Научная статья на тему 'Компетентностный подход как основа развития профессиональной компетентности работников УСО'

Компетентностный подход как основа развития профессиональной компетентности работников УСО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАБОТНИК УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гроза Елена Николаевна

В статье раскрывается компетентностный подход. Автором анализируются требования, предъявляемые нормативно-правовы-ми документами к профессиональной компетенции работников учреждения социального обслуживания и развитие ее в постдипломный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гроза Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как основа развития профессиональной компетентности работников УСО»

УДК 37.013.42

Гроза Елена Николаевна

аспирант кафедры теории и методики профессионального образования Сургутского государственного университета Milena.555@mail. ru Elena N. Groza

Graduate student of the theory and methodology of professional education chair Surgut State Univeristy Milena.555@mail. ru

Компетентностный подход как основа развития профессиональной компетентности работников УСО

Competence-based approach as a basis of staff professional competence in

education system

Аннотация. В статье раскрывается компетентностный подход. Автором анализируются требования, предъявляемые нормативно-правовыми документами к профессиональной компетенции работников учреждения социального обслуживания и развитие ее в постдипломный период.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, работник учреждения социального обслуживания.

Abstract. The article reveals competence-based approach. The requirements of normative and legal documents for the professional competence of workers and social service agencies in the development of its graduate period are discussed.

Keywords: competence approach, professional competence, Social Workers.

В настоящее время социальная работа ставит специалистов, предоставляющих помощь наименее защищенным слоям населения в принципиально новые условия, для которых характерен отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации. Необходимо развитие индивидуальности, готовность к принятию нестандартных решений, использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи. Остро встал вопрос о социальном работнике, как специалисте, отвечающем современным профессиональным и методическим требованиям, умеющем применять в практической деятельности новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий, обеспечивающих социальное функционирование клиентов.

Проведенный в рамках нашего исследования анализ научной литературы, позволяет сделать вывод, что личностные качества работника учреждения социального обслуживания (далее по тексту - работник УСО) сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности.

В стандарте ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» [2] определен минимальный набор требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам работника УСО (его компетентности), позволяющие осуществление профессиональной успешной деятельности в социальной сфере, и возможность занятия конкретной должности.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования содержит требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза по специальности 350500 - социальная работа, квалификация «специалист». В данном документе указано, что основными направлениями профессиональной деятельности специалиста являются: исследовательско-прикладная; организационно -административная; практическая работа в социальных организациях и службах; педагогическая деятельность [3].

Таким образом, государственный образовательный стандарт отдельно выделяет исследовательско-прикладное направление деятельности работника УСО, что позволяет нам определить соответствие между требованиями к профессиональной подготовленности, (его знания профессиональных форм, методов, навыков и умений в области социальной работы) и компетенциями специалиста, необходимыми для осуществления профессиональной социальной работы.

Особое место в исследовании проблемы развития профессиональных компетенций работников учреждений социального обслуживания занимают вопросы, связанные с формированием и развитием личности специалиста. Являясь ключевой фигурой процесса оказания социальной помощи населению, специалист, по мнению А.А. Бодалева, должен обладать не только ярким развитием способностей, но и глубокими, широкими знаниями в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартным владением умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. [1], а также совокупностью профессиональных и личностных качеств, соответствующих все возрастающим требованиям общества.

Вслед за психологами А.А. Деркачом [4], Е.А. Климовым, К.К. Платоновым [8] мы выделяем три блока профессиональной компетентности -профессиональная деятельность, профессиональное общение, личность профессионала, которые определяют результативность социальной работы.

Для развития профессионально важных компетенций работников УСО необходима организация образовательного процесса внутри учреждения

позволяющая без отрыва от практической деятельности обновить, пополнить и развить знания, умения и навыки, позволяющий достичь наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

При организации образовательного процесса в постдипломный период, именно компетентностный подход, по нашему мнению, призван обеспечить определённую профессиональную подготовленность, при которой социальный работник может принимать самостоятельные решения, быть инициативным, способным к инновациям.

«Компетентностный подход» как понятие появилось относительно недавно. Основной задачей такого подхода является попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.

По мнению исследователей, компетентностный подход в условиях рыночных отношений является наиболее оптимальным для процесса обучения взрослых, так как предполагает «ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами (что для академического подхода -главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда» [5]; планомерное «формирование навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно- и коммуникационно-насыщенного пространства» [7].

