Научная статья на тему 'Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников'

Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2920
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ / PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE PARENTS / THE STRUCTURE OF PEDAGOGICAL COMPETENCE / CRITERIA AND INDICATORS OF COMPETENCE IN THE EDUCATION OF THE CHILDREN INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина А.В.

В статье отражены результаты исследования педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста. Представлена характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности, составлен портрет современного родителя, отражающий его недостаточную компетентность в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern parents’ competence in preschool children independency upbringing

This article has results of investigation of modern parents’ pedagogical competence in preschool children independency upbringing. This work provides level characteristic of pedagogical competence components, portrait of modern parent reflecting ones lack of competence in preschool children independency upbringing.

Текст научной работы на тему «Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников»

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

А. В. Минина, аспирант,

кафедра дошкольной педагогики,

Московский педагогический государственный

университет,

г. Москва, Россия,

miniann19@rambler.ru

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире.

В связи с этим в условиях компетент-ностной парадигмы особую актуальность для науки и практики приобретают исследования, изучающие компетентность родителей, ее структуру и условия формирования.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что педагогическая компетентность рассматривается с позиций системного, деятельностного, культурологического и других подходов. Данная категория тесно связана с такими понятиями, как педагогическая культура, психолого-педагогическая культура, педагогическая подготовленность, мастерство и пр.

Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташ-вили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.); единство теоретической и практической готов-

Компетентностный опыт является основным и предполагает наличие у родителя педагогических

знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение

спонтанных или специально организованных компетентност-ных задач-ситуаций, освоенных

родителем и применяемых в практике семейного воспитания

ности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева); интегратив-ное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюко-ва, В. В. Селина). Автор статьи склоняется к последнему подходу, позволяющему наиболее полно и точно раскрыть сущностные характеристики педагогической компетентности.

Для понимания сущности педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста, раскрытия ее содержания и выделения показателей необходимо иметь представление о самой структуре педагогической компетентности.

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мо-тивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоцио-

нально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова, Т. В. Ба-хуташвили, О. С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина и др.).

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мо-тивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуника-тивно-деятельностный компоненты.

Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей автором статьи включен компетентностный опыт, который, по мнению А. В. Хуторского1, является наиболее важным в данной структуре. Рассмотрим каждый из выделенных.

Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.

Гностический связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации.

Коммуникативно-деятельностный содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

Компетентностный опыт является основным и предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания2.

Учитывая итеративность изучаемого понятия, представленная структура является условной, тем не менее она дает возможность теоретически осмыслить сущность педагогической компетентности родителя и обнаруживает хороший базовый материал для дальнейшего практического применения.

Таким образом, сущностные характеристики компетентности, ее содержание, условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста послужили основанием для рассмотрения педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей как интегра-тивного личностного образования, выражающегося в ценностно-гуманном отношении к ребенку, и представленного совокупностью взаимосвязанных компонентов, включающих систему знаний, педагогических умений, психологических позиций, лич-

Таблица 1

Показатели педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста

Компоненты Показатели

Мотивационно-личностный Заинтересованность родителя в успешном результате воспитания самостоятельности у детей; осознание роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы; наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю

Коммуникативно-деятельностный Наличие умений строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики, развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности; применять эффективные методы воспитания самостоятельности; способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности

Гностический Наличие знаний о самостоятельности как интегративном качестве личности; о разных проявлениях самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; об особенностях становления самостоятельности в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания самостоятельности дошкольника

Компетентностный опыт Наличие взаимосвязанных педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, которые родитель приобретает через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, апробирует в действии и применяет в практике семейного воспитания

ностных качеств и опыта, необходимых для эффективного воспитания самостоятельности у детей в семье3.

Результаты анализа научных исследований и современной педагогической практики позволили автору выделить противоречие между возрастающими потребностями государства и общества в компетентном родителе, способном успешно воспитывать самостоятельность у ребенка, и недостаточной ее сформиро-ванностью у современных родителей. Данное противоречие обусловило актуальность изучения педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.

