УДК 378.046.4
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ И СУДЕЙСКИХ БРИГАД ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Г.А.Федотова, Е.Г.Чистякова
COMPETENCE APPROACH TO THE TRAINING OF REFEREES AND REFEREE TEAMS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"
G.A.Fedotova, E.G.Chistyakova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Исследуется проблема внедрения Комплекса ГТО в социально-педагогическую практику. Установлено увеличение численности детей и подростков, имеющих значительные отклонения в физическом здоровье. Доказана необходимость привития ценностей здорового образа жизни, организации культурного досуга молодежи и взрослого населения, способных обеспечить социально-экономическое развитие страны. Важным субъектом реализации Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса «Готов к труду и обороне» выступают спортивные судьи и судейские бригады, которые непосредственно осуществляют тестирование спортивных достижений всех участников Комплекса. Для качественного выполнения своих функциональных обязанностей им необходимо обладать соответствующей компетенцией. В статье раскрывается сущность понятия «профессиональная компетенция спортивных судей и судейских бригад» как совокупность знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств личности. Подготовка спортивных судей и судейских бригад для принятия нормативов Комплекса «Готов к труду и обороне» осуществлялась на курсах повышения квалификации, особенностью которых является компетентностный подход к содержанию и организации процесса обучения. Содержание обучения включает три раздела программы: основные положения комплекса, организационно-методические основы проведения различных видов испытаний и организация подготовки обучающихся к выполнению нормативов. Организация процесса повышения квалификации осуществляется в активных формах: круглый стол, деловая игра, проблемный и организационно-мыслительный семинары.
Ключевые слова: компетентность, подготовка, спортивный судья, судейская бригада, комплекс ГТО, повышение квалификации, компетентностный подход
The problem of implementation of the TRP Complex in social and pedagogical practice is investigated. An increase in the number of children and adolescents with significant disparities in physical health has been established. The necessity of inculcating the values of a healthy lifestyle, the organization of cultural leisure for young people and adults, capable of ensuring the social and economic development of the country, is proved. An important subject for the implementation of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" is sports judges and referees who directly test the sporting achievements of all participants in the Complex. To qualitatively perform their functional duties, they need to have the appropriate competence. The article reveals the essence of the notion "professional competence of sports judges and referee brigades" as a set of knowledge, skills, and professionally significant qualities of a person. The training of sports judges and referees for the adoption of the standards of the "Ready for Labor and Defense" complex was carried out in the courses of professional development, the specialty of which is the competence approach to the content and organization of the learning process. The content of the training includes three sections of the program: the main provisions of the complex, the organizational and methodological foundations for conducting various types of tests, and the organization of training for the students to comply with the standards. The organization of the process of professional development is carried out in active forms: a round table, a business game, a problematic and organizational-thinking seminars. Keywords: competence, preparation, referee, referees, complex TRP, training, competence approach
Развитие физической культуры и спорта является актуальным направлением социальной политики государства, призванной реализовать гуманистические ценности и нормы, выявлять способности и удовлетворять потребности личности в совершенствовании физического потенциала и повышения качества жизни россиян. Согласно результатам Отчета о человеческом развитии Россия занимает 50-е место из 180 стран мира и относится к категории стран с высоким уровнем человеческого развития [1].
За последние годы отмечается положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта российских граждан: функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений, где систематически зани-
маются более 32 млн. человек (22,5% общей численности населения страны), а к 2020 году эта цифра должна достигнуть 40% взрослого населения, детей и молодежи — 80% [2].
К сожалению, состояние здоровья детско-юношеского возраста вызывает особую тревогу: две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Современные подростки по мышечной силе и выносливости на 20—28% уступают своим сверстникам 60-х годов XX
века, а 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих. Значительную роль в ухудшении физического состояния, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни [3].
Исправить создавшуюся ситуацию Правительство РФ рекомендует через введение в действие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»), главной целью которого является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Достижение поставленной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
а) увеличение числа населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Российской Федерации;
б) повышение уровня физической подготовленности населения;
в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов [3].
В силу своей специфики комплекс обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования мировоззренческих оснований личности, гражданственности и патриотизма, т.к. базируется на принципах добровольности и доступности; оздоровительной и личностно-ориентированной направленности; обязательного медицинского контроля и учета региональных особенностей и традиций.
