Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / контекстный подход / учебная дискуссия / творческие задания / квазипрофессиональные задания / competence approach / contextual approach / educational discussion / creative tasks / quasi-professional tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Е. Евдокимова, Н.Н. Устинова

В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей информатики, математики, физики к профессиональной деятельности. Обосновывается идея о том, что в процессе обучения, основанном на применении компетентностного и контекстного подходов, возможно формирование профессиональных компетенций будущих учителей непрерывно, начиная с первого курса и на протяжении всего периода обучения. В статье анализируются профессиональные качества педагогов. Приводятся примеры форм учебных занятий, направленных на связь получаемых в процессе обучения знаний с опытом будущей профессиональной деятельности, когда участники образовательного процесса переходят от непосредственно учебной деятельности через моделирование профессиональной деятельности к собственно профессиональной деятельности. Описан опыт внедрения компетентностного и контекстного подходов в процесс обучения на примере подготовки студентов направления подготовки Педагогическое образование ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Е. Евдокимова, Н.Н. Устинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE AND CONTEXTUAL APPROACH IN PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS, MATHEMATICS AND PHYSICS

The article examines a problem of preparing future teachers of informatics, mathematics and physics for professional activities. An idea is substantiated that in the learning process based on the use of competence-based and contextual approaches, it is possible to form professional competencies of future teachers continuously, starting from the first year and throughout the entire period of training. The article analyzes professional qualities of teachers. Methods and forms of training sessions are given that provide a natural connection between the knowledge acquired in the learning process and future professional activities, when participants in the educational process move from directly educational activities through modeling professional activities to their own professional activities. The experience of implementation of competence-based and contextual approaches in the learning process is described on the example of training students in the direction of training Pedagogical education of FSBEI HE “Shadrinsk State Pedagogical University”.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ»

4. Carmeli A. The relationship between emotional intelligence and work attitudes, behavior and outcomes. Journal of managerial psychology. 2003; № 18 (8): 788 - 813.

5. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya 'emocional'nogo intellekta: oprosnik 'Emocional'nogo Intellekta. Psihologicheskaya diagnostika. 2006; № 4: 3 - 22.

6. Lyusin D.V., Maryutina O.O., Stepanova A.S. Struktura 'emocional'nogo intellekta i svyaz' ego komponentov s individual'nymi osobennostyami: 'empiricheskij analiz. Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moskva: Institut psihologii RAN, 2004: 128 - 140.

7. Lyusin D., Mohammed A. Are emotionally intelligent people more emotionally stable? An experience sampling study. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020; № 17 (2): 315 - 327.

8. Marquez P.G., Martin R.P., Bracket M.A. Relating emotional intelligence to social competence and academic achievement in high school students. Psichothema. 2006; № 8 (Supl.): 118 - 123. Available at: http://www.psicothema.com/pdf/3286.pdf

9. Biria R., Zafari M. The Relationship between Emotional Intelligence and Learning Strategy Use. Procedia - Social and Behavioral Sciences 98. 2014: 1966 - 1974. Available at: https://www.researchgate.net/publication/269808674_The_Relationship_between_Emotional_Intelligence_and_Language_Learning_Strategy_Use

10. Pishghadam R. A quantitative analysis of the relationship between emotional intelligence and foreign language learning. Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2009; № 6 (1): 31 - 41. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.554.390Srep=rep1Stype=pdf

11. Voskovskaya A.S. Vliyanie 'emocional'nyh faktorov na formirovanie kommunikativnyh kompetencij studentov pri izuchenii inostrannyh yazykov (analiz zarubezhnoj pedagogicheskoj literatury). Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i prakiiki. Gumanitarnye nauki. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2018; № 3: 57 - 59.

12. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Psihologicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze. Mezhdunarodnyjzhurnal 'ekonomiki i obrazovaniya. 2017; T. 3, № 1: 55 - 66.

13. Mel'nichuk M.V. Samoaktualizaciya v processe obucheniya inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Pedagogicheskijzhurnal. 2016; T. 6, № 5A: 151 - 160.

