УДК 372.881.161.1 ББК 74.261.3 Ж 19
С.А. Жажева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета; E-mail: saya999@rambler. ru
КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена формированию и развитию коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка, развитию познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умению правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу.
Ключевые слова: речь, коммуникативная компетентность, лингвистическая и языковая компетенции, коммуникативно-речевые умения и навыки.
S.A. Zhazheva
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Russian Language and Technique of Teaching, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING RUSSIAN
Abstract. The paper discusses the formation and development of communicative competence of school students in the course of learning Russian, development of cognitive abilities of the pupil through enrichment of a lexical stock, ability to correctly combine words, to use them in the speech, to logically and stylistically reasonably use various grammatical means, to coherently state the thoughts, bringing the statement, the text and means of expression under the main idea.
Keywords: speech, communicative competence, linguistic and language competences,
communicative and speech skills.
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств, - все это регулируется коммуникативной компетенцией.
«Концепция модернизации российского образования» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, и коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.
В «Концепции модернизации российского образования» и ряде других нормативных документов одной из задач среднего (общего) образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализации в обществе. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на во-
прос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.
В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции». Мы придерживаемся следующего содержания понятий «компетентность» и «компетенции»:
- компетентность - это более общее понятие, состоящее из отдельных компетенций, компетентность следует трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций;
- компетентность - это определенное состояние индивида, способного самостоятельно решать определенный уровень задач, используя универсальные и специальные способы деятельности, основанные на научных и гуманистических идеях и принципах, а также имеющейся у него системы знаний;
- компетенции - это освоенные и сознательно применяемые способы деятельности.
В научной литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:
Языковые компетенции Лингвистические компетенции Коммуникативные компетенции Культур оведческие компетенции
- способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами; - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности: новые пласты - результат осмысления речевого опыта учащимися: устройство языка и его изменения, элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях; - опознавание звуков, букв, морфем, частей речи; - умение делить языковые явления на группы; - умение производить - способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуациям общения; - знание основных понятий лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, - умение выбрать нужную - обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом; - постижение национальной культуры своего народа: познание самобытности; - осознание значимости родного языка; - развитие духовно-
лексики,
фразеологический запас, грамматический строй речи,
морфологические нормы, нормы
согласования, управления, построение предложений разных видов
фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
стилистический разбор
языковую форму, способ нравственного выражения в зависимости от школьника, условий коммуникативной национального ситуации самосознания
мира
его
Для того чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть выше перечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников нужно начинать с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.
Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике. Деятельность выстраивается через отдельные действия и опирается на субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к осуществлению всей деятельности в целом. Основными условиями формирования компетенций обучения мы считаем: потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства, наличие содержательной основы для высказывания, освоение учащимися языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработку у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Важную роль в формировании компетенций играет и процесс обучения, и место обучаемого в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника.
Компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе. Формирование знаний связано с рациональной соотнесенностью процесса овладения необходимыми знаниями и процесса овладения способами их усвоения, что обеспечивает единство изучения грамматической теории и развития познавательных сил школьников, их способности к самостоятельному, творческому использованию знаний в практике языкового анализа и речевом творчестве (формирование языковой компетентности учащихся). Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного.
Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного подхода можно считать такие сформированные качества личности, как коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Стратегия реализации методической системы формирования языковой компетенции учащихся состоит в отборе дидактических средств (постановке заданий с учетом трудностей усвоения языковых понятий учащимися, сложностей самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях; использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного).
Реализация системы формирования языковой компетенции учащихся направлена на формирование умений мобилизовать знания, управлять своей деятельностью, осваивать новые способы действия с учебным материалом и на этой основе приобретать знания. Критериями сформированности языковой компетенции учащихся являются умения
опознавать языковую единицу, сопоставлять ее с внешне сходными единицами, овладевать способами действия и на этой основе приобретать новые знания.
Таким образом, компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет выявить уровень владения обучаемого языком, что является показателем развития языковой личности, уровень специальных знаний, владение способами действий с языковым материалом и способность к использованию приобретенных знаний в нестандартных ситуациях.
Примечания:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Кнорус, 2009. С. 184-185.
2. Жажева Д.Д. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Майкоп, 2013. С. 46-51.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос: Интернет-журнал. 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2010. № 5.
References:
1. Antonova E.S. Methods of teaching Russian. Communicative and activity approach. M.: Knorus, 2009. P. 184-185.
2. Zhazheva D.D. Formation of innovative culture of the elementary school teacher in the course of vocational training. Maikop, 2013. P. 46-51.
3. Zimnyaya I.A. Key competences as a new paradigm of result of modern education // Eidos: Internet journal. 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
4. Lebedev O.E. A competence-based approach in education // School technologies. 2010. No. 5.