Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безукладников Константин Эдуардович, Вахрушева Оксана Валерьевна

В текущих условиях возникает вопрос о новом содержании высшего образования, главным образом военного, которое соответствовало бы усложнившимся и изменившимся образовательным потребностям будущих специалистов и обеспечило бы им качественно новый уровень практической подготовки. В число современных образовательных потребностей обучающихся включают умение самостоятельно работать с предметной информацией, в том числе и иноязычной, для освоения профессиональных знаний, приобретения умений и навыков или же их совершенствования с учетом профессиональной перспективы. Ключевую роль в реализации описанных выше образовательных потребностей играет самоорганизация, которая в силу присущей ей полифункциональности обладает большой значимостью в контексте профессионального проектирования. При всей важности самоорганизации для подготовки и профессионального развития специалистов, довольно противоречивая ситуация складывается с необходимостью ее формирования у обучающихся военных вузов. Субординационные связи между субъектами образовательного процесса исключают самоорганизацию. В то же время самоорганизация необходима обучающимся военных вузов в силу специфичности самих образовательных организаций, в которых определен такой вид учебного занятия, как самостоятельная работа, требующий от будущих офицеров ведения эффективной самостоятельной учебной деятельности. Несмотря на объективно существующую актуальность формирования самоорганизации военных специалистов, анализ научной литературы показал, что не имеют широкого представления случаи практического решения обозначенной проблемы. Описана технология формирования самоорганизации курсантов военного вуза посредством возможностей дисциплины «Иностранный язык». На основании анализа подходов к изучению самоорганизации, признания многоаспектности самоорганизации как образования, рассмотрения самоорганизации в непосредственной связи с процессом изучения иностранных языков в военном вузе нами предлагается следующее ее определение. Под самоорганизацией при овладении иностранным языком в военном вузе мы понимаем интегральное (междисциплинарное) качество, которое обеспечивает подготовку офицера, способного и готового использовать иностранный язык в таких сферах лингвоинформационной деятельности, как поиск и обработка информации, письменный обмен информацией, обсуждение проблем научного и профессионально ориентированного характера для профессионального саморазвития и профессионально-социальной мобильности. Опосредованное самостоятельностью формирование самоорганизации возможно в ходе самостоятельной работы. Исходя из уровней самостоятельности (репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская, творческая) и самоорганизации (имитирующе-репродуктивная, комбинирующе-продуктивная, творческо-преобразующая), выделяют три вида самостоятельной работы: воспроизводящая, преобразующая и творческая. Рассмотрено формирование самоорганизации посредством технологии составления компетентностно-ориентированных заданий, понимаемой нами как конструктор дидактических образовательных ситуаций, решение которых приведет к планируемому результату. Поэтапное развитие самоорганизации, ее постепенное усложнение обеспечиваются спектром видов деятельности, заложенных в заданиях: учебной, учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и практической. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет отразить в содержании дисциплины «Иностранный язык» всю комплексность и разнообразие профессионально значимых для будущих офицеров ситуаций. Данная интеграция разрешает объективно существующие противоречия между разобщенностью получаемых обучающимися знаний по разным дисциплинам и необходимостью применять их комплексно в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безукладников Константин Эдуардович, Вахрушева Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED TASKS AS A WAY OF SELF-ORGANIZATION FORMATION WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A MILITARY UNIVERSITY

In the current conditions the question of the new content of higher education, mainly military, arises. In the spotlight of the discussion is the education which would correspond to the more complex and changed educational needs of preservice specialists. The education that would provide them with a qualitatively new level of practical training. The modern educational needs of students include the ability to work independently with the variety of information, including foreign language, to master professional knowledge, acquire skills, or improve them taking into account a professional perspective. In the implementation of the described above educational needs a key role is played by self-organization, which, due to its inherent multifunctionality, is of great importance in the context of professional design. For all the importance of self-organization for the training and professional development of specialists, a rather contradictory situation arises with the need to form it for military universities students. Subordination links between the subjects of the educational process exclude self-organization. But at the same time self-organization is necessary for students of military universities due to the specificity of the educational organizations. They have such a training session as independent work requiring pre-service officers to conduct effective independent educational activities. Despite the objectively existing relevance of military specialists' self-organization formation the analysis of scientific literature has shown that there are no cases of practical solution to the identified problem. The research describes the technology of cadets' self-organization formation using the capabilities of the educational discipline "Foreign Language". Based on the analysis of approaches to the study of self-organization, the recognition of the multidimensionality of self-organization, the consideration of self-organization in direct connection with the process of foreign languages studying, we propose the following definition of it. By self-organization for mastering a foreign language in a military university we mean an integral (interdisciplinary) quality that provides training for an officer who is able and ready to use a foreign language in such areas of linguo-information activities as searching and processing of information, written exchange of information, discussing problems of scientific and professionally oriented nature for professional self-development, professional and social mobility. The formation of self-organization is mediated by independence. It is possible in the course of independent work. Based on the levels of independence (reproductive-imitative, search-performing, creative) and self-organization (imitating-reproductive, combining-productive, creative-transforming), three types of independent work are distinguished: reproducing, transforming and creative. In the logic of the research, we consider the formation of self-organization using the technology of compiling competence-oriented tasks which we understand as a constructor of didactic educational situations. The solution of these situations will lead to the planned result. The stage-by-stage development of self-organization, its gradual complication is provided by a range of activities included in the tasks: educational, educational-professional, quasi-professional and practical. The use of competence-oriented tasks makes it possible to reflect in the content of the discipline "Foreign Language" the entire complexity and diversity of situations that are professionally significant for pre-service officers. This integration resolves the objectively existing contradictions between the disunity of the knowledge acquired by students in different disciplines and the need to apply them comprehensively in professional activities.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Научная статья УДК 378

аог 10.17223/19996195/62/9

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования самоорганизации при обучении иностранному языку в военном вузе

Константин Эдуардович Безукладников1, Оксана Валерьевна Вахрушева2

1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, konstantin.bezukladnikov@gmail.com 2 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия, oksana.moskotina@yandex.ru

Аннотация. В текущих условиях возникает вопрос о новом содержании высшего образования, главным образом военного, которое соответствовало бы усложнившимся и изменившимся образовательным потребностям будущих специалистов и обеспечило бы им качественно новый уровень практической подготовки. В число современных образовательных потребностей обучающихся включают умение самостоятельно работать с предметной информацией, в том числе и иноязычной, для освоения профессиональных знаний, приобретения умений и навыков или же их совершенствования с учетом профессиональной перспективы. Ключевую роль в реализации описанных выше образовательных потребностей играет самоорганизация, которая в силу присущей ей полифункциональности обладает большой значимостью в контексте профессионального проектирования. При всей важности самоорганизации для подготовки и профессионального развития специалистов, довольно противоречивая ситуация складывается с необходимостью ее формирования у обучающихся военных вузов. Субординационные связи между субъектами образовательного процесса исключают самоорганизацию. В то же время самоорганизация необходима обучающимся военных вузов в силу специфичности самих образовательных организаций, в которых определен такой вид учебного занятия, как самостоятельная работа, требующий от будущих офицеров ведения эффективной самостоятельной учебной деятельности. Несмотря на объективно существующую актуальность формирования самоорганизации военных специалистов, анализ научной литературы показал, что не имеют широкого представления случаи практического решения обозначенной проблемы.

