Научная статья на тему 'Компетентностный подход и модельно-технологические конструкции его реализации в учебном процессе студенческой молодежи по физической культуре'

Компетентностный подход и модельно-технологические конструкции его реализации в учебном процессе студенческой молодежи по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL CULTURE PERSONALITY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Геннадий Михайлович

В статье представлена теоретическая основа компетентностного подхода в образовательном процессе студенческой молодежи по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE-BASED APPROACH AND MODEL-TECHNOLOGICAL DESIGN OF ITS IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE STUDENT YOUTH ON PHYSICAL CULTURE

The article presents a theoretical framework competence-based approach in the educational process of the student youth for physical culture.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход и модельно-технологические конструкции его реализации в учебном процессе студенческой молодежи по физической культуре»

3. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин // Метафора. - Москва, 2002. - 128 с.

Bibliography:

1. Beloglazova, T.I. Medical rehabilitation of patients after total hip replacement / T.I. Beloglazova, V.G. Maslennikova, O.V. Kuzmenko / /Medicine in Kuzbass. - 2003. - № 2 (Special Edition) - P. 108-110.

2. Neverov, V.A. Endoprosthesis of the hip joints: what it is, and rehabilitation of patients / V.A. Neverov, G.S. Seleznev. -Association of traumatologists orthopedists, Saint Petersburg, 1997. -43 p.

3. Shchetinin, M.N. Respiratory gymnastics by Strelnikova A.N. / M.N. Shchetinin // Metaphora. - Moscow, 2002. - 128 p.

УДК 378.147 ББК 74.58

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И МОДЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Соловьев Геннадий Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

Аннотация. В статье представлена теоретическая основа компетентностного подхода в образовательном процессе студенческой молодежи по физической культуре.

Ключевые слова: физическая культура личности, компетентностный подход, компетенции.

THE COMPETENCE-BASED APPROACH AND MODEL-TECHNOLOGICAL DESIGN OF ITS IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE STUDENT

YOUTH ON PHYSICAL CULTURE

Solovev G.M.

Abstract. The article presents a theoretical framework competence-based approach in the educational process of the student youth for physical culture.

Key words: physical culture personality, the competence-based approach, the competence.

Проблема модернизации российского образования, связанная с приведением его в соответствие с международными требованиями, обусловило необходимость разработки образовательный стандартов, в которых нашел бы отражение компетентностный подход в содержании разных профессиографических блоков и, в дальнейшем, экстраполирование в учебных планах и рабочих программах.

Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определен-

ной области. В образовании - учебно-воспитательной деятельности: содержательно-компетентностно-целевой, культуроемкой, оптимально-организованной, оправданно-экономной в плане затрат времени и безопасности субъектов образования (физического, психического, социального, духовного и ментального).

В науке понятие «компетентность» ассоциируется с понятием «подготовленность» (подготовка, выучка, подкованность), «готовность», осведомленность (знания, гра-

197

мотность, информированность), «авторитетность», «навык», «способность», «личностные качества» (Безрукова B.C., Деркач A.A., Журавлев А.Н., Митина Л.М., Талызина Н.Ф., Шакуров Р.К., Щербаков А.И. и др.).

Между тем, несмотря на смысловую близость, очевидно, что каждое из перечисленных понятий не является синонимичным в научном контексте понятию «компетентность». Ибо данное понятие - комплексная характеристика человека, включающая и его информированность, и способность, и личностные качества, и умения, и самостоятельность, и креативность и мн. др. Понятие «компетентность» обычно применяется к лицам определенного социально-профессионального статуса и характеризует их меру соответствия объекту предмета знания и деятельности. Иначе, понятие «компетентность» является понятием функциональным, т.е. характеризует специалиста как субъекта самостоятельно действующего и реализующего на практике имеющиеся у него компетенции. То есть, компетенция является вторичным, производным понятием от «компетентности» и означает сферу приложения знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств человека, тогда как «компетентность» представляет собой семантически первичную категорию и воплощает в себе их интериоризованную совокупность, систему.

