Научная статья на тему 'Компетентностный подход при подготовке учителей математики в Республике Молдова'

Компетентностный подход при подготовке учителей математики в Республике Молдова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Застынчану Л. А.

В статье анализируется опыт подготовки учителей математики в Республике Молдова на основе компетентностного подхода. Устанавливается связь между формированием ключевых компетенций учителя математики, структурой учебного плана и методов преподавания университетских дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Застынчану Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при подготовке учителей математики в Республике Молдова»

5. Титова C.B. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности (+ CD-ROM) / C.B. Титова. -СПб.: Питер, 2009. - 176 с.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

© Застынчану Л.А.*

Бэлцкий государственный университет им. А. Руссо, Республика Молдова, г. Бельцы

В статье анализируется опыт подготовки учителей математики в Республике Молдова на основе компетентностного подхода. Устанавливается связь между формированием ключевых компетенций учителя математики, структурой учебного плана и методов преподавания университетских дисциплин.

За годы прошедшие после распада Советского Союза, система образования Республики Молдова находилась в состоянии постоянной реформы, приняв сначала в качестве модели модель образования в Румынии, а потом, вместе с другими европейскими странами - модель, предложенную Болонским процессом. При этом, очевидно, предложенные модели не избежали национального прочтения.

Одним из самых обсуждаемых аспектов современного образования всех ступеней и во всех странах - участниках Болонского процесса является компетентностный подход в обучении. Появление компетентностного подхода к образованию в Республике Молдова продиктовано несколькими условиями:

- международные тестирования, в которых участвовала Молдова несколько лет подряд, в частности по математике, выявило достаточно хорошую теоретическую подготовку школьников и неумение применять полученные знания, умения и навыки в прикладных ситуациях;

- очевидная неподготовленность выпускников высшего и средне-специального образования к немедленному включению в рабочие ситуации;

- необходимость подготовки конкурентно-способных специалистов в условиях затянувшегося экономического и политического кризиса, специалистов, достаточно мобильных, чтобы вписаться в экономику любой страны, где они могут понадобиться.

Эти условия, очевидно, указывают на то, что нужно пересмотреть основополагающие принципы образования и перенести акцент с получения знаний, умений и навыков на формирование профессиональных компетенций.

* Старший преподаватель кафедры Математики, кандидат педагогических наук.

По сути, компетентностный подход предполагает формирование у учащихся способностей применять полученные знания, умения и навыки в тех ситуациях, в которых их применение возможно и оправданно. Изучением понятий «компетенция» и «компетентностный подход» в образовании в Молдове занимались В. Кабак, В. Гуцу, И. Акири, А. Кара и др.

После уточнения сущности компетентностного подхода в образовании, появилась необходимость его реализации. Были определены два направления, которые должны были работать параллельно. Первое направление это обеспечение легальной основы для такой реформы со стороны Министерства образования, а второе - со стороны учебных заведений, которые должны были реализовать данную реформу на местах.

После присоединения Республики Молдова к Болонскому процессу (19 мая 2005), был принято решение об изменении структуры высшего образования и его структурировании в 2 цикла (бакалавриат и магистратура). В том же году была разработана концепция университетских программ обучения для основных специальностей и введение кредитов как зачетной единицы.

Большинство высших учебных заведений Республики Молдова, готовящих будущих учителей, были первоначально институтами и при реформировании переняли опыт единственного тогдашнего университета такого профиля - Государственного Университета Республики Молдова. По прошествии времени оказалось, что такая модель подготовки будущих учителей неэффективна. Достаточно указать, что в 1993 в программах обучения учителей -предметников за пять лет обучения присутствовали только по одному курсу педагогики, психологии и методики предмета по одному семестру и всего одна педагогическая практика. Таким образом, пришлось пересмотреть полностью набор дисциплин, предлагаемых университетами с целью формирования ключевых компетенций учителя уже в процессе обучения.