В проведенном автором в 2011—2012 учебном году исследовании приняли участие 400 родителей детей дошкольного возраста, включая 80 родителей экспериментальной и контрольной группы, и 50 детей дошкольного возраста. Эксперимент осуществлялся на базе детских садов, дошкольных отделений школ, средних общеобразовательных учреждений и методического центра Южного округа г. Москвы.

Выявление особенностей педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей обусловило необходимость разработки ее показателей, они представлены в табл. 1.

При диагностике педагогической компетентности родителей в воспитании само-

стоятельности детей дошкольного возраста использовались следующие методы: анкетирование и интервьюирование, наблюдение за общением родителей с детьми, игровое моделирование.

Количественные результаты изучения уровней компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста представлены в табл. 2.

Изучение результатов проведенного интервьюирования и ранжирования показало наличие у родителей высокой заинтересованности в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; понимание роли самостоятельности для его самореализации, что подтверждают следующие данные: высокий уровень мотивационно-лич-ностного компонента у 42,5% родителей, средний — у 35.

По мнению родителей, они стремятся понять мотивы поступков ребенка, стараются поддерживать его интересы и способности. Кроме этого, родители осознают значимость совершенствования своих воспитательных умений. Это свидетельствует о проявлении рефлексии и эмпатии. Однако готовность к обогащению, анализу, коррекции, перестройке собственного опыта воспитательной деятельности обнаружена менее чем у половины родителей, которые понимают, что ребенок динамично развивается, следовательно, воспитательная деятельность не может быть стереотипной, не-

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Мотивационно-личностный компонент

34 (42,5%) 28 (35%) 18 (22,5%)

Коммуникативно-деятельностный компонент

4 (5%) 33 (41,25%) 43 (53,75%)

Гностический компонент

4 (5%) 38 (47,5%) 38 (47,5%)

Компетентностный опыт

3 (3,75%) 19 (23,75%) 58 (72,5%)

Готовность к обогащению, анализу, коррекции, перестройке собственного опыта воспитательной деятельности обнаружена менее чем у половины родителей, которые понимают, что ребенок динамично развивается, следовательно, воспитательная деятельность не может быть стереотипной.

Таблица 2

Количественные результаты изучения уровней компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста

обходима гибкость приемов и методов взаимодействия в различных ситуациях.

Для выявления сформированности гностического компонента было проведено анкетирование родителей, анализ результатов которого свидетельствует о том, что лишь незначительная часть родителей (5%) обладает в полном объеме знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка (самостоятельность как интегративное качество личности; разные проявления самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; особенности становления самостоятельности в разных видах деятельности), о психологических особенностях личности ребенка; об эффективных методах и приемах воспитания самостоятельности у ребенка в семье. Это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности гностического компонента педагогической компетентности у большинства родителей.

Полученные данные были дополнены результатами игрового моделирования и наблюдения за общением родителей с детьми, что позволило оценить состояние коммуника-тивно-деятельностного компонента компетентности родителей и наличие у них ком-петентностного опыта.

Результаты показали, что 53,75% родителей не владеют приемами воспитания самостоятельности у ребенка. У них слабо выражено умение привлекать внимание ребенка к различным видам деятельности, создавать благоприятную среду для проявлений у ребенка самостоятельности. Кроме того, в результате исследования выявилось неумение родителей строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивают деятельность ребенка неадекватно, не поддерживают его самооценку, с трудом определяют эмоциональное состояние ребенка, часто выбирают неадекватные способы общения с ним, имеют проблемы в установлении партнерских взаимоотношений).

Самые низкие результаты получены по компетентностному опыту (72,5%). У ро-

Деятельность по формированию родительской компетентности целесообразно обогащать активными формами и методами (ролевые игры, тренинги, игровое моделирование, проективные методы и методики, домашние упражнения).

