Научная статья на тему 'Компетентностный формат обучения как инновационное качество образовательного процесса'

Компетентностный формат обучения как инновационное качество образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ФОРМАТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / THE COMPETENCE FORMAT / COMPETITIVENESS / QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столбова Ирина Дмитриевна, Дударь Елена Сергеевна

Рассматриваются основные задачи проектирования и реализации компетентностного обучения в высшей школе с точки зрения управления качеством образовательного процесса в рамках ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столбова Ирина Дмитриевна, Дударь Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence education format as an innovation quality of an educational process

The main problems of planning and realization of the competence education at a higher school are considered from positions of the quality management of an educational process within the framework of the Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Компетентностный формат обучения как инновационное качество образовательного процесса»

И. Д. Столбова, Е. С. Дударь

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рассматриваются основные задачи проектирования и реализации компетентностного обучения в высшей школе с точки зрения управления качеством образовательного процесса в рамках ФГОС ВПО.

Ключевые слова: качество высшего образования, компетентностный формат, конкурентоспособность, управление качеством образовательных услуг.

I. D. Stolbova, E. S. Dudar The competence education format as an innovation quality of an educational process

The main problems of planning and realization of the competence education at a higher school are considered from positions of the quality management of an educational process within the framework of the Federal state educational standards.

Keywords: quality of higher education, the competence format, сompetitiveness, quality management of educational services.

ысокий динамизм экономики и производства приводит к новой трактовке понятия «гарантия качества» со стороны образовательного учреждения, которое должно удовлетворять требованиям организаций-работодателей, обеспечивая тем самым конкурентоспособность своих образовательных услуг. Современным вызовам призваны отвечать недавно введенные в действие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентност-ный подход, а новым нормативом качества подготовки специалиста становится перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза [1]. Рассмотрим задачи, требующие решения с точки зрения управления качеством образовательного процесса в вузе при компетентност-ном формате обучения.

Переход системы российского высшего образования на ФГОС ВПО предполагает развитие интеграционных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие высшей школы с работодателями и профессиональными сообществами. На первый план выходит проблема успешной реализации требований и интересов работодателя как потенциального потребителя выпускников вуза. Очевидно, что именно востребованность выпускников на рынке труда определяет конкурентоспособность вуза. Будет ли востребован работодателем «продукт деятельно© Столбова И. Д., Дударь Е. С., 2012

сти» вуза, как скоро специалист-выпускник найдет работу, достойно ли будет оплачиваться его труд, доволен ли будет работодатель новым сотрудником? Поскольку именно работодатель является конечным потребителем результата образования, ответы на эти вопросы становятся реальным показателем качества образовательных услуг того или иного вуза [3].

Включить рыночные механизмы в сфере образования, урегулировать интересы участников рынка образовательных услуг, обеспечить конкурентоспособность образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ призван компетентностный формат обучения. Образовательные программы и технологии обучения, нацеленные на перечень компетенций будущего специалиста, должны обеспечить востребованность выпускника на рынке труда, его конкурентоспособность и успешную социальную адаптацию. Таким образом, для удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников необходимо привлечение представителей предприятий к формированию требований к подготовке будущих специалистов. Перечень компетенций в виде прогнозной модели выпускника становится основой требований промышленности и работодателей к содержанию и направленности основных образовательных программ, реализующих подготовку будущего специалиста. При этом университетам необходимо четко определить, чему, как и в каком объе-

ме обучать будущего специалиста, чтобы он мог найти свое место в обществе и получить достойную и высокооплачиваемую работу в соответствии со своей квалификацией. Таким образом, одной из задач управления качеством образования становится разработка инновационных механизмов взаимодействия работодателей и вузов на основе компетентностного подхода к формированию прогнозной модели специалиста (рис. 1).

Компетентностный подход обусловливает также необходимость разработки и внедрения инновационных механизмов в процессы проектирования, реализации и оценки качества основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования. Вуз в новом контексте является поставщиком образовательных услуг в виде реализуемых и востребованных сообществом образовательных программ [2].