B отечественных научных исследованиях в контексте качества высшего образования рассматриваются следующие компетенции: универсальная и профессиональная (базовые), общекультурная, общенаучная,социальная, психологическая, социально-психологическая, педагогическая, психолого-педагогическая, коммуникативная, специальная, конструктивная, управленческая, организаторская, деятельностная, креативная и др.

Различные виды компетентности являются производным компонентом от общекультурной компетентности любого человека и представляются в совокупности 3-х аспектов:

- смыслового (адекватность осмысления ситуации в более общем культурном аспекте, т.е. в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношении, оценке);

- проблемно-практического (адекватность распознания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм и деятельности в данной обстановке);

- коммуникативного (адекватность соответствующих ситуации культурных образцов общения и взаимодействия).

B отечественной и зарубежной науке используется и понятие «ключевые компетенции». Они объединяют в себе общую интеллектуальную и навыковую процессуаль-но-деятельностную составляющие образования; в них заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата (стандарт на выходе); обладают интегративной природой, вбирают в себя ряд однородных или близкородных знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, относящихся к широкой сфере культуры и деятельности. Иначе, ключевые компетенции обеспечивают универсальность специалиста и

поэтому не являются слишком специализированными. Они многофункциональны, надпредметны, междисциплинарны и многомерны. В более подробном содержании их основные признаки заключаются в следующем:

- ключевые компетентности многофункциональны, если овладение ими позволяет решать разнообразные проблемы повседневной, профессиональной, социальной и личностной жизни;

- ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны тогда, когда они применимы в различных ситуациях: на работе, в семье, в коллективе, в политической, социальной, экономической сфере и др.;

- ключевые компетентности многомерны, если включают различные умственные процессы и интеллектуальные (аналитические, креативные, коммуникативные) умения «ноу-хау», а также житейский и профессиональный опыт.

Овладение ключевыми компетентностями требует значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. качеств.

Как правило, в структуре ключевых компетенций должны быть представлены:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоенных способах приобретения и осмысления различных источников информации;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнения ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, включающая, в том числе, умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации;

- компетентность в бытовой сфере обеспечивает гармонию семейного бытия, собственного и социального здоровья;

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности включает выбор форм, видов, средств и способов использования свободного времени, культурного, физического и духовного обогащения личности.

Ключевые компетентности должны формироваться в процессе освоения любой дисциплины и профессии на всех ступенях образования детей и учащейся молодежи. При формировании и содержательно-предметной, и специальной, и профессиональной компетентности и компетенций ее составляющих. В полной степени все это касается и дисциплины «Физическая культура».

В процессе ее преподавания у студентов, сообразно высшему образованию, формируется соответствующая компетентность в области физической культуры и определенный набор компетенций ее составляющих. При этом под компетентностью мы имеем в виду, что это наличие необходимой совокупности знаний, умений, навыков, связанных с ними определенных интеллектуально-креативных

198

способностей и личностных качеств, в целом реализующихся в физкультурно-спортивной деятельности и ее результатах посредством определенного набора компетенций или отдельной компетенции.

Такое определение, на наш взгляд, является конвергентным и синтезирующим научные представления о сути данного предмета, его ключевых составляющих, которые находятся в единой целостности, взаимодополняют, взаимообуславливают друг друга и в совокупности образуют систему, элементы которой характеризуются равной значимостью (и ЗУНы, и способности, и личностные качества).

Компетенция же рассматривается как принадлежность к предмету знания, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, как конкретизированная направленность определенного содержания компетентности, ее границ и уровня в знаниях, умениях, навыках, личностных качествах и способностях творчески переносить их на практику, самостоятельно пополнять и совершенствовать. Границы компетентности определяют эрудицию студента в области физической культуры, а уровень - степень глубины и выфаженности всех составляющих её компетенций.

Таким образом, обобщение современных научных представлений на понятие «компетентностный подход» позволяет сформулировать его в следующее содержание -это системная, комплексная, функциональная, личност-но ориентированная и технологически упорядоченная профессиональная психолого-педагогическая деятельность, направленная на формирование предметно-содержательных и ключевых компетенций у студента, обеспечивающих ему творческое вхождение в мир физической культуры посредством продуктивной самореализации и индивидуализации в ней.

