Научная статья на тему 'Компетентностный подход при оказании комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра'

Компетентностный подход при оказании комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
490
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТИЗМ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / AUTISM / COMPLEX ASSISTANCE / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руженская Елена Владимировна

В статье рассматривается региональный аспект оказания медицинской помощи и психолого-педагогического сопровождения детям с расстройствами аутистического центра. Представлена официальная статистика по заболеваемости аутизмом по Ивановской области, инфраструктура по возрасту, тяжести расстройств, месту наблюдения детей, основные медицинские мероприятия, а также специфичная областная структура педагогических учреждений для больных аутизмом. Проблемой является то, что положительная активность в реабилитации данной категории детей со стороны общественных организаций сопровождается их призывами к отказу от посещения психиатра и отказу от направления в государственные коррекционные учреждения. При этом общественные организации не несут ответственности за дальнейшую судьбу ребенка и упущенные им возможности медицинского и педагогического сопровождения. Общий компетентностный подход, объединение усилий государственных учреждений медицинского, социального и педагогического профиля и общественных организаций поможет эффективно оказывать помощь детям с аутизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руженская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in the course of rendering comprehensive help to children with disorders of autism spectrum

Тhe article deals with the regional dimension of medical care and psycho-pedagogical support of children with autism center. Presents official statistics on the incidence of autism in the Ivanovo region, infrastructure age, the severity of the disorders, the place of observation of children, major medical events, as well as specific regional structure of pedagogical institutions for patients with autism. Problem is that positive activity in rehabilitation of this category of children from public organizations is followed by their appeals to refusal of visit of the psychiatrist and refusal of the direction in the public correctional institutions. At the same time public organizations do not bear responsibility for future of the child and the possibilities of medical and pedagogical maintenance missed by him. General competence-based approach, consolidation of efforts of public institutions of a medical, social and pedagogical profile and public organizations will help to give effectively help to children with autism.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при оказании комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

6. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Коррекция дезадаптации у студентов университета. Новые исследования. 2010. Т. 1. № 22. С. 74-82.

Buslovskaja L.K., Ryzhkova Ju.P. Korrekcija dezadaptacii u studentov universiteta. Novye issledovanija. 2010. T. 1. № 22. S. 74-82.

7. Артеменков А.А. Тип психофизической дезадаптации как критерий доно-зологической диагностики здоровья населения. Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 4 (229). С. 38-40.

Artemenkov A.A. Tip psihofizicheskoj dezadaptacii kak kriterij donozologicheskoj diagnostiki zdorov'ja naselenija. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. 2012. № 4 (229). S. 38-40.

8. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г. Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов. Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16-26.

Holmogorova A.B., Garanjan N.G., Evdokimova Ja.G. Moskova M.V. Psihologicheskie faktory jemocional'noj dezadaptacii u studentov. Voprosy psihologii. 2009. № 3. S. 16-26.

9. Алтухин А.В., Жиляев А.Г. Оценка рисков развития дезадаптации у молодых людей, имеющих установку на повышенный уровень самореализации. Вестник Рос. гос. гуманитарного ун-та. 2012. № 15 (95). С. 247-257.

Altuhin A.V., Zhiljaev A.G. Ocenka riskov razvitija dezadaptacii u molodyh ljudej, imejushhih ustanovku na povyshennyj uroven' samorealizacii. Vestnik Ros. gos. gumanitarnogo un-ta. 2012. № 15 (95). S. 247-257.

10. Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Венгерова Н.Н., Варзин С.А., Чистяков В.А. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья. Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 11, Медицина. 2011. № 1. С. 81-91.

Piskun O.E., Petrova N.N., Vengerova N.N., Varzin S.A., Chistjakov V.A. Rezul'taty monitoringa psihofizicheskoj adaptacii studentov k obucheniju i razrabotka kompleksa mer po ohrane ih zdorov'ja. Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Ser. 11, Medicina. 2011. № 1. S. 81-91.

11. Зашихина В.В., Цыганок Т.В. Психофизиологические аспекты адаптации студентов вузов. Фундаментальные исследования. 2014. № 2. С. 64-68.

