Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ УСЛОВИЯ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ УСЛОВИЯ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЙ САМОМЕНЕДЖМЕНТ / КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Екатерина Владимировна, Бабинская Елизавета Сергеевна, Александрова Мария Игоревна

В данной статье приводятся результаты проведения экспертного опроса, направленного на выявление компетенций, значимых для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде как психорефлексивной деятельности, направленной на поиск своего способа построения карьеры и создание ее образа. В качестве экспертов выступили преподаватели и студенты Псковского государственного университета (n = 120). Экспертный опрос проводился в два этапа. На первом этапе каждому респонденту необходимо было составить список из 5 показателей, значимых для карьерного самоопределения в цифровой среде. В результате был сформирован общий список, включающий 23 наименования. На втором этапе экспертного опроса респондентам было предложено оценить значимость каждого показателя для карьерного самоопределения. В результате проведения опроса и факторизации полученных данных выделилось шесть комплексных компетенций: специальные IT-компетенции, общепользовательские IT-компетенции, общие карьерно значимые личностные компетенции, специальные карьерно значимые компетенции, компетенции в области внутреннего анализа, компетенции в области внешнего анализа. При этом в рейтинге данных компетенций на первое место выходят личностные показатели, а на замыкающей позиции находятся компетенции в области IT-технологий. Также установлено, что ключевыми показателями для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде являются чувство юмора, волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность), умение оперативного поиска информации, коммуникативная компетентность и креативность. При этом студенты в отличие от преподавателей подчеркивают большую значимость актерских способностей, чувства юмора и уровня общей эрудиции для карьерного самоопределения в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковалевская Екатерина Владимировна, Бабинская Елизавета Сергеевна, Александрова Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED CONDITIONS FOR CAREER SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

This article presents the results of an expert survey aimed at identifying competencies that are significant for the career self-determination of young people in the digital environment as a psycho-reflexive activity aimed at finding their own way of building a career and creating its image. Teachers and students of Pskov State University (n = 120) acted as experts. The expert survey was conducted in two stages. At the first stage, each respondent had to make a list of 5 indicators that are significant for career self-determination in the digital environment. As a result, a general list was formed, including 23 items. At the second stage of the expert survey, the respondents were asked to evaluate the significance of each indicator for career self-determination. As a result of the survey and factorization of the data obtained, six complex competencies were identified: special IT competencies, general user IT competencies, general career-relevant personal competencies, special career-relevant competencies, competencies in the field of internal analysis, competencies in the field of external analysis. At the same time, in the ranking of these competencies, personal indicators come first, and competencies in the field of IT technologies are in the closing position. It was also found that the key indicators for career self-determination of young people in the digital environment are a sense of humor, strong-willed qualities (persistence, purposefulness, initiative), the ability to quickly search for information, communicative competence and creativity. At the same time, students, unlike teachers, emphasize the great importance of acting abilities, a sense of humor and the level of general erudition for career self-determination in the digital environment.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ УСЛОВИЯ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN223.pdf

DOI: 10.15862/03PSMN223 (https://doi.org/10.15862/03PSMN223)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ковалевская, Е. В. Компетентностные условия карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде / Е. В. Ковалевская, Е. С. Бабинская, М. И. Александрова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN223.pdf DOI: 10.15862/03PSMN223

For citation:

Kovalevskaya E.V., Babinskaya E.S., Alexandrova M.I. Competence-based conditions for career self-determination of young people in the digital environment. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 03PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15862/03PSMN223

Авторский коллектив выражает благодарность руководству ФГБОУВО «Псковский государственный университет», в частности ректору Ильиной Н.А. и проректору по научной работе Анталу Т.К. за предоставленный грант на выполнение научно-исследовательской деятельности молодежными научными группами в 2023 году

Ковалевская Екатерина Владимировна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия Доцент кафедры «Психологии и сопровождения развития ребенка»

Кандидат психологических наук E-mail: summereal@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9944-6018 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=690814

Бабинская Елизавета Сергеевна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия

E-mail: elisabeta.babinskaya@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0004-4462-0444

Александрова Мария Игоревна

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия

E-mail: alexandrovamriya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0006-5637-9138

Компетентностные условия карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде

