Новые технологии в образовании
New technologies in education
УДК 378:331.5
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВЫПУСКНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И НАУКИ
Е.Ю.Сташкова, С.М. Степанова
Ивановская государственная текстильная академия
В работе проанализированы причины разобщённости рынка образовательных услуг и рынка труда и предложены пути взаимодействия между предприятиями и образовательными учреждениями. Сформированы вариативно-атрибутивные шкалы компетентност-ной модели выпускника в виде матрицы компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, матрица компетенций, профессиональная подготовка выпускника.
В современных социально-экономических условиях большое значение приобретает человеческий капитал как один из основных ресурсов предприятий и организаций. Данный факт уже значительное время признаётся экономикой знаний и характеризуется усилением внимания работодателей к непрерывному образованию своих сотрудников, а также к качеству подготовки вновь нанимаемых работников.
По этой причине вопрос качества профессионального образования выдвигается на одно из первых мест и становится предметом многих исследований. В частности, в диссертационном исследовании Васиной Е.В. указывается на доминирование в системе образования методологии индустриальной экономики, в то время как современное общество ориентировано на экономику знаний [1, с. 3]. Автор монографии «Организационная культура в менеджменте знаний», М. А. Волкова, отмечает недостаток квалификации кадров в
области управления проектами, при этом указывается, что данный недостаток характерен для разных сфер деятельности современного общества [2. с. 43]. Коля-дин А.П. указывает на целый ряд нестыковок между системой профессионального образования и рынка труда, таких как «...невысокий уровень общетеоретической подготовки и профессиональных компетенций многих выпускников системы высшего профессионального образования; нерациональная структура выпуска специалистов профессиональных учебных заведений, не учитывающая потребности рынка и государственного сектора занятости; неподготовленность большинства выпускников к креативной, инновационной деятельности...» [3, с. 23].
Результаты проведённых нами теоретических исследований достаточно ясно указывают на разобщённость рынка образовательных услуг и рынка труда, нестыковку требований данных рынков, как в
количественном, так и качественном аспектах. Сегодня высшее, среднее, начальное профессиональное образование готовят специалистов в соотношении 1:1:1, в то время как востребованность в кадрах такая: на одного инженера требуется один техник и пять рабочих. В результате до 90% вакансий на современном рынке труда - это вакансии рабочих. 70% выпускников системы начального профессионального образования России имеют только третий, т.е. низкий рабочий разряд, в то время как большинству работодателей нужны рабочие 4-6 разрядов [4].
Нельзя говорить только о снижении качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений. Причиной разобщённости в современных рыночных условиях очень часто является недостаток информации о требованиях работодателей. С одной стороны, выпускник зачастую сталкивается с ситуацией, когда работодатель в его лице ожидает получить уже готового опытного специалиста, с другой стороны, этот же работодатель не имеет возможности и желания принимать участие в профессиональной подготовке выпускника в соответствии с требованиями своего бизнеса [5]. В данной ситуации возникает соблазн провести параллель с системой профессионального образования в условиях командно-административной системы. Отсутствие нестыковок между системой образования и занятостью в советском обществе объяснялось единым госзаказом на количество выпускников разного образовательного уровня необходимой квалификации, учитывая при этом, что государство и являлось единственным работодателем в стране. Позитивным опытом указанного периода можно считать наличие на базе многих производственных предприятий своих учебных заведений, подготавливающих рабочие кадры непосредственно на производственной базе. Неоспоримым преимуществом при этом являлось то, что выпускник такого учебного заведения гарантированно занимал ра-
бочее место на базовом предприятии, а предприятие получало полностью подготовленного, адаптированного к условиям конкретного производства специалиста.
Современные условия рыночной экономики не всегда позволяют работодателям использовать указанный опыт, но и они диктуют необходимость нахождения путей взаимодействия между предприятиями и образовательными учреждениями. Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что в данном направлении уже предпринимаются активные шаги. Проводимая в настоящее время реформа профессионального образования предполагает переход от обучения традиционному комплексу знаний, умений и навыков к компе-тентностному подходу. Новые образовательные стандарты третьего поколения (ФГОСЗ) предусматривают формирование у обучающихся определённых единиц профессиональной компетентности - компетенций, которые ,в свою очередь, предполагают овладение не только профессиональными знаниями и умениями, но и способностью гибко их приметать в динамично развивающейся экономической и социальной среде. Крупные предприятия и организации достаточно часто стали изъявлять желание привлекать студентов профессиональных учебных заведений для прохождения ими производственной практики с возможностью дальнейшего трудоустройства. Студенты при этом имеют возможность практического ознакомления с условиями соответствующей сферы экономической и общественной деятельности, что способствует более глубокому формированию у них профессиональных компетенций.
