Научная статья на тему 'Компетентностный подход как методологическая основа новой парадигмы образования в России'

Компетентностный подход как методологическая основа новой парадигмы образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE APPROACH / A METHODOLOGICAL FRAMEWORK / EDUCATION PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Н. А., Солянкина Л. Е.

В статье рассмотрены предпосылки становления компетентностного подхода в России. На основе анализа идей ведущих психологов и педагогов современности сделана попытка выявить сущность компетентностного подхода как методологической основы новой парадигмы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF THE NEW PARADIGM OF EDUCATION IN RUSSIA

The paper considers the formation of a competence approach in Russia. Based on the analysis of the ideas of leading psychologists and teachers of modernity is to reveal the essence of the competence-based approach as a methodological basis of a new educational paradigm

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как методологическая основа новой парадигмы образования в России»

УДК 371 (075)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Н.А. Коваль, Л.Е. Солянкина

В статье рассмотрены предпосылки становления компетентностного подхода в России. На основе анализа идей ведущих психологов и педагогов современности сделана попытка выявить сущность компетентностного подхода как методологической основы новой парадигмы образования

Ключевые слова: компетентностный подход, методологическая основа, парадигма образования

В начале XXI века педагогическая общественность обозначила важнейшую социальнопедагогическую проблему - необходимость модернизации образовательных систем различного уровня. В связи с этим в России были инициированы процессы разработки нацпроектов, которые позволили бы перевести образование на новый качественный, более современный уровень. Методологическим регулятивом таких

педагогических изысканий большинство ученых и практиков признали компетентностный подход.

Педагогические исследования, так или иначе касающиеся компетентностного подхода, на первый взгляд, достаточно широко представлены в педагогической периодике и отражают актуальность проблем компетентностного образования. Примечательно, что почти во всех исследованиях речь идет либо о качественных характеристиках компетентного специалиста, либо о содержании образования и оценке его качества, либо о соотношении категорий «компетенция» и «компетентность»[1;2;4]. Являясь научной основой модернизации отечественного образования, компетентностный подход все же, в большей степени, применяется для обоснования практикоориентированных образовательных моделей, где оценивается «результат на выходе». Несмотря на это, мы попытаемся выдвинуть и доказать предположение о том, что на современном этапе компетентностный подход не просто находится в стадии теоретической разработки, а складывается в методологическую основу новой парадигмы образования.

Пик популярности категории «педагогическая парадигма» не только в научно-педагогической, но и в школьной среде приходится на 90-е гг. XX века, когда критике были подвергнуты и авторитарные методы воспитания, и базисные основания всей образовательной системы России. Педагогическая парадигма - есть переведенный на язык педагогики идеал человека, к которому стремится общество, его отдельные группы и представители. В связи с

Коваль Нина Александровна - ТГУ, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой, тел. 8(4752)45-22-13 Солянкина Людмила Егоровна - Волгоградский филиал международного славянского института, д-р психол. наук, профессор, директор,е-таі1: иёа saf@mail.ru, тел.8-903-479-58-26

социально-экономическими и политическими

переменами идеалы стали быстро меняться, и не только в образовании.

Воплощая в себе социокультурные особенности постиндустриального общества, новая педагогическая парадигма сконцентрировалась на преодолении отчуждения человека и постановке его в центр жизни, как «действительного выразителя бытия, его венца и одновременно хозяина, и даже более того его созидателя»

[3].Антропоцентрированная философия дала толчок для перемещения устремленности педагогического идеала от социально-ориентированной цели образования к индивидуально ориентированной. Педагогическим идеалом (т.е. целью образования и воспитания) стала гуманная личность. Отечественными педагогами была декларирована гуманистическая образовательная парадигма, в

рамках которой был сформулирован обобщенный взгляд на целостную модель гуманистически ориентированного педагогического процесса, вписанного в определенный социокультурный контекст. В основу гуманистической парадигмы были положены три ведущие идеи: идея свободного развития; кантовская идея категорического нравственного императива, раскрывающая

сущность гуманизма; идея приспособления системы воспитания к человеку[3].

Сегодня совершенно очевидно, что гуманистическая парадигма, опирающаяся на

педагогику свободы, педоцентризм и человека как цель, начала формироваться еще в доперестроечный период. Об этом свидетельствует опыт педагогов-новаторов, разработка идей деятельностного и личностного подходов. Это была первая серьезная

попытка «реконструировать содержание

образования» и противопоставить «знаниевому» подходу иные образовательные модели. Согласно этим подходам к содержанию образования стали предъявлять новые требования: коллизийность,

вариативность, личностная значимость и роль в социальном опыте ученика.

Стремясь «очеловечить» образование,

гуманистическая педагогика подготовила почву для приобщения России к мировому образовательному опыту, инициировала инновационные процессы в педагогической науке и практике, тем самым, создав

предпосылки для модернизации образования в рамках новой методологии.

Модернизация коснулась всех компонентов педагогического процесса: целевого,

содержательного и процессуального. В качестве цели образования было предложено создать условия для формирования у школьников ключевых компетентностей. Содержание образования и технология образовательного процесса начали строится в соответствии с компетентностной моделью образования. В качестве иллюстрации приведем ряд трактовок, определяющих сущность компетентностного подхода в образовании.

О.Е. Лебедев, Г.В. Пичугина и И.Д. Фрумин подчеркивают «лояльность» данного подхода к прежней знаниевой составляющей образовательного процесса, указывая на возможность примирения традиционной школы с новыми принципами построения содержания образования. Такой оптимизм объясняется усталостью от множества безуспешных образовательных реформ, когда революционные преобразования ничего не приносили, а только вредили педагогической науке и практике. Компетентностный подход является не революцией, а очередным шагом «в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира» [3, С.55; 4].