Статья поступила в редакцию 10.11.21

УДК 004.912

Evdokimova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: evdokimovavera@yandex.ru

Ustinova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: podzep@mail.ru

COMPETENCE AND CONTEXTUAL APPROACH IN PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS, MATHEMATICS AND PHYSICS. The article examines a problem of preparing future teachers of informatics, mathematics and physics for professional activities. An idea is substantiated that in the learning process based on the use of competence-based and contextual approaches, it is possible to form professional competencies of future teachers continuously, starting from the first year and throughout the entire period of training. The article analyzes professional qualities of teachers. Methods and forms of training sessions are given that provide a natural connection between the knowledge acquired in the learning process and future professional activities, when participants in the educational process move from directly educational activities through modeling professional activities to their own professional activities. The experience of implementation of competence-based and contextual approaches in the learning process is described on the example of training students in the direction of training Pedagogical education of FSBEI HE "Shadrinsk State Pedagogical University".

Key words: competence approach, contextual approach, educational discussion, creative tasks, quasi-professional tasks.

В.Е. Евдокимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: evdokimovavera@yandex.ru

Н.Н. Устинова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, E-mail: podzep@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ

В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей информатики, математики, физики к профессиональной деятельности. Обосновывается идея о том, что в процессе обучения, основанном на применении компетентностного и контекстного подходов, возможно формирование профессиональных компетенций будущих учителей непрерывно, начиная с первого курса и на протяжении всего периода обучения. В статье анализируются профессиональные качества педагогов. Приводятся примеры форм учебных занятий, направленных на связь получаемых в процессе обучения знаний с опытом будущей профессиональной деятельности, когда участники образовательного процесса переходят от непосредственно учебной деятельности через моделирование профессиональной деятельности к собственно профессиональной деятельности. Описан опыт внедрения компетентностного и контекстного подходов в процесс обучения на примере подготовки студентов направления подготовки Педагогическое образование ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».

Ключевые слова: компетентностный подход, контекстный подход, учебная дискуссия, творческие задания, квазипрофессиональные задания.

На современном этапе развития образования, когда в качестве результатов обучения в вузе выступают общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, все большую значимость приобретают идеи компетентностного и контекстного подходов в высшем образовании. Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к совершенствованию образовательного процесса в современном высшем образовании, необходимостью выбора форм, методов и средств обучения, направленных на развитие и формирование профессиональных качеств педагога любого профиля подготовки. В связи с этим перед руководителями образовательных программ стоит вопрос о том, как построить процесс обучения в вузе, на каком этапе у студентов необходимо начинать формирование профессиональных компетенций и в рамках каких дисциплин это возможно сделать? Ответ очевиден: формирование профессиональных компетенций будущих учителей должно происходить непрерывно, в течение всего периода обучения с учетом профиля подготовки.

В нашей статье особое внимание будет уделено компетентностному и контекстному подходам обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): профили «Информатика и «математика», «Математика» и физика».

Основной целью научной работы является описание форм, методов и средств обучения, направленных на развитие и формирование профессиональных качеств будущих учителей информатики, математики, физики.

Для достижения указанной цели авторы решают следующие задачи: - рассматривают сущность компетентностного и контекстного подходов;

- анализируют учебные планы направления подготовки «Педагогическое образование» по заявленным в названии исследования профилям;

- делятся опытом внедрения компетентностного и контекстного подходов в образовательный процесс подготовки будущих учителей информатики, математики, физики.

Для достижения поставленных задач следует рассмотреть сущность компе-тентностного и контекстного подходов обучения.

Современное общество стремительно развивается, что, соответственно, влияет и на ситуацию в образовании. Компетентностный подход предполагает системные преобразования в образовании, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, и означает ориентацию на результаты любой ступени образования [1]. Он требует от педагога в процессе обучения не просто давать знания, а учить студентов применять их в разных педагогических ситуациях [2].

Сущность контекстного подхода заключается в том, что процесс обучения строится с помощью моделирования профессиональной деятельности через специальные учебные задания. Вся новая информация на занятиях представляется в виде специальных учебных заданий, которые создают возможность приобретения определенных навыков будущей профессиональной деятельности [3; 4].

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и анализе профессиональных качеств, необходимых педагогам. При подготовке будущих учителей информатики, математики, физики необходимо воспитывать следующие качества будущих педагогов.

Регулятивные и операционные качества, позволяющие развивать умение ставить цели, разбивать их на отдельные задачи, отслеживать выполнение каждого действия, принимать решения, отбирать важную, актуальную и достоверную информацию, вырабатывать идеи.

Когнитивные качества педагога выражаются в умении воспринимать новые знания, виды и формы деятельности; быстро ориентироваться в незнакомом информационном контенте; в способности осваивать новые способы и технологии профессиональной деятельности.

