Научная статья на тему 'Компетентностное родительство: истоки научного педагогического знания'

Компетентностное родительство: истоки научного педагогического знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / РАННИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Ирина Сергеевна

Компетентностное родительство широко используется в научном междисциплинарном дискурсе и общественной практике, что обусловливает сложность, пародоксальность и противоречивость в интерпретации этого понятия. В статье представлен обзор ранних зарубежных теорий детской социализации XX века и более поздних исследований XXI века, создавших исследовательскую основу и оказавших определяющие влияние на эволюцию дефиниции «родительская компетентность». Нами осуществлена разновременная и комплексная интерпретация выявленных общих, объединяющих, тенденций, открывших иные, новые, горизонты знаний, позволивших судить о том, что научная ценность ранних теорий детской социализации, несмотря на фрагментарный характер, тем не менее, обусловила концептуализацию феномена «компетентностное родительство». Данные работы способствовали его дальнейшему углубленному научному и системному анализу в зарубежном научном дискурсе. В научно-педагогическом дискурсе интерпретация компетентностного родительства обретает некие синкретические черты. С одной стороны, это каждодневные воспитательные отношения родитель-ребенок; с другой это сложное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности ребенка и родителей, семьи в целом. Оба эти процесса обусловлены, и их эффективность зависит, в большей степени, от того, каким образом компетентностное родительство осуществляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностное родительство: истоки научного педагогического знания»

Компетентностное родительство: истоки научного педагогического знания

Данилова Ирина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романских языков ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», danilovais@yandex.ru

Компетентностное родительство широко используется в научном междисциплинарном дискурсе и общественной практике, что обусловливает сложность, пародоксальность и противоречивость в интерпретации этого понятия. В статье представлен обзор ранних зарубежных теорий детской социализации XX века и более поздних исследований XXI века, создавших исследовательскую основу и оказавших определяющие влияние на эволюцию дефиниции «родительская компетентность». Нами осуществлена разновременная и комплексная интерпретация выявленных общих, объединяющих, тенденций, открывших иные, новые, горизонты знаний, позволивших судить о том, что научная ценность ранних теорий детской социализации, несмотря на фрагментарный характер, тем не менее, обусловила концептуализацию феномена «компетентностное родительство». Данные работы способствовали его дальнейшему углубленному научному и системному анализу в зарубежном научном дискурсе. В научно-педагогическом дискурсе интерпретация компетентностного родительства обретает некие синкретические черты. С одной стороны, это каждодневные воспитательные отношения родитель-ребенок; с другой - это сложное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности ребенка и родителей, семьи в целом. Оба эти процесса обусловлены, и их эффективность зависит, в большей степени, от того, каким образом компетентностное родительство осуществляется.

Ключевые слова: зарубежный научный дискурс, ранние теории детской социализации, родительская компетентность, компетентностное родительство.

о

п ^

СО

01

Введение.

Интерпретация феномена «компетентностное родительство» в международном дискурсе проходит эволюционный путь, который еще не достиг своей кульминационной точки, поэтому, сегодня все еще не существует единственного научно признанного определения данного явления, хотя его изучение имеет уже более, чем полувековую историю. В зарубежных сообществах подходы к такому понятию, как родительство, постоянно расширяются и изменяются, появляются различные его виды в зависимости от контекста реализации и дискурса исследования. Это подтверждает неоднозначность в представлениях о родительских компетентностях в исследованиях ученых разных стран, различных научных направлений, а также одних научных направлений, но разных исследовательских школ. И это неудивительно, т.к. социальные науки претерпевают изменения и рассматриваемые ранее проблемы также меняются, они могут расширяться и обогащаться, но не могут «отменяться». В контексте проблем дефиниции «компетентностного родительства» или «родительских компетентно-стей», справедливо замечание Ф. Бродель, «совсем исчезнуть проблемы не могут, но формулируются они теперь иначе» [1, с. 7].

Исследовательский вопрос: представить разновременную и комплексную интерпретацию выявленных общих тенденций в ранних теориях детской социализации и более поздних исследованиях для научного углубленного и системного анализа понятия «компетентностное родительство».

Цель исследования. Попытка оценить вклад ранних теорий детской социализации XX века и более поздних исследований XXI века в решение проблем дефиниции «родительской компетентности» для концептуализации феномена «компетентностное родительство» в зарубежном научном дискурсе.

