Научная статья на тему 'Компетентность как составляющая готовности сельских педагогов к использовало средств информатизации образования'

Компетентность как составляющая готовности сельских педагогов к использовало средств информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скибицкий Эдуард Григорьевич, Итпекова Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность как составляющая готовности сельских педагогов к использовало средств информатизации образования»

ционной, поисковой деятельности в пропорциях и соотношениях, соответствующих учебно-внедренческой работе. Виртуальный компонент КФП служит для пропедевтической самостоятельной работы, реализует проблемные ситуации в ходе проведения эксперимента, обеспечивает вариативность исследований. Результаты, полученные при проведении виртуального эксперимента, проверяются в ходе натурного компьютеризированного эксперимента и моделирования.

В конечном итоге студенты создают виртуальные тренажеры, близкие реальным, усовершенствуют эти устройства для изучения физических явлений, создают реальные учебные устройства, сопоставляют физические знания в форме физических эффектов для их учебной реализации средствами ИТ.

Библиографический список

1. Кондратьев, А. С. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых информационных технологий / А. С. Кондратьев, В. В. Лаптев, А. И. Хода-нович. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. - 96 с.

2. Ларионов, В. В. Методологические основы проблемно-ориентированного обучения физике в техническом университете / В. В. Ларионов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - 240 с.

3. Пурышева, Н. С. Дифференцированное обучение физике в средней школе/ Н. С. Пурышева. - М.: Прометей, 1993. - 224 с.

4. Синенко, В. Я. Изготовление и использование самодельных приборов и приспособлений / В. Я. Синенко. - Новосибирск, 1991. - 53 с.

5. Тихомиров, Ю. В. Виртуальный лабораторный практикум по курсу физики [Электронный ресурс] / Ю. В. Тихомиров. - М.: Физикон, 2002-2003.

6. Усова, А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

УДК 372.8

Э. Г Скибицкий, Г. С. Итпекова

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОТОВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Особое место в системе современного российского образования принадлежит сельской школе. М. П. Гурьянова определяет сельскую школу как «совокупность различных типов и видов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному со-

ставу, стремящихся удовлетворить образовательную потребность детей и выполнить специфическую задачу общеобразовательной и трудовой подготовки школьников» [1]. Сельская школа имеет свою социальную, экономическую, педагогическую и культурологическую специфику. Под спецификой понимаются особенности организационно-педагогической деятельности, обусловленные социально-экономическими и социокультурными условиями ее функционирования.

Одной из общепедагогических проблем российского образования обозначена информатизация сельской школы. Среди основных направлений этого процесса отмечается необходимость подготовки педагогов в области средств информатизации образования, применения электронных средств образовательного назначения, информатизации профильного обучения, доступа к глобальным ресурсам интернета, технического обслуживания аппаратных средств и др.

В условиях развития открытого образования приемлемой формой подготовки педагогов сельской местности в области средств информатизации образования может стать дистанционное обучение. Его использование позволит осуществить подготовку педагогов по месту жительства без отрыва от производственной деятельности, снизить затраты и индивидуализировать обучение, организовать самообучение в зависимости от складывающихся обстоятельств, обеспечить широкий доступ к образовательным ресурсам и др.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что существуют различные точки зрения на подготовку педагогов в области средств информатизации образования. Однако недостаточно разработанными являются теоретические основы педагогического процесса в условиях дистанционного обучения (ДО), формы организации подготовки, проектирование дидактического обеспечения [4].

Процесс формирования компетентности в области средств информатизации образования может быть представлен двумя взаимосвязанными компонентами: комплексом педагогических условий и дидактическим обеспечением подготовки педагогов (рисунок).

Педагогические условия - это комплекс взаимосвязанных мер, необходимых для организации процесса подготовки педагогов с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, разработанного для дистанционного обучения. Они обеспечивают целостность процесса подготовки и взаимосвязанную деятельность всех участников ДО: педагогов сельской местности, преподавателей и организаторов подготовки, тьюторов, авторов учебных программ, пособий, разработчиков. Педагогические условия представлены: научным обоснованием подготовки педагогов, наличием педагогических кадров для работы в режиме ДО, разработанным дидактическим обеспечением, ведением постоянного контроля качества обучения, организацией мониторинга.

Формирование компетентности в области информатизации образования педагогов сельской местности в режиме дистанционного обучения

Под дидактическим обеспечением мы понимаем учебно-методический комплекс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, информатики, эргономики и других наук. При проектировании и разработке дидактического обеспечения процесса подготовки педагогов в режиме дистанционного обучения мы ориентировались на систему традиционных дидактических принципов (научность, наглядность, сознательность, системность, последовательность, самостоятельность в обучении, индивидуальный подход) и основополагающие принципы, присущие дистанционному обучению. К ним относятся гуманистический принцип, региональность, гибкость, динамичность, педагогическая целесообразность применения новых информационных технологий и др.

