Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Светлана Леонидовна, Осипова Ирина Сергеевна

Актуальные тенденции развития системы физической культуры и спорта и спортивного менеджмента в Российской Федерации обусловлены стремительным развитием спортивной индустрии, направленностью на ценностные смыслы и потенциал физической культуры и спорта для общественного развития страны. Данные тенденции актуализируют подготовку будущих специалистов в сфере спортивного менеджмента, которые, среди прочих важных компетентностей, должны обладать сформированной коммуникативной компетентностью - способностью и готовностью общаться, в том числе на иностранном языке. Целью статьи является определение специфики иноязычной подготовки будущих специалистов сферы спортивного менеджмента, описание содержательного наполнения иноязычной коммуникативной компетентности этих специалистов и выявление ее компонентов, описание иноязычной подготовки студентов-магистрантов по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», выявление перспективных с исследовательских позиций методологических подходов к исследованию данной проблемы, а также разработка компетентностно-ориентированной методики иноязычной подготовки будущих спортивных менеджеров, что составляет теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проектируется компетентностно-ориентированная методика иноязычной подготовки магистрантов - будущих специалистов сфера спортивного менеджмента. Результатом исследования является разработанная компетентностно-ориентированная методика; его результаты могут быть использованы в практике подготовки студентов-магистрантов по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Светлана Леонидовна, Осипова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPORTS' MANAGEMENT SPHERE

The relevance of the development of the system of physical culture and sports' management in the Russian Federation are caused by the rapid development of the sports industry, its focus on the values development, and by the potential of physical culture and sports for the social development of the country. These trends actualize the training of future specialists in the field of sports' management, who must have a well-developed communicative competence which is the ability and willingness to communicate in Russian and a foreign language. The purpose of the article is to determine the specifics of the foreign language training of future specialists in the field of sports' management. The authors describe the content of the foreign language communicative competence, identify its components, describe foreign language training of graduate students in the field of “Management in the field of physical culture and sports”, identify the promising approaches to the problem study. The novelty of the research lies in the fact that for the first time a competence-based technique of foreign language training of graduate students that are future specialists in the field of sports' management was designed. The results of the research can be used in the practice of training graduates in the field of “Management in the field of physical culture and sports”.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 378.4

DOI: 10.14529/ped210403

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

С.Л. Суворова1, И.С. Осипова2

1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия,

2Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия

Актуальные тенденции развития системы физической культуры и спорта и спортивного менеджмента в Российской Федерации обусловлены стремительным развитием спортивной индустрии, направленностью на ценностные смыслы и потенциал физической культуры и спорта для общественного развития страны. Данные тенденции актуализируют подготовку будущих специалистов в сфере спортивного менеджмента, которые, среди прочих важных компетентностей, должны обладать сформированной коммуникативной компетентностью - способностью и готовностью общаться, в том числе на иностранном языке. Целью статьи является определение специфики иноязычной подготовки будущих специалистов сферы спортивного менеджмента, описание содержательного наполнения иноязычной коммуникативной компетентности этих специалистов и выявление ее компонентов, описание иноязычной подготовки студентов-магистрантов по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», выявление перспективных с исследовательских позиций методологических подходов к исследованию данной проблемы, а также разработка компетентностно-ориентированной методики иноязычной подготовки будущих спортивных менеджеров, что составляет теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проектируется компетентностно-ориентированная методика иноязычной подготовки магистрантов - будущих специалистов сфера спортивного менеджмента. Результатом исследования является разработанная компетентностно-ориентированная методика; его результаты могут быть использованы в практике подготовки студентов-магистрантов по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».

Ключевые слова: иноязычная подготовка, иноязычная подготовка студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента, иноязычная коммуникативная компетентность, иноязычная коммуникативная компетентность будущих специалистов сферы спортивного менеджмента.