Аннотация. В данной статье приводятся результаты проведения экспертного опроса, направленного на выявление компетенций, значимых для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде как психорефлексивной деятельности, направленной на поиск своего способа построения карьеры и создание ее образа. В качестве экспертов выступили преподаватели и студенты Псковского государственного университета (n = 120). Экспертный опрос проводился в два этапа. На первом этапе каждому респонденту необходимо было составить список из 5 показателей, значимых для карьерного самоопределения в цифровой среде. В результате был сформирован общий список, включающий 23 наименования. На втором этапе экспертного опроса респондентам было предложено оценить значимость каждого показателя для карьерного самоопределения. В результате проведения опроса и факторизации полученных данных выделилось шесть комплексных компетенций: специальные IT-компетенции, общепользовательские IT-компетенции, общие карьерно значимые

Страница 1 из 10

03PSMN223

личностные компетенции, специальные карьерно значимые компетенции, компетенции в области внутреннего анализа, компетенции в области внешнего анализа. При этом в рейтинге данных компетенций на первое место выходят личностные показатели, а на замыкающей позиции находятся компетенции в области IT-технологий. Также установлено, что ключевыми показателями для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде являются чувство юмора, волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность), умение оперативного поиска информации, коммуникативная компетентность и креативность. При этом студенты в отличие от преподавателей подчеркивают большую значимость актерских способностей, чувства юмора и уровня общей эрудиции для карьерного самоопределения в цифровой среде.

Ключевые слова: карьерный самоменеджмент; карьерное самоопределение; компетенции; личностно-профессиональное развитие; личностные факторы; цифровая среда; цифровизация

Введение

Современный этап развития общества характеризуется трансформацией в области карьерно-профессионального развития личности. Процессы цифровизации, автоматизации, развития сетевого взаимодействия приводят к тому, что, во-первых, видоизменяется рынок труда, а, во-вторых, формируются новые требования к специалисту XXI века. В связи с постоянным изменением в мире профессий, акцент личностно-профессионального становления переносится с профессионального на карьерный аспект, с узкоспециализированной подготовки на более гибкое и индивидуализированное развитие специалиста. Важной становится способность эффективно функционировать в ситуации неопределенности, формировать не только жесткие, но и универсальные гибкие навыки, помогающие личности изменяться вслед за изменениями в обществе.

В связи с этим на первый план выходит карьерное самоопределение личности, под которым понимается психорефлексивная деятельность, направленная на поиск своего способа построения карьеры и создание ее образа [1]. При этом с активным развитием цифровых технологий [2] первостепенное значение приобретает их использование в данном процессе. И.В. Янченко [3] указывает, что современная молодежь обладает огромными возможностями в области карьерного самоопределения, которые предоставляют ресурсы сети Интернет, а также всевозможные гаджеты и компьютерные технологии, а именно:

1. Открытость информации о компаниях, должностных требованиях, профессиях, известных людях.

2. Различные онлайн тестирования и тренажеры, позволяющие оценить уровень сформированности профессионально важных качеств и способностей.

3. Онлайн-ресурсы консультационного типа, ассесмент-центры и виртуальные биржи труда и банки вакансий.

Все это создает благоприятные условия для эффективного и карьерного самоопределения и карьерного самоменеджмента на всех этапах личностно-профессионального развития.

Н.С. Пряжников указывает, что субъективно развитый в карьерном самоопределении человек характеризуется развитой рефлексивностью, готовностью к спонтанности, эффективным самоуправлением и саморегуляцией, ответственностью в собственной деятельности, поведении и достижениях [4].

Al-Waqfi M.A., Tlaiss H. & Ghoudi K. подчеркивают, что карьерное самоопределение и карьерная адаптивность во многом определяются способностью устанавливать и использовать социальные связи, а также готовность к работе в частном секторе [5].

Virginia N. Gordon в качестве значимых факторов для карьерной успешности выделяет способность к самостоятельному принятию решений и личностные особенности субъекта [6].

На важность личностных особенностей указывает и J.W. Lounsbury с соавторами. Данные исследователи выявили взаимосвязи между карьерным самоопределением и такими личностными особенностями, как добросовестность, эмоциональная устойчивость, открытость и уступчивость [7].

Ряд исследователей указывают, что для карьерного самоопределения и успешной адаптации в данном процессе важны карьерная мотивация и самоконтроль за процессом планирования карьеры [8].

Также в качестве необходимых условий в процессе планирования карьеры и осуществления карьерных выборов могут выступать самооценка и общая самоэффективность личности [9].

В качестве условий успешности карьерного самоопределения и карьерного самоменеджмента выделяют также такие показатели, как ориентация на планирование карьеры, самоконтроль и способность к принятию решений, карьерное любопытство как способность к самопознанию и рефлексии, самоэффективность в ситуации препятствий и трудностей [10].