Описана технология формирования самоорганизации курсантов военного вуза посредством возможностей дисциплины «Иностранный язык». На основании анализа подходов к изучению самоорганизации, признания многоаспектно-сти самоорганизации как образования, рассмотрения самоорганизации в непосредственной связи с процессом изучения иностранных языков в военном вузе нами предлагается следующее ее определение. Под самоорганизацией при овладении иностранным языком в военном вузе мы понимаем интегральное (междисциплинарное) качество, которое обеспечивает подготовку офицера, способного и готового использовать иностранный язык в таких сферах лингво-информационной деятельности, как поиск и обработка информации, письмен© К.Э. Безукладников, О.В. Вахрушева, 2023

ный обмен информацией, обсуждение проблем научного и профессионально ориентированного характера для профессионального саморазвития и профессионально-социальной мобильности. Опосредованное самостоятельностью формирование самоорганизации возможно в ходе самостоятельной работы. Исходя из уровней самостоятельности (репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская, творческая) и самоорганизации (имитирующе-репродуктивная, комбинирующе-продуктивная, творческо-преобразующая), выделяют три вида самостоятельной работы: воспроизводящая, преобразующая и творческая.

Рассмотрено формирование самоорганизации посредством технологии составления компетентностно-ориентированных заданий, понимаемой нами как конструктор дидактических образовательных ситуаций, решение которых приведет к планируемому результату. Поэтапное развитие самоорганизации, ее постепенное усложнение обеспечиваются спектром видов деятельности, заложенных в заданиях: учебной, учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и практической. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет отразить в содержании дисциплины «Иностранный язык» всю комплексность и разнообразие профессионально значимых для будущих офицеров ситуаций. Данная интеграция разрешает объективно существующие противоречия между разобщенностью получаемых обучающимися знаний по разным дисциплинам и необходимостью применять их комплексно в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: комплексная профессиональная подготовка, содержание обучения иностранному языку в военном вузе, самостоятельная работа, самостоятельность, самоорганизация, компетентностно-ориентированные задания, роль иностранного языка в подготовке военного специалиста

Для цитирования: Безукладников К.Э., Вахрушева О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования самоорганизации при обучении иностранному языку в военном вузе // Язык и культура. 2023. № 62. С. 162-182. ао1: 10.17223/19996195/62/9

Original article

doi: 10.17223/19996195/62/9

Competence-oriented tasks as a way of self-organization formation while teaching a foreign language in a military university

Konstantin E. Bezukladnikov1, Oksana V. Vakhrusheva2

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, konstantin. bezukladnikov@gmail. com 2 Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia,

oksana. moskotina@yandex. ru

Abstract. In the current conditions the question of the new content of higher education, mainly military, arises. In the spotlight of the discussion is the education which would correspond to the more complex and changed educational needs of pre-service specialists. The education that would provide them with a qualitatively new level of practical training. The modern educational needs of students include the ability to work independently with the variety of information, including foreign language,

to master professional knowledge, acquire skills, or improve them taking into account a professional perspective. In the implementation of the described above educational needs a key role is played by self-organization, which, due to its inherent multifunc-tionality, is of great importance in the context of professional design. For all the importance of self-organization for the training and professional development of specialists, a rather contradictory situation arises with the need to form it for military universities students. Subordination links between the subjects of the educational process exclude self-organization. But at the same time self-organization is necessary for students of military universities due to the specificity of the educational organizations. They have such a training session as independent work requiring pre-service officers to conduct effective independent educational activities. Despite the objectively existing relevance of military specialists' self-organization formation the analysis of scientific literature has shown that there are no cases of practical solution to the identified problem.

The research describes the technology of cadets' self-organization formation using the capabilities of the educational discipline "Foreign Language". Based on the analysis of approaches to the study of self-organization, the recognition of the multidimensionali-ty of self-organization, the consideration of self-organization in direct connection with the process of foreign languages studying, we propose the following definition of it. By self-organization for mastering a foreign language in a military university we mean an integral (interdisciplinary) quality that provides training for an officer who is able and ready to use a foreign language in such areas of linguo-information activities as searching and processing of information, written exchange of information, discussing problems of scientific and professionally oriented nature for professional self-development, professional and social mobility. The formation of self-organization is mediated by independence. It is possible in the course of independent work. Based on the levels of independence (reproductive-imitative, search-performing, creative) and self-organization (imitating-reproductive, combining-productive, creative-transforming), three types of independent work are distinguished: reproducing, transforming and creative.

In the logic of the research, we consider the formation of self-organization using the technology of compiling competence-oriented tasks which we understand as a constructor of didactic educational situations. The solution of these situations will lead to the planned result. The stage-by-stage development of self-organization, its gradual complication is provided by a range of activities included in the tasks: educational, educational-professional, quasi-professional and practical. The use of competence-oriented tasks makes it possible to reflect in the content of the discipline "Foreign Language" the entire complexity and diversity of situations that are professionally significant for pre-service officers. This integration resolves the objectively existing contradictions between the disunity of the knowledge acquired by students in different disciplines and the need to apply them comprehensively in professional activities.

Keywords: comprehensive professional training, the content of teaching a foreign language in a military university, independent work, independence, self-organization, competence-oriented tasks, the role of a foreign language in the training of a military specialist

For citation: Bezukladnikov K.E., Vakhrusheva O.V. Competence-Oriented Tasks as a Way of Self-Organization Formation while Teaching a Foreign Language in a Military University. Language and Culture, 2023, 62, рр. 162-182. doi: 10.17223/19996195/62/9

Введение

Образование как социальное качество тесно связано с изменениями, которые происходят в мире. В связи с этим в текущих условиях воз-

никает вопрос о новом содержании высшего образования, главным образом военного, которое соответствовало бы усложнившимся и изменившимся образовательным потребностям будущих специалистов и обеспечило бы им качественно новый уровень практической подготовки.

В число современных образовательных потребностей обучающихся включают не столько пассивное получение информации в определенной области знаний, сколько умение самостоятельно работать с этой предметно-информационной областью, в том числе и иноязычной, для освоения профессиональных знаний, приобретения умений и навыков или же их совершенствования с учетом профессиональной перспективы.

Закономерно, что ключевую роль в реализации описанных выше образовательных потребностей играет самоорганизация, которая в силу присущей ей полифункциональности обладает большой значимостью в контексте профессионального проектирования.

Воспитательная функция самоорганизации заключается в содействии развитию дисциплинированности, ответственности, настойчивости и других качеств обучающихся [1].