Постановка задачи

Актуальные тенденции развития системы высшего профессионального образования детерминированы усилением практической направленности получаемых в вузе профессиональных знаний, функциональности владения профессиональными умениями и навыками, компетентностной ориентацией образовательного процесса. Подготовка в сфере физической культуры и спорта напрямую зависит от экономических факторов современного развития России: функционирования рыночной модели управления, коммерциализации услуг в сфере физической культуры и спорта и спортивного менеджмента, всестороннего развития спортивной индустрии.

На общегосударственном уровне физическая культура и спорт рассматриваются как

важный механизм поддержания и укрепления здоровья населения страны, неотъемлемый компонент социальной политики государства, что влечет за собой усиление внимания к проблеме оптимизации деятельности физкультурно-оздоровительных и спортивных образовательных организаций и организаций сферы услуг [2].

Названные выше тенденции свидетельствуют об актуальности исследований в сфере подготовки специалистов по физической культуре и спорту и спортивному менеджменту и формирования у студентов комплекса соответствующих компетентностей [5, с. 107-111; 7]. Подготовка будущих специалистов сферы спортивного менеджмента в России проектируется и реализуется на интегративной основе: учитываются основные концептуальные

положения подготовки спортивных менеджеров за рубежом, которые адаптируются к специфике российской системы высшего профессионального образования.

Следует особо подчеркнуть, что современные спортивные менеджеры сталкиваются с решением разнообразных проблем, связанных с трансформацией системы управления спортом и ее децентрализацией, изменением организационных форм работы и др. [8, 10]. Особое место в сфере спортивного менеджмента занимает коммуникативная компетентность специалистов, в том числе их готовность общаться с иностранными партнерами. Следовательно, иноязычной подготовке будущих специалистов в сфере спортивного менеджмента должно уделяться особое внимание.

Актуальность повышения эффективности иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента может рассматриваться на нескольких уровнях: социальном, научно-теоретическом и методико-технологическом.

На социальном уровне способность и готовность к иноязычному общению является необходимым компонентом профессиональной компетентности любого специалиста, позволяющей ему осуществлять коммуникацию на иностранном языке в профессиональных целях и взаимодействовать с людьми. Для спортивного менеджера такая способность и готовность является важной для осуществления общения по вопросам консультирования и тестирования в области физической культуры и спорта на международном уровне с иностранными партнерами, организации закупок, работе с проектами и др.

На научно-теоретическом уровне достаточно полно и всесторонне исследованы проблемы подготовки спортивных менеджеров в аспекте управленческой деятельности, административной и офисной работы, информационно-аналитической деятельности, однако концептуальные основания иноязычной подготовки будущих спортивных менеджеров исследованы на данном этапе развития педагогической теории недостаточно.

На методико-технологическом уровне недостаточность теоретического исследования проблемы имеет следствием малое количество разработанных методик и технологий иноязычной подготовки студентов - будущих

специалистов сферы спортивного менеджмента. Также не учитывается компетентностно-ориентированный подход к проектированию данных методик.

В данной статье авторами предпринимается попытка разработать компетентностно-ориентированную методику иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента. Ставятся и решаются следующие задачи:

• смоделировать кластер компетентно-стей в рамках иноязычной подготовки будущих спортивных менеджеров (на примере подготовки в магистратуре ШГПУ по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта»);

• определить специфику иноязычной подготовки будущих спортивных менеджеров;

• разработать компетентностно-ориен-тированную методику иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента (выделить этапы исследуемого процесса, их содержательное наполнение, методы, формы и средства реализации методики).

Обзор литературы, методологические подходы и методы исследования В исследованиях современных ученых, которые занимались разработкой проблем подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта (А.Н. Воробьев, В.В. Галкин, В.И. Ильинич, И.И. Переверзин и др.), установлено, что подготовка спортивных менеджеров-педагогов и тренеров является многокомпонентной и включает кроме процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков также развитие управленческой, экономической, рефлексивной и др. компетенций. Иноязычная подготовка будущих спортивных менеджеров, а также вопросы обучения их английскому языку как языку международного общения (Global English) в условиях межкультурного взаимодействия в рамках международной спортивной среды исследовались такими учеными, как И.Г. Игнатьева, Е.Ю. Мельникова, О.А. Юнанова и др. В данных исследованиях доказано, что изучение будущими спортивными менеджерами английского языка значительно расширяет сферу профессиональных возможностей выпускников вузов по данному профилю подготовки [3, 17].

