ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
А. В. Минина, аспирант,
кафедра дошкольной педагогики,
Московский педагогический государственный
университет,
г. Москва, Россия,
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире.
В связи с этим в условиях компетент-ностной парадигмы особую актуальность для науки и практики приобретают исследования, изучающие компетентность родителей, ее структуру и условия формирования.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что педагогическая компетентность рассматривается с позиций системного, деятельностного, культурологического и других подходов. Данная категория тесно связана с такими понятиями, как педагогическая культура, психолого-педагогическая культура, педагогическая подготовленность, мастерство и пр.
Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташ-вили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.); единство теоретической и практической готов-
Компетентностный опыт является основным и предполагает наличие у родителя педагогических
знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение
спонтанных или специально организованных компетентност-ных задач-ситуаций, освоенных
родителем и применяемых в практике семейного воспитания
ности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева); интегратив-ное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюко-ва, В. В. Селина). Автор статьи склоняется к последнему подходу, позволяющему наиболее полно и точно раскрыть сущностные характеристики педагогической компетентности.
Для понимания сущности педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста, раскрытия ее содержания и выделения показателей необходимо иметь представление о самой структуре педагогической компетентности.
Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мо-тивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоцио-
нально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова, Т. В. Ба-хуташвили, О. С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина и др.).
Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мо-тивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуника-тивно-деятельностный компоненты.
Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей автором статьи включен компетентностный опыт, который, по мнению А. В. Хуторского1, является наиболее важным в данной структуре. Рассмотрим каждый из выделенных.
Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.
Гностический связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации.
Коммуникативно-деятельностный содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.
Компетентностный опыт является основным и предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания2.
Учитывая итеративность изучаемого понятия, представленная структура является условной, тем не менее она дает возможность теоретически осмыслить сущность педагогической компетентности родителя и обнаруживает хороший базовый материал для дальнейшего практического применения.
Таким образом, сущностные характеристики компетентности, ее содержание, условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста послужили основанием для рассмотрения педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей как интегра-тивного личностного образования, выражающегося в ценностно-гуманном отношении к ребенку, и представленного совокупностью взаимосвязанных компонентов, включающих систему знаний, педагогических умений, психологических позиций, лич-
Таблица 1
Показатели педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста
Компоненты Показатели
Мотивационно-личностный Заинтересованность родителя в успешном результате воспитания самостоятельности у детей; осознание роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы; наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю
Коммуникативно-деятельностный Наличие умений строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики, развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности; применять эффективные методы воспитания самостоятельности; способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности
Гностический Наличие знаний о самостоятельности как интегративном качестве личности; о разных проявлениях самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; об особенностях становления самостоятельности в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания самостоятельности дошкольника
Компетентностный опыт Наличие взаимосвязанных педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, которые родитель приобретает через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, апробирует в действии и применяет в практике семейного воспитания
ностных качеств и опыта, необходимых для эффективного воспитания самостоятельности у детей в семье3.
Результаты анализа научных исследований и современной педагогической практики позволили автору выделить противоречие между возрастающими потребностями государства и общества в компетентном родителе, способном успешно воспитывать самостоятельность у ребенка, и недостаточной ее сформиро-ванностью у современных родителей. Данное противоречие обусловило актуальность изучения педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.
В проведенном автором в 2011—2012 учебном году исследовании приняли участие 400 родителей детей дошкольного возраста, включая 80 родителей экспериментальной и контрольной группы, и 50 детей дошкольного возраста. Эксперимент осуществлялся на базе детских садов, дошкольных отделений школ, средних общеобразовательных учреждений и методического центра Южного округа г. Москвы.
Выявление особенностей педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей обусловило необходимость разработки ее показателей, они представлены в табл. 1.
При диагностике педагогической компетентности родителей в воспитании само-
стоятельности детей дошкольного возраста использовались следующие методы: анкетирование и интервьюирование, наблюдение за общением родителей с детьми, игровое моделирование.
Количественные результаты изучения уровней компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста представлены в табл. 2.
Изучение результатов проведенного интервьюирования и ранжирования показало наличие у родителей высокой заинтересованности в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; понимание роли самостоятельности для его самореализации, что подтверждают следующие данные: высокий уровень мотивационно-лич-ностного компонента у 42,5% родителей, средний — у 35.
По мнению родителей, они стремятся понять мотивы поступков ребенка, стараются поддерживать его интересы и способности. Кроме этого, родители осознают значимость совершенствования своих воспитательных умений. Это свидетельствует о проявлении рефлексии и эмпатии. Однако готовность к обогащению, анализу, коррекции, перестройке собственного опыта воспитательной деятельности обнаружена менее чем у половины родителей, которые понимают, что ребенок динамично развивается, следовательно, воспитательная деятельность не может быть стереотипной, не-
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Мотивационно-личностный компонент
34 (42,5%) 28 (35%) 18 (22,5%)
Коммуникативно-деятельностный компонент
4 (5%) 33 (41,25%) 43 (53,75%)
Гностический компонент
4 (5%) 38 (47,5%) 38 (47,5%)
Компетентностный опыт
3 (3,75%) 19 (23,75%) 58 (72,5%)
Готовность к обогащению, анализу, коррекции, перестройке собственного опыта воспитательной деятельности обнаружена менее чем у половины родителей, которые понимают, что ребенок динамично развивается, следовательно, воспитательная деятельность не может быть стереотипной.
