УДК 372.882
DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-56-60
Болотбек Мекенович Акматов,
кандидат филологических наук, Бишкекский гуманитарный университет (720033, Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Исанова, 147), e-mail: [email protected]
Компетентность в профессиональном образовании по литературе в Киргизии и России
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся компетенций в учебниках и учебных пособиях, используемых в высшем профессиональном образовании по литературе в России и Киргизии. Даётся краткий анализ учебным пособиям, выпущенным в Российской Федерации. В Киргизии, перешедшей на новые образовательные стандарты, до сих пор нет своих учебников и учебных пособий по литературе. В университетах страны используются те учебники, которые изданы в России. Основное внимание в статье уделяется вопросам компетенций - навыкам и умениям, которые должны приобрести обучаемые в вузах, в области литературы. Учёные Киргизии, идущие по пути новых образовательных технологий, обращают внимание на тот опыт учебной литературы, который получен в Российской Федерации. Педагогические кадры Киргизии нацелены на разработку набора компетенций по литературе для вузов страны, отличного от набора компетенций, получаемых в среднем образовании. Труд российских учёных-литературоведов в подготовке для студентов специальной литературы нового поколения, где с разных аспектов рассматриваются литературные процессы, литературные термины, принципы изучения и восприятия литературы с точки зрения теории и истории филологического (в т. ч. педагогического) образования, является колоссальным. В этом направлении работают такие российские учёные, как О. Ю. Багдаса-рян, Н. В. Барковская, С. Н. Бройтман и др. Этими учёными были предложены учебники на основе современного набора компетенций специалистам и бакалаврам филологии, отвечающие требованиям образовательного стандарта. Российская педагогика и специалисты по методике преподавания литературы ещё не определили, какие учебники из предложенных являются лучшими. Несмотря на это остаётся неоспоримым тот факт, что российскими филологами в этом направлении с теоретической и практической сторон проделана большая работа.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, педагогическая наука, умение, знание, навык, профессиональное образование
Bolotbek M. Akmatov,
Candidate of Philology, Bishkek Humanities University (147 Isanova st., Bishkek, 720033, Kyrgyzstan), e-mail: [email protected]
Competence in Professional Education in Literature in Kyrgyzstan and Russia
The article deals with issues relating to competence in textbooks and teaching materials used in higher professional education in literature in Russia and Kyrgyzstan. We give a brief analysis of the textbooks issued in the Russian Federation. Having started using new educational standards, Kyrgyzstan still does not have its own textbooks and teaching aids for literature. The universities of the country are using the textbooks that have been published in Russian. Main attention is paid to the issues of competencies - skills and abilities that students need to acquire studying in universities in the field of literature. Scientists of Kyrgyzstan, walking along the path of new educational technologies, pay attention to the experience of textbooks, which is obtained in the Russian Federation. Kyrgyzstan education personnel is aimed at developing a set of competences in literature for the universities of the country different from the set of competencies in secondary education. The work of Russian scientists, literary scholars in preparing special literature of a new generation for students, where different literary processes are considered from different aspects, literary terms, the principles of learning and perception of literature from the point of view of the theory and history of philological (including pedagogical) education is immense. Such Russian scientists as O. Yu. Bagdasaryan, N. V. Barkovskaya, S. N. Broytman and others are working in this direction. These scientists offered textbooks based on modern set of competencies for professionals and
56
© Б. М. Акматов, 2016
bachelors of philology which meet the requirements of the educational standard. Russian pedagogy and experts in teaching literature have not yet determined which of the suggested books are the best. Nevertheless, it remains an indisputable fact that Russian philologists in this direction have done a lot of work from the theoretical and practical points of view.
