Недилько Л.Н.,
учитель английского языка МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева ст. Кущевская, Россия
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Каждая историческая эпоха вырабатывает свой портрет «образованного человека». В современном учащемся наряду с личностными качествами превалируют качества профессиональные. Одной из основных наиболее успешных инноваций для формирования портрета современного выпускника является компе-тентностный подход.
Компетенцией считается абстрактный набор личностных качеств, знаний, умений, навыков, опыта в определенной сфере, которые тесно связаны с освоением содержания образования. Следовательно, компетенция - цель образования.
КОМПЕТЕНТНЫЙ - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области [4].
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.
Термин «компетенция» означает круг полномочий лица или учреждения, круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Следовательно, способность действовать в ситуациях неопределенности - это компетентность.
Именно таким хотят видеть выпускника учебного заведения, способного решать проблемы любой сложности в жизненных ситуациях, а в дальнейшем - и профессиональные.
Одним из недостатков традиционного («знаниевого») образования и является оторванность полученных сведений от сферы их применения. Выпускники, обладая довольно-таки большим багажом информации, с трудом находили практическое применение всем знаниям.
Данная проблема появилась и в ряде других стран. Однако в мировой практике проблемы образования, обусловленные четко обозначившимся во второй половине XX в. разрывом между возможностями сложившейся системы образования и потребностями общественного развития, были обозначены как кризис образования. В конце XX в. с очевидностью проявилось, что кризис образо-
вания приобретает глобальный характер. Концептуальной основой предложенных мер по выходу из кризиса стала идея ключевых компетенций, которая сформировалась в зарубежной социальной теории и практике как один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества [1, с. 353].
Одним из успешных решений этой ситуации и является ком-петентностный подход, который подталкивает учащегося не только применять полученные знания, но и использовать их для решения неожиданных проблемных ситуаций.
Происходит смена парадигмы «образование на всю жизнь» на новую - «образование через всю жизнь».
Компетентность характеризуется как способность учащегося к решению как жизненных, так и профессиональных задач, способность личности к ответственному жизненному действию на основе ценностного самоопределения, способность взаимодействовать с миром, понимать, изменять себя и мир. Это понятие связано с понятием готовности, таким образом получается, что компетентность - готовность высокого уровня к осуществлению деятельности.
Принципы компетентностного подхода
- Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.
- Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.
- Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учащихся опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.
Компетентности формируются в процессе обучения под воздействием учебного заведения, семьи, сверстников, политики, религии, культуры. Реализация этого подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, где живет и развивается учащийся.
Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом [2, с. 353]:
• компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
• понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотиваци-онную, этическую, социальную и поведенческую;
• компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
• в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
• компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
• понятие «компетенции» является понятием процессуальным, то есть компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности.
Компетентностный подход обеспечивает личностное, профессиональное развитие учащихся, способствовует повышению уровня их социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности в различных сферах деятельности.
В заключение можно сказать, что для высокой эффективности обучения в профессиональном образовании необходима реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с работодателями, что существенно мотивирует студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Евстюхина М.С., Куркина Н.Р. Формирование и развитие инновационных компетенций обучающих // XI Международная научная практическая конференция «Наука, культура России» (посвященная Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). -Самара: СамГУПС, 2014. - С. 351-353.
2. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - 2005. - №7. - С. 9-11.
3. Шагивалеева Г.Р., Бильданова В.Р. Компетентностный подход в обучении и воспитании у современных студентов // Концепт. - 2015.
© Недилько Л.Н., 2016