Один из принципов Болонского процесса - автономия университетов [1] в сфере подготовки будущих учителей проявился в достаточной мере. При едином наборе рекомендованных дисциплин: фундаментальных, гуманитарных и общеобразовательных, обязательных для специализации и элективных дисциплин для специализации, каждый университет выбрал свое соотношение между ними [2] (рис. 1). Эта диаграмма является усредненным вариантом представления соотношений между дисциплинами и не раскрывает полностью картины по каждой специальности в отдельности. Рассмотрим более детально в качестве примера учебный план для подготовки учителей по специальности «Математика и информатика» в Бэльцком Государственном Университете им. А. Руссо [3]. При создании данного учебного плана было учтено, что на первых курсах обучения желательно образовать некую основу для более успешного формирования первичных профессиональных компетентностей будущих учителей математики и информатики.

Катульский Университет Комратский Университет Бэльцкий Университет Тираспольский Университет (Кишинёв) Педагогический Университет (Кишинёв) Государственный Университет Молдовы

П Фундаментальные дисциплины ■ Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины

■ Спец. обязательные дисциплины ^ Спец. элективные дисциплины

О Практика

Рис. 1. Диаграмма распределения основных групп дисциплин в Университетах Республики Молдова

Учебный план рассчитан на 4 года обучения с накоплением за этот период 240 кредитов (табл. 1).

Таблица 1

Распределение кредитов по основным группам дисциплин по специальности «Математика и информатика»

Семестр Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины Фундаментальные дисциплины Обязательные дисциплины для специализации Элективные (выборочные) дисциплины для специализации Практика

I 12 18 0 0 0

II 9 15 6 0 0

III 6 9 5 9 1

IV 4 6 8 11 1

V 3 10 2 15 0

VI 0 0 14 8 8

VII 0 0 5 13 12

VIII 0 0 4 12 8/6

Для большей иллюстративности построим на основе данных этой таблицы диаграмму (рис. 2).

Даже поверхностный анализ данной диаграммы выявляет тот факт, что, начиная с третьего семестра, происходит очень серьезная специализация будущих учителей, причем в большинстве своем они выбирают самостоятельно траекторию своего развития за счет элективных дисциплин. Хотелось бы уточнить, что в качестве элективных курсов предлагаются как специальные курсы психологии и педагогики, так и изучение современных направлений в методике математики и в самой математике.

=-,

-1- -

Рис. 2. Диаграмма распределение основных групп дисциплин по специальности «Математика и информатика» в Бэлцком Университете

При подготовке будущих учителей математики нужно работать над формированием следующих ключевых компетенций учителя математики [разработаны согласно 4]:

- гносеологическая компетенция: владение математическим языком, математическими понятиями, алгоритмами и приемами счета, вычислений, решения; способность определять и выбирать информацию необходимую для деятельности учителя математики; эффективное применение и построение теоретических знаний для учебного процесса;

- прогностическая компетенция: определение роли учителя математики в социуме, разработка дидактических планов, прогнозирование результатов педагогической деятельности, определение возможных дидактических ситуаций и их решений;

- праксеологическая компетенция: определение ситуаций применения теоретических математических знаний, выборка и адаптация теоретических знаний к непосредственной ситуации, подбор нужной для работы информации из разных источников, определение соотношения ме^ду компонентами обучающего процесса по математике, разработка проектов профессиональной деятельности;

- управленческая компетенция: определение соответствия ме^ду объективными условиями и участием человеческого фактора в педагогической деятельности, решение профессиональных проблем путем консенсуса, принятие решений в профессиональной деятельности;

- компетенция оценивания профессиональной деятельности: определение критериев оценивания педагогической деятельности, установ-

ление зависимости ме^ду результатом деятельности и дальнейшей работой, разработка стратегии профессионального развития;

- коммуникативная компетенция: использование разных форм и методов общения в педагогической деятельности, адаптация поведения к соответствующей дидактической ситуации, проявление профессиональной этики, такта и толерантности в процессе общения;

- исследовательская компетенция: использование методики научного исследования в профессиональной деятельности, определение степени функциональности полученных при исследовании результатов, использование в профессиональной деятельности результатов исследований в других областях.

