Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированное образование в свете руководства ВОЗ 2013г'

Компетентностно-ориентированное образование в свете руководства ВОЗ 2013г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское образование / подготовка ППС / потребности населения в медицинских услугах / Medical education / faculty training / population healthcare needs

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ж.С. Нугманова

Современный глобальный кризис здравоохранения, проявляющийся не только дефицитом медицинских кадров во многих странах, но и повсеместным дисбалансом профессиональных групп и их неравномерным географическим распределением, привел к тому, что, по крайней мере, один миллиард жителей планеты остались без медицинской помощи. Одно из решений этой проблемы ВОЗ видит в преобразовании системы подготовки работников здравоохранения. Для координации этого процесса в 2013 г. было выпущено Руководство ВОЗ «Преобразование и расширение масштабов образования и подготовки специалистов здравоохранения». В статье рассматривается, насколько рекомендуемые преобразования совпадают с имеющейся системой подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE - BASED EDUCATION IN THE LIGHT OF WHO GUIDELINES OF 2013

Global Healthcare workforce shortages accompanied by an imbalance in skill mix of teams and uneven geographical distribution of health professionals, has left at least one billiard people worldwide without access to health services. One of the solutions offered in the WHO Guidelines “Transforming and scaling up health professionals’ education and training” is to transform and scale up health professionals’ education and training. In the article, relevance and applicability of these recommendations to the local environment are discussed.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированное образование в свете руководства ВОЗ 2013г»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Arthur S^; Sheffrin S.M. (2003). Economics: Principles in action. Upper Saddle River, New Jersey 07458: Pearson Prentice Hall. p. 5. ISBN 0-13-063085-3.

2 Simkovic, M (2013). "Risk-Based Student Loans". Washington and Lee Law Review 70 (1): 527

3 Illeris 2007, p. 3, «Contemporary Theories of Learning. Learning theorists ... in their own words»Edited by Knud Illeris, 2009, Routledge).

4 Honeyman, M.; Miller, G. "Agriculture distance education: A valid alternative for higher education?". Proceedings of the 20th Annual National Agricultural Education Research Meeting: 67-73, 1993

5 http://www.who.int/hrh/resources/transf scaling hpet/en/

6 WHO. 2010c. Framework for action on inter-professional education and collaborative practice. Geneva, World Health Organization.

Ж.С.НУГМАНОВА, О. ДАЙЧЕ, А. АЗИМОВА, Ж.Б. БОТБАЕВА, Н. ТЕНТИЕВ ЦАШЬЩТАН ОЦЫТУ- АДАМНЬЩ КАПИТАЛЫН ЖЭНЕ КЭСШИ-АРАЛЬЩ Б1Л1МШ НЫГАЙТУДЫЦ МАЦЫЗДЫ Ц¥РАЛЫ

TYmH: Бшм жуйесш багытталган жетiлдiру адам капиталын кетерудщ бiрден 6ip багыты саналады. Кашы;тан о;ыту (К^О) бiлiмге к;олжет1мдшкп арттыра отырып, бул ма;сатты жецшдетедг Сонымен ;атар, КД ДД¥ мэлiметтерi бойынша, к^рп тацдагы денсаулы;са;тау саласындагы кeлемдi кемшшктердщ бiрi-кэriби-аралы; бшмнщ жо;тыгын-алдын алуга кемек болады. Бiраз жылдар бойы GIZ эгидасы аясындагы Орта Азия айма;ты; жоба бойынша К^аз¥МУ К^О ;атысушыларыныц бiрi.

TYЙiндi свздер:^ашы;тан о;ыту, адам капитлын ныгайту, кэаби-аралы; бiлiм.

Z.S.NUGMANOVA, O. DAICHE), A AZIMOVA, Z.B. BOTBAEVA, N. TENTIEV DISTANCE LEARNING AS AN IMPORTANT TOOL OF STRENGTHENING OF HUMAN CAPITAL AND INTER - PROFESSIONAL EDUCATION

Resume: Purposeful improvement of education systems is recognized as one of the ways of increasing human capital. Distance Learning (DL), facilitating access to education, promotes this goal. Also, according to WHO, DL is capable to help overcome one of the major shortcomings of modern education - lack of inter - professional education. For several years, KazNMU participates in Central Asian Regional DL projects under the auspices of GIZ. Keywords: Distance learning, human capital strengthening, inter - professional education