Zashihina V.V., Cyganok T.V. Psihofiziologicheskie aspekty adaptacii studentov vuzov. Fundamental'nye issledovanija. 2014. № 2. S. 64-68.

12. Литвинова Н.А., Казин Э.М., Лурье С.Б., Булатова О.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности. Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2011. № 1 (45). С. 141-147.

Litvinova N.A., Kazin Je.M., Lur'e S.B., Bulatova O.V. Rol' individual'nyh psihofiziologicheskih osobennostej v adaptacii k umstvennoj dejatel'nosti. Vestnik Kemerovskogo gos. un-ta. 2011. № 1 (45). S. 141-147.

13. Копейкин В.О. Социальные и психофизиологические сравнительные характеристики обучающихся в лицее. Вестник психофизиологии. 2013. № 2. С. 21-25.

Kopejkin V.O. Social'nye i psihofiziologicheskie sravnitel'nye harakterístiki obuchajushhihsja v licee. Vestnik psihofiziologii. 2013. № 2. S. 21-25. ma

УДК: 616.895.8-053.2-08:159.923 Код специальности ВАК: 14.01.06, 14.02.03

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОШИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Е.В. Руженская,

ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница "Богородское"», г. Иваново

Руженская Елена Владимировна - e-mail: elena37r@yandex.ru

В статье рассматривается региональный аспект оказания медицинской помощи и психолого-педагогического сопровождения детям с расстройствами аутистического центра. Представлена официальная статистика по заболеваемости аутизмом по Ивановской области, инфраструктура по возрасту, тяжести расстройств, месту наблюдения детей, основные медицинские мероприятия, а также специфичная областная структура педагогических учреждений для больных аутизмом. Проблемой является то, что положительная активность в реабилитации данной категории детей со стороны общественных организаций сопровождается их призывами к отказу от посещения психиатра и отказу от направления в государственные коррекционные учреждения. При этом общественные организации не несут ответственности за дальнейшую судьбу ребенка и упущенные им возможности медицинского и педагогического сопровождения. Общий компетентностный подход, объединение усилий государственных учреждений медицинского, социального и педагогического профиля и общественных организаций помогут эффективно оказать помощь детям с аутизмом.

Ключевые слова: аутизм, комплексная помощь, компетентностный подход.

The article deals with the regional dimension of medical care and psycho-pedagogical support of children with autism center. Presents official statistics on the incidence of autism in the Ivanovo region, infrastructure age, the severity of the disorders, the place of observation of children, major medical events, as well as specific regional structure of pedagogical institutions for patients with autism. Problem is that positive activity in rehabilitation of this category of children from public organizations is followed by their appeals to refusal of visit of the psychiatrist and refusal of the direction in the public correctional institutions. At the same time public organizations do not bear responsibility for future of the child and the possibilities of medical and pedagogical maintenance missed by him. General competence-based approach, consolidation of efforts of public institutions of a medical, social and pedagogical profile and public organizations will help to give effectively help to children with autism.

Key words: autism, complex assistance, competence-based approach.

▲1

Актуальность организации комплексной медико-педагогической помощи детям и подросткам с аутизмом определяется увеличением количества пациентов с данным видом патологии. Кроме того, в литературе описываются хорошие результаты лечения и реабилитации пациентов. Это связано с высокой пластичностью детской психики, разноплановостью расстройств, входящих в аутистический регистр, и разной выраженностью, «глубиной» нарушений [1, 2, 3, 4]. Однако серьезной проблемой является комплексность оказания помощи, преемственность проводимых мероприятий и подготовка специалистов для работы с такими детьми.

К расстройствам аутистического спектра, согласно действующей классификации МКБ-10, относятся: F84.0 Детский аутизм, F84.1 Атипичный аутизм, F84.2 Синдром Ретта, F84.5 Синдром Аспергера, F84.8 Другие общие расстройства развития, F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное.