Образовательная программа реализует прогнозную модель будущего специалиста, учитывающую мнения всех заинтересованных сторон: государства — через требования образовательных стандартов, работодателей — через интегра-

ционные механизмы взаимодейтвия, образовательного сообщества, предоставляющего востребованные образовательные услуги. В процессе реализации компетентностно-ориентированной ООП происходит подготовка будущих специалистов, формирование у них требуемого перечня компетенций. Образовательный процесс предусматривает вариативность обучения, учитывающую индивидуальные потребности и возможности студентов. В ходе подготовки будущих специалистов работает механизм оценки совместно с работодателями качества образовательного процесса, критерием которого является уровень формируемых компетенций у обучаемых. После оценки результатов происходит оперативное принятие требуемых управленческих решений. Результатом реализации ООП является компетентный специалист в заявленной профессиональной области, конкурентоспособный на рынке труда и востребованный работодателями.

Таким образом, в системе высшего профессионального образования формируется новая рыночная педагогическая культура, направленная не только на процесс обучения, но и на получение качественного конечного результата.

_*_

Конкурентоспособный выпускник — компетентный специалист

Рис. 1. Компетентностная модель подготовки выпускника вузом

Основным потребителем образовательных услуг в рыночных условиях является студент (рис. 2). Выбор ООП обусловлен его личными целями, мотивами и ожиданиями. В ходе освоения образовательной программы у студента формируются лично ему необходимые общекультурные и профессиональные компетенции. С учетом проводимого контроля и на основе индивидуальных траекторий обучения студент получает удовлетворяющий его уровень востребуемых качеств (компетенций), что позволяет ему стать специалистом, компетентным в выбранной области профессиональной деятельности, конкурентоспособным на рынке труда и со сформированной потребностью «образование через всю жизнь». Последнее стимулирует дальнейший профессиональный рост, мотивируя по мере необходимости прохождение переподготовки или курсов повышения квалификации.

Таким образом, компетентностный подход позволяет задействовать рыночные механизмы в сфере образования и удовлетворить запросы сообщества в адаптации индивидуумов к реалиям сегодняшнего дня. А в современном толковании под качеством образования теперь подразумевается соответствие высшего образования (как процесса и результата) целям, требованиям, нор-

мам (стандартам), условиям в рамках реализуемой образовательной программы [5].

Компетенция как заданное социальное требование (норма качества) к профессиональной подготовке выпускника имеет сложную междисциплинарную структуру и поэтому не может быть сформирована в рамках отдельной дисциплины [4]. Чтобы гарантировать требуемое качество образования, необходимо выстроить образовательную программу под запланированный результат — компетентностную модель выпускника, определяющую продуктивное протекание каждого подпроцесса, реализующего ООП. Поэтому проектирование и управление процессом реализации компетентностно-ориентированной образовательной программы связано с разрешением противоречия между интегральным результатом образования (перечнем компетенций вытускника) и предметно-дисциплинарной формой организации образовательного процесса, при которой обучение представляет собой совокупность предмет-ныих подготовок.

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты ВПО обусловливает необходимость организации предметной подготовки студентов на основе новой компе-тентностно-ориентированной методологии [6].

Образовательная программа ВПО на основе компетентностного подхода

Рис. 2. Компетентностная модель подготовки с точки зрения потребителя образовательных услуг

Компетентностная ориентация образования требует обеспечить целенаправленное проведение предметной подготовки в русле достижения общего интегрального результата освоения ООП с заданным качеством (уровнем освоения заявленных компетенций выпускника). Индивидуализация образования в силу личностно зависимой природы компетенций требует разработки механизма управления индивидуальными образовательными траекториями, определяющими протекание процесса формирования предметных компетенций с учетом как необходимого уровня их освоения (гарантированного качества предметной подготовки), так и индивидуальных запросов и возможностей студента.

В связи с вышесказанным при реализации вузовских компетентностно-ориентированных ООП в рамках ФГОС ВПО необходимо разработать концепцию предметного обучения, которая должна основываться на компетентностной модели предметной подготовки.

