Научная статья на тему 'Компетентностная единица в тестировании знаний патентного права'

Компетентностная единица в тестировании знаний патентного права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДОМЕН / COMPETENCE / COMPETENCE UNITS / METACOMPETENCE / EDUCATIONAL DOMAIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакиров Тимур Салимович, Уелданова Резеда Фиргатовна

В статье уточняется понятие «компетентностные единицы» в образовании в связи с современными требованиями ГОС; показана роль компетентностной парадигмы как цели образования в оценке качества подготовки студентов; предложено использование доменов компетенций при тестировании студентов, учитывающих метакомпетенцию, которая отражает уровень подготовки специалиста к работе со знаниями, к творчеству и инновационной деятельности на примере изучения патентного права на физико-математическом факультете БГПУ им. М. Акмуллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакиров Тимур Салимович, Уелданова Резеда Фиргатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE IN UNIT TESTING KNOWLEDGE OF PATENT LAW

Article clarify the concept of «competence units» in education in connection with modern requirements of STATE; show the role of competence-based paradigm, as the aim of education, in the assessment of quality of training of students; propose the use of domains of competencies in the testing of students, taking into account metacompetence, which reflects the level of specialist training to work with knowledge, creativity and innovation on the example of patent law on the physico-mathematical faculty of Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla;

Текст научной работы на тему «Компетентностная единица в тестировании знаний патентного права»

УДК 372.8+34.09

Шакиров Тимур Салимович

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры ПиО Института исторического и правового образования, заслуженный юрист РБ, отличник образования РБ, действительный государственный советник РБ I класса

e-mail: s.strannickov@yandex. ru

Уелданова Резеда Фиргатовна

магистрант 2-го года обучения, направление «Правовой менеджмент

в образовании»

e-mail: ueldanova92@mail. ru

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

Уфа, Россия

450000, Республика Башкортостан, Уфа, Октябрьской революции, 3а,

+ 7 (347) 272-58-05

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ЕДИНИЦА В ТЕСТИРОВАНИИ ЗНАНИЙ

ПАТЕНТНОГО ПРАВА

Timur S. Shakirov

PhD, Associate Professor, Professor of the Department of the Institute of Historical and Legal Education, Honored Lawyer of the the Republic of Bashkortostan, the Excellent Education of the RB, State Councilor of the RB of Class I

e-mail: s.strannickov@yandex. ru

Rezeda F. Ueldanova

Undergraduate of 2 Years of Training of the Department of the Institute of Historical and Legal Education, Direction «Legal Management in Education»

e-mail: ueldanova92@mail. ru

Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla 3a, Oktyabrskoy Revolutsii, 450000, Ufa

COMPETENCE IN UNIT TESTING KNOWLEDGE OF PATENT LAW

Аннотация. В статье уточняется понятие «компетентностные единицы» в образовании в связи с современными требованиями ГОС; показана роль компетентностной парадигмы как цели образования в оценке качества подготовки студентов; предложено использование доменов компетенций при тестировании студентов, учитывающих метакомпетенцию, которая отражает

© Шакиров Т.С., Уелданова Р.Ф., 2015

уровень подготовки специалиста к работе со знаниями, к творчеству и инновационной деятельности на примере изучения патентного права на физико-математическом факультете БГПУ им. М. Акмуллы.

Ключевые слова: компетентность; компетентностные единицы; метакомпетенция; образовательный домен.

Abstract. Article clarify the concept of «competence units» in education in connection with modern requirements of STATE; show the role of competence-based paradigm, as the aim of education, in the assessment of quality of training of students; propose the use of domains of competencies in the testing of students, taking into account metacompetence, which reflects the level of specialist training to work with knowledge, creativity and innovation on the example of patent law on the physico-mathematical faculty of Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla;

Key words: competence; competence units; metacompetence; educational domain.

Повышение эффективности и качества образования в государственной программе «Развитие образования» были обозначены одними из базовых направлений реализации государственной политики [3].