На наш взгляд, необходимо использовать и че-ловекоцентрированный подход, т.к. он обеспечивает:
— личностную вовлеченность (человек со всеми его чувствами и когнитивными особенностями погружается в деятельность как в некоторое событие);
— самоинициируемую вовлеченность (при внешнем побуждении чувства открытия, постижения и осознания значимости приобретают личностную ценность);
— проникающую способность (изменяет поведение, установки, ценности) [4].
Реализация государственной политики в контексте внедрения ВФСК «Готов к труду и обороне» в социально-педагогическую практику предопределила объективную потребность в подготовке спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий к
данному виду профессиональной деятельности.
С этой целью была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий, где ценностно-целевой установкой выступало формирование профессиональной компетентности по организации и методике проведения тестирования населения.
Профессиональная компетентность выступает узловым понятием ценностей, цели и результата образования. Во-первых, она объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую, во-вторых, в само понятие заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; и, наконец, компетентность обладает интегративной природой, т.к. она включает в себя ряд однородных или близкородственных умений и навыков, релевантных относительно широкой сферы культуры и деятельности.
Компетентностный подход обеспечивает формирование у обучающихся интегративного стиля мышления, равновесное формирование концептуального и социального видов интеллекта.
Усиление внимания к компетентностному подходу в обучении и развивающим мыследеятельным технологиям дает возможность обучающимся проявить личную активность, выработать собственное видение, развить коммуникативные и рефлексивные способности. С другой стороны, компетентностный подход обеспечивает субъекта полезным инструментом для переоценки своей профессиональной деятельности.
Под профессиональной компетентностью спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий мы понимаем как интегральную характеристику и личностно-гуманную ориентацию, умение системно воспринимать социальную реальность и системно в ней действовать, свободно ориентироваться в предметной области и владеть современными технологиями оценки физического состояния организма в процессе принятия нормативов ГТО.
Содержание профессиональной компетенции раскрыто в табл.
Когнитивная составляющая профессиональной компетенции обучающихся на курсах формируется в процессе изучения основных положений ВФСК ГТО (первый раздел программы), дополняется и уточняется в процессе освоения организационно-методических основ проведения различных видов испытаний (второй раздел) и закрепляется при изучении процесса организации подготовки обучающихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО (третий раздел программы).
Мы разделяем позицию Р.М.Шерайзиной в том, при реализации компетентностного подхода к подготовке кадров необходимо использовать соответствующие методы, к которым автор относит следующие: проектный; позитивное совершение ошибок; дискуссии, анализ ситуаций; презентация идей; экспериментальное моделирование [6].
Таблица
Профессиональная компетенция спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий
Знания Умения Навыки
— государственная политика и современные подходы к системе физического воспитания населения РФ; — цель, задач и структура комплекса ГТО; — современные методов, форм и технологий подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО; — эффективные приемы организации и технологии проведения тестирования по видам испытаний комплекса — изучать возможности личности по развитию физических качеств и проектировать на основе полученных результатов индивидуальные маршруты подготовки к вы полнению нормативов комплекса ГТО; — организовать прохождение контрольных процедур с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности личности; — проводить пропагандистские и информационные компании по привлечению населения к занятиям спортом и выполнению нормативов комплекса ГТО — использование современных методов, форм и технологий подготовки занимающихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО на основе индивидуальных маршрутов; — тестирование по видам испытаний комплекса ГТО.
Профессионально значимые качества
Работоспособность (энергичность, эмоциональный контроль, уравновешенность, двигательная память, оперативность); толерантность (эмпатиия и самообладание, доброжелательность и справедливость); социальная активность (инициативность, организованность, энергичность, лидерство); волевые качества (целеустремленность, самообладание, умение преодолевать внешние и внутренние препятствия, упорство и решительность)
В процессе формирования умений и навыков мы использовали активные методы обучения — деловая игра «Разработка индивидуального маршрута выполнения нормативов»; проблемный семинар «Организация тестовых испытаний», круглый стол «Подготовка обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО».
Рассмотрим содержательный аспект курсов повышения квалификации, который состоит из двух модулей.
Модуль 1. «Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в РФ на современном этапе» знакомит обучающихся с историей возникновения и развития ВФСК ГТО; раскрывает роль и значимость комплекса как программной и нормативной основы системы физического воспитания населения; знакомит с основными положениями и нормативно-правовым обеспечением комплекса в соответствии государственными требованиями ВФСК ГТО.