УДК 61:378.147-057.875

Ж.С. НУГМАНОВА

Модуль «ВИЧ-инфекция и инфекционный контроль» КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова

КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ РУКОВОДСТВА ВОЗ 2013Г

Современный глобальный кризис здравоохранения, проявляющийся не только дефицитом медицинских кадров во многих странах, но и повсеместным дисбалансом профессиональных групп и их неравномерным географическим распределением, привел к тому, что, по крайней мере, один миллиард жителей планеты остались без медицинской помощи. Одно из решений этой проблемы ВОЗ видит в преобразовании системы подготовки работников здравоохранения. Для координации этого процесса в 2013 г. было выпущено Руководство ВОЗ «Преобразование и расширение масштабов образования и подготовки специалистов здравоохранения». В статье рассматривается, насколько рекомендуемые преобразования совпадают с имеющейся системой подготовки кадров. Ключевые слова: медицинское образование, подготовка ППС, потребности населения в медицинских услугах

В начале 20 века медицинские школы столкнулись с беспрецедентным вызовом: историческая эпоха требовала, чтобы подготовка врачей была научно-обоснованной и эффективной. Это ситуация хорошо отражена в известном отчете Абрахама Флекснера 1910 г., публикация которого привела к изменению природы и процесса медицинского образования в США и Канаде, а также к сокращению числа медицинских школ со 155 до 31 [1].

Тогда же были установлены принципы современных учебных программ, направленных на приобретение минимального набора научно-обоснованных знаний и навыков для оказания медицинской помощи. Результатом этой реформы явилось закрепление обучения медицинских работников в больницах и биомедицинского подхода к образованию в ущерб более широкому пониманию социальных проблем здоровья и проблем здравоохранения сообществ.

Спустя сто лет 21-й век представил перед медицинскими школами другой спектр проблем: повышение качества, справедливости, соответствие потребностям и эффективность медицинской помощи; соответствие социальным приоритетам; переосмысление роли работников здравоохранения, а также предоставление научных доказательств эффективности и безопасности любых предпринимаемых воздействий на здоровье людей. Глобальный консенсус о социальной ответственности медицинских школ является обозначенным ориентиром для будущего медицинского образования во всем мире, которое должно отвечать настоящим и будущим потребностям здравоохранения и вызовам общества и переориентировать соответственно образование, научную деятельность и услуги. Можно обозначить такую последовательность: социально -ответственное образование - социально -ответственное здравоохранение - качественное здравоохранение/безопасное здравоохранение. По данным ВОЗ, в 2006 г. в мире насчитывалось более 59 миллионов медицинских работников. При этом, свыше миллиарда человек не имели доступа к качественным медицинским услугам, в значительном мере, из-за недостаточного числа медицинских работников, несбалансированного сочетания профессиональных навыков, неравномерного географического распределения кадров. По оценкам ВОЗ, дополнительно требуется еще 2,4 миллиона медицинских работников [2].

Этот кризис кадров здравоохранения имеет катастрофические последствия для здоровья и благополучия миллионов людей. Достигнут международный консенсус о том, что без срочного улучшения работы систем здравоохранения, включая существенное укрепление медицинских кадров, мир не достигнет Целей развития тысячелетия в области здравоохранения.

Основываясь на этих предпосылках, ВОЗ в своем новом руководстве «Преобразование и расширение масштабов образования и подготовки специалистов здравоохранения» указывает на необходимость скоординированных и неотложных мер для подготовки медиков и обеспечения правильного сочетания навыков и компетенций, чтобы они могли отвечать постоянно меняющимся и вновь возникающим потребностям населения во всем мире. Были разработаны двенадцать рекомендаций, основанных на доказательствах, чтобы вести целенаправленный процесс преобразования и расширения подготовки медицинских кадров. По определению ВОЗ, преобразованная и расширенная профессиональная подготовка - это устойчивое расширение и реформирование медицинского профессионального образования для повышения количества, качества и соответствия (релевантности) медицинских работников. Полагается, что через этот процесс будет также происходить укрепление систем здравоохранения стран и улучшение здоровья [3]. Рекомендация повышать качество подготовки медработников не вызывает сомнения и является универсальной для всех стран. Что же касается рекомендации увеличивать их количество, то в этом случае, очевидно, следует обратиться к статистическим данным. Так, в РК количество врачей составляет 39 на 10 тыс. населения, что существенно

