Научная статья на тему 'Компетентность управленческих кадров в коммерциализации высокотехнологичной продукции (реальность и возможности)'

Компетентность управленческих кадров в коммерциализации высокотехнологичной продукции (реальность и возможности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ДЕЛОВЫЕ СЕТИ / РЫНОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPETENCE / ADMINISTRATIVE STAFF / HIGH-TECH ENTERPRISE / BUSINESS NETWORKS / MARKET RESEARCHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акульчева Маргарита Викторовна, Седова Ольга Валерьевна

На основе рыночных исследований, проведенных авторами на высокотехнологичных предприятиях участниках деловых сетей Зеленограда в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассматриваются актуальные вопросы анализа компетентности управленческих кадров в области знания и навыков применения инструментов и механизмов маркетинга и логистики и определяется потребность в ее повышении при коммерциализации высокотехнологичной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акульчева Маргарита Викторовна, Седова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence of Administrative Staff in the Commercialization of High-Tech Products (Reality and Possibilities)

Based on market research conducted by authors in high-tech enterprises members of Zelenograd business networks in the frame of perticipation in Federal Targeted Program “Innovative Russia’s Scientific and Academic Staff” the current issues of administrative staff competence in the field of marketing and logistics instruments and mechanisms knowledge are analyzed to determine the need to increase it in the commercialization of high-tech products.

Текст научной работы на тему «Компетентность управленческих кадров в коммерциализации высокотехнологичной продукции (реальность и возможности)»

МАРКЕТИНГ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

УДК 005.3:339.13

Компетентность управленческих кадров в коммерциализации высокотехнологичной продукции (реальность и возможности)

М. В. Акульчева, О. В. Седова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

На основе рыночных исследований, проведенных авторами на высокотехнологичных предприятиях — участниках деловых сетей Зеленограда в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассматриваются актуальные вопросы анализа компетентности управленческих кадров в области знания и навыков применения инструментов и механизмов маркетинга и логистики и определяется потребность в ее повышении при коммерциализации высокотехнологичной продукции.

Ключевые слова: компетентность; управленческие кадры; высокотехнологичное предприятие; деловые сети; рыночные исследования.

Современный этап развития общества характеризуется ускорением научно-технического прогресса, что способствует росту скорости обновлений и активизации инновационной деятельности [1]. Вместе с тем большая продолжительность работ в цепи НИОКР — производство приводит к замедлению темпов обновления продукции и утрате адаптивности к рыночным потребностям (рис. 1) [2].

Фазы развития технологий

Массовое производство Серийное производство Мелкосерийное производство ОКР, опытный образец НИР, ПНИ Научный задел

Шлет 5-10 лет 3-5 Коммер-лет ческий

Скрытые фазы коммерциализации

На рЫНОК

Рис. 1. Длительность фаз коммерциализации объекта в РФ

В сложившихся условиях завоевание и удержание как отдельным предприятием, так и всей страной лидирующих конкурентных позиций на мировой арене зависит от скорости превращения нового знания в продуктовые или технологические нововведения.

Сокращение времени коммерциализации в фазе выхода разработанной продукции на рынок (рис. 1) во многом зависит от знаний и навыков управленческих кадров и их соответствия современным требованиям ведения бизнеса. Потребность

© Акульчева М. В., Седова О. В.

в повышении компетентности кадров особенно остро ощущается по мере освоения новой продукции: увеличение числа структурных подразделений и вызванное им снижение скорости принятия решений обусловливают необходимость изменить уровень квалификации персонала. В связи с этим становится актуальным определение реального уровня компетентности управленческих кадров, занимающихся коммерциализацией высокотехнологичной продукции, и возможностей его повышения.

Прежде всего необходимо обеспечить соответствие уровня кадровой составляющей темпам организационного развития бизнеса.