Исходя из основнык составляющих физической культуры личности студента определяется нами и общий набор формируемых предметно-содержательных и ключевых компетенций, который получает специфическое наполнение через конкретное содержание разрабатываемых кафедрой физической культуры рабочих программ (оздоровительная система, вид спорта, обязательная или вариативная их часть, модуль, семестр, учебный год, курс).

1. Образовательно-когнитивные компетенции (знаньевые и интеллектуально развивающие).

Включают:

1) междисциплинарную, естественнонаучную и гуманитарную основу знания на уровне всех ступеней его научной абстракции; определенный объем информации, его обоснованность, осознанность; способность к объяснению, переносу, ассоциациям и трансформации в новое знание;

2) продуктивные умения использования в практической здоровьесберегающей жизнедеятельности концепций, теорий, технологий, методов, средств и форм ее организации; личностные качества, определяемые познавательной заинтересованностью и желанием;

3) владение научно-теоретическими и методическими основами физической культуры и способностями твор-

ческого использования их в профессиональном, социальном, семейном и личностном плане.

2. Мотивационно-ценностные компетенции (по-требностно-ориентировочные).

Определяются:

1) наличием знания о содержании социальных, профессиональных и личностно значимых мотивов, интересов и потребностей в области физической культуры и спорта;

2) умением обнаруживать, идентифицировать, выявлять и анализировать скрытые причины (субъективные и объективные факторы) возникновения и функционирования мотивационно-потребностной сферы (временная, постоянная, развивающаяся, узкая, комплексная, устойчивая, неустойчивая и т.д.);

3) владением способностями придавать личностный мотивационно-ценностный смысл физической культуре и деятельности в ней, посредством самоубеждения и высокой степени ее осознанности на междисциплинарной научной основе и продуктивного функционирования.

3. Социально-духовные (культурологические компетенции).

Характеризуются:

1) наличием знания о нравственных, эстетических и мировоззренческих ценностях физической культуры, проявляющихся в конкретных видах физкультурно-спортивной деятельности, технике физического упражнения, спортивной этике поведения, культуре общения и здоровом образе жизни, гражданственности, гуманизме и патриотизме;

2) умениями и навыками быть идентичным социокультурной среде, противостоять вредным привычкам и факторам риска здоровью и экстраполировать социально-духовные ценности физической культуры в повседневную жизнедеятельность и индивидуальный стиль культуры ЗОЖ;

3) владением такими личностными качествами, как толерантность, выщержка, сдержанность, чувством ощущения прекрасного в поступках людей, красоты в физическом совершенстве и гармоническом развитии человека.

4. Физкультурно-деятельностные (конструктивно-процессуальные) компетенции.

Включают:

1) знания о содержании основных видов физкультур-но-спортивной деятельности (спортивной, оздоровительной, профессионально-прикладной, образовательной, пропагандистской, судейской, инструкторской, самосовершенствования);

2) умения осуществлять самоконтроль физического развития и физической подготовленности; выбирать оздоровительные системы и адаптировать их с учетом психофизических возможностей организма; планировать, организовывать и технологизировать физическое самовоспитание в течение дня, недели, месяца, полугода, года (по микро- и макроциклам); выбирать формы, методы и средства физического самосовершенствования, составлять и проводить комплексы утренней гигиенической, производственной и вводной гимнастики, физкульт-минут и физкульт-пауз в режиме дня разминки и тренировочных

занятий; определять объем и интенсивность нагрузки и контролировать ее влияние на состояние организма; осуществлять коррекцию в самопреобразующей деятельности;

3) владеть способностями анализа, синтеза и прогнозирования причинно-следственных фактов, связей и зависимостей явлений, процессов и состояний в обеспечении психофизического здоровья; обладать такими личностными качествами, как трудолюбие и настойчивость в достижении цели.

5. Компетенции физического самовоспитания (управления волей, активностью и эмоциональным состоянием).