Образовательная функция самоорганизации (Н.С. Копеина, В.Я. Ляудис) как компонента обеспечения качества образования раскрывается в возможности повышения эффективности учебного труда обучающихся. Суть развивающей функции самоорганизации заключается в утверждении, что формирование последней детерминирует параллельное становление определенного уровня интеллектуальных способностей, социально-психологических и морально-нравственных характеристик, ценностных ориентаций и интересов [2].

Л.И. Уманский и В.Н. Донцов особо отмечают управляющую и регулирующую функции самоорганизации, которые направлены на создание положительного эмоционального настроя на учебный процесс, повышение эффективности деятельности студентов. С.С. Котова, опираясь на идеи синергетики, выделяет функцию упорядочивания учебных действий - программирования индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов с учетом сильных и слабых сторон их темперамента и особенностей характера [3].

При всей вышеописанной значимости самоорганизации для подготовки и профессионального развития специалистов, довольно противоречивая ситуация складывается с необходимостью ее формирования у обучающихся военных вузов. На первый взгляд, ввиду того что взаимодействие между обучающимися, командирами и военными преподавателями закреплено строгими нормами и правилами, курсанты выполняют подчиненную роль. Субординационные связи между субъектами образовательного процесса исключают самоорганизацию. Но необходимо понимать, что целью построения данной иерархии является не обеспечение безусловного подчинения обучающихся, а отработка по-

следовательности действий в ситуациях повышенной опасности или неопределенности в соответствии с уставом.

В то же время самоорганизация необходима обучающимся военных вузов в силу специфичности самих же образовательных организаций, в которых определен такой вид учебного занятия, как самостоятельная работа, требующий от будущих офицеров ведения эффективной самостоятельной учебной деятельности. Неумение организовывать себя в часы, строго отведенные регламентом распорядка дня военного вуза, отрицательно сказывается на успеваемости курсантов.

Таким образом, мы полагаем, что обращение к проблеме самоорганизации будущих офицеров актуально, поскольку в контексте подготовки именно военного специалиста проявляется ее функциональная разноаспектность. С одной стороны, формирование самоорганизации определено спецификой организации учебной деятельности курсантов в военном вузе. С другой стороны, в логике концепции модернизации образования, самоорганизация является движущей силой непрерывного профессионального развития военного специалиста [4], самоорганизация наполняет смыслом обучение, позволяет проектировать профессиональное будущее офицера, т.е. является конструктом собственно практической деятельности [5, 6].

Методология исследования

Интерес к самоорганизации подтверждает существующее разнообразие ее трактовок.

Ряд ученых (Е.В. Марусова, О.Н. Первушина, П.Е. Рыженков, А.П. Ситников, Л.М. Хаславская и др.) трактуют самостоятельность как способность личности самостоятельно вырабатывать свой оптимальный индивидуальный стиль деятельности.

Н.К. Тутышкин полагает самоорганизацию способностью человека быстро, последовательно и творчески перенимать опыт предшествующих поколений в области рациональной организации умственного труда.

С.Н. Ярошенко, Н.Ю. Дудник рассматривают самоорганизацию в контексте профессиональной деятельности, определяя ее как необходимую способность личности для мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств, совершенствования профессионально необходимых черт характера, повышения уровня собственного профессионализма.

К. К. Платонов и М.М. Ведмедев понимают под самоорганизацией деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в самостоятельности.

Не менее значимы для решения проблемы самоорганизации труды ученых (В.И. Андреев, А.К. Громцева, А.Г. Ковалев, Л.И. Рувин-

ский, А.Е. Соловьева, Г.Н. Сериков и др.), в которых самоорганизация рассматривается в контексте саморазвития и самовоспитания личности.

Ю.А. Цагарелли рассматривает самостоятельность как процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки.

Разнообразие трактовок самоорганизации объясняется следующим. Во-первых, самоорганизация рассматривается в разных науках: психологии, педагогике, кибернетике, философии, синергетике и др.

Во-вторых, при рассмотрении понятия используются отличающиеся подходы. Проведенный в ходе исследования анализ научной литературы позволил нам выделить личностный, деятельностный, интегральный (личностно-деятельностный), технический, акмеологический, организационно-деятельностный и аксиологический подходы к определению сущности понятия «самоорганизация».

В рамках личностного подхода ученые выделяют и изучают личностное качество или совокупность качеств, которые определяют самоорганизацию. В данном случае ученые рассматривают самоорганизацию как личностное образование. Сторонники деятельностного подхода рассматривают деятельность как образование, подлежащее организации и самоорганизации, таким образом, объектом самоорганизации становится деятельность и ее структура. Стремясь к совмещению положений двух вышеприведенных подходов, представители интегрального подхода рассматривают самоорганизацию деятельности во взаимосвязи со свойствами личности субъекта, которые могут оказать воздействие на результат деятельности. Ученые, работающие в контексте технического подхода, изучают и разрабатывают приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности [3, 7-9].

Представители акмеологического подхода рассматривают самоорганизацию как высший уровень профессиональных способностей. Учитывая положения организационно-деятельностного подхода, самоорганизация рассматривается учеными как процесс деятельности, состоящий из определенных этапов, организуемых самим субъектом. Аксиологический подход к трактовке самоорганизации определяет ее как процесс упорядоченной, сознательной деятельности, побуждаемой и направляемой профессионально значимыми целями и ценностями [7].

В-третьих, авторы сосредоточены на изучении определенных аспектов самоорганизации. Исследователи рассматривают самовоспитание, самореализацию, самообразование, саморазвитие, самовоздействие, самоконтроль, самоанализ, самостоятельную работу, самообразовательную деятельность и др.

Исследована и охарактеризована психическая самоорганизация, самоорганизация учащихся школ, самоорганизация студентов дневных

отделений вузов, самоорганизация аспирантов, самоорганизация студентов заочной формы, самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога, но несмотря на объективно существующую актуальность формирования самоорганизации военных специалистов, анализ научной литературы показал, что не имеют широкого представления случаи практического решения обозначенной проблемы.

В проведенном исследовании описана технология формирования самоорганизации курсантов военного вуза посредством возможностей дисциплины «Иностранный язык».

В контексте обучения иностранному языку мы считаем целесообразным рассматривать самоорганизацию в функциональном аспекте [10], тем самым подчеркнув, что ее формирование позволит:

- преодолеть разрыв между теоретическими иноязычными знаниями и практическими иноязычными умениями будущих офицеров;

- спроектировать, оценить возможный результат обучения по дисциплине «Иностранный язык» и определить его роль в комплексной профессиональной подготовке военнослужащего.

В рамках высшей военной школы учеными (А.В. Галямина, О.В. Лебединская, М.А. Пенно) самоорганизация рассмотрена с позиций деятельностного подхода. Мы же разделяем точку зрения ученых, полагающих, что самоорганизация представляет собой личностное образование. В исследовании мы выделяем самостоятельность как качество, детерминирующее самоорганизацию, что актуально в рамках изучения иностранных языков, где традиционно предполагается ее высокий уровень. Самостоятельность является тем внутренним вектором, который определяет готовность курсанта к самоорганизации.