Luzzo D.A., Jenkins-Smith A. подчеркивают значимость когнитивных особенностей субъекта, в частности атрибутивного стиля при анализе собственной карьеры и принятии карьерно значимых решений [11].

И.Б. Бичева среди компетенций, значимых для построения и планирования карьеры, выделяет ответственность, адаптивность, самоэффективность, карьерное целеполагание и планирование, мотивационные показатели [12].

И.В. Янченко указывает, что для успешного карьерного развития и формирования карьерной компетентности необходимы развитые способности к планированию, стремление к самоактуализации, эмоциональный интеллект, способность к самоанализу [13].

А.Н. Яшкова подчеркивает значимость субъектности в карьерном становлении, которая является предпосылкой формирования карьерной компетентности и связана с реализацией процессов самоактуализации и самоуправления [14].

Е.С. Довгяло, Г.И. Корчагина указывают, что для успешного карьерного планирования субъект долен обладать самостоятельностью, настойчивостью, развитым эмоциональным интеллектом, открытостью, терпимостью, высоким уровнем ответственности за результаты собственной деятельности [15].

Таким образом, компетентностными условиями карьерного самоопределения выступает широкий круг показателей, включающий в себя рефлексивность и особенности атрибуции, самоконтроль и карьерную мотивацию, личностные особенности и самоэффективность в трудной ситуации.

Цель данного исследования состоит в определении компетенций, значимых для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде.

Для достижения данной цели необходимо найти ответы на следующие исследовательские вопросы:

Какие личностные и цифровые компетенции являются наиболее значимыми для эффективности процесса карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде?

Можно ли выделить группы данных компетенций?

Методы

Для решения поставленных задач был использован метод экспертного опроса, который проводился в два этапа.

В качестве экспертов выступили:

1. Студенты 3-4 курсов Псковского государственного университета в количестве 102 человека.

2. Преподаватели Псковского государственного университета, имеющие ученые степени кандидата психологических и педагогических наук со стажем/ научно-педагогической деятельности от 5 до 20 лет, в количестве 18 человек.

Общая численность выборки: 120 человек.

На первом этапе проведения экспертного опроса каждому респонденту предлагалось определить не менее 5 знаний, умений, навыков, личностных особенностей и способностей, которые, по его мнению, являются значимыми для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде. Полученные списки были проанализированы, после чего выделилось 23 показателя для дальнейшего анализа, которые упоминались респондентами наиболее часто, а именно:

1. Умение оперативного поиска информации.

2. Знания в области кибербезопасности и защиты данных.

3. Аналитические способности.

4. Критичность.

5. Рефлексивность.

6. Коммуникативная компетентность.

7. Общепользовательская 1Т-компетенция.

8. Навыки самопрезентации в цифровой среде.

9. Прогностические способности.

10. Знание основ программирования.

11. Навыки в области создания графического контента.

12. Навыки в области создания видеоконтента.

13. Навыки в области коммуникации в цифровой среде.

14. Навыки организации и проведения видеоконференций.

15. Навыки в области создания сайтов и групп в социальных сетях.

16. Навыки в области продвижения сайтов и групп в социальных сетях

17. Уровень общей эрудиции.

18. Общие знания в области цифровых возможностей и ресурсов.

19. Чувство юмора.

20. Актерские способности.

21. Креативность.

22. Стрессоустойчивость.

23. Волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность).

На втором этапе проведения экспертного опроса респондентам было предложено оценить каждый из выделенных показателей по 5-бальной шкале в зависимости от степени значимости данного показателя для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде (5 баллов — значимость максимальна).

При обработке полученных результатов использовались методы математико-статистической обработки данных, а именно: частотный, сравнительный (критерий U Манна-Уитни) и факторный анализ.

Результаты

В результате проведенного экспертного опроса было получено, что, по мнению большинства респондентов, наиболее значимыми для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде являются такие знания, умения, навыки и личностные особенности, как чувство юмора, волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность), умение оперативного поиска информации, коммуникативная компетентность и креативность (табл. 1).