Система подготовки в магистратуре по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта») исследована достаточно полно и охватывает вопросы формирования у студентов-магистрантов экономических компетенций, стратегического мышления, умений анализа глобальных бизнес-проблем, умений event-management, инновационных навыков управления спортом высших достижений и индустрии фитнеса и др. [8, 17].

Научным фундаментом исследования проблемы иноязычной подготовки студентов -будущих специалистов сферы спортивного менеджмента - является совокупность теоретико-методологических подходов, которые выделены нами в соответствии в уровнями методологии: в качестве общенаучной основы исследования выступает системный, теоретико-методологической стратегии - компетент-ностный, а в качестве практико-ориентиро-ванной тактики - коммуникативно-деятель-ностный подходы. Каждый из данных подходов позволяет более подробно рассмотреть разные стороны исследуемого процесса. Дадим краткую характеристику выделенных подходов и опишем их исследовательский потенциал применительно к специфике проблемы иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента.

Системный подход как общенаучная основа исследования сделал возможным [1, с. 39-40]:

• определить, проанализировать и описать содержательно-смысловое наполнение иноязычной подготовки студентов и профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности как ее результата, в частности трактовать иноязычную подготовку как образовательную систему, имеющую целью формирование у студентов комплексной иноязычной коммуникативной компетентности -способности и готовности осуществлять иноязычное общение в профессиональных межкультурных ситуациях;

• смоделировать кластер компетентно-стей в рамках иноязычной подготовки будущих спортивных менеджеров;

• определить и описать этапы иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента;

• структурировать компетентностно-ориентированную методику иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента, интегрируя

соответствующие методы, формы и средства обучения.

Компетентностный подход как теоретико-методологическая стратегия позволил проанализировать компетентностные характеристики процесса иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента и смоделировать кластер соответствующих компетентностей [5, с. 107-111].

Рассматривая компетентность как инте-гративное качество личности, включающее знания, умения, навыки и опыт деятельности в конкретной области, мы полагаем, что иноязычная коммуникативная компетентность может трактоваться как качество личности, включающее лингвистические и лингвостра-новедческие знания, коммуникативные умения и навыки иноязычной речевой деятельности и опыт общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность интегрирует в содержание базового определения дополнительно компонент коммуникативных умений профессионального общения и представляет собой поликомпонентный системный феномен, включающий соответствующие компетентности. Мы полагаем, что наиболее удачным является представление совокупности данных ком-петентностей в виде кластера (рис. 1).

Разработка кластера компетентностей сделала возможной проектирование компе-тентностно-ориентированной методики иноязычной подготовки магистрантов, обучающихся по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», и обеспечила прозрачность и валидность оценивания результатов ее реализации.

Коммуникативно-деятельностный подход, выступающий в качестве практико-ориентированной тактики нашего исследования, дал возможность разработать компетент-ностно-ориентированную методику иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента, которая опирается на принципы коммуникативной и профессиональной направленности иноязычной подготовки, комплексного характера иноязычного общения, ситуативной направленности, функциональности, smart принцип [6, с. 112-117; 9, с. 107-109; 13, с. 211-214].