Мы считаем, что первым шагом в формировании бизнес-ориентированной подготовки выпускников должна являться разработка компетентностной модели, включающей необходимые на данный момент элементы профессиональной компетентности. Нами было проведено обсуждение с участием руководителей промыш-
ленных предприятий и коммерческих фирм с целью формирования общей модели компетенций выпускника профессионального учебного заведения. В результате были сформированы вариативноатрибутивные шкалы компетентностной модели, основу которой мы представили в виде матрицы компетенций (рис.1). Компетенции, включаемые в состав предложенной модели, являются наиболее востребованными в условиях экономики знаний. Разработанная модель является унифицированной, но различная степень про-
Для построения профилей компе-тентностных траекторий выпускников была оценена значимость элементов компетентностной модели для двух образовательных уровней: бакалавра и магистра. Оценка проводилась экспертами -преподавателями Ивановских вузов и руководителями предприятий и коммерческих организаций. Им было предложено оценить значимость таких групп компетенций как личностные, общекультурные, организационные, профессиональные и академические. Расшифровка со-
явления выделенных компетенций и оценка их значимости позволяет адаптировать её как для разных образовательных уровней, так и для организаций различного вида экономической деятельности. Необходимость учёта отраслевой принадлежности предполагает дифференциацию при формировании компетентностных траекторий [5]. Мы предлагаем выстраивать профили компетентностных траекторий (ПКТ) с учётом значимости элементов модели (компетенций). Графическое изображение ПТК представлено на рисунках 2-3.
держания каждой группы компетенций была приведена в опросном листе. Таким образом, мы получили четыре группы оценок: мнение преподавателей вузов в отношении значимости элементов компетентностной модели для бакалавра и магистра и мнение руководителей организаций по этим же двум вопросам. Чтобы быть уверенными в достоверности полученных результатов и согласованности мнений экспертов мы рассчитали коэффициент конкордации по каждой из четырёх групп оценок по формуле:
Социально- компет активные енции Трудо-акг пивные компете нции
ЛК Личностные ОКК Общекультурные ОК Организационные компетенции ПК Профессиональные компетенции АК Академические компетенции
ЛК1 Речевые и лингвистические особенности ОКК1 Работа в команде ОК1 Организация деятельности ПК1 Участие в технологи- АК1 Овладение новыми знаниями
ЛК2 Саморазвитие ОКК2 Политические, социальные ОК2 Оценка дея- довых процессах АК2 Исследовательская деятельность
ЛКЗ Социальная адаптивность и этические нормы тие решений ПК2 Контроль качества работы
ЛК4 Межличностное общение и решение конфликтов ОККЗ Информационные технологии ОКЗ Охрана труда и техника безопасности ПКЗ Работа с документацией АКЗ Передача информации
Рис.1. Матрица компетенций выпускника
Ж = ■
1=1
Ы2(п3-п) ’ 0)
где 12 - постоянная величина в формуле расчета коэффициента конкордации, предложенной Кендаллом;
N - количество экспертов; п - количество критериев оценки;
Г;- сумма рангов ь го показателя.
Величина коэффициента конкордации может метаться в диапазоне от 0 до 1, где его равенство единице означает полную согласованность мнений экспер-
тов, а равенство нулю свидетельствует о том, что связи между оценками не существует. В случае, когда 0,2 < \У < 0,4, имеет место слабая согласованность мнений экспертов, а при \У > 0,6 можно говорить о существовании сильной согласованности мнений экспертов. В нашем случае, коэффициент конкордации, по мнению преподавателей вузов, составил «0,58 как при оценке значимости элементов модели для бакалавра, так и при оценке значимости элементов для магистра.