Очевидно, что все дисциплины, изучаемые в высших учебных заведениях, готовящих специалистов по данному профилю, в той или иной степени способствуют развитию этих компетенций. На основе той же учебной программы специальности «Математика и информатика» [3] была построена схема изучения дисциплин для формирования ключевых компетенций учителя математики (рис. 3)

Педагогическая практика по математике Дипломная работа

Педагогическая этика Философия и история математики Теория куррикул-лума Дидактика математики Компьютерное обучение в математике Теория вероятности и мат. статистика Педпрактика по информатике Приложения дифференциального исчисления

Теория оценивания Интерактивные методы в преподавании математики Приложения интегрального исчисления

Философские вопросы естественных наук Психология Практика по психологии Нестандартные методы решения алгебраических задач Психология общения Педагогика Практика по педагогике Исследование функций

Нестандартные методы решения геометрических задач Психо -профилактика Арифметика

Основы информационной культуры Математический анализ Аналитическая геометрия Линейная алгебра Математическая логика и дискретная математика Алгебра и теория чисел

Рис. 3. Структурно-иерархическая схема формирования первичных ключевых компетенций учителя математики

Первый уровень (снизу вверх) схемы соответствует дисциплинам первого курса, которые образуют и систематизируют тот абсолютно необхо-

димый багаж математических знаний, умений и навыков, которыми должен владеть любой учитель математики.

На втором курсе (второй уровень схемы) учащиеся знакомятся со спецификой работы учителя математики, причем она изучается с разных точек зрения: специальные вопросы школьной математики, философские проблемы науки, педагогические и психологические аспекты работы учителя. Особенно важная роль с точки зрения знакомства со спецификой работы учителя на этом уровне отведена практикам по педагогике и по психологии.

На третьем курсе (третий уровень) происходит интеграция изученного и освоенного за первые два уровня и дальнейшее развитие ключевых компетенций за счет углубленного изучения математики, дидактики математики, психологии и педагогики.

Формирование ключевых компетенций учителя математики на ступени «бакалавриат» заканчивается на четвертом курсе, когда эти компетенции закрепляются педагогической практикой по математике и написанием дипломной работы.

В данной схеме дисциплина «Дидактика математики» является интегрирующим элементом. В процессе изучения этой дисциплины [5] студент должен детально изучить школьную программу по математике, изучить и научится разрабатывать документы, сопутствующие работе учителя (календарное планирование, планирование по единицам обучения, поурочное планирование), освоить специфику применения дидактических методов в процессе обучения математике, детально изучить и освоить частную методику для преподавания главных компонентов школьного курса математики, применять полученные при изучении других предметов знания, умения и навыки в дидактических ситуациях, свойственных процессу обучения математики.

Отметим, что с первого сентября 2010 года в Республике Молдова был внедрен новый школьный куррикуллум (школьная программа), который основан на формировании компетенций. Таким образом, при обучении будущих учителей математики преподаватель должен не только сам использовать методы, формирующие ключевые компетенции будущего учителя, но и обучить студентов формировать ключевые математические компетенции у своих учеников.

Исходя из целей изучения «Дидактики математики», данная дисциплина была структурирована следующим образом:

I. Обучающий процесс по математике: основные аспекты. В этом модуле студенты знакомятся:

- со школьным куррикуллумом по математике;

- с основными дидактическими принципами и методами в преподавании математики;

- со специфическими математическими компетенциями, формируемыми в школе;

- с формами организации обучающего процесса по математике;

- с информационным обеспечением учителя математики;

- со спецификой оценивания математических знаний, умений и навыков;

- с календарным и поурочным планированием.