Сегодня общество испытывает большую потребность в образованных, высоко профессиональных кадрах, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Поэтому представляется совершенно очевидным, что целью высшего образования является формирование социально-профессиональной компетентности специалиста, которая сводится не только к сумме знаний и умений, а «цементирует» системное личностно-профессиональное качество, включающее метакомпетенцию, (универсальные компетенции, обеспечивающие эффективную реализацию всех профессиональных компетенций и отражающие уровень подготовки специалиста к работе со знаниями, к творчеству и инновационной деятельности). Без насыщения базовой, специально-профессиональной компетентности, операционной, мотивационной и поведенческой компонентами мы не достигнем основной цели высшего образования - подготовки специалиста, гражданина с активной нравственной, моральной и политической позицией.

Концептуальной основой модели оценки качества подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов является оценка освоения дисциплин на уровне требований ГОС.

Такая модель должна опираться на содержательную структуру дисциплины, т.е. располагать составом образующих её частей и связей между ними. В качестве таких частей, связанных между собой логически, функционально и т.д., то есть в соответствии с дидактическими принципами изложения и изучения учебного материала, принимаются дидактические

единицы - относительно самостоятельные, в смысловом отношении части системы знаний, которые образуют содержание учебной дисциплины.

К дидактическим единицам относятся, например, раздел, подраздел, тема и др. Дидактические единицы различаются внутренним строением, внутренней организацией и объёмом входящих в них знаний (содержащейся в них информацией). При этом, образуя единое целое - учебную дисциплину, они находятся между собой в иерархическом соподчинении. Последнее обстоятельство позволяет выделить среди них элементарные дидактические единицы - единицы первого уровня сложности, из которых состоят единицы более высоких уровней, в частности, темы, разделы. Элементарной дидактической единицей, обеспечивающей возможность преобразовать содержание дисциплины во множество тестовых заданий, целесообразно принять утверждение или, иначе, высказывание - повествовательное предложение, имеющее определённый смысл и значение. Указанные свойства высказываний позволяют рассматривать их, с одной стороны, как элементы системы знаний, усвоение которых следует выявить и оценить, а с другой - как основу заданий, посредством которых осуществляются выявление и оценка.

Можно сделать вывод, что дидактические единицы способны выделить только определенный уровень знаний, но не навыки, получаемые в процессе обучения. Поэтому предлагается рассматривать в качестве самостоятельных частей системы знаний, образующих содержание учебной дисциплины не дидактическую, а компетентностную единицу, характеризирующуюся комплексом интериоризированных личностью знаний, умений и навыков, которые проявляются в способности и готовности личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.

Основная идея компетентностной парадигмы как цели образования заключается в том, чтобы обучаемый сформировал практически полезные профессиональные свойства и обладал самостоятельностью в дальнейшем их применении [1]. Поэтому представляется целесообразным тестирование знаний студентов именно с использованием данной парадигмы.

В 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проходившем в Берне, был представлен их примерный список. В него вошли:

1) политические и социальные компетенции;

2) межкультурные компетенции, позволяющие гармонично сосуществовать с людьми другой культуры, религии;

3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; информационная компетентность;

4) компетентности, определяющие способность учиться на протяжении всей жизни [5].

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность.

В своих трудах В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков понятия «компетенция» и «компетентность» отождествляют, придавая им

практическую направленность. И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов разграничивают эти понятия, придавая первичной смысл категории компетентности.

Нам представляется предпочтительней рассмотрение компетентностных единиц именно в первичном смысле, который в своем содержании «может выступать как социальное требование (норма) к образовательной подготовке» [6].

Таким образом, А.В. Хуторской рассматривает компетентность как совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, способности, ценностно-смысловые ориентации) и готовность их применения в определенной деятельности. Он акцентирует внимание на деятельностной основе компетентности. Наряду с А.В. Хуторским, компетентность как ситуативно-деятельностную категорию рассматривают А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов и др. С позиции данных ученых, компетентность - это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации. Это «мера способности человека включаться в деятельность» [4].