Таблица 2
Количественные результаты изучения уровней компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста
обходима гибкость приемов и методов взаимодействия в различных ситуациях.
Для выявления сформированности гностического компонента было проведено анкетирование родителей, анализ результатов которого свидетельствует о том, что лишь незначительная часть родителей (5%) обладает в полном объеме знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка (самостоятельность как интегративное качество личности; разные проявления самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; особенности становления самостоятельности в разных видах деятельности), о психологических особенностях личности ребенка; об эффективных методах и приемах воспитания самостоятельности у ребенка в семье. Это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности гностического компонента педагогической компетентности у большинства родителей.
Полученные данные были дополнены результатами игрового моделирования и наблюдения за общением родителей с детьми, что позволило оценить состояние коммуника-тивно-деятельностного компонента компетентности родителей и наличие у них ком-петентностного опыта.
Результаты показали, что 53,75% родителей не владеют приемами воспитания самостоятельности у ребенка. У них слабо выражено умение привлекать внимание ребенка к различным видам деятельности, создавать благоприятную среду для проявлений у ребенка самостоятельности. Кроме того, в результате исследования выявилось неумение родителей строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивают деятельность ребенка неадекватно, не поддерживают его самооценку, с трудом определяют эмоциональное состояние ребенка, часто выбирают неадекватные способы общения с ним, имеют проблемы в установлении партнерских взаимоотношений).
Самые низкие результаты получены по компетентностному опыту (72,5%). У ро-
Деятельность по формированию родительской компетентности целесообразно обогащать активными формами и методами (ролевые игры, тренинги, игровое моделирование, проективные методы и методики, домашние упражнения).
дителей, имеющих достаточный уровень сформированности гностического компонента, стремящихся к самообразованию, выявилось расхождение в знаниях о развитии и воспитании ребенка и умении применять их на практике. Родители, которые в условиях эксперимента демонстрируют достаточные знания и умения в воспитании самостоятельности у ребенка, не применяют их в практике семейного воспитания, что свидетельствует о недостаточном их ком-петентностном опыте. В связи с этим деятельность по формированию родительской компетентности целесообразно обогащать активными формами и методами (ролевые игры, тренинги, игровое моделирование, проективные методы и методики, домашние упражнения). Данные формы и методы взаимодействия педагогов дошкольных уч-= реждений с родителями воспитанников будут рассмотрены далее в рамках формирующего этапа исследования.
Результаты исследования показали, что лишь незначительное число (2,5% в экспериментальной группе = и 5 — в контрольной) родителей имеют высокий уровень сформи-рованности компетентностного опыта. Это характеризуется наличием у них взаимосвязанных педагогических знаний, умений, навыков воспитания у детей самостоятельности, которые родители апробируют в действии и применяют в семейном воспитании. Данная группа родителей проявляет свою готовность к сотрудничеству, взаимодействию с педагогами в воспитании самостоятельности у детей. Педагогам следует откликаться на инициативу таких родителей, привлекать их к сотрудничеству с другими семьями для повышения их компетентности.
Полученные данные позволили охарактеризовать уровни проявления компонентов педагогической компетентности, которые представлены в табл. 3.