Иноязычная подготовка и организация

иноязычного общения в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов сферы спортивного менеджмента имеют определенную специфику, которая заключается в следующем. На занятиях моделируются учебные речевые и проблемные ситуации, подготавливающие студентов к реальной профессиональной коммуникации, к примеру, при выборе комплекса методов стратегического и оперативного анализа (компетентность ПК-13), исследовании, организации и оценивании управленческого процесса с ис-

пользованием инновационных технологий менеджмента (компетентность ПК-14), использовании индивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении организацией (компетентность ПК-16) и др. (http://shgpi.edu.ru/files/obr_standart/edu_ programms/2018/44.04.01_pedagogicheskoe_

0Ьга20уаше_(ргоШ_menedjment_v_sfere_

fizicheskoi_kulturi_i_sporta_)/op.pdf).

Решение поставленных задач исследования осуществлялось с помощью различных методов, представленных на рис. 2.

Рис. 1. Визуализация кластера компетентностей в рамках иноязычной подготовки будущих спортивных менеджеров

ПЕРВАЯ ВТОРАЯ ТРЕТЬЯ ИЧЕТВЕРТАЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

ЗАДАЧА ЗАДАЧА ЗАДАЧИ

Определить, проанализировать Определить и описать этапы

и описать содержательно- Смоделировать кластер иноязычной подготовки

смысловое наполнение компетентностей в рамках студентов - будущих специалистов

иноязычной подготовки студентов — иноязычной подготовки сферы спортивного менеджмента

и профессиональной иноязычной будущих спортивных менеджеров и структурировать

коммуникативной компетентности компетентностно-ориентиро-

как ее результата ванную методику

1

КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

1 г ■ г г

Анализ научной Анализ научной Систематизация и обобщение.

и методической литературы. и методической литературы, моделирование,

системный анализ и синтез обобщение, моделирование метод экспертных оценок

Рис. 2. Методы исследования проблемы иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента

Иноязычная подготовка студентов -будущих специалистов сферы спортивного менеджмента -и иноязычная коммуникативная компетентность как ее результат Система иноязычной подготовки в вузе рассматривается на современном этапе в контексте новой компетентностной парадигмы и предполагает формирование у студентов всех составляющих иноязычной коммуникативной компетентности. Экстраполяция основных концептуальных положений иноязычной подготовки в вузе на конкретные уровни, направления и профили подготовки студентов приводит к необходимости конкретизации ее компонентов с учетом их специфики. В центре нашего исследования находится подготовка студентов, обучающихся в магистратуре по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», поэтому иноязычная подготовка должна быть рассмотрена с учетом специфики данного профиля.

В связи с вышеизложенным мы понимаем под иноязычной подготовкой студентов -будущих специалистов сферы спортивного менеджмента - процесс становления языковой личности студента, способного и готового осуществлять иноязычное общение в ситуациях профессионального и межкультурного взаимодействия при решении вопросов, связанных с менеджментом в сфере физической культуры и спорта.

Результатом такой подготовки является сформированная иноязычная коммуникативная компетентность будущих специалистов сферы спортивного менеджмента -способность и готовность студентов вступать в общение на иностранном языке в профессиональных целях по вопросам спортивного менеджмента и достигать цели такого общения. Основываясь на результатах проведенного нами терминологического и содержательного анализа данного понятия [11, с. 214; 12, с. 26-30; 14, с. 119-120], мы выделили следующие его компоненты:

• когнитивно-аналитический (знания об эффективных способах профессиональной коммуникации на иностранном языке, умения анализировать специфику ситуации общения и подбирать необходимые лексико-граммати-ческие средства);

• деятельностно-практический (умения и навыки реализации речевой деятельности на иностранном языке в рамках профессиональ-

ной ситуации общения в контексте спортивного менеджмента);

• оценочно-рефлексивный (рефлексивная субкомпетенция, означающая умения самоанализа, самооценки собственной речевой деятельности на иностранном языке и эффективности достижения коммуникативных целей профессионального общения).

Все эти компоненты в комплексе обеспечивают высокую эффективность профессиональной деятельности специалиста сферы спортивного менеджмента.

