Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И ПОЛИСУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И ПОЛИСУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И ПОЛИСУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И ПОЛИСУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОДЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Е. Н. Кролевецкая

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, доцент кафедры педагогики, Белгород, Россия

Осуществляя педагогическую деятельность в настоящем, педагог направляет все свои усилия на будущее. Решая актуальные образовательные задачи, он должен опираться и на ценности опережающего образования, учитывать прогнозы и перспективы развития действительности. Это требует от педагога высокого уровня профессиональной компетентности и активной субъектной позиции, позволяющих эффективно действовать в условиях неопределенности, быстроизменяющегося мира и интенсивного развития технологий.

Происходящие изменения предполагают переход к ориентированному на результаты студентоцентрированному подходу в педагогическом образовании, в котором результаты обучения играют основную роль и становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения, знания, понимания и способностей [3].

Студентоцентрированная методология в качестве концептуальной основы современного педагогического образования выдвигает компетентностный подход. Его основной идеей выступает компетентно-ориентированное образование, направленное на комплексное усвоение знаний и способов практической деятельности, благодаря которым человек успешно реализует себя в различных областях своей жизнедеятельности (Е.В. Бондаревская, В.А. Болотов, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.К. Скорлуханова и др.). Определяющим фактором в реализации компетентностного подхода является ориентация на развитие системного комплекса умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов трансформационной деятельности с получением конкретного продукта.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Согласно наиболее общепринятой точке зрения,

компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности и опыт применения этих компонентов в учебных ситуациях) (И.А.Зимняя, Б.И.Хасан, А.В.Хуторской). Основной характеристикой компетентности, т.е. владения человеком соответствующей компетенцией, является способность и готовность субъекта реализовать в своей деятельности ценностные установки (Н.М.Борытко).

При этом, по мнению участников международного проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность» [5], механическое сложение отдельных навыков не обязательно ведет к возникновению компетентности. Компетентность возникает и проявляется только в действии.

Компетентность = знания + навыки + установки ^ действие

Профессиональная компетентность педагога основана на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуре, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному решению образовательно-воспитательных задач

[4].

Исследуя компетентностный портрет педагога, ученые в структуре его профессиональной компетентности выделяют:

- ключевые универсальные (метапредметные) компетенции (компетентности): политические и социальные компетенции, компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, коммуникативные компетенции, компетенции мышления, информационные компетенции, компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования и др.;

- общепрофессиональные компетенции (компетентности): психолого-педагогические, методические, управленческие, проектные, рефлексивные, исследовательские, инновационные, этические и др.;

- специальные, предметные компетенции (компетентности): предметно-методологические, предметно-методические, профильные и др.;

- профессионально-значимые качества личности: профессионально-педагогическая направленность личности, педагогическая культура, такт, эмоциональная устойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

В студентоцентрированном образовательном процессе акценты смещаются с преподавания учебного предмета на активную образовательную деятельность

студента, на процесс педагогического взаимодействия, обеспечивающего одновременное развитие, самосовершенствование, самореализацию всех субъектов взаимодействия. Студенты включаются в процесс проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, жизненных перспектив, профессионального роста, повышая свою профессиональную компетентность через обретение множества профессиональных ролей в образовательном процессе [2]. Это предполагает использование полисубъектного подхода как одного из ключевых в подготовке будущего педагога.

Полисубъектный подход рассматривает потенциал каждого человека с позиции субъектности его деятельности и отношений (Р.Бернс, С.Д.Дерябо, И.С.Кон, Б.Ф.Ломов и др.). Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, носитель взаимоотношений и взаимодействий с самим собой и социальной группой. Личность является продуктом и результатом не только общений и отношений с другими людьми, но и результатом «общений» и отношений с самим собой [1; 6].

Взаимодействуя одновременно с обществом, культурно-образовательной средой вуза, учебной группой, преподавателями, окружающими людьми, образом «Я» будущий педагог выступает в нескольких субъектных позициях: культурное «Я», множество социальных «Я», профессиональное «Я», межличностное «Я», внутриличностные «Я». В контексте такого взаимодействия развивается полисубъектность его личности. Будущие педагоги в процессе профессиональной подготовки присваивают новые роли и цели, связанные, с одной стороны, с сознательным, активным и ответственным развитием личностных и профессиональных компетенций, а с другой стороны, с активным поиском своего «Я» в профессии и в жизни.

В этой связи полисубъектный подход настаивает на компетенциях педагога, связанных с взаимодействием с другими людьми: способность сотрудничать и взаимодействовать, устанавливать, развивать и поддерживать социальные связи в качестве лидера и участника взаимодействия, брать и распределять ответственность, координировать групповую и коллективную работу, способность убеждать других, обосновывать свою позицию, уважать интересы других, учитывать социальное и культурное разнообразие, разрешать конфликты; а также компетенциях взаимодействия с собой: саморегуляция, самоконтроль; эмоциональное осознание и регуляция эмоций; самоорганизация,

планирование своих действий, мобилизация себя на выполнение задач, выбор стратегии настойчивости или гибкости.

На основе интеграции компетентностного и полисубъектного подходов возможно построение модели выпускника-педагога как детально прописанного образа будущего педагога, который должен быть получен в результате профессиональной подготовки в вузе, выраженный целостным системным качеством - компетентностью (связанной с полисубъектностью личности), содержательно представленной сложным составом универсальных, общепрофессиональных, специальных компетенций и возможными профессиональными треками с доминирующим набором компетенций [7]. Указанные подходы ориентируют современное педагогическое образование на качественные изменения образовательного процесса в вузе: внесение в процесс профессиональной подготовки будущего педагога личностного смысла; индивидуальная поддержка субъектов образовательного процесса; акцент на развитие ответственности, самостоятельности, рефлексивности личности; стимулирование сотрудничества и со-творчества преподавателей и студентов; проектирование образовательной среды для развития компетентности и полисубъектности будущего педагога.

REFERENCES:

1. Иванова С.П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 161170.

2. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д. Научно-педагогические проекции трансформации университетского образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 155-167. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-155-167

3. Носко И.В. Студентоцентрированное образование как основополагающий принцип болонских реформ в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1 (4). С. 136-138.

4. Савельева С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008. 88 с.

5. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.

6. Фалунина Е.В. Становление полисубъектного подхода в области гуманитарных наук и образования (исторический аспект) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019 № 3. С. 136-140.

7. Krolevetskaya E.N., Eroshenkova E.I., Isaev I.F., Karabutova E.A. Bachelor of education model: integration of approaches // Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 2021, 51 (3), 55-69. doi: 10.32744/pse.2021.3.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.