Среди коммуникативных качеств отдельно следует сказать о наличии у будущего учителя представлений об этике, такте и толерантности, умении вести диалог с различными субъектами образования.

Рефлексивные качества позволяют педагогу осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности; развивать умения соотносить ее с социальным и профессиональным опытом, способность определять резервы своего профессионального роста.

Все вышеизложенные качества заложены в компетенции ФГОС ВО для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): «Информатика и математика» и «Математика и физика». Их формирование и дальнейшее совершенствование происходит в процессе изучения дисциплин методической направленности, а также в период прохождения различных видов практик.

В ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» на факультете информатики, математики и естественных наук уже несколько лет реализуется на практике подготовка будущих учителей информатики и математики, математики и физики, интеграция и взаимопроникновение педагогического, методического и предметного контекста друг в друга. В учебном плане для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Информатика и математика», «Математика» и физика» была построена система учебных дисциплин и практик, которая ориентирована на реализацию компетентностного и контекстного подходов обучения.

В учебном плане названных выше направлений подготовки предусмотрено несколько дисциплин и практик:

1. «Проектный практикум по математике» (является общим для направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) как для профиля «Информатика» и математика», так и для профиля «Математика и физика»).

2. «Проектный практикум по информатике» (для профиля «Информатика и математика»).

3. «Проектный практикум по физике» (для профиля «Математика и физика»).

4. «Теория и методика обучения и воспитания» (информатика).

5. «Теория и методика обучения и воспитания» (математика)».

6. «Теория и методика обучения и воспитания» (физика)».

7. Учебная (ознакомительная) практика.

8. Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).

9. Производственная (педагогическая) практика.

10. Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).

11. Производственная (преддипломная) практика.

Процесс обучения, построенный на принципах компетентностного и контекстного подходов, позволяет моделировать учебную деятельность студентов через квазипрофессиональные задания, переводя ее к собственно профессиональной.

Реализация компетентностного и контекстного подходов должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных методов и форм проведения занятий: деятельностных, диалогических, групповых, практико-ориентированных, проблемных, ролевых, решение квазипрофессиональных задач и т.д.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении и анализе эффективных форм и методов, направленных на развитие и формирование профессиональных компетенций будущих учителей информатики, математики, физики через квазипрофессиональные задания.

Одним из эффективных методов реализации компетентностного и контекстного подходов является учебная дискуссия, которая основана на обмене информацией между ее участниками. В ходе обсуждения происходит обмен информацией, при этом каждый участник может выразить свое мнение, как положительное, так и отрицательное, приводить свои аргументы по рассматриваемому вопросу [5].

В качестве примера приведем пример учебной дискуссии по обсуждению педагогических технологий при изучении темы «Педагогические технологии в процессе обучения информатике» дисциплины «Теория и методикя обучения и воспитания (информатика)». Следует отметить, что педагогические технологии, а именно - их достоинства и недостатки рассматривались на занятиях дисциплины «Педагогика», таким образом, прослеживаются межпредметные связи в обучении.

В основу дискуссии положена идея настольной игры «Бункер». Учебная группа студентов делится на команды (микрогруппы), и каждая команда выбира-

ет определенную педагогическую технологию. В условный «бункер» попадает та команда, которая наиболее эффективно сможет не только презентовать основные характеристики доставшейся технологии, ответить на вопросы студентов из других микрогрупп, но и проявить гибкость и изложении материала, подстроиться под основное условие попадания в «бункер», которое озвучивается только в момент начала дискуссии.

Студентам можно также предлагать на занятиях творческие задания, носящие проблемный, дискуссионный характер [6].

И.Э. Унт определяет творческие задания как «...задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых обучающийся должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [7, с. 21]. В качестве примера можно привести следующие творческие задания.

Студентам, работающим в микрогруппах, предлагается познакомиться с содержанием какой-либо публикации, касающейся профессиональной деятельности педагога. Студенты ее изучают, а затем подготавливают творческое выступление, акцентируя внимание больше на содержательной стороне выступления. Остальные участники дискуссии готовят вопросы по выступлению.

Может быть предложено и такое задание, как подготовить мини-спектакль «Учитель информатики (физики, математики)», в постановке которого примет участие вся группа. В ходе спектакля следует акцентировать внимание на роли учителя, его поведении в определенных педагогических ситуациях.

Также для эффективной реализации компетентностного и контекстного подходов для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Информатика и математика», «Математика и физика» разработаны программы учебных и производственных практик, базой которых являются организации дополнительного образования - детский технопарк «Кванториум» и центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Такие центры позволяют внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения, развивать проектную деятельность и шахматное образование, что является актуальным для будущих учителей информатики, математики и физики [8].