выше, чем в высокоразвитых странах [цит. по 4]. В США на 10 тысяч населения приходится 26 врачей, в Великобритании - 23, Японии - 21, Канаде - 10 [5] Вместе с тем, соотношение врач: медицинская сестра в высокоразвитых странах составляет 1:3,4, в Республике Казахстан - 1:2,3 [цит. по 4]. Медицинских сестер у нас не только меньше количественно, но и спектр услуг, ими оказываемый, существенно уже. Повышение качества подготовки требует определенных условий, среди которых немаловажным являются уровень подготовки профессорско-преподавательского состава (ППС) и соотношение количества ППС к количеству студентов. К примеру, это соотношение в Медицинской школе Гарварда 13,3:1; на 12 367 ППС, включая совместителей, там приходится 708 студентов. В Медицинских школах Стенфордского (Stanford) университета, университетов Джонса Хопкинса и Содружества Виргинии - 1,9:1 (897 ППС -468 студентов); 5,6:1 (3,983 ППС - 484 студента); 1,8:1 (1,570 ППС - 812 студентов), соответственно [6]. Наличие высококвалифицированных преподавателей является краеугольным камнем образования. Не случайно в Руководстве ВОЗ первые три рекомендации касаются развитию ППС, программы непрерывного образования ППС должны отражать меняющиеся потребности здравоохранения населения. Данные многих стран свидетельствуют, что преподаватели недостаточно подготовлены для того, чтобы готовить будущих профессионалов к практической работе на основе принципов доказательной медицины, работе в

междисциплинарной команде, для обучения менеджменту и лидерству. В то же время опытные практики первичного звена часто исключаются из процесса преподавания из-за требований иметь опыт научной работы или последипломных степеней или из-за того, что не работают на клинических базах кафедр.

Избыточный фокус на обучении на базе больниц за счет первичного звена, и образование, которое разделено на профессиональные ниши, не готовят специалистов в области здравоохранения для командной работы и не дают лидерских навыков, необходимых для здравоохранения 21-го века [7, 8, 9]. Организация факультетов «Общая медицина» вместо лечебного и педиатрического в медицинских ВУЗах РК является шагом навстречу современным требованиям к медицинскому образованию. Вместе с тем, сохраняется ориентация на больницы в качестве основных учебных баз.

Известно, что недостаточно просто адаптировать учебные программы в соответствии с изменяющейся средой и технологиями, но более важным сегодня является способность специалистов в области здравоохранения адаптироваться к культурным изменениям и ценностям, а также менять отношение к различным проблемам здоровья населения. В Руководстве ВОЗ в качестве примера необходимой адаптации приводится ситуация с ВИЧ/СПИД, когда стигма в связи с ВИЧ препятствует доступу работников здравоохранения к пациентам. Учебные программы также должны больше ориентироваться на потребности сообществ, быть больше проблемно-ориентированными,

фокусироваться больше на работу в сельской местности и с социально незащищенными слоями населения. Оценка потребностей разных групп

населения в медицинских услугах является хорошей темой для научных исследований с участием студентов, которые не только получат навыки выполнения НТП, но и будут иметь контакты с реальными людьми и их проблемами. Рекомендуется отходить от традиционного акцента на третичную помощь в больницах в пользу инициатив, которые содействуют участию населения. Рекомендуется более широкое применение симуляционных методов, эффективность которых доказана систематическими обзорами,

проведенными в развитых странах. Усилия, направленные на укрепление Центра практических навыков КазНМУ, находятся в русле этих рекомендаций.

В Руководстве ВОЗ указывается, что учебные заведения по подготовке специалистов в области здравоохранения должны рассмотреть прямой допуск выпускников соответствующих до-, после -дипломных и прочих образовательных программ к профессиональному образованию другого типа или уровня. Если второе после ВУЗовское образование является уже доступным, то возможность перехода с одной программы на другую на додипломном уровне нуждается в оценке ее приемлемости. При приеме абитуриентов на обучение ВОЗ рекомендует придерживаться принципа социально-

экономического, этнического и географического разнообразия.

Должны предусматриваться удобные

образовательные траектории и лестничные программы (постепенное повышение уровня образования без отрыва от производства) для практикующих специалистов, а также межпрофессиональное образование на до - и после -дипломном уровнях.

Достигнут консенсус, что важной компетентностью, необходимой всем специалистам здравоохранения, является способность работать за пределами профессиональных границ. В современных условиях работа в команде - это та модель оказания медицинской помощи, при которой необходимо расширять границы одной специальности. Меж -профессиональное образование считается шагом

навстречу этой практической модели совместного оказания помощи.

