Научная статья на тему 'Компетентностный подход - основной путь достижения современного качества образования младших школьников'

Компетентностный подход - основной путь достижения современного качества образования младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалолова Эътибор Боймуродовна

В статье расматривается компетентностный подход основной путь достижения современного качества образования младших школьников. На уровне начальной школы компетенции учащихся можно рассматривать как систему универсальных обще-учебных качеств и способностей, а также стремление и готовность осмысленно применять их на практике. Целью и результатом усвоения содержания образования является развитие опыта личности младшего школьника, определяющегося системой ключевых компетентностей в различных областях социального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход - основной путь достижения современного качества образования младших школьников»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВНОЙ ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Жалолова Э.Б.

Жалолова Эътибор Боймуродовна - учитель начальных классов, школа № 4, Бухарская область, Шафирканский район. Республика Узбекистан

Аннотация: в статье расматривается компетентностный подход - основной путь достижения современного качества образования младших школьников. На уровне начальной школы компетенции учащихся можно рассматривать как систему универсальных обще-учебных качеств и способностей, а также стремление и готовность осмысленно применять их на практике. Целью и результатом усвоения содержания образования является развитие опыта личности младшего школьника, определяющегося системой ключевых компетентностей в различных областях социального опыта.

Ключевые слова: школа, познание, творчество, компетенция, технологии.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всём мире, в том числе и в Узбекистане.

Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода - один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Обеспечение компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения информации, подлежащей усвоению. Речь идёт о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Однако, анализ педагогических исследований и образовательной практики позволил нам выделить противоречие между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников [1].

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте [2]. Понятие «компетенция» авторами выделяется через термин «умение»: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение.

Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность —

81

владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [3].

Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности в области конкретных учебных предметов и др.);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

В соответствии с требованиями к результатам образования на начальной ступени, обозначенными в стандартах второго поколения, в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

- математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Таким образом результаты начального образования можно представить как:

- предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;

- умение учиться - способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития -эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

При этом подлежит итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов функциональная грамотность в области отдельных предметов (математики, чтения и русского языка, естествознания и др.), т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений и универсальных способов действий.

Оценка достижения требований к освоению образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная модель его достижений. Каждый из детей продвигается по пути приближения к заданной модели, но на своем уровне. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования. Отслеживание продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.

Разрабатываемая система оценки достижения требований к результатам образования должна включать различные формы и способы оценки, при использовании которых обеспечивается соответствие измерителей и оценочных

процедур принятой системе требований к освоению образовательных программ. Это означает полноту и адекватность проверки достижения принятых требований стандарта, что может быть реализовано в рамках комплексного подхода.

Комплексность оценки может быть обеспечена, если учитель будет регулярно отслеживать (в рамках мониторинга) не только усвоение учеником предметных умений, но и формирование метапредметных способов деятельности, базовых общих учебных умений и способов учебной деятельности, личностное развитие ученика, включая его познавательное развитие, развитие мотивации, ценностных ориентаций и личностных качеств, обеспечивающих ключевые компетентности. Оценочные процедуры должны проводиться регулярно, начиная со стартовой диагностики (на этапе приема ребенка в школу) и заканчивая итоговой диагностикой, позволяющей сделать заключение об уровне развития ученика и его готовности к продолжению образования на следующей ступени обучения.

Результаты начального общего образования представлены в стандартах второго поколения двумя видами требований: требованиями к результатам, выраженные в ключевых компетентностях ученика и требованиями к усвоению программ начального общего образования, выраженные в перечне возможностей ученика по выполнению практических действий с использованием знаний и умений по основным содержательным линиям учебных предметов, изучаемых в начальной школе.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования Текст. / В.П. Беспалько // Педагогика, 2001. № 9. С. 87-96.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения Текст. / А.В. Хуторской. М.: Владос, 2000. 320 с.

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Рахмонова Г.Э.

Рахмонова Гулчехра Эргашевна - учитель начальных классов, школа № 26, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыто преподавание математики в начальных классах. Математика в начальной школе должна хорошо подготовить учащихся для дальнейшего математического образования в основной школе, это дает учащимся владение определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины далее на усложняющемся уровне.

Ключевые слова: математика, начальный класс, учащихся, образования.

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

В младшем школьном возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Для того чтобы поддержать интерес учащихся к данному предмету, а также активность на протяжении всего урока, педагогу необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.