Модуль 2 «Организация и порядок судейства видов испытаний (тестов) ВФСК ГТО» направлен на овладение умениями по организации и проведению тестирования населения в соответствии с государственными требованиями ВФСК ГТО; знакомство с функциональными обязанностями спортивных судей главной судейской коллегии и спортивных судей судейских бригад, обеспечивающих проведение мероприятий ВФСК ГТО; осознание роли и функций руководителей и администраторов центров тестирования по выполнению испытаний ВФСК ГТО, а также порядка судейства видов испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
Содержание самостоятельной работы обучающихся на курсах повышения квалификации содержит ознакомление с нормативно-правовой базой внедрения комплекса ГТО в социальную практику; анализ
требований ФГОС и ВФСК ГТО; изучение правил соревнований по видам спорта и функциональными обязанностями ГСК.
Серьезное внимание уделено ознакомлению с основными функциями администраторов центра тестирования; разработке этапов работы по составлению графика выполнения испытаний ВФСК ГТО населением. Для членов судейской бригады важен процесс идентификации личности участника ВФСК ГТО, а также систематизация и хранение протоколов выполнения испытаний ВФСК ГТО. Рассмотрению подлежали и основные этапы процедуры допуска участников к выполнению испытаний ВФСК ГТО в местах тестирования.
На заключительном этапе курсов при проведении организационно-мыслительного семинара «Внедрение комплекса ГТО: риски и их преодоление» осуществлялась защита индивидуальных и групповых проектов с последующей их корректировкой.
Оценка качества освоения программы включала текущую и итоговую аттестацию слушателей:
— текущий: контрольные вопросы по темам программы
— итоговый: в форме зачета по результатам тестового контроля. Зачет выставляется при наборе не менее 50% правильных ответов.
Для аттестации слушателей на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям программы повышения квалификации имеется фонд оценочных средств — http://www.novsu.ru/dept/1345/.
Как свидетельствуют отзывы спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий, обучающихся по данной программе курсов повышения квалификации, содержание и организационные формы позволяют овладеть профессиональной компетенцией.
1. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2014. 236 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта на 2013—2020 годы» [Электр. ресурс]. иЯЬ: http://base.garant.ru/70643480/ (дата обращения: 01.05.2017).
3. Образование в цифрах: 2016: краткий статистический сборник / Л.М.Гохберг, И.Ю.Забатурина, Г.Г.Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 80 с.
4. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» // Российская газета. 26.03.2014. № 68.
5. Федотова Г. А. Организационные условия развития физ-культурно-спортивного движения в муниципальном образовании // Сборник научных трудов SWorld. Материалы МНПК «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития— 2012». Вып. 3. Т. 34. Одесса: Куприенко, 2012. С. 95-99.
6. Шерайзина Р.М. Компетентностный подход к подготовке менеджеров для социальной сферы // Модернизация профессионального педагогического образования: ком-петентностный подход: Сб. науч. статей; сост. и науч. ред. Г.А.Федотова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С. 3-10.
References
Doklad o chelovecheskom razvitii 2014. Obespechenie ustoychivogo progressa chelovechestva: Umen'shenie uyazvimosti i formirovanie zhiznestoykosti [The human development report 2014. Sustaining human progress: Reducing vulnerabilities and building resilience]. Moscow, 2014. 236 p.
Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie fizicheskoy kul'tury i sporta na 2013—2020 gody" [State program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports in 2013—2020"]. Available at: http://base.garant.ru/70643480/ (accessed: 01.05.2017). Gokhberg L.M. et al. Obrazovanie v tsifrakh: 2016: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in figures: 2016: short statistical book]. Moscow, 2016. 80 p.
Ukaz Prezidenta RF ot 24 marta 2014 goda № 172 «O Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO)» [The decree of the President of the Russian Federation from March 24, 2014 No. 172 "On the all-Russian fitness-sports complex "Ready for labor and defense" (RLD)"]. Rossiyskaya gazeta, 26/03/2014, no. 68. Fedotova G.A. Organizatsionnye usloviya razvitiya fizkul'turno-sportivnogo dvizheniya v munitsipal'nom obrazovanii [Organizational conditions for development of physical culture and sports movement in the municipality]. Coll. of papers "SWorld. Materialy MNPK "Nauchnye issledovaniya i ikh prakticheskoe primenenie. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya—2012", iss. 3, vol. 34. Odessa, 2012, pp. 95-99.
Sherayzina R.M. Kompetentnostnyy podkhod k podgotovke menedzherov dlya sotsial'noy sfery [Competence approach to the training of managers for the social sphere]. Coll. of papers "Modernizatsiya professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod". Velikiy Novgorod, 2006, pp. 3-10.