Научная статья на тему 'Компетентностный подход и практико-ориентированное обучение'

Компетентностный подход и практико-ориентированное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИУ "БЕЛГУ" / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО И АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / NRU "BELSU " / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / BASE DEPARTMENT / QUALITY OF GRADUATES'' TRAINING / GRADUATES'' EMPLOYMENT AND ADAPTATION / INNOVATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маматов Александр Васильевич, Немцев Александр Николаевич, Мельник Юлия Михайловна, Жидких Оксана Юрьевна, Бондарева Марина Александровна

В настоящее время происходит множество процессов, касающихся существенного изменения современной российской системы высшего образования. Данная статья посвящена опыту реализации практико-ориентированного обучения в вузе. Адаптация образовательных программ университета к новым образовательным и профессиональным стандартам, к требованиям работодателей обеспечивается через стратегическое партнерство с ключевыми работодателями города и региона, а также с профессиональными сообществами в сфере разработки квалификационных требований к выпускникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маматов Александр Васильевич, Немцев Александр Николаевич, Мельник Юлия Михайловна, Жидких Оксана Юрьевна, Бондарева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH AND PRACTICE-BASED LEARNING

Currently, there is a set of processes related to significant changes in contemporary Russian system of higher education. This article focuses on the experience of practice-based learning implementation in higher education. We generalize practical experience of NRU «BelSU » to address the priorities of improving governance and the quality of university education. The adaptation of university education programs to the new educational and professional standards, to the demands of employers is provided through strategic partnerships with key employers in the region, as well as professional societies, and thus to develop qualifications, competence model of a graduate. The changes in the environment are reflected in the innovative solutions, all that in general leads to a stable dynamics of the university development.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход и практико-ориентированное обучение»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

МАМАТОВ Александр Васильевич - канд. техн. наук, проректор по учебной работе и информатизации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]

НЕМЦЕВ Александр Николаевич - канд. физ.-мат. наук, зам. проректора по учебной работе и информатизации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]

МЕЛЬНИК Юлия Михайловна -канд. филос. наук, зам. начальника управления образовательной политики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]

ЖИДКИХ Оксана Юрьевна - начальник отдела управления образовательной политики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]

БОНДАРЕВА Марина Александровна - начальникотдела управления образовательной политики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В настоящее время происходит множество процессов, касающихся существенного изменения современной российской системы высшего образования. Данная статья посвящена опыту реализации практико-ориентированного обучения в вузе. Адаптация образовательных программ университета к новым образовательным и профессиональным стандартам, к требованиям работодателей обеспечивается через стратегическое партнерство с ключевыми работодателями города и региона, а также с профессиональными сообществами в сфере разработки квалификационных требований к выпускникам.

Ключевые слова:НИУ «БелГУ», практико-ориентированное обучение, базовая кафедра, качество подготовки выпускников, трудоустройство и адаптация выпускников, инновации в образовательной деятельности

Для цитирования: Маматов А.В, Немцев А.Н, Мельник Ю.М, Жидких О.Ю, Бондарева М.А. Компетентностный подход и практико-ориентированное обучение // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 115-120.

Одной из задач модернизации высшего так и дополнительных образовательных

образования в России является создание программ, но также и от степени развития

системы региональных опорных вузов стра- инновационной инфраструктуры универ-

ны - крупных многопрофильных интеллек- ситета.

туальных центров регионов с высоким кад- Сегодня БелГУ имеет лицензию на пра-

ровым потенциалом. Критерии формирова- во ведения образовательной деятельности

ния такой системы самые различные, одна- по 365 образовательным программам сред-

ко основной - оценка эффективности дея- него профессионального и высшего обра-

тельности современного университета как зования в соответствии с федеральными

инновационного вуза. Эффективность де- государственными образовательными стан-

ятельности вуза напрямую зависит не толь- дартами, действующими с 2011 г. (18 спе-

ко от квалификации профессорско-препо- циальностей среднего профессионального

давательского состава, качественного со- образования, 70 направлений подготовки

става абитуриентов, уровня как основных, бакалавров, 45 направлений подготовки

магистров, 172 специальности, 26 специальностей аспирантуры и 34 специальности ординатуры). Университет также ведет обучение по 17 специальностям интернатуры. В настоящее время в университете реализуются восемь образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию с присвоением Европейского знака качества EUR-ACE®. Сертификат международной аккредитации ENAEE имеют три образовательные программы. Программы дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых и программы профессионального обучения нивелируют существующий дисбаланс между спросом рабочей силы на рынках труда и предложением на рынке образовательных услуг. Сегодня университет готов вести образовательную деятельность по более чем 270 дополнительным образовательным программам.

С 2013 г. в НИУ «БелГУ» реализуется концепция практико-ориентированного обучения, целью которой является эффективное взаимодействие сферы образования с реальным сектором экономики. Ведущие специалисты - представители работодателей - привлекаются к проведению практических занятий, мастер-классов, к чтению лекций,руководству практиками,участию в работе государственных экзаменационных комиссий и т.д. На сегодняшний день университет имеет договорные отношения с более чем 800 предприятиями, которые являются базами для проведения практик и научных исследований.

