Научная статья на тему 'Компетентность в общении психологов'

Компетентность в общении психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ / competence of dialogue / valuable orientations / personal qualities of the psychologist / competence and the competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Л. Э.

В статье приводится анализ особенностей профессиональной деятельности психологов, обосновывается потребность в разработке структуры, методов диагностики и развития компетентности в общении психологов, а также представлена модель развития компетентности в общении у студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF DIALOGUE OF PSYCHOLOGISTS

In the article is resulted the analysis of features of professional work of psychologists, the requirement for working out of structure, methods of diagnostics and development of competence of dialogue of psychologists is proved, and also the structure of competence of dialogue of students-psychologists is presented.

Текст научной работы на тему «Компетентность в общении психологов»

УДК 15.018

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ ПСИХОЛОГОВ © 2010 Л. Э. Филатова

ассистент каф. практической психологии e-mail: filatova_liliya@list. ru

Воронежский государственный педагогический университет

В статье приводится анализ особенностей профессиональной деятельности психологов, обосновывается потребность в разработке структуры, методов диагностики и развития компетентности в общении психологов, а также представлена модель развития компетентности в общении у студентов-психологов.

Ключевые слова: компетентность в общении, ценностные ориентации,

личностные качества психолога, компетентность и компетенция.

Компетентность в общении является одним из наиболее исследуемых психологами в последнее время понятий. Содержание этой категории представлено в работах Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской, Ю. М. Жукова, В. А. Лабунской, Е. В. Сидоренко, А. А. Бодалева и др. Из современных представлений о компетентности в общении, наиболее обоснованным нам представляется подход Ю. М. Жукова и Л. А. Петровской которые предлагают следующее определение: компетентность в общении - это совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность в общении активно исследуется множеством авторов, однако проблема развития компетентности в общении окончательно не решена. Недостаточно изучена природа компетентности в общении, ее структура, специфика ее развития в зависимости от профессиональной деятельности человека, методы ее диагностики. Свои системные характеристики диагностика приобретает в связи с содержательным рассмотрением компетентности в общении. Содержательный же анализ требует опоры на определённую теоретическую базу. В качестве теоретической основы содержательного анализа коммуникативной компетентности нами принимаются представления о структуре деятельности.

Диагностика компетентности в общении, с нашей точки зрения, невозможна только при помощи стандартизированных методик. Это обширная категория, требующая комплексного подхода. Диагностика компетентности в общении будущих психологов может включать: стандартизированные методики; не стандартизированные методики: анкетирование с использованием шкалирования, где студенты будут иметь возможность дать субъективную оценку своим коммуникативным возможностям, экспертная оценка с привлечением компетентных специалистов - психологов; использование видеозаписей, позволяющих проанализировать и осознать студентам свои коммуникативные ресурсы; наблюдение, разработка специальной схемы наблюдения, позволяющей анализировать поведенческие реакции студентов во время выполнения упражнений, направленных на развитие компетентности в общении.

Исходя из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения, можно выделить следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Поскольку всесторонняя

диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки.

Основаниями для выделения структурных уровней компетентности в общении студентов-психологов послужили исследования отечественных авторов, в которых показано, что:

• процесс образования ценностных ориентаций напрямую связан со становлением психологов (С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Л.А. Петровская и

др.);

• психолог должен обладать такими личностными характеристиками, которые позволяли бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов (И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников и др.);

• выпускник-психолог должен обладать комплексом конкретных умений или компетенций (В.Н. Карандышев, Е.А. Климов, И.В. Вачков, Е.П. Кринчик, И.Б. Гиншпун, С.С. Степанов и др.).

Анализ научной литературы позволил выявить структуру профессиональной компетентности в общении психолога, которая состоит их трех взаимосвязанных компонентов (рис.1):

Компетентность в общении студентов-психологов

Ценностно-смысловой

компонент

Доброта

Универсализм

Конформность

Безопасность

Личностный компонент

Ґ Эмпатийность N

ч У

Рефлексивность

Интернальность

Коммуникативная

толерантность

Коммуникативнооперациональный компонент __________________

Умение слушать, считывать невербальные проявления

Ґ \

Умение устанавливать

контакт, снижать эмоц.

напряжение

ч

Ґ N

Умение принимать

обратную связь

V V

Умение подавать обратную связь, сообщать о чувствах

Рис.1. Структура компетентности в общении студентов-психологов

Ценностно-смысловой компонент, включающий аксиологические приоритеты психологической деятельности (по Ш. Шварцу, это доброта, самостоятельность, безопасность, универсализм).

1. Личностный компонент, включающий профессионально-

значимые качества личности (эмпатийность, рефлексивность, толерантность, интернальность).

2. Коммуникативно-операциональный компонент, включающий конкретные умения, овладев которыми будущий психолог сможет наиболее эффективно решать реальные практические задачи (умение устанавливать и поддерживать контакт, умение управлять своими невербальными проявлениями и считывать невербальные проявления партнера, умение слушать, умение подавать и принимать обратную связь и т.д.).

Современные модели развития, используемые в целом ряде исследований, ограничены и не позволяют, с нашей точки зрения, контролировать некоторые процессы. Потому мы в своей работе в качестве концепции развития выбираем подход П.Я. Гальперина. П.Я. Гальперин выделяет следующие основные задачи ориентировочно-исследовательской деятельности: уяснение наличной проблемной ситуации, выделение предмета актуальной потребности, выбор пути или способа действия, регуляция его исполнения. Особо важным является выделение ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних средствах деятельности [1]. Первая дает возможность студентам получить наиболее полную информацию о способах действия в конкретных ситуациях, средствах достижения цели и т. д. (например, с помощью информационных листов).