Анализ учебного плана подготовки магистров по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» в Шадринском государственном педагогическом университете показал, что подготовка студентов по иностранному языку осуществляется в рамках изучения только одной учебной дисциплины -«Деловой иностранный язык» (Б1.Б.5) (http:// shgpi.edu.ru/files/obr_standart/edu_programms/ 2018/44.04.01_pedagogicheskoe_obrazovanie_

(profil_menedjment_v_sfere_fizicheskoi_kulturi_

i_sporta_)/applications/prilojenie_1._uchebnii_ plan.pdf), что представляется явно недостаточным и требует разработки дополнительных учебных курсов и соответствующей ком-петентностно-ориентированной методики иноязычной подготовки.

Ключевые идеи разработки компетентностно-ориентированной методики иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента -и результаты исследования Иноязычная подготовка будущих специалистов сферы спортивного менеджмента и формирование у них иноязычной коммуникативной компетентности представляют собой подпроцессы общей системы образования в вузе и могут быть смоделированы и представлены в виде соответствующей методики, включающей несколько последовательно реализуемых этапов.

I этап. Целеполагание и погружение На данном этапе осуществляется активное целеполагание со стороны магистрантов и целеполагание со стороны преподавателя. Следует отметить, что «компромисс» между целями, которые выдвигают студенты в процессе активного целеполагания, и целями, которые поставил преподаватель для данного занятия, можно найти на основе следующих «методических механик»:

• преподаватель может предложить студентам интересную для них задачу, побуждающую к иноязычной познавательно-коммуникативной деятельности (например: Imagine that you need to recruit a sports team to participate in the World Football Championship. Which student in the group would you choose and why);

• преподаватель может создать условия, которые бы способствовали пониманию магистрантами ценности поставленной задачи для их жизненных и профессиональных планов (например: think about how important management in the field of physical culture and sports is);

• преподаватель может предложить студентам каталог задач, из которых они должны выбрать те, которые им наиболее интересны или которые они могут трансформировать в соответствии с их интересами и уровнем языковой подготовки;

• магистранты могут сами определить важные для них задачи, которые не предусмотрены программой или учебным пособием по иностранному языку (например, создать иноязычный видеосюжет для своего блога), обсудить их с преподавателем и в итоге получить индивидуальный языковой продукт.

Погружение (warming-up) предполагает на этом этапе интенсивное включение студентов в речевую деятельность с самого начала занятия. Это, однако, не означает организацию реальной коммуникации, а предполагает развитие мягких навыков студентов, причем английский язык выступает здесь как инструмент, интерфейс речевой активности. Тематика и формат общения могут быть свободными и не привязанными к профилю подготовки. Warming-up activities могут быть разнообразны: mingle activity, stations activity, lead-in и др. [4, с. 22-33; 15; 16, с. 544-548].

На данном этапе формируются языковая и речевая компетентности, а также совершенствуется межкультурная компетентность.

II этап. Интеракция и медиация

Интерактивное речевое взаимодействие является в настоящее время приоритетной формой иноязычного общения, поэтому на этапе интеракции и медиации необходимо моделировать речевые ситуации с обязательным парным или групповым режимом работы [4, с. 22-25]. Так, при изучении тем «Функции спортивного менеджмента» и «Маркетинг в сфере физической культуры и спорта» мы использовали следующие:

формы обучения: парная форма обучения использовалась нами при работе магистрантов с кейсами - лексическими слотами по изучаемой теме; групповая форма - при выполнении заданий memo, role play и др.

методы обучения: мы применяли методы телекоммуникационной интеракции и онлайн-интеракции при выполнении студентами заданий, размещенных на портале вуза в электронной информационно-образовательной среде (https://eos.shspu.ru).

средства обучения: в качестве средств обучения выступали видеофильмы, цифровые образовательные ресурсы, средства ИКТ, под-касты, презентации, интерактивные программы и др.