В рамках участия в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (государственный контракт № 14.740.11.0220) авторы провели рыночные исследования компетентности работающих и потенциальных сотрудников высокотехнологичных предприятий, являющихся участниками деловых сетей Зеленограда, в области знания и навыков применения инструментов и механизмов маркетинга и логистики. На рис. 2 представлен алгоритм анализа компетентности управленческих кадров (авторские исследования послужили инструментом выполнения блоков 3 и 5).

Рис. 2. Алгоритм анализа компетентности управленческих кадров

Сбор и анализ первичной информации проведены посредством опроса целевой аудитории методом анкетирования. Применялись открытые и закрытые вопросы, в том числе альтернативные (ответ «да» или «нет»); с выборочным ответом (нужный отмечается определенным знаком); с использованием порядковых шкал и шкалы постоянной суммы. Форма проведения опроса — письменное заполнение анкеты (рейтинг опроса составил 83 %).

В первой части исследования выявлялась маркетинговая компетентность управленческих кадров высокотехнологичных предприятий Зеленограда. В целях интерпретации результатов опроса по каждому из инструментов и механизмов маркетинга были определены выраженная в процентах частота выбора респондентами каждого из ответов, а также мода и медиана (см. табл.).

Под модой, как известно, подразумевается наиболее часто встречающееся значение (в данном случае наибольшая частота выбора ответа на каждый из вопросов), под медианой — значение, ниже которого лежат 50 % наблюдений.

Частота выбора вариантов ответов, отражающая уровень знания и степень использования респондентами инструментов и механизмов маркетинга

Ответы, %

Инструменты и механизмы Не знаком(а) Слышал(а), Знаком(а), но не использую из-за Знаком(а) Использую, но требуется

но не знаю сущности и частично использую

отсутствия механизмов развитие

Методы 81 15 3 0 2

холистического мода,

маркетинга медиана

Методы 79 16 3 0 2

латерального мода,

маркетинга медиана

Методы выбора 39 34 14 8 4

варианта построе- мода медиана

ния системы

сервисного обслуживания

Маркетинг 42 29 15 8 5

взаимодействия мода медиана

как метод

коммерциализации

Аутсорсинг 31 мода 29 медиана 22 11 7

Методы 17 23 28 26 6

формирования мода,

устойчивого медиана

имиджа компании

Франчайзинг 27 2% 44 мода, медиана 6 3

Метод 32 35 24 6 3

провокационного мода,

маркетинга медиана

Механизм определения эффективности 29 29 медиана 25 11 6

маркетинговых

мероприятий

Продолжение таблицы

Ответы, %

Инструменты и механизмы Не знаком(а) Слышал(а), но не знаю сущности Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов Знаком(а) и частично использую Использую, но требуется развитие

Интегрированные, вертикально и горизонтально интегрированные методы распределения 59 мода, медиана 20 11 7 3

Метод расчета бюджета маркетинга 37 мода 28 медиана 17 11 7

Механизм управления маркетинговой активностью компании 35 мода 25 медиана 21 15 4

Методы бенчмаркинга 63 мода, медиана 25 10 0 3

Из таблицы видно, что практически по всем элементам столбца «Инструменты и механизмы» мода и медиана соответствуют первым двум вариантам ответа: «Не знаком(а)» и «Слышал(а), но не знаю сущности». Частота их выбора респондентами составляет более 50 % (58—96 %), исключение — два элемента: «Франчайзинг» и «Методы формирования устойчивого имиджа компании» (мода и медиана по ним соответствуют варианту «Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов»), при этом о последнем из них опрошенные чаще всего говорили: «Знаком(а) и частично использую» и «Использую, но требуется развитие» (в совокупности эти варианты составили 32 %). По степени возрастания их знания респондентами можно проранжировать инструменты и механизмы маркетинга в следующем порядке:

1) методы холистического маркетинга;

2) методы латерального маркетинга;

3) методы бенчмаркинга;

4) интегрированные, вертикально и горизонтально интегрированные методы распределения;

5) методы выбора варианта построения системы сервисного обслуживания;

6) маркетинг взаимодействия как метод коммерциализации;

7) метод провокационного маркетинга;

8) метод расчета бюджета маркетинга;

9) аутсорсинг;

10) механизм управления маркетинговой активностью компании;

11) механизм определения эффективности маркетинговых мероприятий;

12) франчайзинг;

13) методы формирования устойчивого имиджа компании.