На основании анализа подходов к изучению самоорганизации, признания многоаспектности самоорганизации как образования, рассмотрения самоорганизации в непосредственной связи с процессом изучения иностранных языков в военном вузе нами предлагается следующее ее определение.

Под самоорганизацией при овладении иностранным языком в военном вузе мы понимаем интегральное (междисциплинарное) качество, которое обеспечивает подготовку офицера, способного и готового использовать иностранный язык в таких сферах лингво-информационной деятельности, как поиск и обработка информации, письменный обмен информацией, обсуждение проблем научного и профессионально ориентированного характера для профессионального саморазвития и профессионально-социальной мобильности.

Самостоятельность как внутренний вектор, определяющий готовность курсанта к самоорганизации, может быть трёх видов: репро-дуктивно-подражательная, поисково-исполнительская и творческая. Самостоятельность репродуктивно-подражательного вида является ба-

зовой, она начинает проявляться в ходе усвоения готовых образцов действий и предполагает направленность обучающихся на осмысление, анализ и сравнение способов их получения [11, 12].

Сформированность репродуктивно-подражательной самостоятельности обусловливает «имитирующе-репродуктивный» [3] уровень самоорганизации. На данном этапе развития самоорганизации сценарий применения иностранного языка в предстоящей профессиональной деятельности курсантами не осознается. Не понимая необходимости и важности применения иностранного языка в профессии, курсанты не проявляют интерес к его изучению, пассивны, не демонстрируют ответственности.

Курсанты самостоятельно не ставят целью своей деятельности овладение иностранным языком, специально ее не планируют. Овладение учебным материалом осуществляется в процессе выполнения заданий и инструкций преподавателя. Курсанты знают способы рациональной организации умственно труда, но при этом не всегда пользуются ими в решении учебных задач.

На этапе формирования поисково-исполнительской самостоятельности имеет место широкое использование ориентиров и опор, которые постепенно приобретают все более свернутый характер. Обучающиеся уже готовы и способны самостоятельно находить пути решения проблемы, предложенной преподавателем [11, 12].

Сформированность поисково-исполнительской самостоятельности определяет «комбинирующе-продуктивный» [3] уровень самоорганизации. На данном этапе курсанты осознают в полной мере цель обучения дисциплине «Иностранный язык» в военном вузе, обусловленную запросом современной служебно-боевой практики, но отмечается недостаток ресурсов (личностных, информационных и др.), обеспечивающих ее достижение. Курсантов характеризует наличие стремлений, они достаточно активны в обучении, ответственны.

Курсанты способны самостоятельно организовывать свою деятельность по изучению иностранного языка, но нуждаются в регулярном руководстве и контроле преподавателя. Курсанты не всегда ставят самостоятельно цель своей учебной деятельности, не всегда самостоятельно ее планируют. Овладение учебным материалом осуществляется при поддержке преподавателя.

Курсанты знают и применяют способы рациональной организации умственного труда, но при этом не всегда используют наиболее эффективные и рациональные. Однако задания выполняют достаточно быстро.

Самостоятельность творческого вида рассматривается как высшая форма проявления познавательной деятельности. Она предполагает самостоятельную постановку задачи, поиск путей ее решения и адекватную самооценку. Самостоятельность творческого вида связана с вы-

ходом за пределы заданной ситуации, поиском новых, оригинальных способов ее решения [11, 12].

Сформированность творческой самостоятельности обусловливает «творческо-преобразующий» [3] уровень самоорганизации. При формировании заданного уровня самоорганизации иностранный язык рассматривается будущими офицерами как способ приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, что в свою очередь является индикатором их «мотивационной готовности к профессиональной деятельности» [13]. Курсанты проявляют «инициативную ответственность» [14] в овладении иностранным языком. Их характеризует высокий уровень стремлений, настойчивость и увлеченность, творческий подход и готовность действовать самостоятельно.

Творческо-преобразующая самоорганизация характеризуется развитием у будущих офицеров способности выстраивать свои образовательные траектории в изучении языка благодаря умению ставить гибкие цели собственного учебного труда, применяя наиболее эффективные способы его рациональной организации, умению самостоятельно и целенаправленно планировать свою деятельность.

Военные специалисты, обладающие творческо-преобразующей самоорганизацией, способны видеть зону своего ближайшего профессионального развития, т. е. они осознают границы своего опыта применения иностранного языка в профессиональной деятельности и находят пути их расширения. Мы полагаем, что в процессе формирования твор-ческо-преобразующей самоорганизации обучающиеся оказываются вовлеченными в собственную практическую деятельность.

Опосредованное самостоятельностью формирование самоорганизации возможно в ходе самостоятельной работы. Исходя из уровней самостоятельности (репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская, творческая) и самоорганизации (имитирующе-репродуктивная, комбинирующе-продуктивная, творческо-преобразу-ющая), выделяют три вида самостоятельной работы: воспроизводящая, преобразующая и творческая [11, 12].

Самостоятельная работа воспроизводящего вида способствует формированию репродуктивно-подражательной самостоятельности как основы имитирующе-репродуктивной самоорганизации.

В результате самостоятельной работы воспроизводящего вида обучающиеся приобретают умения принимать учебную цель, уяснять последовательность выполнения задания, накапливать опорные факты и способы деятельности, выполнять задания рациональным способом, адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Главным назначением самостоятельной работы воспроизводящего вида мы полагаем ее содействие формированию произвольности действий, закреплению способов деятельности и созданию необходи-

мых условия для перехода обучающихся к выполнению заданий более высокого уровня самостоятельности [11, 12].

Самостоятельная работа преобразующего вида способствует формированию поисково-исполнительской самостоятельности как основы комбинирующе-продуктивной самоорганизации. Самостоятельная работа преобразующего вида также требует управления ею со стороны преподавателя, однако она носит скорее направляющий, чем объясняющий характер, хотя в отдельных случаях могут даваться дополнительные указания, советы, повторные рекомендации о способах ее выполнения. Обучающиеся приобретают умения принимать учебную задачу и отыскивать пути ее решения, трансформировать приобретенные ранее знания и способы деятельности для решения конкретных учебных задач, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

В ходе самостоятельной работы данного вида курсанты приходят к выводу, что имеющихся знаний недостаточно для решения учебной задачи и требуется ознакомление с новым иноязычным материалом. В рамках самостоятельной работы преобразующего вида создаются условия для развития мыслительной активности курсантов, у них формируются приемы и методы познавательной деятельности, внутренние мотивы к познанию. Все вышеперечисленное создает основу для дальнейшей исследовательской и творческой деятельности в процессе овладения иностранным языком [11, 12].

Самостоятельная работа творческого вида способствует формированию творческой самостоятельности как основы творческо-преобразующей самоорганизации практической деятельности.