Новым видом иноязычной речевой деятельности является медиация - языковое посредничество в трех его основных видах: медиация текста (mediating a text), медиация в процессе формирования идей, смыслов, концептов (mediating concepts), посредничество в коммуникации (mediating communication). Мы организовывали обучение медиации на основе прагматических текстов профессионально ориентированного содержания и ставили следующие задачи: infographic commenting, text compression, transferring and explanation of the main facts (including on the selection and ordering of information statements from several texts), written fixation of the necessary information (note-taking), translation of written texts, analysis, critical comprehension and interpretation of the creative text, including the expression of one's own evaluative opinion.

На этом этапе формируются все виды компетентностей, включенных нами в кластер: языковая, речевая, межкультурная, дискурсивная и стратегическая.

III этап. Критериальное оценивание и самооценки

Критериальное оценивание представляет собой процесс, основанный на соотнесении учебных достижений обучающегося с четко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными обучающимся, их родителям и педагогам. Для оценивания сформированности иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов в сфере спортивного менеджмента мы разработали кодификатор (ниже представлен его фрагмент):

Кодификатор для оценивания сформированности иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов в сфере спортивного менеджмента

Предметный результат Код проверяемого требования Проверяемые предметные требования к результатам обучения

1 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью

1.1 Вести диалог этикетного характера (начинать, поддерживать и заканчивать разговор, в том числе по телефону)

1.2 Вести диалог - побуждение к действию (обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу и др.)

1.3 Вести диалог-расспрос (сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию)

1.4 Создавать устные связные монологические высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи

1.5 Кратко устно излагать результаты выполненной проектной работы

1.6 Воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с опорой и без опоры на иллюстрации, а также с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки

Самооценка предполагает оценивание студентами собственных достижений и уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности. С целью организации самооценки мы разработали контрольные листы самооценки self assessment, в которые студенты после каждого занятия вносили оценки в соответствии с разделами листов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На данном этапе формируются прежде всего дискурсивная и стратегическая компетентности.

Заключение

Иноязычная подготовка студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента - рассмотрена как процесс становления языковой личности студента, способного и готового осуществлять иноязычное общение в ситуациях профессионального и межкультурного взаимодействия при решении вопросов, связанных с менеджментом в сфере физической культуры и спорта. Ее результатом является иноязычная коммуникативная компетентность будущих специалистов сферы спортивного менеджмента - способность и готовность студентов вступать в общение на иностранном языке в профессиональных целях по вопросам спортивного менеджмента и достигать цели такого общения. Как сложное явление данная компетентность включает несколько компонентов: когнитивно-аналитический (знания об эффективных способах профессиональной коммуникации на иностранном языке, умения анализировать

специфику ситуации общения и подбирать необходимые лексико-грамматические средства); деятельностно-практический (умения и навыки реализации речевой деятельности на иностранном языке в рамках профессиональной ситуации общения в контексте спортивного менеджмента); оценочно-рефлексивный (рефлексивная субкомпетенция, означающая умения самоанализа, самооценки собственной речевой деятельности на иностранном языке и эффективности достижения коммуникативных целей профессионального общения).

Определены методологические подходы к исследованию проблемы иноязычной подготовки будущих специалистов сферы спортивного менеджмента, разработана компетентно-стно-ориентированная методика данного вида подготовки.

Литература

1. Блауберг, И.В. Философский принцип системности и системный подход / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. - 1978. - № 8. - С. 39-53.

2. Галкин, В. В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учеб. пособие для вузов / В. В. Галкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448 с.

3. Гибсон, Д. Менеджмент в подразделениях фирмы / Д. Гибсон, Д. Доннели. - М. : ИНФРА, 2008. - 204 с.

4. Колесников, А.А. Современный урок иностранного языка: проблемы организации и

возможные решения / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 11. -С. 22-33.

5. Колодезникова, С.И. Научно-методические основы формирования управленческой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту / С.И. Колодезникова // Сибир. пед. журнал. - 2013. -№ 2. - С. 107-111.