Совокупный анализ полученного фактического материала позволил составить обобщенный портрет современного родителя, который отражает его недостаточную компетентность в воспитании самостоя-
Таблица 3
Характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Мотивационно-личностный компонент
Обладает высокой заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Ярко выражены: понимание роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Постоянно проявляет рефлексию и эмпатию, самоконтроль Обладает заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Неярко выражены: понимание роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Проявления рефлексии и эмпа-тии, самоконтроля непостоянны Мало или совсем не заинтересован в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Не понимает роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации. Стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности выражено слабо или не выражено; Не проявляет или проявляет очень редко рефлексию и эмпа-тию
Коммуникативно-деятельностный компонент
Полностью владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка и рационально их применяет. Умеет привлечь внимание ребенка и развивает его положительное отношение и интерес к различным видам деятельности; создает благоприятную среду для проявлений самостоятельности ребенка. Способствует появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности. Строит взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (адекватно оценивает деятельность ребенка, поддерживая его самооценку, верно определяет эмоциональное состояние ребенка, выбирает адекватные способы общения с ним, умеет устанавливать с ребенком партнерские взаимоотношения) Владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка не в полной мере. Умения привлечь внимание ребенка и развивать его положительное отношение и интерес к различным видам деятельности выражены неярко; мало значения придает созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка. Не всегда уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Умение строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики выражены неярко (не всегда адекватно оценивает деятельность ребенка и поддерживает его самооценку, не всегда верно определяет эмоциональное состояние ребенка и выбирает адекватные способы общения с ним, умение устанавливать партнерские взаимоотношения с ребенком выражены неярко) Не владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка. Умение привлечь внимание ребенка к различным видам деятельности выражено слабо; не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка; Не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, не определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ребенком, не умеет наладить с ним партнерские взаимоотношения)
Гностический компонент
Обладает в полном объеме знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у ребенка в семье, о психологических особенностях его личности. Проявляет ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний Обладает знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у ребенка в семье не в полном объеме; о психологических особенностях личности ребенка. Потребность в пополнении знаний выражена недостаточно Не обладает знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у ребенка в семье; психологических особенностей личности ребенка. Потребность в пополнении знаний не выражена
Продолжение табл. 3
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Компетентностный опыт
Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии, приобретенные через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоены родителем в полной мере, активизируются, интегрируются и успешно применяются в семейном воспитании
Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии, приобретенные через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоены родителем не в полной мере, не всегда активизируются, интегрируются и применяются в семейном воспитании
Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии через решение специально организованных компе-тентностных задач-ситуаций, не освоены, не активизируются, не интегрируются и не применяются в семейном воспитании
тельности у ребенка дошкольного возраста. При высокой заинтересованности в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка, понимании роли самостоятельности для самореализации ребенка и осознании значимости совершенствования своих воспитательных умений, он:
— не всегда стремится понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности; проявить рефлексию и эм-патию.
— не обладает знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка; психологических особенностей его личности; не знает эффективных методов воспитания самостоятельности у ребенка в семье;
— не владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка, привлечения внимания ребенка к различным видам деятельности;
— не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельно -сти ребенка; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности;
— не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, с трудом определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы об-
Можно говорить об отсутствии системности и методической поддержки родителей педагогами;
недостаточной практике организации родительских встреч по вопросам воспитания самостоятельности у детей; редком использовании в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта.
щения с ним, имеет проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком).
Полученные статистические данные обусловили необходимость изучения опыта практической работы по повышению педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации. Сбор информации осуществлялся путем мониторинга деятельности дошкольных образовательных учреждений по повышению педагогической компетентности родителей, анкетирования педагогов детских садов, интернет-опросов, анализа сайтов образовательных учреждений, открытых встреч с родителями, педагогической документации (планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний, отзывов о мероприятиях для родителей). Для интернет-опросов широко использовались возможности 1Т-технологий и созданного автором сайта лаборатории дошкольного образования методического центра Южного округа г. Москвы.
Выборка составили 293 руководителя и 165 педагогов дошкольных образовательных учреждений Москвы, Московской, Свердловской и Кемеровской областей, Пермского края, Удмуртии, городов Нижний Тагил, Озерск, Углич, Черногорск и др.
Результаты мониторинга показывают отсутствие системности и методической
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
поддержки педагогов в процессе повышения педагогической компетентности родителей. В 70% дошкольных учреждений отсутствуют программы повышения компетентности родите- -лей; не все специалисты (психологи, социальные педагоги, воспитатели) задействованы в процессе поддержки родительской компетентности, недостаточно используется материально-тех- : ническая база — технические средства, библиотека семейного чтения, игротека, интернет-ресурсы и пр.).
Полученные данные подтверждены результатами анкетирования и наблюдений: 80% педагогов имеют недостаточные знания о методах и приемах воспитания самостоятельности у детей в семье, 65% в недостаточной степени организуют нетрадиционные формы общения с семьей, не используют методы активизации родительского опыта для повышения педагогической компетентности родителей, применяют в основном традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.
Анализ педагогической документации 165 педагогов не обнаружил в годовых, календарных и ежедневных планах воспитательно-образовательной работы, протоколах родительских собраний ни одной темы, посвященной воспитанию самостоятельности, ответственности у детей, формированию рефлексии родителей, умения налаживать партнерские взаимоотношения с детьми и т. п.
Руководствуясь результатами проведенного исследования, можно говорить об отсутствии системности и методической поддержки родителей педагогами; недостаточной практике организации родительских встреч по вопросам воспитания самостоятельности у детей; редком использовании в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта; слабом, в связи с этим, отклике родителей на инициативы детского сада, что свидетельствует о недостаточном уровне работы по повышению компетентности роди-
Результаты мониторинга показывают отсутствие системности и методической поддержки педагогов в процессе повышения педагогической компетентности родителей.
телей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Основываясь на изложенных рассуждениях, мы полагаем, что при наличии методической поддержки педагогов, использовании эффективных форм и методов активизации компетентностного опыта родителей, реализации комплекса мероприятий для повышения заинтересованности родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; повышения уровня знаний теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка в семье, овладения средствами, методами и приемами воспитания самостоятельности можно содействовать успешному формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста. ^
1. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117-137.
2. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93-98.
3. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 97-100.