Концепт «образовательное знание» стал основой разработки проектной идеи «Нижегородский образовательный ассессмент-центр». В постдипломном образовании педагога ассессмент-центр может рассматриваться как уникальный метод профессионально-позиционного определения и экспертизы педагога (проектного коллектива) в проблемном пространстве инновационного образовательного знания, позволяющий эффективно решать проблему «выравнивания знаний» - соизмерения и интеграции различных инновационных идей в единое образовательное пространство без их содержательно-методологического обеднения. Технологически процесс выращивания субъекта собственной деятельности в професси-огенезе на базе ассессмент-центра представляет собой систему переходов: от незнания к знанию (теоретико-методологическая позиция); от неумения решать сложные профессиональные задачи к умению представлять перспективную модель целенаправленных действий (конструкторско-ме-тодическая и проектная позиция); от мнения к знанию и способности реализовать свой потенциал и ценности в ситуации выбора и неопределенности (позиционное самоопределение); от субъекта деятельности к субъекту собственной деятельности (профессионально-деятельностная и управленческая позиция). Представленная цепочка переходов, собственно, и есть путь становления образовательного знания в системе постдипломного образования: от теоретико-концептуального знания к проектному, затем - к технологическому, инструментальному, орудийному, и только затем к осмысленному практическому действию [18].
Примечания
1. Игнатьева Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. Н. Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 2005.
2. Сенько Ю. Образование: обращенность в будущее // Вестник высшей школы. 2006. № 3. С. 5.
3. Розин В. Образование в обновляющемся мире // Вестник высшей школы. 2006. № 7. С. 22.
4. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. 2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. С. 9.
5. Мицкевич Н. А. Методологические особенности проектирования профессионального знания: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. Кемерово, 2000. С. 106.
6. Имакаев В. Р. Педагогическое знание // Философские науки. 2005. № 3. С. 123.
7. Там же. С. 124.
8. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 5. С. 71.
9. Там же.
10. Максимова С. А. Образовательная практика и образовательное знание. Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1998. С. 79-88, 102.
11. Шмелева И. А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на
пороге XXI века // Прикладная психология. 1999. № 1. С. 32.
12. Карпов А. О. Опыт философского осмысления современной научно-образовательной практики // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. № 1. М., 2005. С. 90.
13. Там же. С. 94.
14. Санникова О. В. Содержание образования как образовательное знание: феноменологический аспект // Образование и общество. 2007. № 1. www.education.rekom.ru/ 1_2007/15.Ь1т1.
15. Шелер М. Указ. соч. С. 68.
16. Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 34-44.
17. Слободчиков В. И. Указ. соч. С. 43.
18. Там же.
УДК 371.213
О. С. Ефимова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА
В статье предпринята попытка определить содержание компетентности воспитательной деятельности, которая имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Данная особенность исследуемого качества определяет и его структуру.
The author makes an attempt to define the contents of educational work competence which has distinctive practice-oriented character. This peculiarity of the researched quality also conditions its structure.
Ключевые слова: компетентность, педагогическая компетентность, воспитательная деятельность, компетентность классного руководителя.
Keywords: competence, pedagogical competence, the upbringing activity, competence of class teacher.
Исследование профессиональной компетентности является одним из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых: В. И. Байденко [1], И. А. Зимней [2], Н. В. Кузьминой [3], В. А. Сластенина [4], А. В. Хуторского [5] и других. Многочисленность исследований, посвященных данной проблеме, обусловливает различную трактовку профессиональной компетентности, неоднозначность ее структуры. Трехкомпонент-ная структура компетентности предложена в работах В. И. Байденко [6], В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой [7], А. В. Хуторского [8]. Данные авторы выделяют ключевую, базовую (общепредметную) и специальную (предметную) компетентности. К числу ключевых компетенций согласно классификации А. В. Хуторского [9] от-
© Ефимова О. С., 2009
носятся: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.
Из представленного перечня ключевых компетенций следует, что они являются универсальными и необходимыми для специалиста любой области, позволяющими решать сложные неалгоритмические задачи; требуют включения интеллектуальных, эмоциональных качеств.