При разработке заданий практик особое внимание уделялось изучению профессионального контента по каждому профилю обучения, который сразу расширялся и дополнялся методическим.

В качестве примера следует привести связь дисциплины «Проектный практикум» и учебной практики. Например, при изучении раздела «Технические средства обучения» дисциплины студенты знакомятся с оборудованием детского технопарка «Кванториум» города Шадринска или центра «Точка роста» (в зависимости от того, что у студента заявлено базой практики): очки виртуальной и дополненной реальности, 3D-принтеры, станки, оборудованные числовым программным управлением (станки с ЧПУ), робототехническим оборудованием, летательными аппаратами, оборудованием для моделирования различных объектов и т.п., а в рамках учебной и производственной практик полученные при изучении дисциплины знания систематизируются и углубляются. Студенты получают практические навыки работы с оборудованием и переносом полученных знаний в квазипрофессиональную деятельность.

Они имеют возможность изучить работу наставников технопарка и центра (педагогов дополнительного образования), оказать им помощь в проведении занятий, мастер-классов, экскурсий. Кроме того, практиканты знакомятся с обучающимися, проводят с ними игры на знакомство, сплочение, интеллектуальные игры, спортивные разминки и т.п., тем самым отрабатывая знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Педагогика».

При изучении дисциплин «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)», «Теория и методика обучения и воспитания (математика)», «Теория и методика обучения и воспитания (физика)» вновь делается акцент на методической составляющей работы с подобным оборудованием. Например, при изучении частной методики обучения информатики, а именно тематической линии «Компьютер», кроме стандартных устройств и периферийного оборудования рассматриваются вопросы изучения оборудования детского технопарка «Кванториум» или центра «Точка роста» и соответствующего ему программного обеспечения.

В курсе «Теории и методики обучения и воспитания (физика)» создаются тексты тематических экскурсий в «Музей физики» Шадринского детского технопарка «Кванториум». Апробация экскурсий происходит уже в рамках практики, адаптируя материал под возраст и практическую подготовку слушателей.

Еще одним примером эффективных методов обучения является постановка и решение квазипрофессиональных задач. Студентам выдается новое оборудование, еще не изучаемое ими, например, квадрокоптер. Будущие учителя информатики и математики, а также учителя математики и физики исследуют данное оборудование с позиции собственной профессиональной деятельности. Например, учителя информатики устанавливают и настраивают программное обеспечение данного устройства, изучают основы программирования квадро-коптера. Учителям физики интересна физическая сторона, т.е. устройство летательного аппарата, изучение материалов, исследование и расчет максимально возможной массы груза, траектории полета и т.п.

После решения кейсов, направленных на изучение характеристик оборудования, студенты прорабатывают методические аспекты применения квадрокоп-

тера в процессе обучения информатике (математике, физике). Они разрабатывают собственные кейс-задания для разных возрастных категорий обучающихся, фрагменты уроков с использованием данного оборудования и апробируют их на практике.

В заключение следует отметить, что использование компетентностного и контекстного подходов в процессе обучения студентов по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» позволяет построить образователь-

Библиографический список

ный процесс, выделив эффективные формы и методы, чтобы формирование профессиональных компетенций будущих учителей происходило непрерывно, в течение всего периода обучения как на учебных занятиях, так и во время практик. Следует отметить, что в данной работе делается лишь попытка поделиться опытом внедрения компетентностного и контекстного подходов, использования квазипрофессиональных заданий, позволяющих моделировать профессиональную деятельность студентов отдельно взятого направления.

1. Зимняя И.А. К оценке социально-профессиональной компетентности выпускников вузов. Высшее образование сегодня. 2008; № 5; 34 - 42.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; № 10: 28 - 35.

3. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

4. Евдокимова В.Е. Использование контекстного подхода в процессе обучения информационным технологиям студентов разных направлений подготовки. Тезисы докладов межвузовской конференции. Екатеринбург: УрГПУ, 2013: 101 - 103.

5. Селевко Г.К. Дискуссия как эффективный метод познания. Школьные технологии. 2004; № 5: 106 - 114.

6. Галицких О.Е. Диалог в образовании как способ становления толерантности. Москва: Академический проект, 2004.

7. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Москва: Вита-Пресс, 1999.