Таблица 1

Значимость отдельных знаний, умений, навыков и личностных характеристик для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде

Показатель Среднее значение

Умение оперативного поиска информации 4,27

Знания в области кибербезопасности и защиты данных 3,36

Аналитические способности 3,84

Критичность 3,98

Рефлексивность 3,89

Коммуникативная компетентность 4,00

Общепользовательская ГГ-компетенция 3,36

Навыки самопрезентации в цифровой среде 3,49

Прогностические способности 3,56

Знание основ программирования 2,33

Навыки в области создания графического контента 2,58

Навыки в области создания видеоконтента 2,71

Навыки в области коммуникации в цифровой среде 3,42

Навыки организации и проведения видеоконференций 3,22

Навыки в области создания сайтов и групп в социальных сетях 3,00

Навыки в области продвижения сайтов и групп в социальных сетях 2,62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень общей эрудиции 3,89

Общие знания в области цифровых возможностей и ресурсов 3,29

Чувство юмора 4,31

Актерские способности 3,64

Креативность 4,07

Стрессоустойчивость 3,80

Волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность) 4,31

Составлено автором

Это говорит о том, что, не смотря на непосредственное взаимодействие с информационными технологиями, все равно для успешности процессов планирования карьеры и карьерного продвижения важны, в первую очередь, личностные характеристики. При этом, отметим, что показатели, связанные со степенью владения информационными технологиями, набрали меньше всего баллов, хотя и были выделены экспертами как значимые.

Проведение факторного анализа с помощью метода главных компонент и метода вращения варимакс с нормализацией Кайзера (описано 73,5 % дисперсии) позволило объединить все выделенные показатели в 6 комплексных компетенций, значимых для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде:

Фактор 1. Специальные 1Т-компетенции включают в себя такие показатели, как «навыки в области создания графического контента» (0,853), «навыки в области создания видеоконтента» (0,828), «навыки в области продвижения сайтов и групп в социальных сетях» (0,818), «навыки организации и проведения видеоконференций» (0,811), «знание основ программирования» (0,804), «навыки в области создания сайтов и групп в социальных сетях» (0,770), «навыки в области коммуникации в цифровой среде» (0,677), «навыки самопрезентации в цифровой среде» (0,590).

Фактор 2. Общепользовательские 1Т-компетенции включают в себя следующие показатели: «общепользовательская 1Т-компетенция» (0,727), «общие знания в области цифровых возможностей и ресурсов» (0,465), «знания в области кибербезопасности и защиты данных» (0,425).

Фактор 3. Общие карьерно значимые личностные компетенции включает в себя такие показатели, как «умение оперативного поиска информации» (0,737), «стрессоустойчивость» (0,689), «волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность)» (0,641), «коммуникативная компетентность» (0,397).

Фактор 4. Специальные карьерно значимые компетенции включает в себя: «актерские способности» (0,816), «чувство юмора» (0,751), «креативность» (0,722), «уровень общей эрудиции» (0,556).

Фактор 5. Компетенции в области внутреннего анализа включает в себя такие показатели, как «рефлексивность» (0,895), «прогностические способности» (0,603).

Фактор 6. Компетенции в области внешнего анализа включает: «критичность» (0,897), «аналитические способности» (0,466).

В таблице 2 представлены средние значения по данным факторам, отражающие их общую значимость, по мнению экспертов, для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде.

Таблица 2

Значимость выделенных групп компетенций для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде

Показатель Среднее значение

Специальные ^-компетенции 2,92

Общепользовательские ^-компетенции 3,33

Общие карьерно значимые личностные компетенции 4,09

Специальные карьерно значимые компетенции 4

Компетенции в области внутреннего анализа 3,72

Компетенции в области внешнего анализа 3,91

Составлено автором

Как видно из полученных результатов, рейтинг компетенций, значимых для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде предстает следующим образом: на первом месте располагаются личностные компетенции, на втором — аналитические компетенции; на третьем — компетенции в области IT-технологий.

При этом отметим, что при сравнении данных, полученных от преподавателей и студентов, выявляются два значимых различия, которые заключаются в следующем:

1. Преподаватели в отличие от студентов указывают на большую значимость специальных IT — компетенций (U = 336; p = 0.007; средний ранг по выборке преподавателей равен 61,5; средний ранг по выборке студентов равен 42,04).

2. Студенты в отличие от преподавателей указывают на большую значимость специальных карьерно значимых личностных компетенций (U = 876; p = 0.003; средний ранг по выборке преподавателей равен 27,75; средний ранг по выборке студентов равен 49,34).

Обсуждение

По результатам данного исследования получено, что можно выделить шесть комплексных компетенций, значимых для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде.