Творческий вид самостоятельной работы максимально отражает реальное использование иностранного языка в профессиональных целях будущими военными. В результате этого вида работы обучающиеся приобретают умения выделять, формулировать и обосновывать задачу (проблему), находить и реализовать способы ее решения, решать нетиповые задачи (проблемы) на основе ранее накопленного опыта своей деятельности и посредством освоения принципиально новых знаний, обобщать опыт деятельности, проводить сравнительный анализ полученных результатов.

Самостоятельная работа творческого вида характеризуется целенаправленным поиском, обработкой, творческой переработкой, извлечением и использованием курсантами профессионально ориентированной иноязычной информации по специальности в контексте формирования профессиональных компетенций.

Исследование и результаты

В методике преподавания иностранных языков не существует специальных технологий, целенаправленно формирующих самостоя-

тельность или самоорганизацию, но многие из применяемых в образовательной практике обладают потенциалом в разрешении данной проблемы. В логике исследования мы рассматриваем формирование самоорганизации посредством технологии составления компетентностно-ориентированных заданий, понимаемой нами конструктором дидактических образовательных ситуаций, решение которых приведет к планируемому результату.

Поэтапное развитие самоорганизации, ее постепенное усложнение обеспечиваются спектром видов деятельности, заложенных в заданиях: учебной, учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и практической. Выбирая в качестве технологического решения компе-тентностно-ориентированные задания, мы придерживаемся и закрепленных государственным образовательным стандартом требований к результату освоения образовательной программы вуза, который выражается в формировании компетенций.

В нашем исследовании осуществимо формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, которое реализуется посредством внедрения профессионально ориентированного обучения иностранному языку, технологии, позволяющей интегрировать изучаемую дисциплину в общую концепцию военно-профессиональной подготовки выпускника.

Отдельный интерес представляет формирование профессиональных и военно-профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Иностранный язык» посредством организации узкопрофессиональной иноязычной подготовки будущего офицера. Описанное выше возможно вследствие реализации технологии предметно-языкового интегрированного обучения через интеграцию изучения языка и специальных дисциплин при конвергенции их дидактических компонентов.

Компетентностно-ориентированные задания являются дидактической конструкцией, которая используется как для формирования компетенций, так и с целью их проверки [15].

Рассматриваемые задания проектируются в логике таксономии Б. Блума [16] и подразделяются на предметные, межпредметные и практические (рис. 1), ориентированные на реализацию обучающих, поисковых и проблемных задач соответственно [17, 18].

На этапе формирования имитирующе-репродуктивной самоорганизации применяются предметные компетентностно-ориентированные задания с обучающей задачей, выполнение которых реализуется в условиях самостоятельной работы воспроизводящего вида (табл. 1).

На этапе формирования комбинирующе-продуктивной самоорганизации применяются межпредметные компетентностно-ориентированные задания с поисковой задачей, выполнение которых реализуется в условиях самостоятельной работы преобразующего вида (табл. 2).

Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оиенка

1. Назовите основные части... 8. Объясните ПРИЧИНЫ ТОГО, 410... 15. Изобразите информацию графически... 22. Раскройте особенности,.. 29. Предложите новый (иной вариант...) 36. Ранжируйте... и обоснуйте,,.

2 Сгруппируйте вместе все.,. 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы,., 16. Предложите способ, позволяющий ... 23. Проанализируйте структуру... с точки зрения... 30. Разработайте план, позволяющий (пр е пятствую Щ1 ш) 37. Определите, какое из решений является оптимальным для...

3. Составьте СПИСОК понятий, касающихся... 10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между... 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает... 24. Составьте перечень основных СВОЙСТВ, характеризующих с точки зрення... 31. Найдите необычный способ, позволяющий.., 38. Оцените значимость.., для...

4. Расположите в определённом порядке... 11. Постройте прогноз развития... 18. Сравните... и..., а затем обоснуйте... 25. Постройте классификацию на основании... 32. Придумайте ситуацию, которая... 39. Определите возможные критерии оценки...

5. Изложите в форме текста... 12. Про ком ментпруйте положение о том, что... 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий ... 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) ю, что.,. 33. Предложите новую (свою) кл ассификаиию... 40. Выскажите критические суждения о.,,

б. Вспомните н напишите... 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что... 20. Проведите презентацию... 27. Сравните точки зрения... п... на... 34. Напишите возможный сценарии развития... 41. Оцените возможности... для..,

7. Прочитайте самостоятельно 14. Приведите пример того, что (как, где)... 21. Рассчитайте на основании данных о... 28. Бьтявпте принципы, лежащие в основе,.. 35. Изложите в форме,,, своё мнение (понимание)... 42. Проведите экспертизу состояния.

Рис. 1. «Конструктор условий задач», разработанный Л.С. Илюшиным, в основу которого положена таксономия целей Б. Блума

Т а б л и ц а 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример компетентностно-ориентированного задания для формирования имитирующе-репродуктивной самоорганизации

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ)

по дисциплине «Иностранный язык»: подготовка сообщения по теме «Army Vehicles & Platforms: Armored Fighting Vehicles»

Формируемые компетенции: коммуникативная.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность: при обучении иностранному языку в военном вузе особое внимание уделяется формированию способности будущего офицера применять полученную информацию в собственном продукте иноязычной деятельности в устной или письменной форме.

Цели: подготовить устное сообщение на иностранном языке.

Задачи: изучить представленный иноязычный материал, выполнить задания в предложенном порядке, оценить достаточность материала в контексте выполнения итогового задания, осуществить поиск недостающей информации, представить выполненное итоговое задание, быть готовым ответить на вопросы, теме. Местоположение задания, разработанных материалов: лингво-информационная среда военного института, онлайн-курс «English for the Military». Количество аудиторных часов: 2 часа.

Контингент участников: курсанты первого года обучения специальности 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».

Ожидаемые результаты: под руководством преподавателя научиться выбирать средства и виды деятельности для достижения цели, планомерно усвоить порядок действий в работе с иноязычными информационными ресурсами, научиться осуществлять отбор стратегий применения реализованного языкового материала.

Достигаемые уровни знаний: знать основные лексические единицы общего и терминологического характера с учетом их контекстуального значения, знать закономерности грамматического строя изучаемого языка, знать алгоритмы различных видов чтения, знать лексические и грамматические нормы делового стиля общения, знать принципы построение устного высказывания на иностранном языке. Достигаемые уровни умений: уметь применять лексические единицы и грамматические конструкции, уметь осуществлять чтение профессионально ориентированных текстов, уметь извлекать информацию иноязычного текста с различной степенью полноты интерпретации, уметь логически верно организовывать устную речь с учетом функциональных особенностей делового стиля общения.

Достигаемые уровни личностных качеств: репродуктивно-подражательная самостоятельность, имитирующе-репродуктивная самоорганизация.