До недавнего времени мы имели лишь приблизительные цифры заболеваемости аутистическими расстройствами, отдельной статистики по аутизму в России не велось, суммирование и анализ показателей проводились на местах в интересах развития службы и с научными исследовательскими целями. Данный раздел отдельной строкой впервые введен в статистический отчет и официально формируется с 2014 года. Статистические данные по наблюдению у психиатра таких пациентов в Ивановской области представлены в таблице 1.

Постепенное увеличение контингента пациентов, их возрастающие потребности требуют внимания к проблеме. Инфраструктура несовершеннолетних, состоящих под наблюдением психиатра, с расстройствами аутистического спектра по виду наблюдения и гендерному признаку представлена в таблице 2.

Как мы видим, с каждым годом таких детей и подростков наблюдается у психиатра все больше, причем идет равномерное пополнение как диспансерной группы, так и группы пациентов, получающих лечебно-консультативную помощь.

Пациенты, как впервые выявленные, так и наблюдающиеся, получают лечебную помощь по всей Ивановской области, хотя большая часть наблюдается в областном центре (таблица 3).

К сожалению, в Ивановской области в настоящее время ещё не принята комплексная программа по медико-педагогическому сопровождению детей с аутизмом, вследствие чего медицинская помощь и психолого-педагогическое обеспечение осуществляются силами отдельных служб.

Стандарт по первичной медицинской помощи больным с расстройством аутистического спектра принят в 2014 году и предусматривает первичную диагностику заболевания.

Дети с данными диагнозами выявляются на консультативных осмотрах психиатров или врачами-неврологами, после чего направляются на комплексное обследование. На первых этапах мы столкнулись с недостаточностью осведомленности специалистов как общей педиатрической сети, так и своей службы, по вопросам аутизма. В связи с этим были проведены образовательные компе-тентностно-ориентированные мероприятия, изданы

ТАБЛИЦА 1.

Инфраструктура пациентов с расстройствами аутистического спектра, состоящих под наблюдением психиатра, по Ивановской области

2014 2015

Муниципальное Возрастная Возрастная

образование группа группа

До 14 лет 15-17 лет До 14 лет 15-17 лет

Иваново 63 2 73 -

Ивановский район 5 1 8 -

Ильинский район 2 - 2 -

Кинешемский район 15 - 15 1

Лежневский район - - 2 -

Приволжский район 1 - 1 -

Пучежский район 1 - 1 -

Тейковский район 1 - 4 -

Фурмановский район 1 - 1 -

Шуйский район 4 - 5 -

Южский район 1 - 2 -

Итого по области 94 3 114 1

ТАБЛИЦА 2.

Инфраструктура несовершеннолетних, состоящих под наблюдением психиатра, с расстройством аутистического спектра по Ивановской области в 2010-2016 гг. (по видам наблюдения и гендерному признаку)

Дата анализа Всего состоит в том числе по виду наблюдения в том числе по полу

Диспансерное наблюдение (Д-группа) Группа лечебно-консультативной помощи (К-группа) Мальчики Девочки

1/1/2010 23 9 14 20 3

1/1/2011 34 19 15 31 3

1/1/2012 40 21 19 36 4

1/1/2013 56 35 21 44 12

1/1/2014 70 47 23 56 14

1/1/2015 97 67 30 78 19

1/1/2016 115 72 43 93 22

ТАБЛИЦА 3.

Инфраструктура несовершеннолетних, состоящих под наблюдением психиатра, с расстройством аутистического спектра по Ивановской области в 2010-2016 гг. (по территориальности наблюдения)

Дата анализа Всего состоит в том числе по месту наблюдения Впервые выявлено В том числе по месту выявления

г. Иваново Районы области г. Иваново Районы области

1/1/2010 23 17 6 3 1 2

1/1/2011 34 26 8 7 6 1

1/1/2012 40 29 11 19 8 11

1/1/2013 56 35 21 5 3 2

1/1/2014 70 45 35 14 11 3

1/1/2015 97 65 32 27 20 7

1/1/2016 115 73 42 14 12 2

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

информационные материалы, подготовлены программы по диагностике и возрастному психоконсультированию [5, 6].