Наиболее значимыми являются личностные компетенции, которые могут быть общими и специальными. К общим личностным компетенциям относятся стрессоустойчивость, волевые качества, коммуникативная компетентность и умение оперативно искать информацию. Данные показатели обеспечивают общую адаптацию личности, а также являются условием к формированию мотивации к достижениям и карьерной мотивации в целом. К специальным личностным компетенциям относятся чувство юмора, актерские способности, креативность и уровень общей эрудиции. Данные качества обеспечивают творческий потенциал личности, обуславливая способность и готовность действовать и принимать решения в трудных и нестандартных ситуациях.

Второе место в рейтинге компетенций, значимых для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде занимают компетенции, связанные с аналитической деятельностью. При этом выделяются компетенции, обуславливающие внутренний анализ (самоанализ) субъекта (рефлексивность и прогностические способности), а также компетенции, обуславливающие анализ внешних факторов и условий (критичность и аналитические способности). Данные компетенции помогают осуществлять самоконтроль в процессе карьерного самоопределения, выделять направления собственного развития в соответствие с требованиями и условиям внешней действительности.

Замыкают рейтинг компетенции, связанные с владением IT-технологиями. При этом данные компетенции также подразделяются на общепользовательские и специальные. Общепользовательские IT-компетенции связаны с уровнем общей компьютерной грамотности, ориентацией в ресурсах и возможностях цифровой среды, а также знаниями и навыками в области кибербезопасности и защиты персональных данных. К специальным IT-компетенциям относятся более сложные умения создания сайтов, графического и видео контента, самопродвижения в цифровой среде, знание основ программирования.

Таким образом, для успешного карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде, в первую очередь, важны показатели, обеспечивающие общую адаптацию, а также реализацию творческого потенциала. Знание IT-технологий важно, но не является непременным условием. Возможно, это связано с тем, что при желании IT-технологии можно

освоить за достаточно короткий срок в том объеме, который необходим для достижения поставленных в ходе очередного этапа карьерного самоопределения задач. Аналитические способности также подвержены формированию, если этого требует выполняемая деятельность, хотя этот процесс занимает уже гораздо больше времени. Личностные же особенности составляют тот фундамент, на котором строится основа карьерной адаптации, мотивации и саморегуляции, поэтому их формирование представляет собой непрерывный процесс общего личностного становления, ориентированного на саморазвитие и глубокий внутренний анализ.

Выводы (заключение)

Данное исследование было направлено на определение компетентностных условий успешности карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде. Перед авторским коллективом стояло два опроса:

• Какие личностные и цифровые компетенции являются наиболее значимыми для эффективности процесса карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде?

• Можно ли выделить группы данных компетенций?

Проведение экспертного опроса среди преподавателей и студентов вуза, а также проведение факторизации полученных данных позволило получить следующие ответы:

1. Ключевыми показателями для карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде являются чувство юмора, волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность), умение оперативного поиска информации, коммуникативная компетентность и креативность.

2. Выделяется шесть групп комплексных компетенций, а именно: специальные 1Т-компетенции, общепользовательские 1Т-компетенции, общие карьерно значимые личностные компетенции, специальные карьерно значимые компетенции, компетенции в области внутреннего анализа, компетенции в области внешнего анализа.

3. Наиболее значимое место в рейтинге компетенций занимают личностные компетенции, обеспечивающие реализацию адаптивного и творческого потенциалов в процессе карьерного самоопределения молодежи в цифровой среде.

Дальнейшими перспективами данного исследования является разработка психодиагностической методики для определения уровня сформированности данных компетенций, а также ее проведение среди современной молодежи для выявления наиболее сформированных и несформированных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалевская Е.В. Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование / Е.В. Ковалевская. — М.: Мир науки, 2015. — 126 с. — URL: https://izd-mn.com/PDF/23MNNPM15.pdf.

2. Barlybaev A. Quality of Life of the Population: the Impact of Digitalization / A. Barlybaev, Z. Ishnazarova, I. Sitnova. — https://doi .org/10.1051/e3sconf/2021295 01034 // E3S Web Conf. — 2021. — Т 295, № 01034. — P. 11. — URL: https://www.e3s-

conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2021/71/e3sconf wfsdi2021 01034.pdf.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Янченко И.В. Диагностика сформированности карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании / И.В. Янченко // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 4. — С. 42-46.

Пряжников Н.С. Статусы "акме" в карьерном самоопределении: приглашение к дискуссии / Н.С. Пряжников // Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2017. — Т 6, № 3. — С. 214220. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statusy-akme-v-kariernom-samoopredelenii-priglashenie-k-diskussii.

Al-Waqfi M.A. Career Adaptability as a Predictor of Job Search Intentions and Career Readiness of Young Adults in the United Arab Emirates / M.A. Al-Waqfi, H. Tlaiss, K. Ghoud. — DOI https://doi.org/10.1177/08948453231157759 // Journal of Career Development. — 2023. — Т 0, № 0.