Keywords: competence, pedagogical science, skill, knowledge, professional education
В современном образовательном пространстве Киргизии появилось требование преподавать киргизскую литературу на основе компетенций, утверждённых новым образовательным стандартом. Проблемы научно-теоретического содержания, способов внедрения и практического применения внутри страны остаются не решёнными. Из разных стран СНГ, много лет назад перешедших на двухуровневое филологическое образование, даже в Казахстане (2008) эта проблема остаётся не полностью разрешённой. Сильно отличается в этом отношении Россия, которая перешла на два года позже (2010) на двухуровневое филологическое образование. В России издаётся значительное количество учебной литературы для вузов, которыми пользуются преподаватели стран СНГ в своём учебном процессе. Нас интересует несколько учебников, опубликованных в России, необходимых для подготовки специалиста и бакалавра филологии (согласно требованиям стандарта образования третьего поколения).
Российские учёные-литературоведы подготовили для студентов специальную литературу нового поколения, где с разных аспектов рассматриваются литературные процессы, литературные термины, принципы изучения и восприятия литературы с точки зрения теории и истории филологического (в т. ч. педагогического) образования. В этом направлении работают такие российские учёные, как О. Ю. Багдасарян, Н. В. Барковская, С. Н. Бройтман, В. Е. Васильев, Н. Л. Вершинина, О. Ю. Воронина, М. М. Голубков, М. Н. Дарвин, А. С. Козлов, Л. М. Крупчанов, Н. П. Кубарева, Н. Л. Лей-дерман, М. Н. Липовецкий, Д. И. Магомедо-ва, В. П. Мещеряков, М. Н. Сербул, Н. Д. Та-марченко,В. И. Тюпа,С. И. Тимина,И. В. Фоменко, В. Д. Черняк, В. Е. Хализев и др.
К проблемам анализа различных аспектов таких дисциплин, как введение в литературоведение, теория литературы, история литературы, анализ художественного произведения, на основе современного набора компетенций специалистам и бакалаврам филологии были предложены учеб-
ники, которые соответствуют требованиям образовательного стандарта. Действительно, российская педагогика и специалисты по методике преподавания литературы из учебников, предложенных названными учёными, ещё не определили, какие из них являются лучшими. Несмотря на это остаётся неоспоримым тот факт, что российскими филологами в этом направлении с теоретической и практической сторон проделана большая работа. Разработанные учебники соответствуют государственному федеральному стандарту образования, они отрецензированы авторитетными специалистами, многие из них выиграли призовые места на авторитетных конкурсах.
Например, учебник «Введение в литературоведение» под общей редакцией Л. М. Крупчанова [1], изданный для высших учебных заведений, победил в российском конкурсе «Университетская книга - 2006», а также в III Всероссийском конкурсе «Лучшие учебные пособия по гуманитарным наукам», и это показывает высокое качество этого труда.
Если этот учебник опубликован для филологического и гуманитарного высшего профессионального образования, то учебник «Введение в литературоведение. Основы теории литературы» под общей редакцией В. П. Мещерякова [2] предназначен для педагогического образования. В аннотации к учебнику «Основы теории литературы» говорится, что книга выпущена в соответствии с современными требованиями к образовательной литературе подобного рода. Такую же аннотацию мы встречаем в книге «Риторика» [6] под общей редакцией В. Д. Черняк, так же посвящённой педагогическому образованию.
Кроме такого рода учебников, необходимых для гуманитарного и педагогического направлений, в Российской Федерации насчитывается достаточное количество учебных пособий, посвящённых только филологическому высшему профессиональному образованию. Например: Хализев В. Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [12], Го-
лубков М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920-1990-е годы) [3], Тюпа В. И. Анализ художественного текста [9], Фоменко И. В. Практическая поэтика [11], Лейдермен Н. Л., Василев И. Е., Баг-дасарян О. Ю. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е гг. / Н. Л. Лейдермен, И. Е. Василев, О. Ю. Багдасарян [и др.] [4], Лейдермен Н. Л., Барковская Н. В., Василев И. Е. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е гг. [5], Лейдермен Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература ХХ века (1950-1990-е годы): в 2 т. Тимина С. И., Василев В. Е., Воронина О. Ю. Современная русская литература (1990-е гг. - начало ХХ1 в.) [9], Теория литературы: в 2 т. Т. 1, Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. Д. Тамарченко [7], и [8], 2-томное учебное пособие академического содержания, вышедшее за несколько лет, - все эти учебники и учебные пособия высоко подняли российское филологическое образование на мировой уровень, показали старания государства по внедрению новых знаний по литературе с теоретической и практической сторон.