дителей, имеющих достаточный уровень сформированности гностического компонента, стремящихся к самообразованию, выявилось расхождение в знаниях о развитии и воспитании ребенка и умении применять их на практике. Родители, которые в условиях эксперимента демонстрируют достаточные знания и умения в воспитании самостоятельности у ребенка, не применяют их в практике семейного воспитания, что свидетельствует о недостаточном их ком-петентностном опыте. В связи с этим деятельность по формированию родительской компетентности целесообразно обогащать активными формами и методами (ролевые игры, тренинги, игровое моделирование, проективные методы и методики, домашние упражнения). Данные формы и методы взаимодействия педагогов дошкольных уч-= реждений с родителями воспитанников будут рассмотрены далее в рамках формирующего этапа исследования.

Результаты исследования показали, что лишь незначительное число (2,5% в экспериментальной группе = и 5 — в контрольной) родителей имеют высокий уровень сформи-рованности компетентностного опыта. Это характеризуется наличием у них взаимосвязанных педагогических знаний, умений, навыков воспитания у детей самостоятельности, которые родители апробируют в действии и применяют в семейном воспитании. Данная группа родителей проявляет свою готовность к сотрудничеству, взаимодействию с педагогами в воспитании самостоятельности у детей. Педагогам следует откликаться на инициативу таких родителей, привлекать их к сотрудничеству с другими семьями для повышения их компетентности.

Полученные данные позволили охарактеризовать уровни проявления компонентов педагогической компетентности, которые представлены в табл. 3.

Совокупный анализ полученного фактического материала позволил составить обобщенный портрет современного родителя, который отражает его недостаточную компетентность в воспитании самостоя-

Таблица 3

Характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Мотивационно-личностный компонент

Обладает высокой заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Ярко выражены: понимание роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Постоянно проявляет рефлексию и эмпатию, самоконтроль Обладает заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Неярко выражены: понимание роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Проявления рефлексии и эмпа-тии, самоконтроля непостоянны Мало или совсем не заинтересован в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Не понимает роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации. Стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности выражено слабо или не выражено; Не проявляет или проявляет очень редко рефлексию и эмпа-тию

Коммуникативно-деятельностный компонент

Полностью владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка и рационально их применяет. Умеет привлечь внимание ребенка и развивает его положительное отношение и интерес к различным видам деятельности; создает благоприятную среду для проявлений самостоятельности ребенка. Способствует появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности. Строит взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (адекватно оценивает деятельность ребенка, поддерживая его самооценку, верно определяет эмоциональное состояние ребенка, выбирает адекватные способы общения с ним, умеет устанавливать с ребенком партнерские взаимоотношения) Владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка не в полной мере. Умения привлечь внимание ребенка и развивать его положительное отношение и интерес к различным видам деятельности выражены неярко; мало значения придает созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка. Не всегда уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Умение строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики выражены неярко (не всегда адекватно оценивает деятельность ребенка и поддерживает его самооценку, не всегда верно определяет эмоциональное состояние ребенка и выбирает адекватные способы общения с ним, умение устанавливать партнерские взаимоотношения с ребенком выражены неярко) Не владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка. Умение привлечь внимание ребенка к различным видам деятельности выражено слабо; не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка; Не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, не определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ребенком, не умеет наладить с ним партнерские взаимоотношения)

Гностический компонент

Обладает в полном объеме знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у ребенка в семье, о психологических особенностях его личности. Проявляет ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний Обладает знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у ребенка в семье не в полном объеме; о психологических особенностях личности ребенка. Потребность в пополнении знаний выражена недостаточно Не обладает знаниями теоретических основ и эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности у ребенка в семье; психологических особенностей личности ребенка. Потребность в пополнении знаний не выражена

Продолжение табл. 3

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Компетентностный опыт

Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии, приобретенные через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоены родителем в полной мере, активизируются, интегрируются и успешно применяются в семейном воспитании

Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии, приобретенные через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоены родителем не в полной мере, не всегда активизируются, интегрируются и применяются в семейном воспитании

Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии через решение специально организованных компе-тентностных задач-ситуаций, не освоены, не активизируются, не интегрируются и не применяются в семейном воспитании

тельности у ребенка дошкольного возраста. При высокой заинтересованности в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка, понимании роли самостоятельности для самореализации ребенка и осознании значимости совершенствования своих воспитательных умений, он:

— не всегда стремится понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности; проявить рефлексию и эм-патию.