Гуманистический принцип обеспечивает направленность обучения на личность, создание благоприятных условий для овладения знаниями, развития и проявления творческой индивидуальности.

Принципрегиональности учитывает территориальные особенности функционирования образовательной системы, типы и уровни образовательных учреждений, национально-этнические признаки, специфику реализации ДО.

Принцип гибкости является руководящим в структуризации и организации учебных материалов, обеспечивает их представление как на традиционных носителях информации, так и на основе компьютерных технологий, позволяет обучающимся выбрать и реализовать индивидуальную траекторию обучения, организовать учебную деятельность в удобное время.

Принцип динамичности учитывает фактор времени: соответствие дли-

тельности учебной деятельности естественным физиологическим циклам деятельности мозга; одновременную реализацию основных дидактических функций (мотивация, цель, действия и операции, контроль); наличие показателей результатов деятельности, связанных со временем; общую ограниченность времени, отведенного на задание.

Принцип педагогической целесообразности применения информационных технологий и телекоммуникационных средств требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного обучения, первоочередности содержательного наполнения учебных курсов.

Дидактическое обеспечение включает модульный курс и методику его реализации в режиме дистанционного обучения. Рассмотрим их содержание.

Модульный курс является практико-ориентированным. Основная его задача-формирование профессиональной компетентности педагогов в области средств информатизации образования. В нашем исследовании компетентность педагогов в области средств информатизации образования рассматривается как совокупность знаний, умений и способов эффективного решения прикладных задач предметной области средствами информатизации, развития личностных качеств учащихся, конструирования технологии обучения, решения педагогических задач с опорой на психолого-педагоги-ческие основы использования средств информатизации в обучении.

Содержание курса разработано на основе соответствия квалификационным требованиям к профессиям и должностям, преемственности по отношению к государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, ориентации на современные образовательные технологии и средства обучения.

Соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется задачами, которые решает педагог в своей профессиональной деятельности при работе со средствами информатизации. Преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в программе курса требований профессиональной части стандартов. Ориентация на современные образовательные технологии реализуется в принципах обучения, формах и методах подготовки педагогов сельской местности, методах контроля и управления процессом подготовки, средствах обучения.

При построении курса мы опирались на следу ющие принципы: научность и стандартизация содержания образования, соответствие содержания обучения современным требованиям развития общества, системность, модульность построения учебной информации.

Выполнение принципа научности и стандартизации содержания образования обеспечивает подготовку педагогов с позиции современных достижений науки и практики в области педагогики, психологии, информатики и

других наук в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Содержание модульного курса строится исходя из особенностей эмоционально-интеллектуального взаимодействия субъектов подготовки, с учетом их интересов, способов достижения цели. На основании данного принципа устанавливается соответствие содержания курса требованиям к образованности педагога, которые определяются стандартом.

Принцип соответствия содержания обучения современным требованиям развития общества предусматривает включение в структуру курса содержательной учебной информации, обеспечивающей не только формирование современных знаний в области информатизации образования, но и учитывающей интеллектуальные возможности личности.

Принцип системности устанавливает требования к содержанию учебного материала в целом для курса и каждого модуля; чередованию теоретической и практической содержательной учебной информации по формированию профессиональной компетенции педагогов в области средств информатизации образования; контролю умений и навыков после изучения каждого модуля.

Принцип модульности построения содержательной учебной информации подразумевает требования к конструированию содержания модульного курса. Согласно данному принципу, учебный материал представлен отдельными взаимосвязанными и взаимообусловленными модулями. Такой подход к построению содержательной учебной информации предоставляет возможность педагогам самостоятельно работать с курсом по индивидуальной учебной программе.

Отбор и структурирование содержания модульного курса осуществлялись нами с учетом психологических требований к подготовке педагогов и с позиции ценности образования. В. П. Зинченко, говоря о ценности образования, подчеркивает, что она «...тем выше, чем глубже вводит человека... в мир деятельности...» [2, с. 16]. В исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна отмечается, что деятельность лежит в основе определения сущности активности. Содержание модульного курса подготовки педагогов, отражая потребности общества, направлено на организацию учебной деятельности по формированию профессиональной компетенции педагогов сельской местности в области средств информатизации образования. Структура компетентности включает теоретическую и практическую готовность педагогов. При этом теоретическая готовность -это глубокое знание предметной области «Информатика и информационные технологии» и психолого-педагогических основ использования средств информатизации в образовательном процессе. Практическая готовность педагогов представлена информационными, развивающими, организационными, коммуникативными, экспертными и рефлексивными умениями, позволяющими целенаправленно работать в информационно-образовательной среде при решении профессиональных задач.

