160| К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2011
разовательных услуг, и поэтому должны принимать активное участие в определении квалификационных требований к выпускникам фармацевтических вузов. Таким образом, внедрение кредитной технологии обучения в учебный процесс должно способствовать значительному повышению качества образования, подготовке выпускников, отвечающим всем требованиям современного фармацевтического рынка.
Халыкаралык бШм беретш кещстшке KipiryiH максатпен Yйренудi несие жуйесшщ eHrayi Датхаев У.М., Устенова Г.О., Карлова Э.К., Саякова Г.М., Сергиенко Е.В.
Казахстан бшм беру саласында енпзшген кредиттiк окыту жYЙесi ХХ1 гасыр жана бiлiм беру Yлгiсiнiн iргетасы болып табылады. Кредиттiк окыту жYЙесiнiн негiзгi к¥рамдас бвлiктерi ретiнде акпараттык технологияны колдану, студенттер мен окытушылардын академиялык икемдiлiгiн т.с.с. атауга болады. Агымдагы оку жылында фармацевтикалык факультет эксперимент есебшде, вздiгiнен бiлiмiн жетiлдiрудiн мацызын квтеретiн, студентке окытушыны жэне жеке бiлiм алу траекториясын тандауга мYмкiндiк беретiн, негiзгi кэсiби к¥зыреттшктерш менгеруге ыкпал ететiн, кредиттiк окыту жYЙесiне толык квшiрiлдi.
ТYЙiндi сездер: кредиттiк окыту жYЙесi, академиялык икемдшк, кэсiби к¥зыреттшктер, вздiгiнен бiлiмiн жетiлдiру. Жеке бiлiм алу траекториясы.
Iintroduction of credit system of training for the purpose of integration into the international educational space
Dathaev U.M., Ustenova G. O, Karlova E.K., Sajakova G. M, Sergienko E.V.
Introduced in Kazakhstan credit education technology is the foundation of a new educational model ХХ1 century. Its main components are the wide application of information technology, academic mobility of students and teachers, etc. In the current academic year at the pharmaceutical faculty in the experiment had a complete shift in the credit technology of training that increases the value of self-education involves the selection of student individual educational trajectory and teachers, development of key professional competencies.
Key words: credit education technology, academic mobility, professional competencies, self education, individual educational trajectory.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФАРМАКОГНОЗИЯ
Келимханова С.Е., Сатаева Л.Г.
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
Подготовка фармацевтических кадров в настоящее время строится на основе новой парадигмы. Новый образовательный стандарт требует от современного специалиста способности и готовности создать условия для определенной деятельности и выполнить эту работу согласно государственному стандарту и законодательству РК.
В связи с этим в процессе обучения студент должен научиться не только получать определенную сумму знаний и умений, но и превращать их в компетенцию, то есть в набор знаний, практических умений, способов деятельности, информационной осведомленности и психологической готовности к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной и продуктивной деятельности специалиста в своей области. Одной из главных задач обучения по дисциплине - фармакогнозия, является подготовка специалистов, компетентных в области контроля качества лекарственного растительного сырья, что в определенной степени требует некоторой перестройки учебно-методической работы. Основным фрагментом контроля качества лекарственных средств природного происхождения является фармакопейный анализ, по которому подготовка студентов должна проводиться особенно тщательно.
Для формирования компетенций по фармакопейному анализу лекарственных средств природного происхождения, нужно исходить из формулирования и анализа структуры вырабатываемой компетенции и определения алгоритма овладения ею. Это позволит произвести корректировку комплекса образовательных целей и задач, направленных на формирование соответствующих компетенций или их фрагментов. За основу выработки компетенций по фармакопейному анализу следует взять разделы, входящие в фармакопейные статьи (ФС) на лекарственное растительное сырье. Исходя из этого разделы фармакопейной статьи можно представить в виде отдельных компетенций и указать, на каких знаниях и умениях базируется та или иная компетенция.
Любая ФС на лекарственное растительное сырье начинается с раздела «Внешние признаки». Поэтому особенно важно научить студента не только правильно выполнять это испытание, но и уметь делать заключение по результатам определения внешних признаков с учетом их изменения, происходящих при хранении. Таким образом, знания, умения, способность дать оценку результатам испытания составляют компетенцию по определению качества лекарственного растительного сырья по данному показателю. При определении подлинности лекарственного растительного сырья согласно фармакопейной статьи используются различные виды анализа - макроскопический (описание внешних признаков), микроскопический (изучение анатомических диагностических признаков) и фитохимический (физико-химические характеристики (УФС, ГЖХ, ТСХ, БХ и наиболее характерные качественные химические реакции на определенные группы биологически активных веществ).