Меж - профессиональное образование - это процесс, когда студенты из разных программ, обучаются какое-то время вместе с целью усиления сотрудничества и командной работы для улучшение пациенто-ориентированной помощи. Целью меж -профессионального образования является обеспечение того, что все члены команды понимают роль каждого из них, ключевые компетенции, основной язык и мышление, и у них формируется отношение и поведение, которое способствует сотрудничеству.

В этой связи было бы интересным апробировать совместное обучение на основе компетенций будущих врачей и медсестер по определенным проблемам, требующим командной работы всего коллектива медицинской организации. Примером такой проблемы, требующей безотлагательного решения, являются инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи.

Если рекомендация ВОЗ о доступности непрерывного профессионального развития работников здравоохранения широко внедрена по линии ИПО, то обучение на рабочем месте без отрыва от практической деятельности - это направление нуждается в оценке его приемлемости в наших условиях и, в случае положительного ответа, решении способов его претворения. «Система профессионального медицинского образования должна быть аккредитована» - эта рекомендация уже внедрена, и процесс аккредитации продолжает совершенствоваться. В процессе создания более сильных образовательных учреждений перед людьми, принимающими решения, стоят такие вопросы: Как набрать правильный тип студентов? Какими компетенциями должны быть наделены выпускники? Каким должен быть профиль преподавателей и какие обучающие стратегии больше подходят? Комиссия журнала «Ланцет» определила 4 ключевых управленческих момента, соответствующих этим вопросам: прием, компетенции, способы обучения, карьерные траектории (9), над совершенствованием которых идет непрерывная работа в КазНМУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Flexner A. Medical Education in the United States and Canada. Washington, DC: Science and Health Publications, Inc.; 1910

2 http://www.who.int/hrh/resources/transf scaling hpet/en/

3 Celletti et al. 2011 Educating a new generation of doctors to improve the health of populations in low- and middle income countries, PLoS.Med., 8 (10) e 1001108).

4 А.А. Сыздыкова и др., Современные подходы к решению проблем кадровой обеспеченности в области здравоохранения, сайт G Global, 2013

5 WorldHealthStatistics 2009. Avaliable at URL: http://www.who.int/gho/publications/ world health statistics/2009/en/index.html

6 http://grad-schools.usnews.rankingsandreviews.com/best-graduate-schools/top-medical-schools/harvard-university-04047

7 Joint Learning Initiative, 2004 http://www.who.int/hrh/documents/ILi hrh report.pdf

8 The World Health Report 2006 - working together for health http://www.who.int/whr/2006/en/

9 Frenk J et al. 2010. Health professionals for a new century: transforming education to strengthen health systems in an interdependent world. The Lancet., 376:1923-1958.

Ж.С. НУГМАНОВА

2013 ЖЫЛГЫ ДД¥ БАСШЫЛЫГЫ АЯСЫНДА К¥ЗЫРЕТТ1Л1-БАГЫТТАЛГАН Б1Л1М

ТYЙiн: Кеп елдерде медицина кадрларынын жетiспеушiлiгiмен гана емес, сонымен ;атар, барлы; жерде кэаби топтардын тепе-тендтнщ бузылуы, олардын географиялы; таралымынын бiркелкi болмауы керiнiс тауып отырган Денсаулы;сак;тау саласындагы к^рп тандагы аума;ты дагдарыс, бiр миллиард;а жуы; планета тургындарынын медициналы; кемексiз ;алуына экеп со;тырды. Осы мэселенщ бiрi ретiнде ДД¥ денсаулы;сак;тау саласынын мамандарын дайындау ЖYЙесiн ;айта ;уруды ;арастырып отыр. Осы YPДiстi жуйелеу ушш 2013 жылы осыган сэйкес ДД¥ Басшылыгы «Денсаулы;сак;тау саласы мамандарына бшм беру жэне даярлау масштабын кенейту жэне ;айта ;уру»жары; кердi. ¥сынылган ;айта ;урулар ;олданыстагы кадрларды дайындау ЖYЙесiне ;аншалы;ты сай келетiндiгi статьяда ;арастырылган.

ТYЙiндi сездер: медициналы; бшм, ПОК дайындау, тургындарга медициналы; кемектщ ;ажеттшп.