II. Ключевые элементы школьного курса математики и методика их изучения. Ключевыми элементами школьного курса математики являются математические понятия, алгоритмы и теоремы, а также математические задачи. Со спецификой их изучения в зависимости от возраста обучаемых, от уровня их подготовки, от индивидуальных характеристик личности и знакомятся студенты в данном модуле.

III. Частная методика изучения различных разделов математики. Здесь изучается специфика применения дидактических технологий при изучении арифметики, алгебры, геометрии, элементов теории вероятности и математической статистики в школе.

При всей модернизации системы образования Республики Молдова, в университетах осталась та же система для организации процесса обучения: система «лекции - семинары». Но в случае подготовки будущих учителей математики преподаватели имеют некую степень свободы, так как в большинстве университетов по данной специальности принимают только по одной группе каждый год. Таким образом, преподаватель может выбрать любую форму проведения семинара, а для лекции - более современный вариант, например лекция - дискуссия или лекция с обратной связью.

В процессе изучения дидактики математики студентам после каждой лекции предлагаются задания для самостоятельной работы, выполняя которые студент изучает теоретический материал, анализирует его, делает свои выводы. Например, после лекции по теме «Модели обучения математике. Реализация дидактических принципов в процессе изучения математики» были предложены следующие задания:

1. Определите, как могут быть реализованы разные модели обучения математике на примере конкретной темы из пятого класса.

2. Организуйте в иерархическую структуру известные дидактические принципы по признаку «степень важности для эффективного изучения математики » (собственное мнение с аргументацией)

3. Укажите способы реализации нескольких дидактических принципов при изучении темы «Действия с дробями» в пятом классе.

Структура заданий и их сложность меняется по мере изучения курса, но при этом главная их цель спровоцировать студентов на изучение школьных учебников, дополнительных средств информации, научить их правильно подбирать информацию, анализировать, делать собственные выводы и предложения. При использовании таких заданий очень важно систематически проверять их выполнение, обсуждать, оценивать качество их выполнения, для того чтобы студент правильно ориентировался в своем формировании.

Компетентностный подход к образованию полностью выявляется в выбранной форме и методах проведения семинаров. Например, при проверке выполнения заданий для самостоятельной работы можно выбрать как вариант выступление, фронтальный опрос, взаимную проверку, атаку мыслей, дискуссию и т.д. На каждом семинаре желательно организовать по возможности какую-нибудь симуляцию фрагмента педагогической деятельности учителя математики: комментированное решение какого-либо примера, доказательство теоремы из школьного курса математики, проведение эвристической беседы для объяснения новой темы, полную дидактическую разработку для организации процесса решения конкретной математической задачи. На третьем курсе студенты уже достаточно взрослые и знакомы со спецификой своей будущей работы, поэтому по окончанию курса обычно проводится анкетирование по определению эффективности его изучения.

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов об эффективности курса «Дидактики математики» (18 опрошенных)

Вопрос Ответы

Формулировка ответа частота

Какой вид деятельности во время семинаров наиболее полезен для вашей дальнейшей работы? Симуляция уроков с последующим анализом 9

Присутствие на уроке у опытного учителя математики 7

Разработка проектов урока 6

Работа в группах 6

Разработки для конкретных дидактических методов 4

Симуляция дидактических разработок для решения задач 3

Презентация работ 3

Какие виды деятельности не были проведены, но могли быть полезны? Экспериментальные уроки с реальным классом 6

Симулирование сложных дидактических ситуаций для учителя 4

Были опрошены 18 студентов и ответы они формулировали самостоятельно.

Для полной интеграции полученных знаний, умений и навыков в процессе изучения всего курса, параллельно с его изучением, каждый студент разрабатывает портфолио, в котором собирает результаты своих исследований по заранее определенной теме. Студент свободен в выборе компонентов своего портфолио и в форме их представления, но преподаватель может уточнить некие обязательные элементы, чтобы определить направление исследований студента.