Профессиональная компетентность является главным критерием оценки качества образования специалиста. В процессе развития социальной ответственности работников УСО компетентностный подход позволяет им: владеть наиболее эффективными приемами, методами и формами социальной работы; анализировать эффективность и целенаправленность непосредственной контактной социальной работы; координировать свою деятельность в зависимости от сложившейся трудной жизненной ситуации объектов социальной работы; разрабатывать и внедрять в практическую деятельность УСО инновационные социальные технологии и авторские программы; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы, уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, найти оптимальный выход; дает возможность определить совокупность знаний, умений, навыков и социально-личностных характеристик, необходимых работнику УСО для осуществления эффективной социальной работы с различными категориями граждан.

Нами были выделены основные педагогические требования компетентностного подхода к процессу развития профессиональной компетентности работников УСО: включение специалиста в различные виды деятельности, свобода выбора комплекса мер социальной помощи, заинтересованность в творческом саморазвитии и самореализации,

формирование рефлексивной позиции к себе как субъекту деятельности.

Опираясь на мнение Дж. Равенна мы считаем, что только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности может проявляться компетентность. [9]. То есть, компетентностный подход подразумевают обязательное включение личности в деятельность, т.к. только в процессе взаимодействия и общения с другими людьми происходит ее совершенствование.

Процесс развития специалиста связан с объединением в целое разнородных частей и элементов компетенций, является «результатом совокупности событий, из которых складывается возникновение целого из частей, при котором существовавшая ранее самостоятельно часть перестает существовать как таковая, становится компонентом внутренне объединенного интегрального целого». [6].

Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что компетентностный подход является основой для процесса развития социальной ответственности работников УСО: происходит процесс обучения простейшим действиям по подбору стандартных социальных технологий, форм и методов социальной работы к формированию собственной системы технологий, что, в свою очередь, является необходимым условием для развития профессиональной компетентности специалиста в целом. Он позволяет определить совокупность знаний, умений, навыков и социально-личностных характеристик, необходимых социальному работнику для совершенствования работы учреждений социального обслуживания и повышения качества предоставления социальных услуг населению.

Литература:

1. Бодалеев, А. А. Основы психологической теории / А. А. Бодалеев, Н. Н. Богомолова, Р. Б. Гителъмахер. - М. : МПА, 1995. - 419 с.

2. ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания »

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521100 - Социальная работа.

4. Деркач, А. А. Технология эффективной профессиональной деятельности / А. А. Деркач. - М. : ИД Красная площадь, 1996. - 400 с.

5. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

6. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http://www.eidos.ru

7. Ибрагимов, Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика : монография / Г. И. Ибрагимов. - Казань, 1998. - 324 с

8. Платонова, Н. Профессионализм работников - основа успешной социальной политики / Н. Платонова // Соц. Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 97-100.)

9. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Педагогика, 2002. - 56 с.

Literature:

1 . Bodaleev, A. A. of a basis of the psychological theory / A. A. Bodaleev, N. N. Bogomolova, R. B. Gitelmakher. - M.: MPA, 1995. - 419 pages.

2 . GOST P 52888-2007 "Social service of the population. Requirements to the personnel of establishments of social service"

3 . State educational standard of higher education. The direction 521100 -Social work.

4 . Derkach, A. A. Tekhnologiya of effective professional activity / A. A. Derkach. - M.: IDES Red Square, 1996. - 400 pages.

5 . Zeer, AA. Competence-based approach to modernization of professional education / E. Zeer, E. Symanyuk//the Higher education in Russia. - 2005 . - No. 4. - Page 23-30.

6 . Zimnyaya, I. A. general culture and social and professional competence of the person [An electronic resource] /1. A. Zimnyaya//Eydos Internet magazine. - Access mode: http://www.eidos.ru

7. Ibragimov, G. I. of a form of the organization of training: theory, history, practice: monograph/G I. Ibragimov. - Kazan, 1998. - 324 with

8 . Platonova, N. Professionalizm of workers - a basis of successful social policy/N of Platonov//Social. Pedagogics. - 2005 . - No. 1. - Page 97-100.)

9 . Raven, J. Kompetentnost in modern society: identification, development and realization/J. It is equal. - M.: Pedagogics, 2002. - 56pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.