СОДЕРЖАНИЕ КОЗ Описание ситуации: вы, являясь действующим преподавателем военного вуза, получили распоряжение убыть в командировку к месту проведения специальной военной операции. После возвращения к постоянному месту службы вам необходимо довести информацию до обучающихся, рассказать об образцах бронетехники стран НАТО, которая используется в районе ведения боевых действий. Интерес представляют те виды техники, которые состоят на вооружении войск национальной гвардии России, например бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Информация, необходимая курсанту для выполнения задания: разработанный преподавателем учебно-методический комплекс, содержащий текст «Armored Fighting Vehicles», задания, направленные на понимание основных элементов содержания текста, коммуникативные задания, сеть Интернет.

Формулировка задания: подготовьте устное сообщение, в котором вы должны осветить образцы бронетехники стран НАТО, используемые в ходе специальной военной операции (бронетранспортеры, боевые машины пехоты). В сообщении обратите внимание на семейство каждого упомянутого вида бронетехники. Определите назначение бронетехники, основные технические характеристики. Представьте сообщение, будьте готовы ответить на вопросы по теме. Бланк выполнения задания: задание оформляется в свободной форме. Вспомогательные задания: подготовьте мультимедийную презентацию для сопровождения сообщения.

Технологии оценки результативности: оценивание осуществляется по следующим критериям: ясность, лаконичность, последовательность изложения; умение раскрыть сущность реализованного; соответствие выбранных для визуализации средств (при наличии); умение отвечать на вопросы; определение возможных направлений дальнейшего изучения или применения реализованного.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ

Необходимые ресурсы:

Материально-технические: компьютерный класс с интерактивным комплектом и доступом к сети Интернет.

Дидактические и методические: разработанный учебно-методический комплекс с определенной (указанной) последовательностью выполнения заданий. Дополнительная подготовка обучающихся: консультации преподавателя кафедры иностранных языков.

Дополнительная подготовка педагогов: понимание специфики факультета_

Т а б л и ц а 2

Пример компетентностно-ориентированного задания для формирования комбинирующе-продуктивной самоорганизации

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ)

по дисциплине «Иностранный язык»: подготовка проекта по теме «Эксплуатация вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ)»/ "Maintenance of Armament and Military Equipment"

Формируемые компетенции: коммуникативная, профессиональная (способность организовывать работу по эксплуатации транспортных средств специального назначения), военно-профессиональная (способность выполнять служебно-боевые задачи в условиях воздействий негативных факторов).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность: реализация принципа функциональности иноязычной подготовки, который заключается в актуализации знаний, полученных при изучении специальных военных дисциплин.

Цели: подготовить интегрированный проект на иностранном языке. Задачи: определить цели и задачи, порядок и способы их реализации, изучить представленный иноязычный материал, осуществить поиск недостающей информации, представить выполненное итоговое задание, быть готовым ответить на вопросы. Местоположение задания, разработанных материалов: лингво-информационная среда военного института, онлайн-курс «English for the Military». Количество аудиторных часов: 4 часа.

Контингент участников: курсанты второго года обучения специальности 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».

Ожидаемые результаты: ставить цели и задачи на каждом этапе при выполнении задания, оценивать вероятность достижения цели, выбирать средства и виды деятельности для достижения цели, овладеть приемом переноса знаний из одной предметной области другую, структурировать и интегрировать знания из различных предметных областей, применять разные способы и приемы работы с информационными ресурсами.

Достигаемые уровни знаний: знать основные лексические единицы общего и терминологического характера с учетом их контекстуального значения, знать закономерности грамматического строя изучаемого языка, знать алгоритмы различных видов чтения, знать функциональные стили общения, принципы построения устного и письменного высказывания на иностранном языке.

Достигаемые уровни умений: уметь применять лексические единицы и грамматические конструкции, уметь осуществлять чтение профессионально ориентированных текстов, уметь извлекать информацию иноязычного текста с различной степенью полноты интерпретации, уметь соотносить языковые средства изучаемого иностранного языка с ситуациями речевого поведения, уметь логически верно организовывать устную речь с учетом функциональных особенностей делового стиля общения. Достигаемые уровни личностных качеств: поисково-исполнительская самостоятельность, комбинирующе-продуктивная самоорганизация.

СОДЕРЖАНИЕ КОЗ Описание ситуации / Situation Description: вы - офицер-организатор эксплуатации изделий ВВСТ. Вы отвечаете за организацию эксплуатации, решения по эксплуатации. Вам поставлена задача осуществить подготовку и последующую переброску ВВСТ через лесисто-болотистую местность.

You are an officer organizing maintenance of armament and military equipment. You are responsible for maintenance organization and all final maintenance decisions. You are tasked to transfer equipment through the marshy and forested terrain._

Информация, необходимая курсанту для выполнения задания: подготовленный преподавателем текст «Special Conditions of Military Equipment Operation», сеть Интернет. Формулировка задания / Task Formulation: доведите до личного состава информацию об особых условиях эксплуатации вооружения, военной и специальной техники. Какое влияние они оказывают на эксплуатацию? Раскройте особенности лесисто-болотистой местности, последовательность подготовки к эксплуатации в данной местности.

Bring the information about the special conditions of military equipment operation. What impact do they have on operation? Bring the features of the marshy and forested terrain, the sequence of preparation for operation in this area.

Бланк выполнения задания: задание оформляется и представляется в свободной форме.

Вспомогательные задания: подготовьте мультимедийную интерактивную презентацию для отображения информации проекта, используйте инфографику. Технологии оценки результативности: оценивание осуществляется по следующим критериям: постановка цели и задачи; ясность, полнота и детальность, последовательность изложения; умение раскрыть сущность реализованного; соответствие выбранных для визуализации средств (при наличии); умение аргументированно отвечать на вопросы; определение возможных направлений дальнейшего изучения или применения реализованного.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ

Необходимые ресурсы:

Материально-технические: компьютерный класс с интерактивным комплектом и доступом к сети Интернет.

Дополнительная подготовка обучающихся: консультации преподавателя кафедры иностранных языков.

Дополнительная подготовка педагогов: понимание специфики факультета, взаимодействие с преподавателями кафедр конструкции и эксплуатации автобронетанковой техники

На этапе формирования творческо-преобразующей самоорганизации применяются практические компетентностно-ориентированные задания с проблемной задачей, выполнение которых реализуется в условиях самостоятельной работы творческого вида (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Пример компетентностно-ориентированного задания для формирования творческо-преобразующей самоорганизации

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) по дисциплине «Иностранный язык»: подготовка научно-исследовательской работы по теме "Theory of Motion of Wheeled Combat Vehicles: Braking Stability"

Формируемые компетенции: коммуникативная, профессиональная (способность организовывать работу по эксплуатации транспортных средств специального назначения), военно-профессиональная (способность выполнять служебно-боевые задачи в условиях воздействий негативных факторов).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность: формирование у курсантов способности и готовности применять знания и умения, приобретенные при изучении дисциплины «Иностранный язык» для решения практических задач._

Цели: подготовить научно-исследовательскую работу на иностранном языке. Задачи: развивать собственные профессиональные знания в ходе решения практических задач, самостоятельно организовывать деятельность в сфере профессионального развития.

Местоположение задания, разработанных материалов: лингво-информационная среда военного института, онлайн-курс «English for the Military». Количество аудиторных часов: 6 часов.