В качестве тематики таких портфолио хорошо себя зарекомендовали темы следующего вида: «Методические аспекты изучения треугольников в

школе», «Методические аспекты процесса решения задач по планиметрии» и т.д. При такой тематике обязательными элементами портфолио могут быть: схема присутствия данной темы в школьной программе (анализ согласно кур-рикуллуму), основные понятия данной темы и методика их изучения, полные дидактические разработки для решения нескольких задач, разработка приложений дидактических методов, планы разных типов уроков по данной теме. Портфолио представляется для оценки по окончанию изучения курса, и эта оценка является составной частью итоговой оценки по дисциплине.

Большинство экзаменов в Республике Молдова проводятся в виде письменных тестов. Экзамен по «Дидактике математики» должен проводиться в устной форме, чтобы в полной мере оценить коммуникативную компетентность будущего учителя и, по возможности, в процессе изучения других дисциплин исправить возможные недостатки этой компетенции.

Последние годы большинство преподавателей университетов Республики Молдова начали ратовать за компетентностный подход к образованию. Каждый преподаватель выбирает свои методы формирования компетенций в зависимости от предмета, который он ведет, и специфических компетенций, которые он должен сформировать. Наибольшей популярностью в преподавании математических дисциплин пользуются проблемные ситуации, атака мыслей, тесты, самостоятельные работы, рефераты, использование современных информационных технологий.

К сожалению, полное формирование ключевых компетенций учителя не может гарантировать ни одна форма и ни один способ организации процесса подготовки учителей. Тому есть достаточно много предпосылок:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постоянная смена дидактических ситуаций в процессе работы учителя;

- необходимость присутствия некоторых личностных характеристик у самого студента для успешного формирования ключевых компетенций;

- недостаточная социально-экономическая мотивировка для получения профессии учителя и последующей работы по этой профессии и т.д.

Но при этом, процесс подготовки учителей математики в высших учебных заведениях должен максимально формировать ключевые компетенции учителя. Опыт подготовки учителей математики последних 3 лет в Бэлцком Государственном Университете им. «А. Руссо» доказывает, что построение учебного плана согласно схеме, представленной в рис. 3 и изучение большинства дисциплин на основе компетентностного подхода гарантирует первичное формирование ключевых компетенций учителя математики.

Список литературы:

1. Официальный сайт Министерства Образования Республики Молдова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.edu.md.

2. Coroi E.,Gremalschi A. et.al., Proiect International de Cercetare Sustin-erea pregâtirii profesionale a cadrelor didactice çi predàrii-învâtarii în tarile Europei de Sud-Est(Raport national República Moldova). - Chiinâu, 2005.

3. Учебный план по специальности «Математика и информатика», Бэлцкий Государственный Университет, утвержден 21.09.2005, пересмотрен 26.06.08

4. Guu V, Muraru E., Dandara O. Proiectarea standardelor de formare profesionalâ iniialâ în învâamîntul universitar. Ghid metodologic, CE USM. -Chiinâu 2003.

5. Zastînceanu L. Curriculum la disciplina «Didactica matematicii» pentru specialitatea «Matematica i informatica», catedra de matematicâ, Universitatea de Stat din Bâli «A. Russo», Bâli.

6. Колеченко A.K. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: КАРО, 2002.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА

© Каменская Е.В.*

Омский колледж транспортных технологий, г. Омск

В соответствии с утверждающимся в настоящее время в системе образования инновационным компетентностным подходом, правомерно рассмотреть вопрос о социальной компетентности студента - будущего специалиста, которая обеспечит возможность его быстрой адаптации к социуму и успешный старт его профессионального развития.

Компетентностный подход сегодня олицетворяет инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества. Происходящие в мире и в России изменения в целях профессионального образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в профессионально-социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса о более полном, личностно и социально интегрированном результате образования. В качестве общего определения такого интегрального профессионально-социального и лично стно-поведенческого феномена как результата образования в совокуп -ности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетентность / компетенция» [4].

* Заместитель директора по учебной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.