6. Копылова, Ю.В. Принципы обучения иностранному языку в условиях дополнительного языкового образования /Ю.В. Копылова // Пед. образование в России. - 2017. - № 4. -С. 112-117.

7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для высших спец. физк. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. -3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 248 с.

8. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.И. Зо-лотов, В. В. Кузин, М.Е. Кутепов, С. Г. Сейра-нов. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. -432 с.

9. Молоткова, А. В. БЫЛЯТ-образование -стратегия современности / А.В. Молоткова,

B.Г. Костина // Электронное образование: перспективы использования БЫЛЯТ-техно-логий: материалы IIIМеждунар. науч.-практ. видеоконф. (г. Тюмень, 26 нояб. 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. -

C. 107-109.

10. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации: учеб. пособие / И.И. Переверзин. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Физ. культура и спорт, 2006. - 464 с.

11. Сороковых, Г.В. Вызовы XXI века: неформальное иноязычное образование и стратегии его реализации /Г.В. Сороковых, О. С. Ку-тепова // Язык и культура. - 2018. - № 4. -С. 214-225. DOI: 10.17223/19996195/42/13

12. Суворова, С.Л. Партисипативное управление межкультурным образованием в вузе / С.Л. Суворова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2011. - № 38 (255). - С. 26-30.

13. Чернышкова, Н.В. Smart-технологии в преподавании иностранного языка /Н.В. Чернышкова // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2018. -№ 2(80). - Ч. 1. - С. 211-214.

14. Чистяков, А.В. Развивающий потенциал иностранного языка в педагогическом процессе / А.В. Чистяков //Междунар. науч.-исследоват. журнал. - 2016. - № 4 (46). -С. 119-120. DOI: 10.18454/IRJ. 2016.46.186

15. Farber, M. Gamify Your Classroom: A Field Guide to Game-Based Learning (New Literacies and Digital Epistemologies) / M. Farber. - Peter Lang Inc., International Academic Publishers, New Edition Edition, 2014. -263 p.

16. Giorgdze, M. Interactive teaching methods: challenges and perspectives / M. Giorgdze, M. Dgebuadze // IJAEDU - International E-Journal of Advances in Education. -2017. - Vol. 3. - Iss. 9. - P. 544-548. DOI: 10.18768/ijaedu.370419

17. Smolen, A. Sports Real Estate Management / A. Smolen // Physical Culture and Sport, Studies and Research. - 2007. -Vol. 1 (XLV). - P. 210-227.

Суворова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, suvswetlana@mail.ru.

Осипова Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, i.s.osipova@mail.ru.

Поступила в редакцию 18 августа 2021 г.

DOI: 10.14529/ped210403

COMPETENCE-BASED METHODOLOGY

OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPORTS' MANAGEMENT SPHERE

S.L. Suvorova1, suvswetlana@mail.ru, I.S. Osipova2, i.s.osipova@mail.ru

1St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education, St. Petersburg, Russian Federation,

2Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

The relevance of the development of the system of physical culture and sports' management in the Russian Federation are caused by the rapid development of the sports industry, its focus on the values development, and by the potential of physical culture and sports for the social development of the country. These trends actualize the training of future specialists in the field of sports' management, who must have a well-developed communicative competence which is the ability and willingness to communicate in Russian and a foreign language. The purpose of the article is to determine the specifics of the foreign language training of future specialists in the field of sports' management. The authors describe the content of the foreign language communicative competence, identify its components, describe foreign language training of graduate students in the field of "Management in the field of physical culture and sports", identify the promising approaches to the problem study. The novelty of the research lies in the fact that for the first time a competence-based technique of foreign language training of graduate students that are future specialists in the field of sports' management was designed. The results of the research can be used in the practice of training graduates in the field of "Management in the field of physical culture and sports".

Keywords: foreign language training, master's students, specialists in the field of sports management, foreign language communicative competence.

References

1. Blauberg I.V. [Philosophical Principle of Consistency and Systematic Approach]. Philosophy Questions, 1978, no. 8, pp. 39-53. (in Russ.)

