk)

Possibilities of usage of competence-based approach in educational process at teaching non-core disciplines in medico-pharmaceutical higher education institution are considered in the article. Models of formation of educational and informative, communicative, information competences, and also methods of abilities developing at students concerning making independent decisions via active and interactive forms of performing the lesson are offered.

Keywords: competences, competence of the pharmacist, development of competences, active methods of training, variable courses.

About authors:

Kazub Valery Timofeyevich — doctor of engineering science, professor of physics and mathematics chair at Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute — branch of SBEI HPE «Volgograd State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (918) 787-55-46, e-mail: bukva46@mail.ru

Voronina Svetlana Viktorovna — candidate of technical science, assistant professor of physics and mathematics chair at Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute — branch of SBEI HPE «Volgograd State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (928) 311-36-67, e-mail: svvoro@rambler.ru

Solovyova Elena Vyacheslavovna — teacher of physics and mathematics chair at Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute — branch of SBEI HPE «Volgograd State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (903) 443-22-58, e-mail: famusov26@yandex.ru

Vodolazhenko Roman Anatolyevich — candidate of technical Sciences, assistant professor, assistant professor of physics and mathematics chair at Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute — branch of SBEI HPE «Volgograd State Medical University» of Ministry of Health, office phone: 8 (928) 345-42-21, e-mail: vra@esstel.ru

List of the Literature:

1. Khutorsky A. V. definition of the all-subject contents and key competences as the characteristic of new approach to designing of educational standards [electronic resource] / A. V. Khutorskoy. — Eidos: Internet magazine. — 2002. — April 23. — Access mode: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

2. Gibbs T. Connection between education, training and competence development / T. Gibbs, L. V. Himion // Medical education and professional development. — 2012. — № 2 (8). — P. 65-69.

3. Kazub V. T. Methods of active training as component of formation of skills and competences / V. T. Kazub, S. V. Voronina // In the world of discoveries. Series: Science and education problems. - Krasnoyarsk: SCC, 2011. - № 2 (14). - P. 308-313.

4. Glants S. Medico-biological statistician: translation from English / S. Glants. — M.: Practice, 1998. — 459 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.