Указанные учебные пособия и учебники филологического цикла, предназначенные для вузов, опираются на новые стандарты, связанные с обучением на основе компетенций. Действительно, многие из перечисленных пособий прошли испытание временем, т.е. они несколько раз переиздавались, каждый выпуск дополнялся отзывами и предложениями специалистов в данной сфере знаний.
Например, учебник «Теория литературы» В. Е. Хализева переиздавался шесть раз, а «Теория литературы» под редакцией Н. Д. Тамарченко - пять раз. Авторы этих учебников непрерывно работали над ними, исправляли, дополняли их, подходили творчески к последующим изданиям, учитывая изменения в образовательном процессе и обновления в науке.
Все перечисленные труды подверглись в своё время переработке или, в зависимости от обстоятельств, доработке. В издательстве «Академия», где они несколько раз были переизданы, учитывались мнения экспертов и критиков. Пройдя многолетнюю апробацию, эти учебники и учебные пособия востребованы в высшем профессиональном образовании, потому что за эти
годы апробации были выработаны теоретические и практические критерии, основанные на компетенциях нового концептуального направления в литературе.
В Киргизии при подготовке специалистов по направлению «Филология» по программе основного высшего профессионального образования к ним предъявляются следующие требования: 1) при повышении своих (субъективных) знаний студенты должны достичь своей цели; 2) при работе над фактами и материалами студенты должны сохранить общую культуру самостоятельности в своих мыслях и не терять индивидуальности при анализе и обобщении информации; 3) считаться с мнением окружающих; при восприятии информации к аргументированным фактам нужно отнестись толерантно (если вы терпите поражение, то сдерживайте эмоции); 4) по отношению к разным точкам зрения следует самостоятельно принимать оптимальные решения; 5) для достижения цели в получении образования и научно-практическим основам работы следует быть способным использовать новую информацию, информационные технологии (отмеченные в п. 2-4) [13].
Так как подобные требования есть в стандарте высшего профессионального образования России, мы решили, не различая двух стран, проанализировать, какие решаются задачи в перечисленных учебных пособиях при формировании компетенций специалиста в высших профессиональных образовательных учреждениях.
Со стороны Министерства образования и науки Киргизской Республики ещё не предприняты шаги в направлении обеспечения высшего профессионального образования соответствующей литературой. Для студентов филологического направления необходимые учебные пособия ещё только готовятся к печати, поэтому проблема учебников остаётся не решённой. Российскими учёными было предложено несколько учебных пособий для использования в вузах Киргизии (некоторые из них уже были перечислены), эти издания частично удовлетворяют требованиям профессионального образования по филологическому направлению в рамках бакалавриата. Следует отметить, что эти учебные пособия в нынешнем учебном процессе ещё не получили должной оценки ни в педагогической науке, ни в направлениях высшего профес-
сионального образования по литературе, высшего профессионального образования, в науке о методике преподавания литературы. Также нужно уточнить, что в России на уроках литературы указывается, как и для каких студентов нужно проводить занятия по кредитно-модульной системе. В магистратуре и бакалавриате для высшего профессионального образования в основной образовательной программе нет значительных отличий, наоборот, они дополняют друг друга: в процессе подготовки к профессии они имеют общие черты. Мы попытаемся проанализировать некоторые моменты обучения, учитывая компетенции.
Стандарт высшего профессионального образования Киргизии имеет определённые сходства с образовательными стандартами третьего поколения стран, которые вошли в состав СНГ во главе с Россией. Это, во-первых, одинаковые требования в высшем профессиональном образовании, основанные на общественно-социальных интересах. Во-вторых, есть сходство в направлениях, взятых для мирового образовательного пространства. Сколько бы ни усиливалась необходимость интеграции в мировое образовательное пространство, нужно учитывать, что есть свои критерии воспитания внутри каждого государства, что особенно хорошо заметно при обучении национальному языку и литературе в филологическом высшем профессиональном образовании.