Z. S. NUGMANOVA

COMPETENCE - BASED EDUCATION IN THE LIGHT OF WHO GUIDELINES OF 2013

Resume: Global Healthcare workforce shortages accompanied by an imbalance in skill mix of teams and uneven geographical distribution of health professionals, has left at least one billiard people worldwide without access to health services. One of the solutions offered in the WHO Guidelines "Transforming and scaling up health professionals' education and training" is to transform and scale up health professionals' education and training. In the article, relevance and applicability of these recommendations to the local environment are discussed. Keywords: Medical education, faculty training, population healthcare needs

УДК 172:361.058.83:378.180.6

А.А. Н¥РМ¥ХАНОВ, Н.Н. MYCIPEnOB

«Астана медицина университеты АК„ Жастар ici жeнiндегi деканат, Астана, К,азацстан

УНИВЕРСИТЕТТ1Н, ТЭРБИЕ ЖЭНЕ ЭЛЕУМЕТТ1К КЫЗМЕТ1НДЕП СТУДЕНТТЕРДЩ

0З1Н - 0З1 БАСЦАРУЫНЫН РОЛ1

«Мы ставим великие цели во благо нашего народа, и поэтому я призываю все политические партии, общественные объединения, всех Казахстанцев активно участвовать в работе по достижению главной цели Стратегии-2050! Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!» - (2014 жылгы 17 цащтардагы К,азацстан Республикасыныц Президентi Н.Э. Назарбаевтъщ К,азацстан халцына жолдауынан)

TYÜiHdi сездер: Студенттердщ взiн-взi басцаруы, тзрбие, элеуметтж цызмет, тулга, жастардыц цогамдыц бiрлеcтiктерi, кураторлыц цызмет, азаматтыц позиция, ерiктiлер уйымы.

Ма;саты:Университеттеп Студенттердщ езiн-езi бас;ару ;ызметш ЖYЙелендiру жэне жетквдру. Мшдеттер^

- студенттердi Университеттеп бас;ару, ба;ылау жэне багалау ;ызметтерше элеуметтж сержтес ретшде тарту;

- студенттер мен Университет эюмшшп, о;ытушы-профессорлар ;урамы арасындагы езара байланысты жетiлдiру;

- студенттердщ бшм, гылым жэне тэрбие жумыстарындагы бастамаларына ;олдау керсетуд^ жагдай жасауды ныгайту жэне мотивациялау;

- студенттердщ езiн-езi бас;аруынын абыройы мен беделш кетеру;

- студенттж уйымдардын менеджмент^ жетiлдiру;

- студенттердщ езiн-езi бас;аруына мониторинг жасау;

- патриотты; тэрбие жэне азаматты; белсендшкт ;алыптастыру ма;сатында эртYрлi ^-шараларды уйымдастыруда, студенттердщ жауапкершiлiгiн арттыру;

- студенттердщ элеуметтж жагдайы мен элеуетiн дамыту;

- студенттердщ тэрбиелж денгешн кетеру жэне тулга ретiнде ;алыптастыру ма;сатында Университеттегi кураторлы; ;ызметт дамыту. Kipicne: Жастарды тэрбиелеу жэне оларды элеуметтiк ;олдау мэселес ;огам Yшiн эр уа;ытта езекть К^рп танда жогары о;у орындарынын алдында турган манызды мэселелердщ бiрi -жастардын бойына рухани жэне адамгершшк ;асиеттердi сiн,iрiп, элеуметтiк элеуетш дамытуга ерекше жагдай жасау.[1,2]

Астана медицина университетшдеп тэрбие жумысы жэне элеуметтж ;ызмет- жас буыннын кэаби бiлiм алуына, езiн-езi дамытуына, жетквдруше, ;огамдагы белсендi элеуметтiк бейiмделу ;абшеттшпн арттыруга, к^рп замандагы ;ажеттшктер мен ;ундылы;тар ЖYЙесiне, элемдiк жэне отанды; мэдениеттiн дэстYрлерiне багытталган тулганын Yйлесiмдi дамуы жэне ;алыптасуы Yшiн жагдай жасауга багытталган ;ызмет. Тэрбие жумысы жэне элеуметтiк ;ызмет- бiлiм алушылардын жэне профессорлар мен о;ытушылар курамынын ;огамды; iстерiнде бiлiм беру, гылыми-зерттеу жэне уйымдастыру-бас;ару процестерiмен

интеграцияланган TYPДе ЖYзеге асырылады. Ен бастысы бул - студент жастарга кэсiби бшм беруге,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.