Детерминируют наличие:

1) знаний о психических явлениях в физическом воспитании и самовоспитании, о психических процессах (познавательных, эмоциональных, волевых, активности), о психических свойствах личности (темпераменте, характере, способностях, потребностях, мотивах), о психических состояниях (монотонии, утомлении, стрессе, напряженности, астении); о методах самовоспитания (самонаблюдении, самоанализе, самосознании) и самоуправлении (самоприказе, самовнушении, самокритичности, самообязательстве, самоотчете), а также психорегуляции (аутогенной тренировке, медитации, системы ци-гун, у-шу и пр.);

2) умений использовать методы самовоспитания и самоуправления в любых физкультурно-спортивных ситуациях, а в целом в обеспечении здоровой жизнедеятельности (управлять волевыми и эмоциональными процессами, ставить реальные цели и быть активным в их достижении);

3) владения способностями быть креативным, автономным, целеустремленным, трудолюбивым, активным, уверенным в себе и в свои силы, оптимистически настроенным, объективным в самооценке, самокритике, в достижении результатов и проявлении положительных эмоций).

6. Психофизические компетенции физического совершенства.

Определяются:

1) знаниями о сущностных составляющих физического развития, физической подготовленности, формах, средствах и методах физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки, физиологических процессах физической нагрузки различной направленности (аэробной, анаэробной, силовой, ско-ростно-силовой, статической и т.д.) и влияние ее на состояние здоровья и работоспособность человека в контексте возраста и тендерных особенностей;

2) двигательными умениями и навыками на продуктивном уровне в заданном или избранном виде физических упражнений (виде спорта или профессионально-прикладной физической подготовке);

3) владением совокупностью физических и личностных качеств, характеризующихся специфической сообразностью физкультурно-спортивной деятельности, индивидуальными особенностями, эталоном, положительным результатом и его динамикой.

- 200 -|РР-

В результате завершения обучения по дисциплине «Физическая культура» студент должен:

Знать:

- основные определения понятий физической культуры;

- краткую историю системы физического воспитания, спорта и олимпийского движения;

- основные положения закона о физической культуре и спорте;

- содержательно-мировоззренческую обоснованность социальной значимости и функций физической культуры;

- сущностные характеристики здоровьесберегающей системы образования;

- основные составляющие системы физической культуры и спорта;

- содержательно-структурные и критериальные характеристики физической культуры личности и физкуль-турно-спортивной деятельности;

- социальные, психологические и психофизические особенности студенческого возраста;

- основные психофизические характеристики учебно-трудовой деятельности студентов и особенности их умственного труда и динамики работоспособности;

- значение физической культуры и физического самовоспитания в научной организации труда и профессионально-прикладной физической подготовке;

- методы самовоспитания и самоуправления;

- междисциплинарные научно-теоретические представления о содержании здоровья и культуры его обеспечивающей (культуры здорового образа жизни);

- физиологические основы, возрастные и тендерные особенности физического воспитания;

- научно-теоретические основы физического воспитания, оздоровительной физической культуры, семейного физического воспитания и спортивной тренировки (по выбору, вариативный курс).

Уметь:

- на творческом уровне и высокой степени осознанности переносить знания из области физической культуры в практическую здоровьесберегающую жизнедеятельность;

- придавать физкультурно-спортивным интересам мотивационно-потребностный устойчивый смысл в контексте самосознания «Я» концепция, стиль и личность в культуре здорового образа жизни;

- экстраполировать социально-духовные ценности физической культуры в повседневную жизнь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- аналитически мыслить, технологически конструктивно планировать, организовывать и осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, самовоспитание и физическое самосовершенствование, использовать различные формы, средства, методы и системы в обеспечении здоровья, интеллектуальной и физической работоспособности.

Владеть:

- процессуально-технологическими способностями использования знания в практической физкультурно-

спортивной и оздоровительной деятельности, физическом самосовершенствовании;

устойчивой мотивационно-потребностной убежденностью в социальных, профессиональных и личностных ценностях физической культуры и спорта;

- культурой здорового образа жизни, обеспечивающей физическое, психическое, социальное, духовное и ментальное здоровье;

- оптимальным набором двигательных умений, навыков и физических качеств (согласно направленности и содержания физкультурно-спортивной деятельности, а также индивидуальным психофизическим особенностям и возможностям);

- личностными качествами, включающими активность, целеустремленность, психофизическую и интеллектуальную работоспособность, мотивированность, креативность, рефлексивность, колезивность, опосредствование, ориентирование, автономность, смыслотворчество, культуросообразность, самоактуализацию и самореализацию.