Исполнительская часть делает возможным практическое применение полученных знаний, промежуточный анализ, исправление ошибок и проигрывание проблемных ситуаций профессиональной деятельности психолога. Таким образом, использование концепций отечественной психологии может, с нашей точки зрения, оказать весомую помощь в решении актуальных проблем подготовки специалистов-психологов.

Исходя из вывода о необходимости целенаправленного развития компетентности в общении, представляется возможным выделение этапов и согласующихся с ними технологий развития компетентности в общении, т.е. построение теоретической модели развития компетентности в общении в процессе вузовской подготовки психологов.

Методологическую основу модели развития компетентности в общении студентов-психологов в нашем исследовании составили:

• методология деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, Н.Н. Нечаев);

• исследования, определяющие структуру и особенности развития компетентности в общении (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, С.В. Петрушин, И.А. Зимняя, В.А. Лабунская, И.В. Вачков, В.Н. Куницына, Т.В. Зайцева, Е.В. Сидоренко);

• положения компетентностного подхода (В .И. Байденко, А.Г. Бермус, В. А. Болотов, И.А. Зимняя, И.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова и др.);

• представления об особенностях психологической профессии (И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, С.С. Степанов);

• представления о соотношении субъективных и объективных факторов в процессе становления личности (Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.Н. Куликова, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.);

• представления о влиянии деятельности, педагогических условий, общения и отношений на становление личности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, В.Д. Семенов, В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин и др.);

• практические разработки форм и методов групповой работы (А. С. Чернышев, С.В. Сарычев, И.В. Дубровина, Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Сидоренко), методы активного социально-психологического обучения (Ю.Н. Емельянов, Ю.В. Пахомов).

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований, а также практических результатов, полученных в ходе пилотажного исследования, нами разработана модель развития профессиональной компетентности в общении студентов-психологов и представлена как организованная система четырёх компонентов: целевого, содержательного, процессуального и результативно-

оценочного (рис. 2).

1.Целевой компонент модели отражает цель - развития компетентности в общении студентов-психологов и критерии ее достижения.

2. Содержательный компонент модели включает в себя совокупность психолого-педагогических условий:

• развитие рефлексии, эмпатии, толерантности, интернальности;

Целевой компонент

Развитие компетентности в общении у студентов психологов

Развитие ценностносмыслового компонента ^ Развитие личностного компонента Г—* Развитие коммуникативнооперационального компонента

Содержательный компонент

Психолого-педагогические условия успешного развития компетентности в общении

Внутренние условия Внешние условия

- актуализация и развитие способностей к проявлению профессионально значимых качеств и ценностей; - углубление представлений о своих коммуникативных ресурсах и возможностях их развития реализация модели, позволяющей формировать диагностический инструментарий и разрабатывать программу развития компетентности в общении

Процессуальный компонент

Предметный этап -► Теоретический этап -► Практический этап

_______________<2______________

Ориентировочная основа: информационные листы ▼

Исполнительская часть: ролевые игры, направленные на решение практических задач, видеотренинг

1 г

Результативно-оценочный компонент

Ценностные ориентации выражают интересы индивида, слабо развиты профессионально-значимые личностные качества и коммуникативные компетенции

Ценности ориентированны как на себя, так и на других, средне развиты профессионально-знач. личност. качества, знакомы с техниками эффективных коммуникаций, но применение их на практике вызывает затруднения

Уровень 1

развития

компетентности / ь

в общении \ Средний 1

Анализ видеоматериалов, метаплан, анализ записей практической работы психологов, упражн ения, направленные на сплочение группы

Лекции, семинары, тематические дискуссии, а также активные методы социальнопсихологического

7"ГТ ^ТТТХ СТ

Рис. 2. Модель развития компетентности в общении студентов-психологов

• углубление представлений студентов-психологов о своих коммуникативных ресурсах и возможностях их развития;

• реализация модели, позволяющей формировать диагностический инструментарий и разрабатывать программу развития компетентности в общении студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

3. Процессуальный компонент модели предполагает в процессе групповой

работы актуализацию коммуникативных ресурсов студентов. Структура

компетентности в общении студентов-психологов обусловила 3 этапа ее развития: предметный, теоретический и практический. Главным теоретическим основанием выделения этапов явилось представление о процессе профессиональной подготовки специалистов Н.Н. Нечаева. С нашей точки зрения, развитие компетентности в общении должно включать в себя обзор предметной деятельности, которой будут заниматься студенты после окончания обучения, постановку цели ролевой игры; определение личностных качеств и умений, которые должны будут быть здесь актуализированы [4].

4. Результативно-оценочный компонент модели развития компетентности в

общении предполагал диагностику уровня коммуникативных умений студентов-

психологов, а также изучение их профессионально-значимых качеств личности и ценностных ориентаций.

Таким образом, чтобы подготовить компетентного психолога, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, умеющего применять полученные во время обучения знания при решении конкретных профессиональных задач, необходимо продуктивно использовать наработки отечественных ученых, поэтапно формировать необходимые психологу

компетентности, в частности, компетентность в общении как ключевую для профессии психолога.

Библиографический список

Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / под. ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. И. Подольского. М.: Изд-во Московского психолого-социального института;

Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.

ЖуковЮ. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гайдарики, 2004. 233 с. Карандышев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.