Научная статья на тему 'Компетентность руководителя и ее влияние на материальные условия деятельности персонала'

Компетентность руководителя и ее влияние на материальные условия деятельности персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бавшин И. Г.

В статье рассматривается проблема влияния компетентности руководителя организации на материальные условия деятельности персонала. Показано, что развитие компетентности руководителя связано с совершенствованием материальных условий деятельности работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the influence of an organisation head's competence on personnel's material operational conditions. The author shows that development of a head's competence is connected with perfection of employees' material operational conditions.

Текст научной работы на тему «Компетентность руководителя и ее влияние на материальные условия деятельности персонала»

И. Г. Бавшин

КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

В статье рассматривается проблема влияния компетентности руководителя организации на материальные условия деятельности персонала. Показано, что развитие компетентности руководителя связано с совершенствованием материальных условий деятельности работников.

The article is devoted to the influence of an organisation head's competence on personnel's material operational conditions. The author shows that development of a head's competence is connected with perfection of employees' material operational conditions.

От особенностей организации условий труда, продуктивности трудовой деятельности каждого работника зависит, каким будет уровень благосостояния граждан нашего общества. Многочисленные исследования подчеркивают влияние материальных условий на продуктивность деятельности. При этом зачастую упускается из вида организационно-педагогическая сторона проблемы оптимизации материальных условий деятельности, в том числе роль руководителей в процессе создания оптимальной предметно-пространственной среды.

Актуальность исследования данной проблемы определятся имеющимся противоречием между сегодняшними требованиями к руководителю применять меры по созданию благоприятных для жизни и здоровья работников условий труда и научной неразработанностью проблемы ком -петентности руководителя во влиянии на материальные условия деятельности пер -сонала.

С развитием педагогики, ее научных направлений актуализировалась необходимость разработки управленческой педагогики. Исследования в этой области (О. С. Ани-

симов, А. А. Деркач) показали ее значимость и перспективность и были направлены на создание теоретико-методологической базы этого научного направления. Разрабатывались психологические и педагогические тех -нологии развития профессионализма управленческих кадров (А. П. Ситников).

По содержанию управленческой деятельности можно выделить различные ее виды, связанные с процессом принятия решений, контроля их выполнения; с созданием благоприятного климата в коллективе; ведением кадровой политики, работой с персоналом; нахождением индивидуального стиля руководства; инновациями, а также деятельность руководителя по орга-низации в учреждении предметно-пространственной среды. Каждый из перечисленных видов деятельности руководителя определяет соответствующий вид его профессиональной компетентности. Все перечисленные виды деятельности позволяют руководителю добиваться от своих подчиненных высокопродуктивной работы. На решение указанной задачи также направлена деятельность руководителя по организации в учреждении предметно-пространственной среды.

3 5

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

В современной психологии труда можно выделить следующие направления, связанные с исследованием условий труда: рационализация режимов труда и отдыха; оптимизация отношений в трудовых коллективах; профессиографирование и др. В рамках эргономики под условиями труда понимается совокупность фактов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Материальные условия деятельности -предметно-пространственную среду (III 1С) -составляют: рабочие помещения, их интерьер и рабочая среда; рабочие места персонала, их оборудование и оснащение; система коммуникаций.

Одним из наиболее изученных факторов ППС является шум. Определена допустимая физиологическая норма уровня шума. Изучено влияние шума на общение, внутреннюю речь, внимание. Установлено, что громкий шум может вызвать перевозбуждение. Выявлено, что в шумном помещении у работников обычно появляются кашель, хрипота, боли в горле из-за попыток говорить громко. Исследования, проводившиеся в авиации США, показали, что шум провоцирует волнение.