Активность предполагает, прежде всего, мотиваци-онно-потребностное состояние личностного образования, интереса к физической культуре, достижению определенных целей.

Целеустремленность - неотложное решение поставленной цели на пути преодоления трудностей и постоянное физическое совершенствование.

Психофизическая и интеллектуальнаяработоспо-собность - основа продуктивной деятельности, отражающая состояние физического и психического здоровья и культуру их обеспечивающих.

Мотивирование - способность придавать личностный смысл физической культуре, связана с правильным выбором физкультурно-спортивной деятельности и интересом к ней.

Рефлексивность - это способность выходить за пределы собственного «Я» (опыта). Осмысливать, изучать, анализировать различные виды оздоровительных систем и адаптировать их к индивидуальным особенностям своего организма.

Коллизивность - способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые причины, субъективные и объективные факторы состояния здоровья и использовать средства физической культуры его обеспечивающей и на основе этого строить физкультурно-спортив-ную деятельность, осуществлять ее коррекцию и контроль за психофизическим состоянием.

Креативность - творческое отношение к физкуль-турно-спортивной деятельности, умения ее планировать, организовывать и конструировать, моделировать, управлять ею, технологизировать и корректировать и т.д.

Опосредствование - вывод сознания на уровень перевода внешних воздействий, ситуаций и явлений во внутренние импульсы и собственные проекты физкультурно-спортивной деятельности.

Автономность - способность независимо от внешних обстоятельств и условий строить и организовывать процесс физического самовоспитания.

Смыслотворчество - определение и порождение системы личностных смыслов в физической культуре и спорте.

Культуросообразность - умение систематизировать деятельность с позиции научной организации труда, здо-ровьесберегающих технологий, культуры общения и коммуникаций.

Самоактуализация - высший уровень проявления творчества, стремление к самостоятельности, автономности и полному выявлению личностных возможностей в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности, переход от состояния возможностей в состояние действительности.

Самореализация - стремление к признанию своего физкультурно-личностного «Я», самостоятельное создание условий для его полного проявления, целеустремленность в достижении высоких результатов.

Интеллектуальные и физические способности детерминируют социально и личностно выработанную совокупность свойств и личностных качеств, обеспечивающих эффективность (результативность) в определенных видах физкультурно-спортивной деятельности и физическом самосовершенствовании.

При этом определенный уровень знаний, умений, владений и способностей экстраполируется в качественно проверяемый, диагностируемый результат - уровень физической культуры личности.

1. Очень низкий (ситуативный), при котором отмечается отсутствие специальных знаний и конструктивно-интеллектуальных способностей, а также представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Мотивационно-ценностные ориентации и физкультурно-спортивная деятельность проявляются ситуативно. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям. В целом отсутствует активно-положительное отношение к освоению ценностей физической культуры, нет стремления к ее познанию и целенаправленному использованию. Определенный интерес и активность возникают в условиях необходимости, новизны, в силу эффекта подражания и других, зависящих от ситуации причин. Нежелание заниматься физическими упражнениями объясняется в основном различными внешними причинами, но не существующими в себе. Иначе, наглядно проявляется отсутствие мотивации личностного достижения в обеспечении здоровья средствами физической культуры.

2. Низкий (уровень начальной грамотности) характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности. Причем знания имеют феноменологическую (фактологическую) ступень абстракции, первую ступень осознанности и ученический или типовой уровень их усвоения.

Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, зака-

201

ливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и т. д.), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры. Проявляются попытки физического самосовершенствования. Мотивы приобретают определенную направленность, но не всегда четко выражены в плане целевых установок. На этом уровне в основном доминируют физиологические потребности (связанные с улучшением психофизического здоровья, красоты тела или внешней привлекательноети) и безопасности (противодействия негативным факторам природной и социальной среды). Физическое совершенство характеризуется на уровне удовлетворительной оценки физического развития и физической подготовленностью, стабильностью результатов или не очень выраженной их положительной динамикой. Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности может стать реальностью, на основе физкультурных интересов отмечаются отдельные попытки (в социальных связях и систематизации деятельности). Проявляются некоторая устойчивость волевых качеств в достижении целей и непостоянство эмоциональной удовлетворенности в здоровьесбережении.