Специфика конкретной профессиональной области раскрывается в структуре базовой компетентности, элементы которой отражают современное понимание основных задач профессиональной деятельности. Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной деятельности. Так, педагогическую компетентность согласно содержанию педагогической деятельности, которое включает в себя воспитание, обучение, образование и развитие обучающихся [10], можно представить набором специальных ком-петентностей, соответствующих направлениям работы педагога.
Исходя из этого компетентность воспитательной деятельности будущего классного руководителя, развитие которой выступает объектом нашего исследования, является специальной. По отношению к профессиональной компетентности она представлена следующим образом (рис. 1).
Определив компетентность воспитательной деятельности как специальную, следует обозначить понимание категории «воспитательная деятельность» в контексте данного исследования.
В работах, посвященных проблемам воспитания, воспитательная деятельность рассматривается как синоним педагогической с акцентом на воспитательную работу. Мы же понимаем под воспитательной деятельностью всю совокупность видов деятельностей по изучению особенностей воспитательного процесса, прогнозированию развития воспитанников и воспитательных явлений, планированию деятельности своей и детского кол-
лектива, организации взаимодействия, анализа педагогических явлений и рефлексии педагогом собственной воспитательной деятельности и профессионального развития.
При определении направления исследования мы руководствовались следующими соображениями: фундаментальной идеей педагогики является мысль о том, что «воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности» [11], а также тем, что «реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах... а в той системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями» [12]. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога формирует у него фундаментальную способность становиться и быть подлинным субъектом собственной деятельности в профес-сиогенезе.
Согласно обозначенным характеристикам исследование необходимо направить не на приобретение будущим классным руководителем знаний, умений, навыков к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельности к тому, как и какие процессы их реализуют, делают возможными [13]. Следовательно, развитие компетентности будущего классного руководителя должно осуществляться в деятельности, в процессе которой накапливается опыт, формируется отношение к ней.
По мере того как категория «деятельность» основательно закрепляется в современной педагогике, понятие «опыт деятельности» приобретает статус дидактической единицы [14]. Приобщение к этому опыту является образовательной задачей, которая не ставилась прежде, хотя социальный заказ предусматривает именно целенаправленную передачу новым поколениям такого опыта. Его наличие определяется способностями субъекта и является внутренним условием движения личности к цели успешного ее выполнения.
Благодаря приобретенному опыту воспитательной деятельности компенсируются присущие
Ключевая _у Профессиональная
компетентность
I I
Базовая _^ Педагогическая компетентность
* I
Специальная _^ Компетентность воспитательной
деятельности будущего классного руководителя
Рис. 1
будущему классному руководителю определенные ограничения, устраняются негативные психические состояния (усталость, неуверенность и т. д.), появляется возможность самовыражения. Все это позволяет субъекту создать целостную картину явления, дифференцировать и связывать необходимое и возможное, устанавливать содержание и последовательность своих действий, преодолевать возникающие затруднения.
Согласно пониманию структуры деятельности в трудах А. Н. Леонтьева, а также роли, отводимой опыту деятельности в современной педагогической науке, можно заключить, что при подготовке компетентного классного руководителя необходимо приобретение им опыта воспитательной деятельности с целью дальнейшего обращения к нему в процессе профессиональной деятельности.
Структура компетентности воспитательной деятельности базируется на перечне ключевых компетенций, предложенных А. В. Хуторским. Однако в соответствии со спецификой рассматриваемого нами понятия данный перечень несколько видоизменен. В частности, учебная и информационная компетенции, направленные на формирование системы знаний и способности их добывать, объединены в учебно-информационную компетенцию. При объединении данных компетенций мы руководствовались тем, что акцент в структуре исследуемого нами качества делается на способах деятельности, а знания и информация становятся средством, без которого невозможно осуществить деятельность.
Общекультурная компетенция представлена в структуре компетентности воспитательной дея-
тельности компетенцией творческого освоения окружающего мира и предполагает демонстрацию творческих способностей и наличие опыта воспитательной деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры. Внесенные коррективы являются, на наш взгляд, обоснованными, так как способность к нестандартному решению проблемных ситуаций, из которых и состоит воспитательная практика, является одним из основных требований, предъявляемых к современному педагогу, в том числе и к классному руководителю. Коммуникативная компетенция в структуре исследуемой компетентности представлена компетенцией общения и предполагает владение эффективными способами вербального и невербального общения, исключая знание иностранных языков и языков программирования.