Ведущим понятием компетентностного подхода является «образовательный домен», при этом итоговая компетентность представляется совокупностью таких доменов, а каждый домен формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности.

В дальнейшем каждый из доменов конкретизируется на двух или более уровнях. В частности, на следующем уровне выделяются виды деятельности и проблемы, к решению которых должны быть подготовлены выпускники (создание систем, оценка достижений, планирование результатов и др.). На последующем уровне четко фиксируются отдельные действия и свойства, требующиеся для успешной деятельности: определять, интерпретировать, сравнивать, разрабатывать, осуществлять, интегрировать, контролировать и др.

Описание компетенций обязательно включает нормативную модель диагностических процедур, позволяющих практически организовать аттестационные процедуры. В рамках модели определяются статус и условия применения всех методов контроля, в том числе:

- тестирования;

- написания эссе и представления рефератов;

- экспертизы практической деятельности;

порядка написания и защиты аттестационных работ.

На наш взгляд, при тестировании как промежуточных, так и остаточных знаний должна определяться единица домена как основа компетентностной единицы, на которую будут «наращиваться» дополнительные вопросы тестов при переходе на более сложные уровни, нацеленные на выявление интегрированной компетентности.

Рассмотрим это на примере изучения патентного права на физико-математическом факультете БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа).

Смысловое содержание изучения данного предмета студентами сводится к усвоению ими правового механизма, обеспечивающего защиту тех результатов интеллектуальной деятельности, которые подпадают под охранные критерии патентного права.

Но патентное право, как и любой институт гражданского права, обеспечивает закрепление, регулирование и охрану степени присвоенности хоть и специфической, но собственности, созданной умственной деятельностью. Если принять «собственность» в качестве единицы домена при выявлении текущих (остаточных) знаний по усвоению патентного права, то дальнейшее усложнение тестов должно осуществляться именно «через» дефиницию «собственность». Принятая в качестве единицы домена «собственность» уже на первом уровне позволяет выявить у студентов объем компетентности общей правовой культуры и понимания ими правового и экономического содержания понятия «собственность».

На более высоком уровне «собственность» трансформируется в интеллектуальную собственность, затем исключительную собственность и, наконец, на последнем уровне рассматривается исключительное право собственности в рамках патентного права, т.е. тестируется не только профессиональная компетентность, но и метакомпетентность, проявляющаяся в способности к самостоятельным действиям. Например, с учетом преподавания патентного права на физико-математическом факультете на последнем доменном уровне знания исключительного права собственности можно протестировать во взаимосвязи с топологией интегральных микросхем.

Конечно, тестирование должно осуществляться наряду с написанием эссе, представлением рефератов и выполнением экспертизы практической деятельности. Это может реализовываться на практических занятиях и деловых играх (к примеру, при проведении деловой игры в виде судебного разбирательства по исковому заявлению истца, патентообладателя, о признании недействительности лицензионного договора).

Разработка тестов осуществляется с использованием педагогических инструментов электронных образовательных ресурсов с привлечением самих студентов к насыщению содержания доменов, которые размещаются в открытых образовательных мультимедийных системах (ОМС).

Использование доменов компетенций при тестировании патентного права выявляет определенные затруднения, существующие в силу наличия различных мнений. С одной стороны, используются Бернский список ключевых компетенций, с другой - российские классификации, определенные государством, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования [2]. Это приводит к существенным противоречиям при составлении тестов, направленных на выявление деятельностной и развивающей компетентности. Кроме того, нет единого подхода к рассмотрению проблем дидактики в изучении непрофильных учебных

дисциплин, в частности правового характера, усвоение которых выступают необходимым элементом компетентности.

Список литературы

1. Барабашев А.Г. Образование в сфере публичного управления: компетентностная парадигма. - М., 2012.

2. Козлова Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования: учеб. пособие. - М., 2007.

3. Правительство Российской Федерации. Распоряжение № 792-р от 15 мая 2013 г. (в новой редакции). - М., 2013.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т. 1. - М.,

2006.

5. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: док. DECS/SC/Sec (96) 43. - Берн, 1996.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.