Специалисты, основываясь на компетентности обучения, получают высшее профессиональное образование, развивая собственные качества во всех ситуациях, где нужно сформировать личность, чтобы каждый обучаемый умел самостоятельно принимать решения, развивал способности к оценке, внимательности, чуткости. При подготовке специалистов в учебных процессах используются программы (сил-лабусы), но в образовательном пространстве Киргизии отсутствуют глубокие научно-практические исследования в области новых учебных методик и форм.
Как решаются такие требования в теоретическом и практическом содержании, мы можем определить при анализе указанных пособий. Так как в настоящее время в России пособия издаются по требованиям высшего профессионального образования Российской Федерации и с разрешения Министерства образования, они все рекомендованы в соответствие с компетенциями, формулируемыми как: ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ.
В некоторых из учебников показывается, что должны знать обучаемые, какие они обязаны выполнить задания, какие знания они получат во время учебного процесса, а в некоторых из учебников указываются компетенции, относящие к филологу-специалисту, которые достигаются в процессе полного освоения учебника. Примером может послужить учебное пособие «Введение в литературоведение» под общей редакцией Л. М. Крупчанова. В учебном издании профессиональный специалист так может достичь следующих компетенций -он будет: знать: 1) предмет, цели и задачи литературоведения; 2) формулировки, определяющие историю литературы; 3) теорию литературы и литературную критику; 4) вспомогательные и смежные дисциплины, а также их функции; уметь: 1) различать художественный и нехудожественный тексты; 2) проводить первичную обработку и систематизацию художественного текста; владеть: 1) литературоведческой терминологией и понятийным аппаратом литературоведческой науки; 2) общей литературой вопроса, её исходными понятиями [1, с. 256].
С одной стороны, мы видим, что именно должен знать филолог-специалист, но если посмотреть с другой стороны, то при анализе предложенных компетенций становится понятно, что нет конкретных отличий от компетенций, предлагаемых ученикам средних образовательных учреждений. Точнее говоря, ещё с 40-х гг. ХХ в. на уроках литературы ученикам преподносилась информация о предмете, целях и задачах литературоведения. Во-вторых, какой бы ученик средней школы не был (пусть даже он не увлекается литературой), он может отличить художественный текст от других текстов. В-третьих, учитывая, что с информацией о понятиях и терминах, которые относятся к литературе, ученик начинает знакомиться с начальных классов, как можно понять и объяснить, что от специалистов высшего профессионального образования требуют такие же компетенции?
Если в наше время среднее образование мы измеряем такими общими компетенциями, то какая нужда обосновывать их для филологического высшего профессионального образования? Изучив причины появления компетенций, мы увидим, что компетенции, данные в стандарте высшего профессионального образования и в документах, принятых в странах СНГ,
соответствуют концепции образовательного стандарта, принятого в готовом виде (в форме макета), который был разработан в европейских странах. Такая готовая форма указывает на необходимость глу-
бокого изучения компетенций в научно-методическом аспекте, их теоретического содержания и методик практического применения, которые бы подходили нашим странам.
Список литературы
1. Введение в литературоведение / Н. Л. Вершинина [и др.]; под общ. ред. Л. М. Крупчанова. М.: Юрайт, 2013. 479 с.
2. Введение в литературоведение. Основы теории литературы / В. П. Мещеряков [и др.]; под общ. ред. В. П. Мещерякова. М.: Юрайт, 2013. 422 с.
3. Голубков М. М. История русской литературной критики ХХ в. (1920-1990-е годы). М.: Академия, 2008. 368 с.
4. Лейдермен Н. Л., Василев И. Е., Багдасарян О. Ю. Русская литература ХХ в.: 1917-1920-е гг. М.: Академия, 2012. Т. 1. 464 с.
5. Лейдермен Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература ХХ в. (1950-990-е годы): в 2 т. М.: Академия, 2010. Т. 1: (1953-1968-е гг.). 416 с.; Т. 2: (1968 -1990-е гг.). 688 с.