Все компетенции можно объединить в два блока: базовый и деятельностный.
Компетенции взаимосвязаны между собой, развиваются одновременно и образуют структуру. Базовый блок, с одной стороны, представляет собой основу, базу для приобретения опыта воспитательной деятельности, а с другой - его содержание является результатом данного процесса. Базовый блок включает в себя мотиваци-онно-отношенческую и учебно-информационную компетенции. Второй блок - деятельностный -представлен компетенциями, непосредственно связанными с процессом приобретения данного опыта и обеспечивающими его динамику. Овладение в единстве компетенциями как первого, так и второго блоков свидетельствует о достижении будущим классным руководителем уровня ком-
I блок -базовый
II блок -деятельностный
Рис. 2. Структура компетентности воспитательной деятельности будущего классного руководителя
петентной реализации воспитательной деятельности.
Развитие компетентности воспитательной деятельности будущего классного руководителя осуществляется в процессе приобретения им разнообразных культурных практик. Культурные практики (М. А. Захарищева, Н. Б. Крылова, Д. А. Разживина) - явление комплексное, включающее как способы действий и освоенные культурные нормы и образцы деятельности, так и опыт и суммирование личных результатов и достижений, а также опыт их презентации для студенческого и педагогического сообщества. Выступая сначала в качестве пассивного наблюдателя, затем исполнителя, участника и организатора деятельности, студент движется по индивидуальной траектории развития в овладении данным опытом. На начальных этапах руководит данным процессом куратор академической группы, который строит свою работу в соответствии с принципами самоорганизуемого воспитания, а именно создает условия для запуска и развития самоорганизующейся системы. Проводимая работа позволяет подготовить классного руководителя как обладающего опытом воспитательной деятельности и компетентного специалиста, способного применить полученный опыт на практике, самостоятельно приращивая его, специалиста, способного к саморазвитию.
Таким образом, компетентность воспитательной деятельности представляет собой целостное качество личности будущего классного руководителя, обеспечивающее эффективное решение реальных воспитательных задач. Целенаправленная организация работы по развитию данного качества у студентов педагогического вуза позволит подготовить компетентного классного руководителя, соответствующего потребностям времени и практики.
Примечания
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
2. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 576 с.
5. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
6. Байденко В. И. Указ. соч.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
8. Хуторской А. В. Указ. соч.
9. Там же.
10. Сластенин В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 4-7.
11. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя. М.: Пед. о-во России: Изд. дом «Ноосфера», 1999. С. 45.
12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. С. 202.
13. Там же.
14. Купавцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. 2005. № 10. С. 27-33.
УДК 378 (07)
Н. Е. Серебровская
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье поднимается и обосновывается необходимость создания образовательных условий для культурного становления и развития специалиста-менеджера в системе высшего профессионального образования как актуальной задачи в кризисных социальных условиях. Представлена идея реализации этой задачи через интеграцию образовательного процесса вуза.
In this article the necessity of creating conditions for developing cultural intelligence of a specialist-manager in the system of higher professional education is emphasized and substantiated as an urgent task in crisis conditions. An idea of solving the problem by means of integrating the higher school educational process is presented in this work.
Ключевые слова: культура специалиста, интеграция, образовательная среда, междисциплинарные связи.
Keywords: intelligence of a specialist, integration, educational environment, interdisciplinary contacts.
Образовательная среда вуза сегодня стала заметно более прагматичной и, к сожалению, менее культурной. Понятие «культура» легко и порой необоснованно заменяется компетентностью, эффективностью, результативностью и т. д. Активно обсуждаются и продвигаются такие задачи вузовского образования, как глобализация, информатизация, экономическая эффективность учебного процесса, успешная социализация и адаптация будущих специалистов и др. Однако вечные ценности высшего образования, такие, как
© Серебровская Н. Е., 2009