3. Средний (уровень образованности) отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются специальные интеллектуальные способности и эрудированность. Научность знаний проявляется на аналитико-синтетичес-кой и прогностической ступенях абстракции, второй степени осознанности и на эвристическом уровне их усвоения. Мотивационно-ценностные ориентации и физкультурная деятельность имеют выраженную направленность и устойчивость. Физическое совершенство характеризуется хорошей степенью физического развития и подготовленности, соответствующих возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Как правило, физическое самосовершенствование или организованные групповые формы занятий становятся системной нормой. Выражены активность, воля, целеустремленность и трудолюбие. Занятия физической культурой и спортом доставляют эмоциональное удовольствие.

4. Высокий (творческий уровень) отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Научность знаний проявляется на аксиоматической ступени абстракции (охватывает большой объем информации), третьей степени осознанности и творческом уровне усвоения учебного материала. На этом уровне личностные, профессиональные и социально значимые мотивы не имеют четкого разграничения, как впрочем, и все разновидности потребностей, они осознаются как единая взаимосвязь и взаимообусловленность. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и физической подготовленности, соответствующих возрастному эталону, индивидуальным осо-

- 202 -|РР-

бенностям или спортивным достижениям. Частота, затраты времени, результаты и динамика физкультурно-спортивной деятельности оптимизируются. Компетентность в ней характеризуется наличием творческих программно-ориентировочных организационно-конструктивных и операциональных компетенций. Не социальные виды (пропагандистская, организаторская, судейская, инструкторская) трансформируются в личностно значимый фактор. Самовоспитание и физическое самосовершенствование приобретают системность и творческую про-цессуально-деятельностную основу. В этом и обнаруживается активность, постоянство воли, трудолюбие, радость за достигнутое, а в целом и культура здорового образа жизни.

Литература:

1. Виленский, М.Я. Методология аксиологии образования по физической культуре в высшей школе / М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова // Культура физическая и здоровье. - Воронеж. - 2012. - 5(41). - С. 45-53.

2. Соловьев, Г.М. Теоретический аспект системно-структурных составляющих физической культуры личности / Г.М. Соловьев // Культура физическая и здоровье. - Воронеж. -2012. - 4(40). - С. 51-58.

3. Соловьев, Г.М. Педагогический аспект деятельности в формировании физической культуры личности студента/ Г.М. Соловьев, И.П. Троценко // Культура физическая и здоровье. - Воронеж. - 2011. - 6(36). - С. 37-41.

4. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт, проектирование: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 12-20.

5. Петьков, В.А. Проектирование саморазвития физического потенциала у студентов вуза / В.А. Петьков, Н.А. Чувило-ва // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 8. -С. 8 -11.

Bibliography:

1. Vilenskiy, M. J. Methodology axiology education physical education in high school / MJ Vilenskiy, O. Masalova / / Culture and physical health. - Voronezh. - 2012. - 5 (41). - P. 45-53.

2. Solovyov, GM The theoretical aspect of the system-structural components of physical culture of personality / GM Solovyov / / Culture and physical health. - Voronezh. - 2012. - 4 (40). -P.51-58.

3. Nightingales G.Myu pedagogical aspect in the formation of the physical culture of the individual student / GM Soloviev, N. N. Trotsenko / / Culture and physical health. - Voronezh. - 2011. - 6 (36). - P. 37-41.

4. Khutorskoi, AV obschepredmetnogo definition content and key competencies as a characteristic of the new approach to the design of educational standards / AV Khutorskoi / / Competencies in Education: Experience, Design: Sat. scientific, mp. / Ed. AV Khutorskoi. - M.: Research Innovation Enterprise "INEC", 2007. - P. 12-2.0.

5. Petkov, VA Designing self-physical potential of the students of the university / VA Petkov, N. Chuvilova / / Teacher Education and Science. - 2008. - N 8. - C.8 -11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.