Исследования условий и средств труда также связываются с проблемой функционального комфорта. Эксперименты показали, что для каждого вида деятельности существует свой спектр конструкторских решений средств труда и условий работы, соответствующих функциональным возможностям человека. Такому соответствию сопутствует низкая психофизиологическая цена деятельности. При этом у человека возникает оптимальное состояние, которое называется функциональным комфортом. В этом случае формируется положительное отношение к деятельности, что обуславливает адекватную мобилизацию (активацию) психофизиологических процессов, отдаляет развитие утомления, способствует дли-

тельной и высокоэффективной работоспособности без ущерба для здоровья.

В дизайне с проблемой оптимальной организации предметно-пространственной среды связаны исследования проектной культуры, эстетической удовлетворенности. Сам термин «дизайн» обозначает различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

Итак, изолированно в рамках педагогики, эргономики, психологии, дизайна разрабатывались определенные подходы и требования к организации предметно-пространственной среды и ее составляющим.

Требования к организации ППС выдвигаются исходя из основных функций предметно-пространственной среды учреждений. При этом отмечается, что проектирование ППС учреждений должно удовлетворять эргономическим требова-ниям (по критериям функционального комфорта), педагогическим (по критериям продуктивности деятельности и возможностям личностно-профессионального развития), дизайнерским.

Кроме того, ППС учреждений должна удовлетворять следующим принципам пространственной и функциональной организации: расположение - достижение - полезность; взаимодействия; общее - социальное - индивидуальное.

Такой подход к выдвижению требований к организации предметно-пространственной среды (исходя из ее функций) учитывает сущность профессиональной деятельности. Функцией ППС является обеспечение различного рода коммуникаций. Требованием к организации ППС является удобство для коммуникаций.

О наличии компетентности руководителя можно судить по конкретным ее проявлениям (показателям компетентности). Выделяются процессуальные и результативные показатели.

Компетентность руководителя и ее влияние на материальные условия деятельности..,

Процессуальным показателем компетентности руководителя во влиянии на материальные условия деятельности персона -ла является деятельность руководителя по организации в учреждении предметно-пространственной среды. Алгоритм профессиональной деятельности фиксирует деятель -ность в виде последовательности процессов по реализации мотивационной, операциональной и рефлексивной сфер.

Результативным показателем компетентности руководителя во влиянии на материальные условия деятельности персонала, по нашему предположению, являются оптимальные для работы материальные условия, т. е. такая их организация, которая обеспечивает оптимальную цену деятельности, в результате чего происходит рост продуктивности труда работников.

Основным компонентом структуры компетентности руководителя в оптимизации материальных условий персонала является совокупность знаний: знания о значении организации материальных условий для деятельности и функций предметно-пространственной среды по оптимизации деятельности; знания конкретных элементов, характеристик, составляющих ППС, как обеспечивающих ее функции, их оптимальных параметров; знания особенностей деятельности персонала. Реализация совокупности знаний на практике возможна лишь при воздействии определенных мотивов, составляющих мотивационный компонент компетентности.

Материальные условия деятельности могут выполнять следующие функции по

ее оптимизации: компенсировать неблагоприятные функциональные состояния; обеспечивать коммуникативные взаимодействия; предоставлять кратковременную релаксацию для снятия усталости и стресса; обеспечивать отдельные обязанности работников; выражать престижность работы в учреждении; способствовать формированию удовлетворенности трудом, вызывая эстетические чувства. Реализуются эти функции посредством рациональной организации конкретных характеристик и элементов предметно-пространственной среды.

Проведенный теоретико-методологический анализ профессиональной компетентности руководителя позволяет определить, что компетентность руководителя является объектом многостороннего исследования. Различные ее виды позволяют руководителю добиваться от персонала высокопродуктивной работы. Компетентность в оптимизации материальных условий не представлена в структуре профессиональной компетентности руководителя, однако в изученных нами литературных источниках материальные условия деятельности рассматриваются как фактор эффективности трудовой деятельности работников, подчеркивается необходимость их оптимизации. Это обстоятельство свидетельствует о том, что компетентность во влиянии на материальные условия деятельности персонала должна занять свое место при изучении профессиональной компетентности руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.