2. Galkin V.V. Ekonomika i upravlenie fizicheskoy kul'turoy i sportom [Economics and Management of Physical Culture and Sports]. Rostov na Donu, Feniks Publ., 2006. 448 p.

3. Gibson D., Donneli D. Menedzhment v podrazdeleniyakh firmy [Management in the Departments of the Company]. Moskow, INFRA Publ., 2008. 204 p.

4. Kolesnikov A.A. [A Modern Foreign Language Lesson: Organizational Problems and Possible Solutions]. Foreign Languages at school, 2017, no. 11, pp. 22-33. (in Russ.)

5. Kolodeznikova S.I. [Scientific and Methodological Foundations of the Formation of Managerial Competence of a Future Specialist in Physical Culture and Sports]. Siberian Pedagogical Journal, 2013, no. 2, pp. 107-111. (in Russ.)

6. Kopylova Yu.V. [Principles of Teaching a Foreign Language in the Conditions of Additional Language Education]. Teacher Education in Russia, 2017, no. 4, pp. 112-117. (in Russ.)

7. Matveev, L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and Methods of Physical Culture]. St. Petersburg, 2003. 248 p.

8. Zolotov M.I., Kuzin V.V., Kutepov M.E., Sejranov S.G. Menedzhment i ekonomika fizicheskoy kul'tury i sporta [Management and Economics of Physical Education and Sports]. Moscow, Izdatel'kiy tsentr "Akademiya", 2004. 432 p.

9. Molotkova A.V., Kostina V.G. [SMART Education - Modern Strategy]. Elektronnoe obrazo-vanie: perspektivy ispol'zovaniya SMART-tekhnologiy: materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy videokonferentsii [Electronic Education: Prospects for the Use of SMART Technologies]. Tyumen, 2016, pp. 107-109. (in Russ.)

10. Pereverzin, I.I. Menedzhment sportivnoj organizacii [Sports Organization Management]. Moscow, Fizicheskaya kul'tura i sport Publ., 2006. 464 p.

11. Sorokovykh G.V., Kutepova O.S. [Challenges of the XXI Century: Non-formal Foreign Language Education and Strategies for its Implementation]. Language and Culture, 2018, no. 4, pp. 214-225. (in Russ.) DOI: 10.17223/19996195/42/13

12. Suvorova C.L. [Participative management of intercultural education at the university]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2011, no. 38 (255), pp. 26-30. (in Russ.)

13. Chernyshkova N.V. [Smart technologies in teaching a foreign language]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, 2018, no. 2 (80), part 1, pp. 211-214. (in Russ.)

14. Chistyakov A.V. [The Developing Potential of a Foreign Language in the Pedagogical Process]. International Research Journal, 2016, no. 4 (46), pp. 119-120. (in Russ.) DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.186

15. Farber M. Gamify Your Classroom: A Field Guide to Game-Based Learning (New Literacies and Digital Epistemologies). Peter Lang Inc., International Academic Publishers, New Edition Edition Publ., 2014. 263 p.

16. Giorgdze M., Dgebuadze M. Interactive teaching methods: challenges and perspectives. IJAEDU - International E-Journal of Advances in Education, 2017, vol. 3, iss. 9, pp. 544-548. DOI: 10.18768/ijaedu.370419

17. Smolen A. Sports Real Estate Management. Physical Culture and Sport, Studies and Research, 2007, vol. 1 (XLV), pp. 210-227.

Received 18 August 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Суворова, С. Л. Компетентностно-ориентированная методика иноязычной подготовки студентов - будущих специалистов сферы спортивного менеджмента / С. Л. Суворова, И.С. Осипова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. - Т. 13, № 4. - С. 30-39. БО!: 10.14529^210403

Suvorova S.L., Osipova I.S. Competence-Based Methodology of Foreign Language Training of Future Specialists in the Sports' Management Sphere. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 4, pp. 30-39. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210403

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.