Gordon V.N. 1998. Career decidedness types: A literature review / V.N. Gordon — DOI https://doi.org/10.1002/j .2161 -0045.1998.tb00715.x // The Career Development Quarterly. — 1998. — Т 46, № 4, С. 386-403.

Lounsbury J.W. An Investigation of Big Five Personality Traits and Career Decidedness Among Early and Middle Adolescents / Lounsbury J.W., Hutchens T., Loveland J.M. — DOI https://doi.org/10.1177/1069072704270272 // Journal of Career Assessment. — 2005. — Т 13, № 1. — С. 25-39.

Guan Y. Career adaptability, job search self-efficacy and outcomes: A three-wave investigation among Chinese university graduates / Y. Guan, H. Deng, J. Sun, Y. Wang, Z. Cai, L. Ye, R. Fu, Y. Wang, S. Zhang, Y. Li. — DOI https://doi.org/10.1016/j.jvb.2013.09.003 // Journal of Vocational Behavior. — 2013.

— Т 83, № 3. — С. 561-570.

Hirschi A. Career-choice readiness in adolescence: Developmental trajectories and individual differences / A. Hirschi — DOI https://doi.org/10.1016/jjvb.2011.05.005 // Journal of Vocational Behavior. — 2011. — Т 79, № 2. — С. 340-348.

Koen J. Training career adaptability to facilitate a successful school-to-work transition / J. Koen, U-C. Klehe, A.E.M. Van Vianen — DOI

https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.10.003 // Journal of Vocational Behavior. — 2012.

— Т 81, № 3, С. 395-408.

Luzzo D.A. Development and Initial Validation of the Assessment of Attributions for Career Decision-Making / D.A. Luzzo, A. Jenkins-Smith. — DOI https://doi.org/10.1006/jvbe.1997.1582 // Journal of Vocational Behavior. — 1998. — Т 52, № 2. — С. 224-245.

Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики / И.Б. Бичева // Вестник Мининского университета. — 2014. — № 2(6). — С. 11.

Янченко И.В. Карьерные возможности цифрового поколения / И.В. Янченко // Молодой ученый. — 2012. — Т 11, № 46. — С. 503-507.

Яшкова А.Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А.Н. Яшова // Гуманитарные науки и образование.

— 2012. — № 2(10). — С. 116a-119.

Довгяло Е.С. Методологический анализ психологических понятий карьерной готовности / Е.С. Довгяло, Г.И. Корчагина // Вестник гуманитарного образования. — 2017. — № 2. — С. 36-41.

03PSMN223

Kovalevskaya Ekaterina Vladimirovna

Pskov State University, Pskov, Russia E-mail: summereal@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9944-6018 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=690814

Babinskaya Elizaveta Sergeevna

Pskov State University, Pskov, Russia E-mail: elisabeta.babinskaya@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0004-4462-0444

Alexandrova Maria Igorevna

Pskov State University, Pskov, Russia E-mail: alexandrovamriya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0006-5637-9138

Competence-based conditions for career self-determination of young people in the digital environment

Abstract. This article presents the results of an expert survey aimed at identifying competencies that are significant for the career self-determination of young people in the digital environment as a psycho-reflexive activity aimed at finding their own way of building a career and creating its image. Teachers and students of Pskov State University (n = 120) acted as experts. The expert survey was conducted in two stages. At the first stage, each respondent had to make a list of 5 indicators that are significant for career self-determination in the digital environment. As a result, a general list was formed, including 23 items. At the second stage of the expert survey, the respondents were asked to evaluate the significance of each indicator for career self-determination. As a result of the survey and factorization of the data obtained, six complex competencies were identified: special IT competencies, general user IT competencies, general career-relevant personal competencies, special career-relevant competencies, competencies in the field of internal analysis, competencies in the field of external analysis. At the same time, in the ranking of these competencies, personal indicators come first, and competencies in the field of IT technologies are in the closing position. It was also found that the key indicators for career self-determination of young people in the digital environment are a sense of humor, strong-willed qualities (persistence, purposefulness, initiative), the ability to quickly search for information, communicative competence and creativity. At the same time, students, unlike teachers, emphasize the great importance of acting abilities, a sense of humor and the level of general erudition for career self-determination in the digital environment.

Keywords: career self-determination; career self-management; competencies; digital environment; digitalization; personal and professional development; personal factors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.