Методология исследования:

- нарративный подход, основанный на трудах Я. Торфинга, Ю. Хабермаса, Р. Барта, И. Брокмайе-ра, Ж. Делеза, Р. Харре, использован в части работы с аутентичными текстами при изучении зарубежных теорий и научных представлений. Аутентичные тексты как универсальное проблемное поле, а «нарративы» в исследовании зарубежного опыта - основная форма употребления знания;

- аналитический метод ориентирован на изучение большого объема аутентичных источников

научной литературы, на систематизацию изучаемых понятий и на выявление общих тенденций;

- интерпретация и контекст позволили представить разновременную и комплексную трактовку общих тенденций в ранних теориях детской социализации и более поздних исследованиях в решении проблем дефиниции «родительской компетентности» и концептуализации феномена «компе-тентностное родительство»;

- дискурс-анализ с учетом исследований Т.А. ван Дейка, Ж. Деррида, К.Л. О'Хэллоран, Р. Водак был использован в части источниковой базы исследования для характеристики изучаемых явлений с позиции образовательного дискурса в сфере детства, семьи и воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение.

В зарубежных академических работах, посвященных семье, детству и образованию, предлагается рассматривать современное родительство как новый теоретический эталон (стандарт, ориентир) при изучении семейных отношений, а родительские компетентности как основу этого современного родительства и как исходную точку исследований в социальных науках. Заметим, что эти явления уже вызывали научный интерес и рассматривались в ином ракурсе с использованием иной терминологии, но в иных исторических и со-цио-культурных условиях.

Начиная со второй половины прошлого века, в психолого-педагогических исследованиях наблюдался повышенный интерес к изучению человеческого опыта, представленного во взаимодействии родителей и детей, а также предпринимались первые попытки определить необходимый минимум компетентностей родителей для надлежащего исполнения ими их родительских функций и обязанностей. Именно ранние теории детской социализации стали той основой для дальнейших теоретических и эмпирических исследований, которые проложили путь в ХХ веке к компетентностному подходу в сфере образования.

По утверждению современных исследователей Д.М. Тети и М.А. Канделария, большая часть ранних теорий детской социализации «примиряет» поведенческую и психоаналитическую теории, используя поведенческие принципы для определения понятий и проверки гипотез из психоаналитической теории о связях между методами воспитания и личностью ребенка [2].

Ранние теории детской социализации XX века создали основу для последующего углубленного и системного анализа родительской компетентности, поэтому мы акцентируем наше внимание на освещении их вклада в решение проблем, связанных с определением данного понятия.

Научные исследования Д. Баумринд [3], которые по-прежнему сегодня весьма авторитетны и популярны, посвященные проблемам семьи, социализации и анализу индивидуальных различий в сфере компетентности и нравственного поведения, способствовали появлению учения о родительских стилях воспитания как всеобъемлющей модели родительской компетентности, которая

отражается в дифференцированных ассоциациях стилей воспитания с инструментальной компетентностью у детей.

Модели, представляющие стили воспитания и позволяющие оценить качество воспитания, разработанные Н. Дарлинг и Л. Штейнберг [4], К. Ау-нола, Х. Статтин и Ж. Нурми [5], Г. Хикман. С. Бар-толоме [6], по-прежнему широко используются в современных исследованиях о семейном воспитании и его результатах, а также являются отправной точкой для многочисленных дальнейших попыток в определении сущности компетентного ро-дительства.

Отдельное направление исследований, которые дополняют работы о стилях воспитания, посвящено конкретным дисциплинарным методам семейного воспитания и родительскому контролю, формирующим способность усваивать «сообщения или сигналы» родителей, касающиеся дисциплины. В данном контексте исследователи называют компетентными тех родителей, которые способствуют успешному включению детей в процесс социализации и восприятию «сообщения» родителей как своих собственных, а именно: «принятие ценностей и установок общества как своих собственных, чтобы социально приемлемое поведение мотивировалось не ожиданием внешних последствий, а внутренними факторами» [7, p. 4]. Тем самым, у детей развивают способность усваивать социальные стандарты поведения и необходимое понимание правильного и неправильного, что и является конечной целью социализации. Как утверждают исследователи, именно компетентные родители способны достичь этой цели [8].