Результаты изучения компетентности управленческих кадров высокотехнологичных предприятий в области знания и навыков применения инструментов и механизмов логистики отображены на рис. 3.

Анализ показал, что в 6 из 11 случаев мода и медиана соответствуют варианту ответа «Слышал(а), но не знаю сущности», в 4 из 11 — варианту «Не знаком(а)» и только по вопросу «Модели управления запасами» мода и медиана соответствуют варианту ответа «Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов». Частота выбора респондентами ответов «Не знаком(а)» и «Слышал(а), но не знаю сущности» составляет более 50 % (41—84 %), ответов «Знаком(а) и частично использую» и «Использую, но требуется развитие» — в среднем 11 % (4—17 %).

По степени возрастания их знания респондентами можно проранжировать инструменты и механизмы логистики следующим образом:

1) модель типового профиля интеграции деятельности фирмы в логистической системе;

2) методы учета дистанции интересов партнеров при решении логистических задач;

3) механизм уровневой интеграции логистических систем;

4) принципы обеспечения гармоничности производства и сбыта и возможности их учета в логистических системах;

5) реализация принципов аутсорсинга в логистических системах;

6) формирование логистических систем в условиях высокотехнологичного производства;

7) учет межотраслевых взаимодействий при формировании цепи поставок;

8) особенности управления запасами в условиях сетевой конкуренции;

9) механизм формирования клиентоориентированных структур;

10) управление рисками в логистических системах;

11) модели управления запасами.

Определено, что в повышении компетентности в области маркетинга и логистики заинтересованы более 80 % респондентов, при этом наибольшее предпочтение отдано курсам повышения квалификации (более 70 % респондентов). Рассматривались и другие форматы получения новых знаний и навыков: курсы переподготовки кадров, обучение в аспирантуре и магистратуре.

Приоритеты форм получения знаний и навыков в целях повышения компетентности в области маркетинга и логистики, выявленные в результате исследования, отражены на рис. 4.

Опрошенные высказали следующие основные рекомендации и пожелания по организации доообучения: предпочтительная форма подачи материала — тренинги по коммуникациям; наиболее актуально привлечь к учебному процессу представителей бизнес-структур, имеющих положительный опыт коммерциализации наукоемких разработок; есть потребность в других знаниях (финансовый анализ, аналитика в экономике, тайм-менеджмент; как управлять персоналом с целью улучшить работоспособность; бухгалтерский учет; принципы отчетности перед инвесторами).

Опыт показал, что организация и проведение исследований в высокотехнологичном секторе деятельности (на примере ИТК «Зеленоград») имеют ряд особенностей.

Методы учета дистанции интересов партнеров при решении логистических задач

тмшх

Механизм формирования клиентоориентированных структур

Механизм уровневой интеграции логистических систем

¡Г

;и1

Особенности управления запасами в условиях сетевой конкуренции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация принципов аутсорсинга в логистических системах

Модели управления запасами

Формирование логистических систем в условиях высокотехнологичного производства

Модель типового профиля интеграции деятельности фирмы в логистической системе

Принципы обеспечения гармоничности производства и сбыта и возможности их учета в логистических системах

Управление рисками в логистических

системах

а=с

р

шнхш

_:

Учет межотраслевых взаимодействий при формировании цепи поставок

II Не знаком(а) И Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов

т

"10 20 30 40 50 И Слышал(а), но не знаю сущности 0 Знаком(а) и частично использую ■ Использую, но требуется развитие

Рис. 3. Уровень знаний и степень использования респондентами инструментов и механизмов логистики, %

25

Практические задания по курсу

23

22

Лекционный материал

Анализ рабочей ситуации в форме диалога преподавателя со студентами

18

20

Дискуссия и обсуждение работ

Кейс-стади, включающие расчетную часть и ситуационный анализ для сам. раб.