— не обладает знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка; психологических особенностей его личности; не знает эффективных методов воспитания самостоятельности у ребенка в семье;

— не владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка, привлечения внимания ребенка к различным видам деятельности;

— не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельно -сти ребенка; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности;

— не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, с трудом определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы об-

Можно говорить об отсутствии системности и методической поддержки родителей педагогами;

недостаточной практике организации родительских встреч по вопросам воспитания самостоятельности у детей; редком использовании в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта.

щения с ним, имеет проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком).

Полученные статистические данные обусловили необходимость изучения опыта практической работы по повышению педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации. Сбор информации осуществлялся путем мониторинга деятельности дошкольных образовательных учреждений по повышению педагогической компетентности родителей, анкетирования педагогов детских садов, интернет-опросов, анализа сайтов образовательных учреждений, открытых встреч с родителями, педагогической документации (планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний, отзывов о мероприятиях для родителей). Для интернет-опросов широко использовались возможности 1Т-технологий и созданного автором сайта лаборатории дошкольного образования методического центра Южного округа г. Москвы.

Выборка составили 293 руководителя и 165 педагогов дошкольных образовательных учреждений Москвы, Московской, Свердловской и Кемеровской областей, Пермского края, Удмуртии, городов Нижний Тагил, Озерск, Углич, Черногорск и др.

Результаты мониторинга показывают отсутствие системности и методической

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

поддержки педагогов в процессе повышения педагогической компетентности родителей. В 70% дошкольных учреждений отсутствуют программы повышения компетентности родите- -лей; не все специалисты (психологи, социальные педагоги, воспитатели) задействованы в процессе поддержки родительской компетентности, недостаточно используется материально-тех- : ническая база — технические средства, библиотека семейного чтения, игротека, интернет-ресурсы и пр.).

Полученные данные подтверждены результатами анкетирования и наблюдений: 80% педагогов имеют недостаточные знания о методах и приемах воспитания самостоятельности у детей в семье, 65% в недостаточной степени организуют нетрадиционные формы общения с семьей, не используют методы активизации родительского опыта для повышения педагогической компетентности родителей, применяют в основном традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ педагогической документации 165 педагогов не обнаружил в годовых, календарных и ежедневных планах воспитательно-образовательной работы, протоколах родительских собраний ни одной темы, посвященной воспитанию самостоятельности, ответственности у детей, формированию рефлексии родителей, умения налаживать партнерские взаимоотношения с детьми и т. п.

Руководствуясь результатами проведенного исследования, можно говорить об отсутствии системности и методической поддержки родителей педагогами; недостаточной практике организации родительских встреч по вопросам воспитания самостоятельности у детей; редком использовании в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта; слабом, в связи с этим, отклике родителей на инициативы детского сада, что свидетельствует о недостаточном уровне работы по повышению компетентности роди-

Результаты мониторинга показывают отсутствие системности и методической поддержки педагогов в процессе повышения педагогической компетентности родителей.

телей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Основываясь на изложенных рассуждениях, мы полагаем, что при наличии методической поддержки педагогов, использовании эффективных форм и методов активизации компетентностного опыта родителей, реализации комплекса мероприятий для повышения заинтересованности родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; повышения уровня знаний теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка в семье, овладения средствами, методами и приемами воспитания самостоятельности можно содействовать успешному формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста. ^

1. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117-137.

2. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93-98.

3. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.