Немаловажным результатом реализации практико-ориентированного обучения является также создание базовых кафедр, целью деятельности которых является организация практической подготовки обучающихся. В НИУ «БелГУ» работают 18 базовых кафедр, осуществляющих свою деятельность на базе ведущих предприятий и организаций г. Белгорода и области.

Высокая конкуренция на рынке образо-

вательных услуг определяется противоречием между интересами, с одной стороны, рынка труда и интересами абитуриента со своими ожиданиями, потребностями, мотивацией и финансовыми ресурсами - с другой. Повышение требований к выпускникам со стороны рынка труда ориентирует университет на более сильного абитуриента, получившего на предшествующей ступени образования достаточно высокий уровень подготовки. Так, в 2015 г. в университет зачислены 6121 абитуриент из 58 субъектов Российской Федерации и восьми стран СНГ, а также 239 абитуриентов из 32 стран дальнего зарубежья. Сегодня общая численность обучающихся по всем формам обучения составила 23586 чел.

Свидетельством повышения авторитета и конкурентоспособности НИУ «БелГУ» на международном рынке образовательных услуг стало существенное увеличение контингента иностранных студентов, обучающихся в вузе. Сегодня он составляет 1804 обучающихся из 76 стран мира. По итогам конкурса Министерства образования и науки РФ НИУ «БелГУ» был включён в перечень федеральных государственных образовательных организаций, кото-

рым делегируется право довузовского обучения иностранных граждан, обеспечивающего подготовку к освоению общеобразовательных программ на русском языке. Подтверждением высокого качества подготовки выпускников университета является победа в публичном конкурсе среди образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, для предоставления им преимущественного права на прием для обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации. Из 163 вузов, которые подали заявки для участия в конкурсе, такое право получили только 52 университета.

В непростых социально-экономических условиях НИУ «БелГУ» создает условия сохранения и приумножения контингента обучающихся путём постоянного совершенствования образовательных технологий, внедрения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. НИУ «БелГУ» создает условия для успешной академической деятельности и адаптации обучающихся в университетской среде, ведет мониторинг успеваемости всехобучающихся, планирует и организует опережающие мероприятия для снижения их оттока.

Помимо этого, важнейшими показателями успешности работы университета являются трудоустройство и адаптация выпускников на рынке труда. Для выполнения данной задачи в НИУ «БелГУ» создан Центр профессиональной карьеры, занимающийся системным формированием базы данных работодателей и соискателей; мониторингом и анализом трудоустройства выпускников; координацией работы структурных подразделений по трудоустройству; организацией различных мероприятий и информационно-деловых встреч

выпускников университета с представителями учреждений, организаций и предприятий; разработкой рекомендаций по трудоустройству; организацией временной занятости студентов и проведением информационной и рекламной деятельности. Разработано и заключено 118 соглашений о сотрудничестве в сфере трудоустройства выпускников, в результате этого четко прослеживается положительная динамика роста вакансий от числа заключенных соглашений с предприятиями и организациями. Сотрудниками Центра постоянно проводится мониторинг рынка труда. Обновлен пакет методических рекомендаций для выпускников и кураторов студенческих групп, предоставляющий информацию о том, как успешно пройти собеседование с работодателем, написать рекомендательное письмо или резюме и др. Информация также размещается в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Центр профессиональной карьеры НИУ "БелГУ"» (электронный адрес: http://vk.com/club_cpk_ Ьзц). Кроме того, Центр организует и проводит тематические семинары-тренинги, такие как «Типичные ошибки при трудоустройстве студентов», а также бизнес-

игры «^еа^иЪкУспехом у обучающихся пользуются уже ставшие традиционными мероприятия: встречи на факультетах с выпускниками прошлых лет; общеуниверситетские ярмарки вакансий, в которых принимают участие отраслевые организации, компании, ведомства региона; дни открытых дверей; конкурсы среди выпускников вузов на занятие вакантных должностей для работы в сельских общеобразовательных учреждениях Белгородской области; региональные ярмарки по трудоустройству.

Сегодня к положительным тенденциям развития высшего образования можно отнести предоставление определенной свободы в выборе содержания, форм и методов обучения, а также развитие сети международных контактов. И здесь на первый план выходит задача обеспечения иноязычной компетентности выпускников. Результат освоения студентами образовательных программ требует учета профессиональной специфики при обучении иностранному языку, нацеленности программ на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. Тем не менее уровень профессиональной иноязычной компетентности выпускников пока остается невысоким, не соответствующим современным требованиям общества и рынка труда.

В НИУ «БелГУ» создан Центр иноязычного образования и академической мобильности для организационно-управленческого обеспечения развития иноязычного образования и академической мобильности НИУ «БелГУ. Основными задачами Центра являются: осуществление координации и регулирования образовательной деятельности, связанной с развитием иноязычного образования и академической мобильности, и содействие расширению международного сотрудничества НИУ «БелГУ».