Медицинская помощь детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра оказывается детскими психиатрами амбулаторной психиатрической службы области и силами детского стационарного отделения Областной клинической психиатрической больницы «Богородское».

При обращении к психиатру проводится комплексное обследование специалистами многопрофильной бригады (психиатр, психолог, логопед, социальный работник), назначается лечение. В зависимости от тяжести проявления аутизма больные находятся на лечебно-консультативном или диспансерном наблюдении у участкового психиатра.

Диагностика данного расстройства сложна, основывается не только на анализе состояния ребенка на момент обследования, но и на тщательном опросе родителей о каждом этапе пациента [7, 8, 9, 10]. Для этого разработана диагностическая карта с вопросами о всех сторонах жизни, воспитания, развития всех сфер ребенка. Часто встречается двойное наблюдение - неврологическое и психиатрическое - ввиду выраженности неврологической симптоматики.

Актуальной остается проблема адекватной биологической терапии [11]. Важно не только подобрать необходимое лечение, но и способствовать тому, чтобы ребенок его получил. Дети получают льготное медикаментозное обеспечение по региональной или федеральной льготе (в зависимости от статуса).

Учитывая особенности таких детей, сложности адаптации к новым условиям, основное обследование проводится амбулаторно, вне отрыва от привычной обстановки. В стационаре в 2010 году пролечен 1 ребенок (Ивановский стационар), в 2011 году - 2 (Ивановский стационар), в 2012 году - 1 (Ивановский стационар), в 2013 году - не было стационирования, в 2014 году лечение прошел 1 подросток с аутизмом (Кинешемский филиал), в 2015 году - 3.

Кроме медикаментозного воздействия большое значение имеет психолого-педагогическая помощь в соответствующем коррекционном учреждении.

По г. Иваново дошкольники посещают специализированные детские сады № 12, № 61, созданы специализированные группы в детских садах № 167 и № 193. Пациенты школьного возраста учатся в школах основного вида или коррекционных школах 8-го вида. Часть детей воспитывается дома в связи с невозможностью адаптации в организованном детском коллективе.

Дети с расстройством аутистического спектра при их своевременном выявлении доступны психолого-педагогической коррекции, несмотря на то, что данное заболевание носит хронический характер и часто сопровождается стойкими нарушениями жизнедеятельности и инвалидизаци-ей. Наш опыт предполагает разделение такого сопровождения между специальными службами. С одной стороны, основное внимание службы уделяется медицинским задачам, однако мы активно сотрудничаем с другими специалистами в интересах больных. Так, совместно с кафедрой здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры Ивановского госуниверситета нами разрабатывались вопросы физической реабилита-

ции детей с отклонениями в состоянии здоровья, лечебной физической культуры в педиатрии [12, 13]. Кроме того, мы активно рекомендуем другие разработки психологического сопровождения в региональных реабилитационных центрах [14, 1Б], а также напрямую работаем с родителями детей с аутизмом.

Однако есть и проблемные моменты. Положительная активность в реабилитации данной категории детей со стороны общественных организаций сопровождается их призывами к отказу от посещения психиатра и отказу от направления в государственные коррекционные учреждения. Упор делается на директивные методики научения и коррекции, без учета интеллектуальных возможностей ребенка. Данные методики подходят не всем детям с данной патологии и не могут обеспечить его полноценную реабилитацию. При этом общественные организации не несут ответственности за дальнейшую судьбу ребенка и упущенные им возможности медицинского и педагогического сопровождения.

Таким образом, необходимость организации комплексной медико-педагогической помощи детям и подросткам с аутизмом доказывается как клиническими данными, большей выявляемостью пациентов, хорошими результатами комплексной медико-реабилитационной работы, так и меняющимся менталитетом общества, пониманием родителями необходимости лечения и коррекции подобных расстройств, возрастающей потребностью населения в таких услугах. Общий компетентностный подход, объединение усилий государственных учреждений медицинского, социального и педагогического профиля и общественных организаций помогут эффективно оказать помощь детям с аутизмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мисюк H.H. Hейрофизиологичеcкие исследования при аутизме / H.H. Мисюк, Т.В. Докукина, С.А. Марчук, HA Сергеева, С.А. Гребень // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2012. № 4 (10).