И.Д. Фрумин пишет, что компетентностный подход не направлен на разрушение традиционной школы, а является естественным шагом в развитии содержания образования. Отечественная школа, по его мнению, не стоит пере выбором: отказаться от фундаментальности в пользу прагматичности. Он верен, что сегодняшний выбор «состоит в том, чтобы отказаться от начетничества и бессмысленности в пользу практичности» [3].

В.А. Болотов и В.В. Сериков компетентностный подход рассматривают, как новый вид содержания образования, который сформирует целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. По мнению ученых этот подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в определенных ситуациях

[4].

Компетентностныйподход усиливает

необходимую практико-ориентированность

современного образования, направляет его деятельностную сущность на повышение эффективности результата за счет: усиления

деятельностной, актуальной сущности обучения, акцентирования на способе и характере выполняемых действий, укреплении взаимосвязи с личностной, в частности, мотивационной структурой личности.

Практико-ориентированную составляющую компетентностного подхода подчеркивает и Г. К. Селевко. Он пишет о переориентации прежней образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний на создание условий для овладения учеником комплексом компетенций,

«означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчиво жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночноэкономического, информационно и

коммуникационно насыщенного пространства» [4].

Ученые, разрабатывающие компетентностный подход, обнаружили, что понятия «компетенция» и «компетентность» значительно шире понятия «знания, умения, навыки», так как включают направленность личности. Следовательно, компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены «знаниевому» в понимании знания как прямой трансляции информации.

Подход как определенная позиция рассмотрения того или иного феномена или процесса определяется идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных категориях. Для компетентностного подхода такими категориями являются «компетенция» и «компетентность». По утверждению И.А. Зимней, в зависимости от определения этих понятий и их соотношения может быть определено содержание самого компетентностного подхода [4].

Позиционирование компетентностного

подхода в методологии психологии и педагогики осуществляется как на уровне определения сущности понятий, так и на уровне привлечения других не менее важных и подходов. Так во многих работах ученые термином "компетентность" обозначают самые разные явления: умственные действия (процессы, функции), личностные качества человека, мотивационные тенденции, ценностные ориентации, практические умения и навыки и т.д. Также разделяются ключевые компетенции, определяющие значение для характеристики специалиста, и дополнительные компетенции, опосредованно влияющие на общую компетентность. Наиболее часто компетентность рассматривают через категории «готовность» и «способность», иногда безосновательно просто подменяя ими сложное и многоуровневое понятие.

Итак, современные исследователи по-разному трактуют сущность компетентностного подхода, но они не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Множество трактовок данного подхода в современной литературе свидетельствует о его актуальности в отечественном образовании.

Компетентностный подход сегодня стали определять как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов»

[4]. Поэтому есть все основания рассматривать компетентностный подход как методологическую основу новой парадигмы образования, позволяющую «значительно изменить совокупность принятых научным сообществом норм, ценностей и установок» [5].

Очевидно, что компетентностный подход, как методологическая основа новой парадигмы

российского образования, еще только начинает складываться в научную теорию. Однако, в своем становлении он уже прошел ряд этапов:

- поиск новых моделей образования, избегающих аксиоматичность «знаниевой» составляющей в обучении;

- поддержание российскими учеными решения Совета Европы об оценке качества образования через понятие компетентности;

- принятие Концепции модернизации

российского образования до 2010 года с

целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников

образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования;

- позиционирование

компетентностного подхода в

методологическом пространстве

отечественной педагогики;

- реализация идей

компетентностного подхода в

образовательной практике.

Итак, компетентностный подход - это становящаяся методологическая основа новой парадигмы образования, ориентированной на компетентную личность, ответственную и самостоятельную, стремящуюся к самообразованию, самосовершенствованию и творчески реализующую собственный личностный, профессиональный и социальный опыт.

Комплексное применение к

компетентностному подходу множества других

подходов (акмеологический, аксиологический, институциональный, личностный, системный, целостный, экзистенциальный и др.) обуславливает его интегративную природу и универсальность, позволяющую говорить о нем не только как о методологии нового содержания образования, но и как о новой парадигме образования.

Литература

1. Коваль Н.А., Солянкина Л.Е.

Методологические подходы к исследованию профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде/

Психология развивающейся личности: колл.моногр./под ред Н.А. Коваль, В.Н. Косырева, Е.А. Уварова; М-во обр.и науки РФ, ГОУВПО «Тамб.гос.ун-т им.Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2011. С. 48-60.

2. Коваль Н.А., Жиляева М.С. Динамика развития деятельностного компонента этнокультурной

компетентности будущих специалистов социальной сферы // Вестник Тамб.ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.6 (98). С.120-125.

3. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М.: ИТПиМИО. РАО, 1993.

С.114.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный поход в образовании // Школьные технологии. № 5. 2004. С. 3-4.

5. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. с. 332.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Волгоградский филиал международного славянского института

COMPETENCE APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF THE NEW PARADIGM OF

EDUCATION IN RUSSIA

N.A. Koval, L.E. Солянкина

The paper considers the formation of a competence approach in Russia. Based on the analysis of the ideas of leading psychologists and teachers of modernity is to reveal the essence of the competence-based approach as a methodological basis of a new educational paradigm

Key words: competence approach, a methodological framework, education paradigm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.