По нашему мнению, значителен вклад теории привязанности в понимание сущности родительской компетентности. Несмотря на то, что эта теория наиболее применима к младенчеству, она важна и для других этапов развития ребенка в определении степени ориентации и принятия ребенком «сообщения» родителя как обоснованного и заслуживающего детского внимания [9]. С точки зрения теории привязанности, родительская компетентность в воспитании детей может определяться тем, что, по утверждению М. Энсворт, наиболее способствует физическому выживанию ребенка и психологическому благополучию и приводит к развитию безопасной привязанности ребенка к тому, кто ему это обеспечивает [10].

Полагаем, что ранние теорий детской социализации явились позитивным первым шагом в решении проблем, связанных с определением компетентностей родителей. При всем многообразии идей и суждений, представленных в них, наблюдаются общие, объединяющие тенденции, в контексте которых

- родительская компетентность выступает ключевой доминантой процесса социализации детей;

- родительское тепло, восприимчивость и принятие основных потребностей ребенка являются теми важными составляющими родительской компетентности, которые положительно влияют на социализацию детей, независимо от этапов развития ребенка;

00 ^

0

сч

со

01

- жестокость и принуждение являются вредными и негативными сторонами родительской компетентности, результаты их негативного воздействия зависят от возраста и темперамента ребенка;

- формирование родительской компетентности предполагает стимулирование родительской инициативы и контроль родительского поведения в отношении детей.

В исследованиях начала XXI века, прежде всего эмпирического характера, продолжающих научные традиции в русле ранних теорий детской социализации, но ориентированных уже в большей степени на образование родителей, утверждается, что дети могут сами способствовать собственной социализации, представляя собой контекст, через который раскрывается родительская компетентность [5; 8; 11; 12; 13; 14; 15]. И эта компетентность родителя частично зависит от его способности понять, какие воспитательные стратегии и практики необходимы, и содействуют ребенку, а какие, наоборот, противодействуют. Данный тезис подтверждается мнением ряда ученых о том, что компетентный родитель не только тот, кто чувствителен к потребностям ребенка, участливо на них реагирует, успешно социализирует своего ребенка, верно балансируя между родительской любовью и родительским контролем. Это, прежде всего, родитель, который осознает, кто он - их ребенок, и адаптирует собственное поведение для взаимных действий, обеспечивающих успешную социализацию.

Однако, ни в ранних работах XX века, ни в более поздних исследованиях XXI века, нам не удалось обнаружить однозначной дефиниции понятия «компетентностное родительство», хотя данный термин широко используется в научном, как зарубежном, так и отечественном дискурсе. И вопрос о том, насколько тождественны понятия «компетентностное родительство» и «родительская компетентность», обозначаемые разными терминами, все еще остается открытым, тем самым, побуждая, к более детальному анализу для концептуализации изучаемых явлений.

Заключение.

В ранних теориях детской социализации XX века и научных представлениях о компетентностном родительстве выявлены общие, объединяющие, тенденции: данный вид родительства рассматривается как ключевая доминанта процесса социализации детей; родительская компетентность имеет компоненты положительного воздействия (родительское тепло, восприимчивость и принятие основных потребностей ребенка), компоненты негативного воздействия (жестокость и принуждение); стимулирование родительской инициативы и контроль родительского поведения способствуют формированию родительской компетентности. Мы убеждены, что вклад ранних теорий детской социализации в решении проблем дефиниции «родительской компетентности», в создании пути в первой половине XX века к компетентностному подходу в сфере образования, обусловливает их научную ценность, но содержащийся в них анализ ком-

петентностей родителей, тем не менее, носит фрагментарный характер.

В более поздних исследованиях начала XXI века, посвященных некоторым формам родительского поведения и связанного с ним компетентностя-ми, стилям воспитания, наблюдается научная преемственность, в них продолжаются научные традиции в русле ранних теорий детской социализации, однако, по-прежнему не представлено всеобъемлющего перечня компетентностей родителей. Мы объясняем это меняющимися потребностями детей в разные периоды их жизни, которые влияют на изменения компетентностей родителей, соответственно, типов родительства, обусловленных разнообразными контекстами. Поэтому, маловероятно, что один единственный инструмент оценки компетентностного родительства будет универсальным и всеобъемлющим, способным интерпретировать многогранность этого феномена.

Представленная разновременная и комплексная интерпретация выявленных общих тенденций в ранних теориях детской социализации и более поздних исследованиях XXI века, способствует дальнейшему научному углубленному и системному анализу для концептуализации феномена «компетентностное родительство» в зарубежном научном дискурсе.

