Научная статья на тему 'Компетентность в области информационных технологий и её использование для управления обучением'

Компетентность в области информационных технологий и её использование для управления обучением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ / INFORMANT TECHNOLOGY / DOCUMENT PROVISION ADMINISTRATION / TRAINING RESULT / MODEL OF COMPETENCE / CONTROL OF TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фионова Людмила Римовна

Обосновывается необходимость освоения документоведами новых информационных технологий (ИТ). Рассматривается программа подготовки по ИТ, реализованная в Пензенском госуниверситете. Предложена структура результатов образования как множество различных компетенций. Введено понятие паспорта компетенции. Предложена модель компетентности обучаемого в виде модели предметной ИТ области. Описан компетентностный подход к управлению процессом обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE IN INFORMANT TECHNOLOGY SPHERE AND ITS USING FOR TRAINING CONTROL

Necessity of assimilating new informant technologys (IT) by document specialist is basing. Programs IT training in Penza state university are described. Structure of training result as number of different competences are offered. Conception of competence passport is described. In the article a model of competence as a model of object IT sphere are offered. The competent approach for training control is described.

Текст научной работы на тему «Компетентность в области информационных технологий и её использование для управления обучением»

УДК 378.147.88 (04)

Л.Р. ФИОНОВА

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Ключевые слова: информационная технология, документационное обеспечение управления, компетенция, результат обучения, модель компетентности, управление процессом обучения. Обосновывается необходимость освоения документоведами новых информационных технологий (ИТ). Рассматривается программа подготовки по ИТ, реализованная в Пензенском гос-университете. Предложена структура результатов образования как множество различных компетенций. Введено понятие паспорта компетенции. Предложена модель компетентности обучаемого в виде модели предметной ИТ области. Описан компетентностный подход к управлению процессом обучения.

L.R. FIONOVA COMPETENCE IN INFORMANT TECHNOLOGY SPHERE AND ITS USING FOR TRAINING CONTROL

Key words: informant technology, document pro-vision administration, training result, model of competence, control of training process.

Necessity of assimilating new informant technologys (IT) by document specialist is basing. Programs IT training in Penza state university are described. Structure of training result as number of different competences are offered. Conception of competence passport is described. In the article a model of competence as a model of object IT sphere are offered. The competent approach for training control is described.

«Концепция формирования информационного общества в России» была сформулирована ещё в 1999 г. [2]. В период перехода к информационному обществу необходима подготовка к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Поэтому важнейшими показателями изменения всех сфер жизнедеятельности современного человека являются развитие и использование новых информационных технологий (ИТ) во всех областях социальной жизни и деятельности.

Документовед является специалистом по информационно-документационному обеспечению управления (ИДОУ). Как и любой другой специалист, он должен обладать профессиональной компетентностью, определяемой как совокупность теоретических и практических навыков, полученных при освоении профессиональной образовательной программы. Причем в соответствии с Болонской декларацией вопрос о компетенциях и квалификациях -это вопрос о целях образования, которые выступают активным ядром нормы качества образования, его стандартов [1].

Компетентный документовед должен не только знать суть проблемы ДОУ и архивного дела в организации, но и уметь решать ее практически, с применением действующей нормативной законодательной базы и наиболее подходящих ИТ. Он_должен иметь представления: об информации, методах ее хранения, обработки и передачи, о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации, о проблеме искусственного интеллекта, способах представления и манипулирования им, о роли информатики в гуманитарных

исследованиях. Документовед должен знать: новейшие ИТ, тенденции развития ИДОУ с применением новых ИТ, должен уметь: проектировать системы документации, осуществлять их внедрение и ведение в условиях автоматизированных технологий, составлять техническое задание (ТЗ) на проектирование систем ИДОУ конкретной организации, разрабатывать и внедрять новейшие ИТ в организации. Документовед должен владеть: методами проектирования автоматизированных систем учета, регистрации, контроля и информационно-справочной работы по документам организации.

Подготовка документоведов по ИТ в Учебном плане Пензенского государственного университета (ПГУ) включает 14 дисциплин (табл. 1).