Тестирование

□ по логистике, % □ по маркетингу, % 0

5

10

15

20

25

Рис. 4. Выбор респондентами соотношения форм получения дополнительных знаний

Как правило, для высокотехнологичного рынка не разработаны типовые аналитические проекты, статистическая информация часто представлена в небольшом количестве или отсутствует.

Обзоры рынка высоких технологий нередко отличает узконаправленный характер и небольшое количество рассматриваемых субъектов. В данной сфере бизнеса высока потребность в экспертных оценках и вторичных данных, поэтому маркетинговые исследования базируются в основном на последних, а первичную информацию собирают преимущественно с целью определить отношение к продукции организаций-покупателей и мотивы ее приобретения.

Границы рынка для ИТК «Зеленоград» определены еще нечетко, а конкурентные угрозы могут исходить из совершенно разных направлений. Технологическая неопределенность неизменно высока, конкуренты и новые участники постоянно появляются и исчезают. Деление на секторы или рыночные сегменты еще не устоялось: происходит либо перегруппировка сегментов и образование нового базового рынка высоких технологий кластера, либо дробление традиционного рынка на узкоспециализированные сегменты. Данные особенности наукоемких и высокотехнологичных отраслей требуют от процесса создания новых изделий быстрых и гибких разработок, тесного взаимодействия с покупателями и постоянного исследования технологической среды. Следовательно, грамотное использование инструментов и механизмов маркетинга и логистики наиболее важно для обеспечения конкурентоспособности продукции в инновационной деятельности.

В условиях высокотехнологичного производства для решения задач ускорения диффузии инноваций необходима подготовка персонала к эффективной работе как внутри деловых сетей, являющихся самыми устойчивыми структурами бизнеса, так и за их пределами. Территориальное ограничение деловой сети, с одной стороны, замедляет диффузию знаний из внешней среды (что потенциально грозит дисбалансом требуемой и реальной компетентности кадров), с другой — может способствовать ускорению диагностики текущего уровня компетентности кадров и определения возможностей его повышения путем своевременной реализации соответствующих мероприятий.

Маркетинг и международный бизнес

Проведенные исследования позволили не только выявить узкие места кадровой политики высокотехнологичных предприятий, но и спрогнозировать возможные проблемные зоны и способы их ликвидации в будущем. Исходя из них, предприятия получат возможность своевременно реагировать на проблемы кадрового обеспече-

Предложенные направления, формы и форматы повышения компетентности управленческих кадров высокотехнологичных предприятий, учитывающие требования внешней среды и согласованные с пожеланиями респондентов, будут содействовать росту конкурентоспособности участников деловой сети.

Система взаимодействия субъектов деловой сети предполагает обмен информацией, знаниями и опытом между отдельными ее элементами, поэтому повышение компетентности каждого из участников будет способствовать усилению конкурентных преимуществ всей деловой сети и устойчивости бизнеса в целом.

Литература

1. Моисеева Н. К., Седова О. В. Маркетинговые отношения на основе разности потенциалов партнеров // Маркетинг. 2011. № 5 (120). С. 37—54.

2. Азоев Г. Л. Маркетинговый анализ рынков нанопродуктов (результаты аналитического проекта) // Маркетинг. 2009. № 5 (108). С. 3—23.

Акульчева Маргарита Викторовна — аспирантка, преподаватель кафедры маркетинга и управления проектами (МиУП) МИЭТ. E-mail: fmr@miee.ru

Седова Ольга Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры МиУП МИЭТ, заместитель начальника Центра коммерциализации и трансфера технологий МИЭТа. E-mail: sedova@unicm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.