Научная статья на тему 'Компетентностный подход, как один из современных подходов в достижении нового качества профессионального образования иностранных студентов в вузе искусств и культуры'

Компетентностный подход, как один из современных подходов в достижении нового качества профессионального образования иностранных студентов в вузе искусств и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е И. Шебанова

Достижение нового качества профессионального образования иностранных студентов в ВУЗах социокультурной сферы становится, на сегодняшний день, одной из первостепенных задач модернизации высшего образования в России. Одним из важнейших современных подходов в достижении иного, нового качества профессионального образования иностранных граждан можно назвать компетентностный подход, который в профессиональном образовании ориентирует на строгое определение профессиональной компетентности и составляющих ее специальных профессиональных и общих ключевых компетенций выпускников ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH AS ONE OF THE MODERN APPROACHES TO ACHIEVE A NEW QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION FOREIGN STUDENTS IN THE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE

Achieve a new quality of vocational education of foreign students in universities becomes social and cultural spheres, as of today, one of the primary tasks of the modernization of higher education in Russia. One of the most important modern approaches to achieve different, a new quality of vocational education of foreign citizens can be called a competence-based approach, which focuses on professional education strict definition of professional competence and professional components of its special and common core competencies of graduates of the university.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход, как один из современных подходов в достижении нового качества профессионального образования иностранных студентов в вузе искусств и культуры»

УДК 378

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В ДОСТИЖЕНИИ НОВОГО

КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ ИСКУССТВ И

КУЛЬТУРЫ

Е.И. Шебанова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Достижение нового качества профессионального образования иностранных студентов в ВУЗах социокультурной сферы становится, на сегодняшний день, одной из первостепенных задач модернизации высшего образования в России. Одним из важнейших современных подходов в достижении иного, нового качества профессионального образования иностранных граждан можно назвать компетентностный подход, который в профессиональном образовании ориентирует на строгое определение профессиональной компетентности и составляющих ее специальных профессиональных и общих ключевых компетенций выпускников ВУЗа.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностный подход, компетенция, компетентность, иностранные студенты.

Для сохранения конкурентоспособности российских вузов, на мировом рынке образовательных услуг, становится очевидной необходимость использования новых подходов и методов в процессе обучения иностранных студентов и в вузах социокультурной сферы, которые, по своему определению, объединяют современные направления в сфере культуры и искусств. Эти современные тенденции обусловлены тем, что общественное отношение влияет на условия функционирования вузов и определяет не только уровень и качество образования, но и развитие страны как в национальном, так и в общемировом контексте.

Достижение высокого качества профессионального образования для иностранных студентов становится первостепенной задачей, ведь иностранные граждане приезжают в Россию, чтобы получить специальности, те, которые в дальнейшем дадут им возможность реализовать себя в профессиональной деятельности и прилично зарабатывать у себя на родине. На сегодняшний день данный вопрос может решаться при помощи разработки принципиально новой, инновационной модели обучения иностранных граждан и ее реализации, предусматривающей изменения:

- смещение акцента с обучающей деятельности педагога на познающую деятельность студента-иностранца;

-подходов, методов, форм и способов организации учебного процесса, учитывая специфику работы с иностранными студентами.

В связи с этим необходим поиск условий перехода от жестко контролирующих способов организации учебного процесса к развивающим условиям обучения.

В современной Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, конкретно определены главные задачи профессионального образования:

- «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

- удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования»1.

Основным документом, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, цели образования, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года, является «Национальная доктрина образования в РФ», отражающая интересы граждан в сфере образования и призванная создать условия для их всеобщего образования, обеспечить реальные права граждан и возможность повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

В доктрине рассмотрены новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семьи, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Учитывая тот факт, что указанные в доктрине стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая, восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики, процесс обучения в российских вузах иностранных граждан так же направлен на модернизацию.

Сама модернизация системы высшего профессионального образования сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагается иное содержание образования, традиционные способы трансляции знаний уступают место взаимодействию преподавателя со студентом - субъект-субъектному и т. д. В области теории и методики профессионального образования ведутся дискуссии и споры, затрагивающие сферу новых, инновационных подходов к организации учебного процесса в вузе, сферу технологий и инноваций в подготовке высококвалифицированных специалистов, сферу повышения качества образования в процессе формирования готовности выпускников к работе в современных условиях.

Исходя из этого в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет важность компетентностно-ориентированного образования, которое возникает в связи с развитием государства, в котором наметились следующие тенденции:

- важнейшим фактором экономического роста и стабилизации социальной жизни граждан становится их образование;

- в соответствии с международными соглашениями в сфере образования, возникла необходимость научного обоснования и необходимого технологического и методического обеспечения процесса организации профессионального образования;

- реализация приоритетного национального проекта в области образовательной политики Российского правительства;

- развитие российской науки и образовательной политики.

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Изд-во: Центр гуманитарной литературы. М.: 2004. 23с.

Что касается профессиональной подготовки иностранных студентов в ВУЗах искусств и культуры, то образование становится более доступным в связи с повышением степени открытости культурно-образовательного процесса, с ростом межкультурного образовательного обмена, благодаря развитию средств связи рыночных отношений с другими государствами, демократизацией современной жизни и предоставлением гражданам свободы в преодолении границ.