При предметном обучении важно не только определить в качестве целей развитие необходимых компетенций будущего специалиста, но и предложить образовательные технологии их формирования и контроля [6, 7]. Поэтому в каждом вузе должна быть создана внутривузовская система качества по каждой образовательной программе, включающая следующие основные критерии обучения [3]:

— формирование ключевых компетенций в предметной области;

— формирование общекультурных компетенций выпускника;

— учет взаимосвязи изучаемого материала с другими предметными областями в рамках учебного плана;

— внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса на основе принципа преемственности традиций и инноваций;

— использование новых информационных технологий;

— соответствие учебно-методического материала современному мировому уровню;

— использование активных методов обучения и контроля.

Для достижения перечисленных критериев качества предметного обучения необходим новый подход к организации и управлению учебным процессом (рис. 3). В соответствии с заказом на подготовку будущих специалистов формулируются ключевые предметные компетенции (общекультурные и профессиональные), которые должны быть сформированы в ходе изучения данной дисциплины. В качестве заказчика в данном случае могут выступать государство, задающее ФГОСы на подготовку специалистов по отдельным направлениям; выпускающие кафедры, формирующие учебные планы профессиональной подготовки; предприятия и организации, заинтересованные в переподготовке специалистов в данной предметной области. В начале обучения необходимо проводить контроль входных компетенций у обучаемых для возможности выработки индивидуальной траектории предметного обучения. Дисциплина разбивается на модули, состоящие из теоретических знаний, практических умений и навыков, проектных заданий.

Рис. 3. Структурная схема образовательного процесса при предметной подготовке

В каждом модуле формируются составляющие профессиональных компетенций — промежуточные результаты предметного обучения, соответствующие отдельным темам и разделам курса, а также последовательно осуществляется профессиональная подготовка по предмету в целом. На каждом этапе должна выполняться проверка качества усвоения предмета и проводиться своевременная корректировка процесса обучения.

Корректно сформулированные результаты, ожидаемые по ходу освоения образовательной программы (отдельной предметной подготовки), обеспечивают возможность постепенного формирования компетентностной модели выпускника вуза. Чтобы гарантировать достижение цели ком-петентностно-ориентированного обучения, необходимо организовать непрерывный контроль результатов для оценки степени целенаправленного продвижения студентов и в случае необходимости своевременно осуществлять корректировку хода обучения.

Поскольку результаты контрольно-оценочной деятельности являются основным источником информации о качестве подготовки обучающихся, то при разработке ООП и рабочих программ дисциплин следует уделить особое внимание корректному описанию ожидаемых результатов обучения в компетентностном формате, а также разработке эффективных методов текущего, промежуточного и итогового контроля уровня сформированности приобретаемых компетенций [2].

Таким образом, для обеспечения качества образовательных услуг в рамках компетентност-ного формата обучения требуется новый подход к организации и управлению учебным процес-

сом, включающий как механизмы проектирования, реализации и оценки качества основных образовательных программ, так и создание инновационной образовательной среды [2, 3], призванной обеспечить конкурентоспособность вуза в данных экономических условиях.

1. Алисултанова Э. Д. Компетентностный подход в инженерном образовании [Электронный ресурс]. Изд-во «Академия естествознания», 2010. URL: http:// www.rae.ru/monographs/114.

2. Гитман M. Б., Петров В. Ю., Столбов В. Ю., Па-хомов С. И. Оценка качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2. С. 55-63.

3. Компетентностный подход к организации образовательного процесса и некоторые вопросы адаптивного управления учебной деятельностью / О. Ю. Заславская, О. В. Иванова, О. Я. Кравец, И. Д. Рудин-ский, И. Д. Столбова ; науч. ред. чл.-корр. РАО, д-р техн. наук, проф. С. Ю. Григорьев. Воронеж : Науч. книга, 2011. 204 с.

4. Матушкин H. Н., Пахомов H. Н., Столбова И. Д. Формирование компетенций выпускника вуза на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1. С. 58-62.

5. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 95 с.

6. Столбова И. Д. Управление качеством предметного обучения на основе компетентностного подхода // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 55-61.

7. Столбова И. Д., Дударь Е. С. Инновационные подходы к подготовке лекционного материала: конспект или видео // Alma mater (Вестн. высш. школы). 2008. № 5. С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.