1611 К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2011
Для выработки компетентности в оценке подлинности студенты должны приобрести умения практического выполнения, оценки селективности и специфичности каждого испытания. При этом необходимо теоретически обосновать использование указанных в ФС способов идентификации лекарственного растительного сырья, исходя из особенностей структуры морфологической группы (лист, трава, кора, плоды, семена, корни и т.д), товарного вида лекарственного растительного сырья (целое, резанное, измельченное). То есть в этом случае компетенция представляет собой сочетание знания, умения и способности давать оценку всем испытаниям лекарственного растительного сырья. Не менее значимым в оценке качества лекарственного растительного сырья является товароведческий анализ - испытание на чистоту, которое согласно фармакопейной статье нормируется как «Числовые показатели» и выполняется как физико-химическими так и химическими методами. В качестве физико-химических характеристик чистоты в частных на ЛРС статьях приводятся значения содержания влаги, общей золы и золы нерастворимой в 10% хлороводородной кислоте, органических примесей, измельченно-сти и других. Это требует владения методиками определения указанных показателей, которые приводятся в общих фармакопейных статьях (ОФС). Поэтому необходимо обращать внимание студентов на значимость данных статей для унификации фармакопейного анализа. Наряду с указанием, как определить каждую характеристику чистоты, в фармакопейных статьях указываются пределы, которые позволяют дать оценку соответствия данного ЛРС требованиям стандарта. Для выработки компетентности студентов в оценке чистоты лекарственного растительного сырья необходимо также и теоретическое обоснование применения конкретного вида испытания и особенностей его выполнения для определенной морфологической группы ЛРС. Указанный подход -теоретическое обоснование необходимости испытаний качества, приведенных в ФС, значимость ОФС для правильного выполнения соответствующих испытаний - должны явиться предпосылкой развития, формирования и выработки устойчивой компетенции, а многократное повторение однотипных испытаний в течение определенного времени, позволит закрепить вырабатываемые компетенции.
В современной обучающей среде, когда интенсивно реализуются информационные технологии, необходимой является и информационная компетентность, включающая объем знаний об информации, ее роли в обществе и профессиональной деятельности, умения получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию. Наличие у специалиста регулятивной компетентности предполагает умение управлять собственным поведением. Наряду с обязательным целеполаганием, планированием, она предполагает мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности и рефлексию. Касаясь профессиональных компетентностей, целесообразно иметь в виду прежде всего операциональную (деятельностную) компетентность. Профессионально значимой является коммуникативная компетентность, основными компонентами которой служат эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); способность конструировать речь (особенно деловую), прямую и обратную связь, умение слушать; интеллигентность; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентация на личность человека, как на главную ценность, а также способности к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе общения. Вместе с тем, каждому будущему специалисту важно помнить о том, что профессиональное общение является сердцевиной коммуникативной компетентности, оно всегда предполагает общность, сходство, взаимное устремление понимать и принимать другого, не только рационально соизмерять ситуацию и реагировать на нее, но эмоционально сопереживать.
Литература
1. Михайлов, Н.Н. Инновационная деятельность - мощный стимул развития / Н.Н. Михайлов, М.И.Ситникова //Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 8.
2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании /И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
3. Стандартные операционные процедуры методик фармацевтического анализа: учебное пособие для студентов 3-5 курсов очного обучения и 4-6 курсов заочного обучения / М.В.Гаврилин [и др.]; под ред. А.С.Саушкиной. / Пятигорская ГФА. - Пятигорск, 2010. - 143 с.
Фармакогнозия илиищ зерттеуiндегi компетентШк жолы Келимханова С.Е., Сатаева Л.Г.
Мацалада фармакогнозия пэншен студенттерде компетенцияльщ дагдыларды цалыптастыру жолдары, олардыц тYрлерi царастырылган.
Competention approach in speciality the pharmacognozia
Kelimchanova S.E., Sataeva L.G.
In this article describtion competention approach in subject of the pharmacognozia.