по оценке преподавателей вузов
по оценке руководителей предприятии
При выявлении согласованности мнений руководителей предприятий были получены значения коэффициентов кон-корд ации 0,59 - в оценке значимости групп компетенций для бакалавра, и 0,78 - для магистра. Данные значения коэффициентов дают возможность сделать вывод о высокой согласованности мнений экспертов и практически применить полученные результаты.
Сравнивая оценки преподавателей вузов и руководителей предприятий, можно выделить некоторое сходство в ПКТ магистров (высокая оценка значимости организационных и академических компетенций), а также расхождение в оценке личностных компетенций. По мнению преподавателей, значимость разных групп компетенций для бакалавров и магистров резко отличается, в то время как, по мнению руководителей предприятий, ПКТ магистров и бакалавров почти одинаковы и отличаются только в оценках профессиональных и академических компетенций. Сходство в оценках присутствует, однако указанные различия
всё равно остаются существенными. Это снова указывает на несоответствие качества профессионального образования требованиям рынка труда, так как при обучении студентов вузов преподаватели будут уделять большее внимание не тем знаниям и умениям, которые ожидаются потенциальными работодателями.
На наш взгляд, чтобы предотвратить в дальнейшем указанные несоответствия, необходима организация совместной работы различных субъектов интеграционного управления компетентност-ным развитием выпускника: профессиональных учебных заведений, представителей бизнеса и государственных структур, что должно обеспечить формулирование содержания общих и профессиональных компетенций выпускников и их формирование в соответствии с требованиями бизнеса и производства (рис.4). Эффективное взаимодействие субъектов должно обеспечиваться изучением и выполнением ими взаимных требований.
Органы мест- Предпринима-
ного само- тельская и ры-
управления: ночная среда:
- администра- - Союзы Про-
ции регионов и мышленников
муниципаль- и Предприни-
ных районов мателей;
- цзн.
Урегулирование взаимных требований
\ /
Профессиональ-
ные учебные за-
ведения: - Советы ректоров вузов; - Советы директоров учреждений СПО и НПО \
/
Функции: Функции:
- Формулировка требований к - Формулировка требований
профессиональной подготовке к ооразовательнои оазе;
выпускников; - Обеспечение качества об-
- Предоставление рабочих мест разования
Рис. 4. Субъекты интеграционного управления компетентностным развитием выпускников
В условиях современной, динамично развивающейся предпринимательской среды необходимо понимать, что требования к выпускникам и специалистам также будут метаться, поэтому в дальнейшем потребуется корректировка и адаптация аналогичных компетентност-ных моделей к метающимся требованиям бизнеса.
По нашему мнению, разработка компетентностной модели должна способствовать более эффективной подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности и обеспечению отраслевых предприятий и организаций квалифицированными кадрами. К основным преимуществам от использования предложенной модели можно отнести следующие:
• единые критерии (компетенции и степени их проявления) помогут упростить и урегулировать процесс формулировки требований к компетентности выпускников;
• разная степень проявления компетенций и согласованная оценка их значимости дадут возможность дифференцировать профили компетентностных траекторий выпускников для разных видов экономической деятельности;
• упорядоченная структура модели будет способствовать целенаправленному изменению содержания групп компетенций в соответствии с изменениями социально-экономических условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васина Е.В. Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - С-Пб, 2011.
2. Волкова М.А. Организационная культура в менеджменте знаний: монография / М.А. Волкова, В.П. Дудяшова. - Кострома: Изд-во КГТУ, 2012. 143 с.
3. Колядин А.П. Фиктивный компонент человеческого капитала как системный феномен экономики знаний. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Саратов, 2012.
4. Степанова С.М. Проектирование социальнотрудового потока промышленного предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. №2. С.73-79.
5. Степанова С.МСташкова Е.Ю. Совершенствование механизма взаимодействия бизнеса, науки и власти / Сборник статей VIII «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов». -Пенза: Приволжский дом знаний, 2010.
Рукопись поступила в редакцию 28.12.2013.
GRADUATE COMPETENCE DEVELOPMENT AS BUSINESS AND SCIENCE EFFECTIVE INTERACTION INSTRUMENT
E. Stashkova, S. Stepanova
In the article the educational market and labor market dissociation reasons are analyzed and enterprises and educational institutions the interaction ways are offered. Graduate competence model variable and attributive scales in matrix form are created.
Keywords: competence approach in education, matrix of competences, graduate vocational training.