Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании как основа формирования функциональной грамотности школьников'

Компетентностный подход в образовании как основа формирования функциональной грамотности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
968
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании как основа формирования функциональной грамотности школьников»

- Вестник «Oрлеу»-kst

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

К.Т. Кожанова,

старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания предметов естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Акмолинской области

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

М.Барбер

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для РК, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования.

В стратегии модернизации казахстанского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход в образовании предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности.

Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.

В США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века стали использоваться понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.

Сфера образования, начиная с Я.А. Ко-менского, работала с основными единицами - знаниями, умениями и навыками. Профессиональная сфера работала с другими единицами - компетенциями. Совет Европы

ввел много компетенций, но каждая страна, исходя из своих приоритетов и своих взаимодействий с профессиональной сферой, выделяет определенные компетенции.

Что такое компетентность?

В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:

1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3. Способность выполнять особые трудовые функции.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии дал следующее определение понятия «компетенции»:

компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность -уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Таким образом, компетентностный ® подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а

8

— Вестник «

овладение ими в комплексе. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании.

Что такое «ключевые компетенции»?

В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.

В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества».

Таким образом, существенными признаками их являются:

1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый

Изучать:

^рлеу»-kst

член общества.

3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

4. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.

5. В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.

6. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

Ученик должен получить навыки жизни в практической деятельности и овладеть социальным опытом в современном обществе:

организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

самостоятельно заниматься своим обучением.

организовывать свои собственные приемы изучения;

уметь решать проблемы; уметь извлекать пользу из опыта;

Искать:

запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта;

получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

го

Думать:

организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Приниматься за дело:

Вестник «Oрлеу»-kst

И

Сотрудничать:

уметь сотрудничать и работать в группе; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

принимать решения сия и конфликты; уметь договариваться;

включаться в проект;

входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

доказывать солидарность;

нести ответственность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

уметь использовать новые технологии ин- доказывать гибкость перед лицом быстрых

формации и коммуникации; изменений;

показывать стойкость перед трудностями уметь находить новые решения.

Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. К ключевым компетенциям относятся:

- Ценностно-смысловые компетенции:

• формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

• владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

• осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

- Общекультурные компетенции:

• познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

• духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

• культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

• роль науки и религии в жизни человека;

• компетенции в бытовой и культурно-до-суговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени;

• опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

- Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

• иметь опыт восприятия картины мира. ^

- Информационные компетенции: ЬЙ

• навыки деятельности по отношению к н^ информации в учебных предметах и образо- ^ вательных областях, а также в окружающем и мире. ^

• владение современными средствами Н информации (телевизор, магнитофон, телефон, рц факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) ^ и информационными технологиями (аудио- ви- И

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « деозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

• поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции:

• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

• уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

• владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

• иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

- Социально-трудовые компетенции:

• Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.

• Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Компетенции личностного самосовершенствования:

• направлены на освоение способов фи-^ зического, духовного и интеллектуального са-5 моразвития, эмоциональной саморегуляции и ^ самоподдержки.

^ Использование компетентностной мо-

^ дели в образовании предполагает принципи-

Н альные изменения в организации учебного Н

рн процесса, в управлении им, в деятельности учителей, в способах оценивания образоваН тельных результатов учащихся, основанным § на концепции «усвоения знаний». Овладение

)рлеу»-kst

различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения.

Позиция учителя

Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания». Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.

Развитие ребенка

Меняется и смысл термина «развитие». Индивидуальное развитие каждого человека связано в первую очередь с приобретением умений, к которым у него уже есть предрасположенность (способность).

К примеру, характеристики ситуаций, которые должен организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

К необходимым можно отнести следующие:

1. Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

2. Самостоятельная учебная работа, деятельность.

3. Осознанность цели работы и ответственность за результат.

4. Реализация индивидуальных интересов учащихся.

5. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование).

6. Формирование понятий и организация своих действий на их основе.

7. Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам.

8. Демонстрация учителем компетентного поведения.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей.

3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих.

5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

6. Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.

7. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

8. Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

9. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

12. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

13. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

15. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.

18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

20. Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно

своим интересам и способностям.

21. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

22. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

23. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Оценка уровня достижений ключевых компетенций

Оценивают уровень владения конкретными компетенциями в таких процедурах, как наблюдение за исполнением действии учащегося в конкретных ситуациях, связанных с формированием, определенных компетенций (исследование, дискуссия, выступление и т.д.), письменного экзамена - написание эссе, а также и в других видах письменных экзаменов, решение тестовых заданий типа PISA.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях, т.е. формировать функциональную грамотность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 г. г.

2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. 2012 г.

3. «Компетентностно-деятельностный подход в профессиональном развитии учителя» Наталья Львовна Галеева профессор МПГУ

4. Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5. 2009

5 Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетент-ностного подхода в образовании //Наука и школа №4. 2008

го

а

н и

н

и =

Рч

н

н =

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.