Учитывая тот факт, что в современной науке ведутся интенсивные исследования наиболее перспективных направлений в образовании и принципов формирования высокопрофессиональных специалистов, а обучение в российских ВУЗах иностранных граждан таковым, на сегодняшний день, и является, становится необходимым:

- пересмотр содержания обучения, направленного на исключение материалов, не несущих важной содержательной нагрузки с учетом особенностей работы с иностранными студентами;

- использование современных информационных технологий, позволяющих оперативно собирать информацию, необходимую для приобретения и становления профессиональных навыков и знаний у иностранцев;

- рассмотрение иностранного студента, как основного субъекта образовательного процесса, активно мыслящей творческой личности, формирование способности к самообразованию и участию в культурном процессе и т.д.

Основной задачей становится формирование высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного как в родном государстве, так и в других станах, готового решать сложные проблемы, быстро адаптироваться к изменениям в экономике, науке, культуре и быть востребованным у себя на родине.

Одним из наиболее важных современных подходов в достижении иного, нового качества профессионального образования иностранных студентов можно назвать компетентностный подход, который в профессиональном образовании ориентирует на строгое определение профессиональной компетентности и составляющих ее специальных профессиональных и общих ключевых компетенций выпускников ВУЗа.

Впервые понятие «компетентности» возникло и стало развиваться в Англии в 50-60-е годы прошлого века. Традиционно цели высшего профессионального образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник высшего учебного заведения. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Современное общество, и в первую очередь работодатель, нуждаются в таких выпускниках, которые должны быть готовы к дальнейшей жизнедеятельности, способны практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. И это во многом зависит не только от полученных знаний, умений и навыков, а также от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и можно употребить понятия "компетенция" и "компетентность". Эти понятия наиболее соответствуют пониманию современных целей профессионального образования и являются базовыми категориями компетентностного подхода.

Понятие «компетенция» вошло в образовательные системы из англосаксонской традиции образования. Н.Г. Милованова и В.И. Прудаева считают, что "компетенция - способность к осуществлению практической деятельности,

требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи" 2.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность, являясь предметом педагогической рефлексии многих ученых и как следствие, имеющая разные варианты толкования, чаще всего определяется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Иными словами, компетенция предполагает некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке (включая профессиональную), а компетентность предполагает уже состоявшееся личностное качество (хар актеристику).

Для определения сути компетентностного подхода требуется выяснение того, что понимается под категорией "подход". В психолого-педагогической литературе понятие "подход" интерпретируется как совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем. Подход - это идеология и методология решения проблемы, раскрывающая основную идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, главные цели, принципы, этапы, механизмы достижения целей. Метод же - это более узкое понятие, включающее знание о том, как действовать в той или иной ситуации, для достижения поставленной цели.

В настоящий момент, при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, формирование компетентного специалиста

выступает в качестве цели, а компетенции рассматриваются как новый тип целеполагания в образовательных системах.

Компетентностный подход не отрицает академического профессионального образования, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками (что для академического подхода - главное и практически единственное), трактуемыми, как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда. Компетентностный подход означает переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и усвоения знаний, умений и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей человека адаптироваться в условиях многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно насыщенного пространства.

Компетентностная концепция ориентирует на формирование у студентов способностей решать практические задачи и является деятельностной, практикоориентированной. В этой концепции результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования и фиксируются в виде определенного набора компетенций или компетентностей.

2 Милованова Н.Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. Тюмень, 2002. 86с/

Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Основными свойствами профессиональной компетентности являются личностно-развивающая направленность, способность к системному и целостному видению реалий современной действительности, к целесообразной деятельности в различных профессионально-ориентированных ситуациях, готовность к межкультурной и международной коммуникации в сфере профессиональной деятельности (И. Л. Бим, Н.Д. Гальскова, А. А. Леонтьев, Э.М. Никитин и др.).

Осуществляя подготовку иностранных студентов в ВУЗе искусств и культуры, ставится определенная цель - качественная подготовка конкурентоспособных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области культуры и искусств, способных и готовых к самостоятельной социально-ориентированной исследовательской, творческой и педагогической деятельности, востребованной обществом как в России, так и в родных государствах.

Как уже упоминалось ранее компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Соответственно, будущему выпускнику вуза искусств и культуры, постигающему творческую профессию, для реализации своей профессиональной деятельности в полной мере необходим набор общекультурных и профессиональных компетенций. Кроме того, в изменяющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника вуза как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал своего дела должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Список литературы:

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. -М., 2002., С. 22-46.

2. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 156163.

3. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2007

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование. - 2003. - № 5. - С.34-42.

5. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево- ориентированным и культурологическим // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 71-78.

6. Иванова И.Ю. Компетентностный подход в становлении профессионально-педагогической деятельности будущего учителя // Педагогические науки. - 2006. - №3

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Изд-во: Центр гуманитарной литературы. - М.: 2004. - 23с.

8. Милованова Н.Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. - Тюмень, 2002. -86с.

9. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.

10. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. -Самара, 2001.

COMPETENCE-BASED APPROACH AS ONE OF THE MODERN APPROACHES TO ACHIEVE A NEW QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION FOREIGN STUDENTS IN THE UNIVERSITY OF ARTS

AND CULTURE

E.I. Shebanova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

Achieve a new quality of vocational education of foreign students in universities becomes social and cultural spheres, as of today, one of the primary tasks of the modernization of higher education in Russia. One of the most important modern approaches to achieve different, a new quality of vocational education of foreign citizens can be called a competence-based approach, which focuses on professional education strict definition of professional competence and professional components of its special and common core competencies of graduates of the university.

Keywords: vocational education, competence approach, expertise, competence, foreign students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.