C. 96-109.

MisjukN.N. Nejrofiziologicheskieissledovanijapriautizme/N.N. Misjuk, T.V. Dokukina, S.A. Marchuk, N.A. Sergeeva, S.A. Greben' // Psihiatrija, psihoterapija i klinicheskaja psihologija. 2012. № 4 (10). S. 96-109.

2. Hикольcкaя О.С. Структура нарушений психического здоровья при детском аутизме. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2014. № 18-1. С. 3.

Nikol'skaja O.S. Struktura narushenij psihicheskogo zdorov'ja pri detskom autizme. Al'manah Instituts korrekcionnojpedagogiki RAO. 2014. № 18-1. S. 3.

З^икольская О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2014. № 18-1. С. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nikol'skaja O.S. Razvitie kliniko-psihologicheskih predstavlenij o detskom autizme. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki RAO. 2014. № 18-1. S. 1.

4. Руженская Е.В Профилактическое направление в сфере охраны психического здоровья детского населения // В сб.: Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход? Мат-лы межрег. научно-практической конф. с междунар. участием. ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», ГУЗ «ТОКПБ № 1 им. КП. Каменева»; под. ред. Д.М. Ивашиненко. 2015. С. 93-98.

Ruzhenskaya E.VProfilakticheskoe napravlenie vsfere ohranypsihicheskogo zdorov'ja detskogo naselenija // V sb.: Psihicheskie i narkologicheskie rasstrojstva: social'naja stigma i diskriminacija: est' li vyhod? Mat-ly mezhreg. nauchno-prakticheskoj konf. s mezhdunar. uchastiem. FGBOU VO «Tul'skij gosudarstvennyj universitet», GUZ «TOKPB № 1 im. N.P. Kameneva»; pod. red.

D.M. Ivashinenko. 2015. S. 93-98.

▲1

SSM

5.Руженская Е.В. Проблемы формирования компетентности медицинского персонала психиатрической службы / Е.В. Руженская, Т.В. Карасева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 4. С. 43-46.

Ruzhenskaya E.V. Problemy formirovanija kompetentnosti medicinskogo personalapsihiatricheskojsluzhby/E.V. Ruzhenskaya, T.V. Karaseva//Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2014. № 4. S. 43-46.

6. Махов А.С. Возрастная психопатология и психоконсультирование / А.С. Махов, Т.В. Карасева, С.Н. Толстов, С.Ю. Толстова, Е.В. Руженская // Учебное пособие. Шуя. 2013.

Mahov A.S. Vozrastnaja psihopatologija i psihokonsul'tirovanie / A.S. Mahov, T.V. Karaseva, S.N. Tolstov, S.Ju. Tolstova, E.V. Ruzhenskaja // Uchebnoe posobie. Shuja. 2013.

7. Чигринец А.Н. Понятие, признаки раннего детского аутизма и стратегии поддержки детей с ранним детским аутизмом // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: Сб. науч. статей междунар. конф. Алтайский государственный университет. 2015. С. 2248-2249.

Chigrinec A.N. Ponjatie, priznaki rannego detskogo autizma i strategii podderzhki detej s rannim detskim autizmom // Lomonosovskie chtenija na Altae: fundamental'nye problemy nauki i obrazovanija: Sb. nauch statej mezhdunar. konf. Altajskij gosudarstvennyj universitet. 2015. S. 2248-2249.

8. Заваденко Н.Н. Неврологические нарушения у детей с аутизмом / Н.Н. Заваденко, Н.Л. Печатникова, Н.В. Симашкова, А.Н. Заваденко, К.А. Орлова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2015. Т. 60. № 2. С. 14-21.