Литература

1. Бродель Ф. Что такое Франция? В 2 т. Т. 1. М., 1994, с. 7.

2. Teti D.M., Candelaria M.A. Parenting Competence. In Marc H. Bornstein (Ed.), Handbook of parenting. 2nd ed. Volume 4: Social Conditions and Applied Parenting. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Mahwah, New Jersey London. 2002, pp. 149-181.

3. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development. In J. Brooks-Gunn R. Lerner, and A.C. Petersen (Eds.), The encyclopedia of adolescence. New York: Garland. 1991, pp. 746-758.

4. Darling N. and Steinberg L. Parenting style as context: An integrative model. Psychological Bulletin.113.1993, рр. 487-496.

5. Aunola K., Stattin H., and Nurmi J.-E. Parenting styles and adolescents' achievement strategies. Journal of Adolescence. 23. 2000, рр. 205-222.

6. Hickman G.P., Bartholomae S., McHenry P.C. Influence of parenting style on the adjustment and academic achievement of traditional college freshman. Journal of College Student Development. 41. 2000, pp. 41-54.

7. Grisso T. Evaluating Competencies: Forensic assessments and instruments. New York: Plenum Press. 2003. 241 p.

8. Kochanska G., Murray K.T., and Harlan E.T. Effortful control in early childhood: Continuity and change, antecedents, and implications for social development. Developmental Psychology. 36. 2000, pp. 220-232.

9. Belsky J. Interactional and contextual determinants of attachment security. In J. Cassidy and

P.R. Shaver (Eds.), Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. New York: Guilford. 1999, pp. 249-264.

10. Ainsworth M. Attachment: Retrospect and prospect. In C.M. Parkes and J. Stevenson-Hinde (Eds.), The place of attachment in human behavior. New York: Basic Books. 1982, pp. 3-30.

11. Allison S., Stacey K., Dadds V., Roeger L., Wood A., Martin G. What the family brings: gathering evidence for strengths-based work. Journal of Family therapy. 25. 2003, рр. 263-284.

12. Benjet C., Azar S.T., Kuersten-Hogan R. Evaluating the parental fitness of psychiatrically diagnosed individuals: advocating a functional-contextual analysis of parenting. Journal of Family Psychology. 17(2). 2003, рр. 238-251.

13. Budd K.S. Assessing parental competence in child protection cases: a clinical practice model. Clinical Child and Family Psychology Review. 4(1). 2001, рр. 1-18.

14. Rutter M., Pickles A., Murray R., and Eaves L. Testing hypotheses on specific environmental causal effects on behavior. Psychological Bulletin. 127. 2001, pp. 291-324.

15. Barber J.G., Delfabbro P. The assessment of parenting in child protection cases. Research on Social Work Practice. 10 (2). 2000, рр. 243-256.

16. Перцев В.В. Развитие гимназического образования в русской провинции второй половины XIX - начала XX века (на материале Орловской губернии): дисс. ... канд. пед. наук / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец, 2006

17. Перцев В.В. Гимназическое образование в дореволюционной России до первой половины XIX века // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 12. С. 081-088

18. Саввина О.А., Перцев В.В. Сюжеты для составления коллективного портрета учителей дореволюционных учебных заведений г. Ельца // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 5. С. 46-50.

19. Перцев В. Гимназическое образование в России: из уроков истории // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 5. С. 55.

Competence parenting: the sources of scientific pedagogical

knowledge Danilova I.S.

Tula State Leon Tolstoy Pedagogical University Competence parenting is widely used in scientific interdisciplinary discourse and social practice, causing complexity, paradox and contradictory interpretation of this concept. The article presents a review of early foreign theories of child socialization of the 20th century and later studies of the 21st century, which created a research basis and had a determining influence on the evolution of the definition of "parental competence". The author has carried out a multi-temporal and complex interpretation of the revealed common and unifying trends, which have opened other, new horizons of knowledge and that allowed us to judge that the scientific value of the early theories of child socialization, despite the fragmentary nature, nevertheless determined the conceptualization of the phenomenon of "competence parenting". These works contributed to a further in-depth scientific and system analysis of this concept in foreign scientific discourse. In the educational discourse, the interpretation of competence parenting acquires

some syncretic features. On the one hand, these are the everyday parent-child educational relations; on the other hand, it is a complex interaction in various spheres of the life of the child and parents, the family as a whole. Both these processes are conditioned, and their effectiveness depends, to a large extent, on how the competence parenting is carried out.