6. Риторика: учебник для бакалавров / В. А. Ефремов [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. М.: Юрайт, 2013. 430 с.
7. Теория литературы: в 2 т. Т. 1: Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / под ред. Н. Д. Тамарченко. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2014. 512 с.
8. Теория литературы: в 2 т. Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика / под ред. Н. Д. Тамарченко. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2014. 368 с.
9. Тимина С. И., Василев В. Е., Воронина О. Ю. [и др.]. Современная русская литература (1990-е гг -начало ХХ1 в.). М.: Академия, 2013. 352 с.
10. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 368 с.
11. Фоменко И. В. Практическая поэтика. М.: Академия, 2006. 192 с.
12. Хализев В. Е. Теория литературы. 6-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 432 с.
13. Кыргыз Республикасынын Билим берYY жана илим министрлиги тарабынан 2012-жылы ка-был алынган даярдоо багыты 531 000 филология болгон "Жогорку кесиптик билим берYY" стандарты. Бишкек, 2012.
References
1. Vvedenie v literaturovedenie / N. L. Vershinina [i dr.]; pod obshh. red. L. M. Krupchanova. M.: Jurajt, 2013. 479 s.
2. Vvedenie v literaturovedenie. Osnovy teorii literatury / V. P. Meshherjakov [i dr.]; pod obshh. red. V. P. Meshherjakova. M.: Jurajt, 2013. 422 s.
3. Golubkov M. M. Istorija russkoj literaturnoj kritiki HH v. (1920-1990-e gody). M.: Akademija, 2008. 368 s.
4. Lejdermen N. L., Vasilev I. E., Bagdasarjan O. Ju. Russkaja literatura HH v.: 1917-1920-e gg. M.: Akademija, 2012. T. 1. 464 s.
5. Lejdermen N. L., Lipoveckij M. N. Russkaja literatura HH v. (1950-990-e gody): v 2 t. M.: Akademija, 2010. T. 1: (1953-1968-e gg.). 416 s.; T. 2: (1968 -1990-e gg.). 688 s.
6. Ritorika: uchebnik dlja bakalavrov / V. A. Efremov [i dr.]; pod obshh. red. V. D. Chernjak. M.: Jurajt, 2013. 430 s.
7. Teorija literatury: v 2 t. T. 1: Tamarchenko N. D., Tjupa V. I., Brojtman S. N. Teorija hudozhestvennogo diskursa. Teoreticheskaja pojetika / pod red. N. D. Tamarchenko. 5-e izd., ispr. M.: Akademija, 2014. 512 s.
8. Teorija literatury: v 2 t. T. 2: Brojtman S. N. Istoricheskaja pojetika / pod red. N. D. Tamarchenko. 5-e izd., ispr. M.: Akademija, 2014. 368 s.
9. Timina S. I., Vasilev V. E., Voronina O. Ju. [i dr.]. Sovremennaja russkaja literatura (1990-e gg.-nachalo HHI v.). M.: Akademija, 2013. 352 s.
10. Tjupa V. I. Analiz hudozhestvennogo teksta. M.: Akademija, 2009. 368 s.
11. Fomenko I. V. Prakticheskaja pojetika. M.: Akademija, 2006. 192 s.
12. Halizev V. E. Teorija literatury. 6-e izd., ispr. M.: Akademija, 2013. 432 s.
13. Kyrgyz Respublikasynyn Bilim berYY zhana ilim ministrligi tarabynan 2012-zhyly kabyl alyngan dajardoo bagyty 531 000 filologija bolgon "Zhogorku kesiptik bilim berYY" standarty. Bishkek, 2012.
Библиографическое описание статьи
Акматов Б. М. Компетентность в профессиональном образовании по литературе в Киргизии и России // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. Психология. Т. 11, № 2. С. 56-60. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-56-60.
Reference to the article
Akmatov B. M. Competence in Professional Education in Literature in Kyrgyzstan and Russia // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 56-60. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-56-60.
Статья поступила в редакцию 29.02.2016