В соответствии с общими инновационными тенденциями в области языкового образования ведется работа, направленная на решение следующих приоритетных за-

дач: развитие системы поддержки реализации совместных с зарубежными университетами и научными центрами образовательных и научно-исследовательских проектов, программ академической мобильности; существенное повышение публикационной активности преподавателей и научных сотрудников НИУ «БелГУ» в журналах, индексируемых международными базами данных; расширение практики академических обменов студентами, аспирантами, НПР и АУП между НИУ «БелГУ» и зарубежными университетами-партнерами и развитие образовательных программ, предусматривающих получение выпускниками двух дипломов; интеграция НИУ «БелГУ» в мировое образовательное пространство.

С 2013 г. в университете функционирует Международная летняя языковая школа - это образовательный проект, созданный с целью повышения уровня владения обучающимися иностранными языками, а также для создания и поддержания международных связей. Международная летняя языковая школа предоставляет студентам уникальную возможность в течение двух недель пообщаться с носителями языка, улучшить свои знания и завести новых друзей. Кроме того, в рамках школы про-

водятся такие мероприятия, как Song-contest, Public speech and play performance, которые помогают участникам не только использовать знание языка в неординарных ситуациях, но и проявлять свои творческие способности. За время работы Международной летней языковой школы около 700 студентов смогли пройти обучение по программам языковой подготовки с погружением в иноязычную среду. Динамика роста числа студентов из года в год свидетельствует о том, что проект становится популярным среди студентов и, как следствие, изучение иностранного языка вызывает всё больший интерес. К изучению английского и русского языков в 2015 г. добавилось еще и изучение немецкого языка.

В 2012 г. был инициирован проект по организации и проведению Международной молодежной школы проектного управления «Пегас». Сегодня данный проект уже насчитывает четыре сессии. Международная молодежная школа работает на территории НИУ «БелГУ» и является площадкой по отбору, развитию и поддержке талантливых молодых людей на пути к созданию инновационных конкурентоспособных товаров и услуг, гражданских и общественных проектов. Задачами Школы

являются следующие: вовлечение молодёжи в разработку и реализацию проектов в сфере образования, науки, культуры, технологий; создание конкурентной среды по выявлению эффективных технологий работы молодежных сообществ; поддержка и популяризация инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической и научно-промышленной сферах, в сфере новейших технологий; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на улучшение качества жизни студенческой молодежи или на повышение студенческой мобильности; стимулирование исследований, осуществляемых молодыми людьми и ориентированных на решение актуальных проблем развития Белгородской области. Основным направлением деятельности Школы является молодежное предпринимательство в таких областях, как информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, энергосбережение, альтернативная энергетика, социальное проектирование, а также межгосударственное сотрудничество стран СНГ.

Целью другого проекта - «Школа "НИУ БелГУ"» - является создание условий для интеллектуального развития обучающихся, обеспечение их профильной подготовки по

отдельным предметам, распространение и популяризация научных знаний, привлечение в университет одарённых школьников. Обучающимися являются ученики образовательных организаций, в которых сформированы профильные классы НИУ «БелГУ» в рамках заключенных договоров о сотрудничестве с вузом, а также участники тематических мероприятий НИУ «БелГУ». В настоящее время договоры о сотрудничестве заключены с 16 школами Белгорода, а также с 21 школой из районов Белгородской области (Корочанского, Грайворонского, Новооскольского, Прохоровского, Чернян-ского, Старооскольского, Губкинского,

Яковлевского и Белгородского). Обучение в Школе осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам в очной, очно-заочной и заочной формах, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По итогам освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимся выдаются свидетельства, которые дают дополнительные баллы при поступлении в НИУ «БелГУ». Всего за период работы Школы в ней прошли обучение 293 школьника, из них 217 стали студентами университета.

Статья поступила в редакцию 22.12.15.

COMPETENCE APPROACH AND PRACTICE-BASED LEARNING

MAMATOV Alexander V. - Cand. Sci. (Engineering), Pro-rector for Academic Affairs and Information, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. E-mail: [email protected]

NEMTSEV Alexander N. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Deputy Pro-rector for Academic Affairs and Information, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. Email: [email protected]

MEL'NIK Julia M. - Cand. Sci. (Philosophy), Deputy Head of Educational policy department, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. E-mail: [email protected]

ZHIDKIKH Oksana Yu. - section leader of Educational policy department, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. E-mail: [email protected]

BONDAREVA Marina A. - section leader of Educational policy department, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. Currently, there is a set of processes related to significant changes in contemporary Russian system of higher education. This article focuses on the experience of practice-based learning implementation in higher education. We generalize practical experience of NRU «BelSU » to address the priorities of improving governance and the quality of university education. The adaptation of university education programs to the new educational and professional standards, to the demands of employers is provided through strategic partnerships with key employers in the region, as well as professional societies, and thus to develop qualifications, competence model of a graduate. The changes in the environment are reflected in the innovative solutions, all that in general leads to a stable dynamics of the university development.

Keywords: NRU «BelSU », practice-oriented training, base department, quality of graduates' training, graduates' employment and adaptation, innovation in the educational activity

Cite as: Mamatov, A.V., Nemtsev, A.N., Mel'nik, J.M., Zhidkikh, O.Yu., Bondareva, M.A. (2016). [Competence Approach and Practice-Based Learning]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (198), pp. 115-120. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 22.12.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.