Key words: foreign scientific discourse, early theories of child socialization, parental competence, competence parenting.

References

1. Бродель Ф. Что такое Франция? В 2 т. Т. 1. М., 1994, с. 7.

2. Teti D.M., Канделария М.А. Пэрентинг Компетенс. В Марке Х.

Борнштайне (Эд)., Руководство воспитания. 2-й том 4 редактора: Социально-бытовые условия и Прикладной Пэрентинг. Lawrence Erlbaum Associates, Издатели. Мово, Нью-Джерси Лондон. 2002, стр 149-181.

3. Стили Бомринда Д. Пэрентинга и юное развитие. В Дж. Брукс-Ганне Р. Лернере и А.К. Петерсене (Редакторы)., энциклопедия юности. Нью-Йорк: Гирлянда. 1991, стр 746758.

4. Любимый N. и Стайнберг Л. Пэрентинг разрабатывают как

контекст: интегральная модель. Психологический Бюллетень 113.1993, рр. 487-496.

5. Онола К., Стэттин Х. и Нерми J.-E. Стили воспитания и стра-

тегии успеха подростков. Журнал Юности. 23. 2000, рр. 205-222.

6. Хикмен Г.П., Бартоломэ С., Макхенри П.К. Влияние воспита-

ния разрабатывает на регулировании и учебном достижении традиционного новичка колледжа. Журнал развития Студента колледжа. 41. 2000, стр 41-54.

7. Гриссо Т. Эвэлуэтинг Компетенкис: Судебные оценки и ин-

струменты. Нью-Йорк: Plenum Press. 2003. 241 p.

8. Кочанска Г., Мюррей К.Т. и Харлан Э.Т. Эффортфул управ-

ляют в раннем детстве: Непрерывность и изменение, антецеденты и последствия для социального развития. Психология развития. 36. 2000, стр 220-232.

9. Бельский Й. Интерацтионал и контекстные детерминанты безопасности приложения. В Дж. Кэссиди и П.Р. Шейвре (Редакторы)., Руководство приложения: Теория, исследование и клинические заявления. Нью-Йорк: Гилфорд. 1999, стр 249-264.

10. Эйнсворт М. Приложение: Взгляд назад и перспектива. В К.М. Паркесе и Дж. Стивенсон-Хинде (Редакторы)., место приложения в поведении человека. Нью-Йорк: Основные Книги. 1982, стр 3-30.

11. Аллисон С., Стейси К., Dadds V., Роеджер Л., Вуд А., Мартин Г. Что приносит семья: сбор доказательств основанной на преимуществах работы. Журнал Семейной терапии. 25. 2003, рр. 263-284.

12. Бенджет К., Азар С.Т., Куерстен-Хогэн Р. Эвэлуэтинг родительская физическая форма психиатрически диагностированных людей: защита функционально-контекстного анализа воспитания. Журнал Семейной Психологии. 17 (2). 2003, рр. 238-251.

13. Budd К.С. Ассессинг родительская компетентность в случаях защиты детей: модель клинической практики. Клинический Ребенок и Family Psychology Review. 4 (1). 2001, рр. 1 -18.

14. Раттер М., Соленые огурцы A., Мюррей Р. и Карниз L. Тестирование гипотез на определенных экологических причинно-следственных связях на поведение. Психологический Бюллетень. 127. 2001, стр 291-324.

15. Барбер Дж.Г., Делфэббро П. Оценка воспитания в случаях защиты детей. Исследование в области Социальной работы. 10 (2). 2000, рр. 243-256.

16. Pertsev V.V. The development of gymnasium education in the Russian province of the second half of the XIX - early XX centuries (based on material from the Oryol province): diss. ... cand. ped Sciences / Elets State University. I.A. Bunina. Yelets, 2006

17. Pertsev V.V. Gymnasium education in pre-revolutionary Russia until the first half of the 19th century // Scientific and methodical electronic journal Concept. 2012. No 12. S. 081-088

18. Savvina O.A., Pertsev V.V. Plots for compiling a collective portrait of teachers of pre-revolutionary educational institutions of the city of Elts // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2014. No. 5. S. 46-50.

19. Pertsev V. Gymnasium education in Russia: from the lessons of history // Alma mater (Bulletin of higher education). 2006. No. 5. P. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.