Таблица 1

Подготовка по информационным технологиям_____________________

Наименование дисциплины Номер семестра Форма итогового контроля Курсовая работа или проект

1. История техники 1 зачет

2. Математика и информатика 1,2 экзамен есть

3. ВТ и программирование 1,2 экзамен есть

4. Системы подготовки текстовых документов 2,3 экзамен

5. Компьютерная подготовка документов управления 4 зачет, экзамен есть

6. Информационные системы в ДОУ и архивном деле 5,6 зачет, экзамен есть

7. Проектирование БД систем документооборота 6 зачет, экзамен есть

8. Информационное обеспечение управления 6,7 зачет, экзамен есть

9. Компьютерные информационные технологии в ДОУ и архивном деле 7 экзамен есть

10. Информационная безопасность и защита информации 7 экзамен есть

11. Деловая графика 8 зачет

12. Объектно-ориентированное проектирование систем документооборота 8 экзамен

13. Разработка ПО для АРМ руководителя 8 зачет, экзамен

14. Проектирование СУБД архивов 8 зачет

Как видно из табл. 1, подготовка по ИТ «пронизывает» весь учебный план. Она является связующим звеном между многими дисциплинами.

Непрерывная подготовка по ИТ с последующим наращиванием сложности изучаемых средств, организованная в ПГУ, позволяет психологически подготовить документоведа для работы в высокоэффективных интегрированных системах управления, когда постоянно возникает необходимость быстро (своевременно) предоставлять руководителю качественную и достоверную информацию.

При разработке программы подготовки по ИТ на основе компетентностного подхода формулируются цели программы, описываются элементы спецификации программы и формулируются результаты обучения (РО). Предлагается представить РО в виде множества знаниевых компетенций (ЗК), навыковых компетенций (НК) и ключевых или деятельностных компетенций (ДК).

Результат обучения - это формулировка того, какими компетенциями должен обладать обучаемый в результате процесса обучения. В связи с тем, что программа содержит 14 дисциплин (модулей), РО для программы по ИТ достигаются посредством достижения РО для конкретного модуля:

РО = РО1 + РО2 + ... + РО14.

При описании каждой компетенции важно учитывать ее целевое назначение. Для каждой деятельностной компетенции (ДК) заполняется паспорт (табл. 2).

Таблица 2

Структура паспорта ДК____________________________________

Наименование ДК

Виды деятельности, в рамках которой данная ДК востребована

Задачи, для решения которых владение данной ДК необходимо

ЗК, на базе которых формируется данная ДК

НК, которые являются необходимыми для овладения данной ДК

Название предмета (дисциплины), для которого эта ДК является исходной компетенцией

Название предмета (дисциплины), для которого эта ДК является целевой компетенцией

Является ли эта ДК элементарной неделимой компетенцией (ЭДК) да нет

Названия ЭДК, из которых «складывается» данная ДК

Критерии эффективности

При разработке конкретного модуля определяются его цели, описываются планируемые РО и готовятся паспорта на все ДК, освоение которых предполагается в процесе изучения данного модуля. Паспорта компетенций помогают разработать оценочные задания, определить критерии оценивания, стратегию преподавания и обучения.

Целесообразно проектировать небольшое число РО, а не множество поверхностных и малосодержательных результатов. Рекомендуют формулировать от четырех до восьми РО для каждого модуля.

Например, цель модуля «Компьютерная подготовка документов управления» - изучение методов и средств автоматизированной подготовки текстовых управленческих документов и навыков работы с ними.

После успешного изучения модуля студент сможет (планируемые РО):

1) рассказать о существующих текстовых и табличных процессорах и перспективах их развития и применения (ЗК^);

2) объяснить и применять правила оформления текстовых и табличных документов в соответствии с ГОСТами (ЗК2);

3) работать с графическими и рисованными объектами при создании различных бланков документов (НК!);

4) создавать свои собственные стили для оформления различных управленческих документов (НК2);

5) применять макрокоманды, шаблоны, автозамену, автотекст, слияние документов, поля и перекрестные ссылки при подготовке управленческих документов (НК3);

6) создавать автоматические оглавления и различные указатели при работе с большими документами в режиме структуры (НК4);

7) оценить качество оформления управленческого документа (ДК1);

8) создавать, редактировать и форматировать различные виды управленческих документов в среде Word и табличного процессора Excel (ДК2).

Каждый модуль программы подготовки по ИТ, с точки зрения компетенций, должен быть представлен как единство: компетенций/результатов обучения; содержания; подходов к оцениванию.

Надо стремиться к тому, чтобы язык компетенций и их «номенклатура» (состав, перечень) были понятными различным профессиональным и социальным группам и однозначно воспринимались всеми участниками деловых отношений: от работодателей до органов управления образованием.