Контингент участников: курсанты второго года обучения специальности 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».

Ожидаемые результаты: соотносить планируемый результат с предпринимаемыми действиями, соотносить действия, предпринимаемые для решения задач, с действиями практической (профессиональной) деятельности.

Достигаемые уровни знаний/умений: знать иностранный язык в объеме, необходимом для поиска и обработки информации, письменного обмена информацией, обсуждения проблем научного и профессионально ориентированного характера. Достигаемые уровни личностных качеств: творческая самостоятельность, творче-ско-преобразующая самоорганизация.

СОДЕРЖАНИЕ КОЗ Situation Description: You are a military engineer. The area of your expertise is theoretical research in the field of the theory of movement of wheeled combat vehicles. Your work is related to the study of the influence of various factors on the operational properties of wheeled vehicles.

Информация, необходимая курсанту для выполнения задания: сеть Интернет. Task Formulation: Statistical analysis of traffic accidents resulting from braking shows that 70-80 percent of them are accompanied by a skid with a working brake system. The majority of the accidents is determined by the loss of braking stability. What braking modes can be applied to maintain stability and avoid an accident? What conclusions can be drawn about the equipment of the braking system of wheeled combat vehicles?

Бланк выполнения задания: задание оформляется и представляется преподавателю в форме отчета о научно-исследовательской работе.

Технологии оценки результативности: оценивание осуществляется по следующим критериям: постановка цели и задач; ясность, полнота и детальность, последовательность изложения; умение раскрыть сущность реализованного; владение материалом; определение возможных направлений дальнейшего изучения или применения реализованного.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ

Необходимые ресурсы:

Материально-технические: компьютерный класс с интерактивным комплектом и доступом к сети Интернет.

Дополнительная подготовка обучающихся: консультации преподавателя кафедры иностранных языков, преподавателей кафедр конструкции и эксплуатации автобронетанковой техники.

Дополнительная подготовка педагогов: понимание специфики факультета, взаимодействие с преподавателями кафедр конструкции и эксплуатации автобронетанковой техники, посещение занятий, проводимых на специализированных кафедрах_

В процессе исследования получен опыт применения технологии составления компетентностно-ориентированных заданий в контексте формирования самоорганизации. При обобщении результатов опытного обучения определено, что 83% обучающихся признают профессиональную значимость самоорганизации, имеют убеждение в необходимости изучения дисциплины «Иностранный язык». Тем не менее лишь 47% участни-

ков исследования принимают на себя ответственность за свое ближайшее профессиональное будущее и нацелены на практическое применений иноязычных знаний, навыков в профессиональной деятельности.

Самоорганизация определяет и успеваемость курсанта по дисциплине «Иностранный язык», что особо показательно в условиях военного вуза при имеющейся ограниченности времени на самостоятельную подготовку. В данном случае критерием сформированности самоорганизации рассматривается качество подготовки курсантов к занятиям по иностранному языку.

Значимые трансформации обучающихся, которые заключаются в способности последних осуществлять рациональную организацию своей деятельности по изучению иностранного языка, фиксировались авторами в ходе практических и контрольных занятий, во время контроля самостоятельной подготовки и проведения консультаций.

Курсантов-участников опытного обучения характеризует развитость волевых качеств. Обучающиеся способны мобилизовать свои силы и сконцентрироваться на выполнении задания. Это является еще одним критерием сформированности самоорганизации.

Сформированность самоорганизации подтверждена не только наблюдаемыми и фиксируемыми качественными изменениями поведения обучающихся, но и результатами проведенной диагностики, в которой оценивался общий уровень самоорганизации посредством определения уровня развития ее отдельных функциональных компонентов. Для интерпретации полученных результатов были выделены особенности взаимосвязей между компонентами самоорганизации. Значимая взаимосвязь была выявлена между анализом ситуации и самоконтролем (г = 0,44, p < 0,02), анализом ситуации и волевыми усилиями (г = 0,40, p < 0,01), анализом ситуации и целеполаганием (г = 0,42, p < 0,05), це-леполаганием и самоконтролем (г = 0,35, p < 0,01).

Результаты исследования показали, что 52% курсантов, принимавших участие в опытном обучении, имеют сформированную имитирующе-репродуктивную самоорганизацию, 31% - комбинирующе-продуктивную, 17% - творческо-преобразующую. Анализ полученных данных позволил установить, что творческо-преобразующий уровень самоорганизации, обусловленный высокой интеграцией таких компонентов, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия, имеют успешно обучающиеся курсанты.

Заключение

Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет отразить в содержании дисциплины «Иностранный язык» всю комплексность и разнообразие профессионально значимых для будущих офицеров ситуаций. Данная интеграция разрешает объективно су-

ществующие противоречия между разобщенностью получаемых обучающимися знаний по разным дисциплинам и необходимостью применять их комплексно в профессиональной деятельности.

Опыт применения комплексно-ориентированных заданий позволяет пересмотреть роль иностранного языка в подготовке военного специалиста, отойти от дисциплинарного принципа обучения и изучения иностранного языка к интегративному, который дает будущим офицерам полное представление о применении и возможностях иностранного языка в предстоящей профессиональной деятельности.

Рассматриваемые интегративные тенденции позволяют выделить в качестве одной из целей обучения иностранному языку в военном вузе формирование самоорганизации как интегрального качества, обеспечивающего искомую целостность системы иноязычных знаний, умений и навыков курсантов. Необходимо отметить, что формированию самоорганизации способствует сама концепция компетентностно-ориентиро-ванных заданий, которая предполагает выход обучающегося из позиции подчиняющегося. Еще одним бесспорным преимуществом применения компетентностно-ориентированных заданий является возможность системного всестороннего воздействия на процесс формирования профессиональных и военно-профессиональных компетенций.

В контексте построения методической системы обучения в цепочке субъектов кадет - курсант - адъюнкт перспективным полагаем составление компетентностно-ориентированных заданий для адъюнктов по специальности «Вооружение и военная техника».

Список источников

1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.

2. Котова С. С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов / С.С. Котова, О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.

3. Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 208 с.

4. Безукладников К.Э., Вахрушева О. В. Проектирование лингво-информационной среды военного вуза: содержательный и технологический аспект // Язык и культура. 2022. № 60. С. 103-125.

5. Лебединская О. В. Самоорганизация иноязычной учебной деятельности курсантов военного вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2-3. С. 616-620.

6. Лебединская О. В. Комплект обучающих программ как средство индивидуализации иноязычной самоподготовки курсантов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2-4. С. 907-910.

7. Яновская Т.Э. К вопросу о понятии «Самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 2. С. 89-95.

8. Галямина А. В. Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2017. 243 с.

9. Пенно М.А Реализация самообразовательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения иностранных языков) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 5-1. С. 264-268.

10. Осмоловская С.М. Функциональность и дисфункциональность профессионального образования // Образование и право. 2021. № 9. С. 229-232.

11. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Романов А.А., Вахрушева О.В. Самостоятельная работа по овладению иностранным языком как основа самоорганизации будущего офицера // Язык и культура. 2019. № 47. С. 131-153.

12. Безукладников К. Э., Крузе Б. А., Вахрушева О. В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации // Язык и культура. 2018. № 41. С. 217-240.

13. Кочнева Е.М., Жарова Д.В., Костылева Е.А Учебно-профессиональная деятельность студентов и ее специфика в контексте подготовки обучающихся вуза к проектированию своего профессионального будущего // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 4 (17). С. 362-368.

14. Коршунова О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов // Концепт. 2016. № 1. С. 6-10.

15. Фасоля АН. Компетентностно-ориентированные задачи // География. Все для учителя. 2015. № 11. С. 6-9.

16. Илюшин Л. С. Использование «Конструктора задач» в разработке современного урока // Школьные технологии. 2013. № 1. С. 123-132.

17. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков, И.В. Клещева, А.Ш. Багаутдинова, М.Б. Будько, М.Ю. Будько, А.О. Вознесенская, Л.А. Забодалова, Л.А. Надточий, О.Ю. Орлова. СПб. : НИУ ИТМО, 2014. 99 с.

18. Загорулько Л.П., Гавриленко М.В., Кафтанов Р.А Интеграция знаний по иностранному языку и военно-профессиональным дисциплинам : метод. рекомендации для преподавателей по решению междисциплинарных задач в военном вузе. Новосибирск : НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД РФ, 2015. 19 с.

References

1. Babanskij Yu.K. (1981) Racional'naya organizaciya uchebnoj deyatel'nosti [Rational organization of educational activities]. M.

2. Kotova S.S., Shahmatova O.N. (2007) Psihologicheskie osobennosti samoorganizacii uchebnoj deyatel'nosti studentov [Psychological features of self-organization of educational activity of students] // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 4. pp. 91-98.

3. Kotova S.S. (2012) Samoorganizaciya uchebno-professional'noj deyatel'nosti studentov: monografiya [Self-organization of educational and professional activities of students]. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta. 208 p.

4. Bezukladnikov K.E., Vahrusheva O.V. (2022) Proektirovanie lingvo-informacionnoj sredy voennogo vuza: soderzhatel'nyj i tekhnologicheskij aspekt [Design of the linguo-informational environment of a military university: content and technological aspect] // Yazyk i kul'tura. 60. pp. 103-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lebedinskaya O.V. (2012) Samoorganizaciya inoyazychnoj uchebnoj deyatel'nosti kursantov voennogo vuza [Self-organization of foreign-language educational activities of military university cadets] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2-3. pp. 616-620.

6. Lebedinskaya O.V. (2012) Komplekt obuchayushchih programm kak sredstvo individual-izacii inoyazychnoj samopodgotovki kursantov [A set of training programs as a means of individualization of foreign language self-training of cadets] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2-4. pp. 907-910.

7. Yanovskaya T.E. (2013) K voprosu o ponyatii 'Samoorganizaciya' v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [To the issue of the concept of 'Self-organization' in psychological and pedagogical research] // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2. pp. 89-95.

8. Galyamina A.V. (2017) Formirovanie kompetencii samoorganizacii uchebnoj deyatel'nos-ti kursantov voennyh vuzov [Building of the self-organization competence of educational activity in military universities cadets]. Pedagogics cand. dis. Kaliningrad. 243 p.

9. Penno M.A. (2015) Realizaciya samoobrazovatel'noj deyatel'nosti kursantov voennyh vuzov (na primere izucheniya inostrannyh yazykov) [Implementation of self-educational activity of military universities cadets (on the example of foreign languages studies)] // Is-toricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 5-1. pp. 264-268.

10. Osmolovskaya S.M. (2021) Funkcional'nost' i disfunkcional'nost' professional'nogo obra-zovaniya [Functionality and dysfunctionality of vocational education] // Obrazovanie i pravo. 9. pp. 229-232.

11. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A., Romanov A.A., Vahrusheva O.V. (2019) Sa-mostoyatel'naya rabota po ovladeniyu inostrannym yazykom kak osnova samoorganizacii budushchego oficera [Independent work on mastering a foreign language as the basis for self-organization of the future officer] // Yazyk i kul'tura. 47. pp. 131-153.

12. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A., Vahrusheva O.V. (2018) Obuchenie inostrannomu yazyku kursantov voennogo vuza v usloviyah samoorganizacii [Teaching a foreign language to military university cadets via self-organization] // Yazyk i kul'tura. 41. pp. 217-240.

13. Kochneva E.M., Zharova D.V., Kostyleva E.A. (2016) Uchebno-professional'naya deyatel'nost' studentov i ee specifika v kontekste podgotovki obuchayushchihsya vuza k proektirovaniyu svoego professional'nogo budushchego [Educational and professional activity of students and its specificity in the context of preparation of university students to design their professional future] // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologi-ya. 4 (17). pp. 362-368.

14. Korshunova O.V. (2016) Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya kak sredstvo dosti-zheniya sovremennyh obrazovatel'nyh rezul'tatov [Competence-oriented tasks as a means of achieving modern educational results] // Koncept. 1. pp. 6-10.

15. Fasolya A.N. (2015) Kompetentnostno-orientirovannye zadachi [Competence-oriented tasks] // Geografiya. Vse dlya uchitelya. 11. pp. 6-9.

16. Ilyushin L.S. (2013) Ispol'zovanie 'Konstruktora zadach' v razrabotke sovremennogo uroka [Using the 'Problem Builder' in the development of a modern lesson] // Shkol'nye tekhnologii. 1. pp. 123-132.

17. Shekhonin A.A., et al. (2014) Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya v sisteme vysshego obrazovaniya [Competence-oriented tasks in the system of higher education]. SPb: NIU ITMO. 99 p.

18. Zagorul'ko L.P., Gavrilenko M.V., Kaftanov R.A. (2015) Integraciya znanij po inostran-nomu yazyku i voenno-professional'nym disciplinam: metodicheskie rekomendacii dlya prepodavatelej po resheniyu mezhdisciplinarnyh zadach v voennom vuze [Integration of knowledge in a foreign language and military professional disciplines: guidelines for teachers on solving interdisciplinary problems in a military university]. Novosibirsk: NVI VV imeni generala armii I.K. Yakovleva MVD RF. 19 p.

Информация об авторах:

Безукладников К. Э. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: konstantin.bezukladnikov @gmail.com

Вахрушева О.В. - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (Пермь, Россия). E-mail: oksana.moskotina@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Bezukladnikov K.E., D.Sc. (Education), Professor, Head of the Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: konstantin.bezukladnikov@gmail.com

Vakhrusheva O.V., Ph.D. (Education), Associate Professor, Head of Foreign Language Department, Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (Perm, Russia). E-mail: oksana.moskotina@yandex.ru The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 28.04.2023; принята к публикации 12.05.2023 Received 28.04.2023; accepted for publication 12.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.