Zavadenko N.N. Nevrologicheskie narushenija u detej s autizmom / N.N. Zavadenko, N.L. Pechatnikova, N.V. Simashkova, A.N. Zavadenko, K.A. Orlova //Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii. 2015. T. 60. № 2. S. 14-21.

9. Котляров В.Л. Двигательные стереотипии в структуре психотических и непсихотических расстройств аутистического спектра / В.Л. Котляров, Н.В. Симашкова, Г.В. Козловская, М.А. Калинина, М.В. Иванов // Психическое здоровье. 2016. Т. 14. № 2 (117). С. 69-78.

Kotljarov V.L. Dvigatel'nye stereotipii v strukture psihoticheskih i nepsihoticheskih rasstrojstv autisticheskogo spektra / V.L. Kotljarov, N.V. Simashkova, G.V. Kozlovskaja, M.A. Kalinina, M.V. Ivanov//Psihicheskoe zdorov'e. 2016. T. 14. № 2 (117). S. 69-78.

10. Иванов М.В Результаты эпидемиологического скрининга риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста /

М.В. Иванов, Н.В. Симашкова, Г.В. Козловская // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 3. № 2 (13). С. 56-59.

Ivanov M.V Rezul'tatyjepidemiologicheskogo skrininga riska vozniknovenija rasstrojstv autisticheskogo spektra u detej rannego vozrasta / M.V. Ivanov, N.V. Simashkova, G.V. Kozlovskaja // Vestnik Soveta molodyh uchjonyh i specialistov Cheljabinskoj oblasti. 2016. T. 3. № 2 (13). S. 56-59.

11. Симашкова Н.В. Эффективная фармакотерапия и реабилитация больных с расстройствами аутистического спектра. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2011. № 3. С. 14.

Simashkova N.V. Jeffektivnaja farmakoterapija i reabilitacija bol'nyh s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Zhurnal nevrologii i psihiatrii im. C.C. Korsakova. 2011. №3. S. 14.

12. Гиголаева Т.В. Физическая реабилитация / Т.В. Гиголаева, А.Н. Нестеров, Е.В. Перевозчикова, Е.В. Руженская, С.Ю. Толстова, А.С. Махов // Учебное пособие / Шуя. 2011. Т. 2.

Gigolaeva T.V. Fizicheskaja reabilitacija /T.V. Gigolaeva, A.N. Nesterov, E.V. Perevozchikova, E.V. Ruzhenskaya, S.Ju. Tolstova, A.S. Mahov // Uchebnoe posobie/Shuja. 2011. T. 2.

13. Карасева Т.В. Лечебная физическая культура в педиатрии / Т.В. Гиголаева, А.С. Махов, А.И. Замогильнов, А.Н. Нестеров, Е.В. Перевозчикова, С.Ю. Толстова, Е.В. Руженская, Т.С. Толстова // учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Под общей ред. Т.В. Карасёвой. Шуя. 2010.

Karaseva T.V. Lechebnaja fizicheskaja kul'tura v pediatrii/ T.V. Gigolaeva, A.S. Mahov, A.I. Zamogil'nov, A.N. Nesterov, E.V. Perevozchikova, S.Ju. Tolstova, E.V. Ruzhenskaya, T.S. Tolstova // uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po special'nosti 032102.65 Fizicheskaja kul'tura dlja lic s otklonenijami v sostojanii zdorov'ja (adaptivnaja fizicheskaja kul'tura)/Pod obshhej redakciej T.V. Karasjovoj. Shuja. 2010.

14. Федосеева О.А. Игровая терапия при аутизме // Педагогика: традиции и инновации: Мат-лы II Междунар. науч. конф. 2012. С. 146-149.

Fedoseeva O.A. Igrovaja terapija pri autizme // Pedagogika: tradicii i innovacii: Mat-ly II Mezhdunar. nauch. konf. 2012. S. 146-149.

15. Либлинг М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения. Дефектология. 2014. № 3. С. 30-44.

Libling M.M. Igrovaja holding terapija pri autizme: metodicheskie osobennosti i jeticheskie aspekty primenenija. Defektologija. 2014. № 3. S. 30-44. ——

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.