Портфель компетенций должен быть сформирован в первую очередь с учетом мнения работодателей [3].

Для эффективного управления процессом обучения в образовательных системах необходимо построить модель компетентности обучаемого, что является одним из важнейших направлений современных исследований [4, 5].

Компетентность, в том числе и в области ИТ, можно рассматривать как меру образовательного успеха личности, проявляющегося в её собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях.

Основой предлагаемой модели компетентности служит модель предметной области (области ИТ), представляющая собой сеть (направленный граф). Узлы сети отображают компетенции (ЗК, НК, ДК), осваиваемые в ходе программы обучения, а дуги различного типа выражают отношения между соединяемыми компетенциями. Для построения модели компетентности конкретного обучаемого каждому узлу-компетенции сети в каждый момент обучения ставится в соответствие число из заданного диапазона - мера освоения компетенции обучаемым. Получившаяся взвешенная сеть компетенций динамически отображает текущий уровень информационной компетентности обучаемого. В частности, нулевые веса всех компетенций сети соответствуют полному отсутствию компетенций и практических навыков в области ИТ, а максимальные - полному освоению программы подготовки.

При таком подходе управление процессом обучения со стороны системы заключается в цикличности выбора очередной «неосвоенной» компетенции сети и представления материала по её освоению (в соответствии с паспортом этой компетенции) обучаемому. При этом выбор очередной компетенции для освоения осуществляется на основе анализа текущего состояния модели компетентности (весов компетенций и связей). Этот выбор может быть сделан с учетом пожеланий обучаемого, а также стратегии, которую может дополнительно задавать преподаватель. Представление компетенции осуществляется по цепочкам «набор ЗК - набор НК - ДК» и включает выдачу некоторой информации в соответствии с паспортом конкретной ДК, примеров, задач и тестов из базы данных системы.

В зависимости от продемонстрированного качества знаний и проявленных способностей обучаемого в решении предложенных задач система меняет веса осваиваемой и связанных с ней компетенций. Цикл обучения продолжается до тех пор, пока веса компетенций сети не достигнут заданного целевого значения.

Описанный подход позволяет организовать гибкий процесс обучения, что обеспечивается следующими возможностями:

1) выбор очередной осваиваемой компетенции производится на основании текущего состояния всей модели информационной компетентности;

2) обучение возможно начинать с любой точки, для чего необходимо инициализировать модель в соответствии с имеющимися у обучаемых знаниями программы (или отдельного модуля), навыками и освоенными компетенциями;

3) обучение может быть прекращено в любой точке после достижения уровня компетентности, требуемого от конкретного обучаемого;

4) преподаватель может дополнительно задавать обучаемому некоторую стратегию обучения;

5) имеется возможность использования «элементов свободного обучения».

Данный подход может быть применен к любым предметным областям,

структура которых представляется в виде сети компетенций, понятий и навыков.

Литература

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы): методическое пособие / В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

2. Концепция формирования информационного общества в России. http://www.iis/ru/ library/riss/riss.ru/html.

3. Фионова Л.Р. Системный подход к формированию «портфеля» компетенций докумен-товеда на основе мнения работодателей / Л.Р. Фионова, Е.А. Малыгина // Вестник Костромского госуниверситета им. Н.А.Некрасова. Сер. Технические и естественные науки. 2007. № 1(4). С. 79-82.

4. Фионова Л.Р. Профессиональная компетентность документоведа в условиях формирования информационного общества / Л.Р. Фионова // Открытое образование и информационные технологии: материалы Всерос. науч.-метод. конф., 17-20 октября 2005 г.: Приложение к журналу «Открытое образование». Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005. С. 343-346.

5. Фионова Л.Р. К вопросу построения современной модели специалиста-документоведа / Л.Р. Фионова // Документация в информационном обществе: управление документацией как сфера профессиональной деятельности: материалы XIV Международной науч.-практ. конф., 21-22 ноября 2007 г., Росархив, ВНИИДАД. М., 2008. С. 54-59.

ФИОНОВА ЛЮДМИЛА РИМОВНА - кандидат технических наук, профессор, заведующая кафедрой информационного обеспечения управления и производства, Пензенский государственный университет, Россия, Пенза (flr@pnzgu.ru).

FIONOVA LYUDMILA RIMoVnA - candidate of technical Sciences, professor, head of information management and production department, Penza State University, Russia, Penza.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.