8. Евдокимова В.Е. Использование средств информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы. Мир науки. 2018; Т. 64. Available at: https://mir-nauki.com/71PDMN418.html

References

1. Zimnyaya I.A. K ocenke sociaino-professional'noj kompetentnosti vypusknikov vuzov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008; № 5; 34 - 42.

2. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 28 - 35.

3. Verbickij A.A. Pedagogicheskie tehnologii kontekstnogo obucheniya. Moskva: RIC MGGu im. M.A. Sholohova, 2011.

4. Evdokimova V.E. Ispol'zovanie kontekstnogo podhoda v processe obucheniya informacionnym tehnologiyam studentov raznyh napravlenij podgotovki. Tezisy dokladov mezhvuzovskoj konferencii. Ekaterinburg: UrGPU, 2013: 101 - 103.

5. Selevko G.K. Diskussiya kak 'effektivnyj metod poznaniya. Shkol'nye tehnologii. 2004; № 5: 106 - 114.

6. Galickih O.E. Dialog v obrazovaniikaksposob stanovleniya tolerantnosti. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.

7. Gin A.A. Priemy pedagogicheskoj tehniki. Svoboda vybora. Otkrytost'. Deyatel'nost'. Obratnaya svyaz'. Ideal'nost'. Moskva: Vita-Press, 1999.

8. Evdokimova V.E. Ispol'zovanie sredstv informacionnyh kommunikacionnyh tehnologij v uchebno-vospitatel'nom processe shkoly. Mir nauki. 2018; T. 64. Available at: https://mir-nauki.com/71PDMN418.html

Статья поступила в редакцию 11.11.21

УДК 37.015.31

Kazaeva E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), E-mail: kazaevaevg@mail.ru

Kurochkina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Educational Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Е-mail: superquen@yandex.ru

Akhmerov A.V., Applicant for the Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), E-mail: aav1987@mail.ru

Chkhetiani N.S., Senior Lecturer, Department of Pop and Jazz Singing, Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia), E-mail: sekvencia@mail.ru

RESEARCH OF COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE IN TEACHER WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE. The article presents an analysis of concepts of "culture" and "psychological culture". The structural components of the teacher's psychological culture are highlighted. The purpose of the article is to identify levels of expression of components of the teacher's psychological culture. The empirical basis for the study is the general educational organizations of the Sverdlovsk region. The total sample consisted of 50 people, teachers with pedagogical experience from 1 to 10 years - 25 people, from 20 years and above - 25 people. The following methods are used in the study: the questionnaire "Psychological culture of personality" by O.I. Motkov; a technique for diagnosing interference in the establishment of emotional contacts V.V. Boyko; terminal values questionnaire I.G. Senina; methodology "The level of reflexivity of the teacher" by A.V. Karpov; nonparametric Mann-Whitney U-test; Spearman's rank correlation coefficient. As a result of the study, it is concluded that there are specific features in expression of components of the psychological culture by teachers with different experience of teaching, as well as there are relationships between the components of the psychological culture of a teacher and his experience of professional activity.

Key words: psychological culture, teacher, components, teaching experience.

Е.А. Казаева, д-р пед. наук, доц., проф., Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Е-mail: kazaevaevg@mail.ru

И.А. Курочкина, канд. пед. наук, доц., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Е-mail: superquen@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.В. Ахмеров, соискатель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Е-mail: aav1987@mail.ru

Н.С. Чхетиани, доц., Институт современного искусства, г. Москва, Е-mail: sekvencia@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен анализ понятий «культура», «психологическая культура». Выделены структурные компоненты психологической культуры педагога. Цель статьи состоит в выявлении уровней выраженности компонентов психологической культуры педагога. Эмпирической базой для исследования послужили общеобразовательные организации Свердловской области. Общая выборка составила 50 человек, педагоги со стажем педагогической деятельности от 1 до 10 лет - 25 человек, от 20 лет и выше - 25 человек. Для исследования были использованы следующие методики: опросник «Психологическая культура личности» О.И. Моткова; методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко; опросник терминальных ценностей И.П Сенина; методика «Уровень рефлексивности педагога» А.В. Карпова; непараметрический U-критерий Манна-Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате исследования были получены выводы о том, что имеются специфические особенности выраженности компонентов психологической культуры педагогов с различным стажем педагогической деятельности, а также существуют взаимосвязи между компонентами психологической культуры педагога и его стажем профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая культура, педагог, компоненты, стаж педагогичесской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.