Курс состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть курса представлена следующими разделами: «Психолого-педагогичес-кие основы использования средств информатизации в обучении», «Информатика и информационные технологии», «Экспертиза электронных дидактических средств» и «Дистанционное обучение». Вариативная часть курса представлена двумя вариантами - А и Б. Разделы варианта А предназначены для подготовки педагогов информатики, и к ним относятся «Теория и методика обучения информатике», «Использование средств информатизации в процессе обучения». Вариант Б, предназначенный для подготовки педагогов-предметников, включает раздел «Компьютерные средства обучения».

Отбор и структурирование содержания курса подготовки педагогов сельской местности в области средств информатизации образования базируется на модульном подходе. Он в настоящее время наиболее распространен при построении дидактического обеспечения ДО. В структуру каждого раздела дифференцированного курса входят взаимосвязанные модули, обеспечивающие процесс подготовки педагогов в режиме дистанционного обучения. Модуль - это законченный блок информации, включающий в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей [3]. Учебные модули курса имеют одинаковую структуру: цели изучения темы; методические рекомендации по изучению учебного материала; содержательная учебная информация по данной области знаний; индивидуальные задания; вопросы для самопроверки; различные тесты для самоконтроля; список основной и дополнительной литературы; глоссарий.

Следовательно, модульный курс состоит из специально подобранных разделов и тем учебного материала и представлен в виде модулей. Подбор содержания осуществляется с учетом субъектов подготовки: педагогов-предметников и педагогов информатики. Использование модульного курса позволяет организовать самостоятельную учебную деятельность педагогов в процессе подготовки в режиме ДО, выбрать темп подготовки и время занятий.

Методика реализации курса определяется его дидактическими целями и представляет систему по управлению самостоятельной учебной деятельностью педагогов. Она включает описание целей всего курса, каждого раздела, отдельного модуля, содержание учебной информации, методы, средства и организационные формы обучения, виды контроля, критерии, мониторинг.

Важнейшим компонентом курса является ожидаемый учебный результат, представленный многоуровневой системой целей обучения (иметь представление, знать, уметь). Они определяют структуру и содержание всех компонентов курса, обеспечивают целостность подготовки педагогов в области средств информатизации образования.

Содержание учебной информации курса организовано в виде гипертекстового документа, который состоит из различных фрагментов. Это позволяет педагогу «листать страницы» в процессе самостоятельной подготовки не ТОЛЬКО В обычном порядке, НО и произвольно перемещаться ПО СМЫСЛОВЫМ связям. Все содержание находится «под рукой»: разделы, темы, модули, учебные элементы.

Содержательная учебная информация модуля организована в логике познавательной деятельности в соответствии с принципами проблемного обучения: ознакомление с новым учебным материалом, овладение им, применение новых знаний для решения практических, исследовательских задач, контроль. Модуль представлен учебными единицами. Он включает объединенные в логическую структуру информационные блоки с гипертекстом, практические задания; блоки самооценки; справочные материалы; адреса образовательных Web-сайтов; списки электронных ресурсов и др. В содержании присутствуют приемы, способствующие эмоциональной окраске самостоятельной учебной деятельности педагогов: использование звуковых средств, реплик и иных приемов сопровождения учебной информации.

Усвоение содержания курса реализуется с помощью следующих методов: объяснительно-иллюстративного (сообщение готовых сведений в области информатизации образования), репродуктивного (деятельность педагогов по образцам, использование готовых алгоритмов при выполнении практических заданий), проблемного обучения (прослеживание логики решения поставленной проблемы, осуществление контроля над степенью убедительности ее решения), исследовательского (вопросы, обеспечивающие творческий подход). Положительные мотивы учебной деятельности создают частично-поисковый метод (активизация поисковой деятельности; создание проблемных ситуаций, предполагающих необходимость получения новых и использования старых знаний) и метод проектов.

Функцию средств обучения для реализации содержания курса выполняют: блок администрирования (электронная система по регистрированию обучающихся, проведению анкетирования, присвоению паролей, отслеживанию систематичности участия обучающихся во всех учебных мероприятиях, успешности обучения); компьютер (учебное оборудование, средство повышения наглядности обучения, передачи учебной информации, контроля знаний, самообучения и др.); программное обеспечение MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.), используемое для создания учебной среды самостоятельной деятельности педагога в процессе подготовки, проблемных ситуаций, моделирования и т. д.; учебно-методический комплекс (кейс), который содержит учебные пособия (электронный вариант и твердая копия), методические рекомендации, дидактические и справочные материалы, контрольные задания; гипертекстовая технология, устанавливающая связи между фрагментами документов, управляющими элементами обучающих программ и другими объектами; информационные компоненты (блок сод ер-

жания, глоссарий, указатели, ссылки на дополнительные источники в интернете); ЖеЬ-сайт, обеспечивающий доступ к оперативной информации; интернет-технологии (информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых организуются доступ к дополнительным источникам информации, взаимодействие между преподавателями и обучающимися; осуществляется управление учебным процессом); печатные издания (учебные пособия, методические рекомендации, сборники тестовых заданий и др.).

Специфика дистанционного обучения определяет выбор организационных форм. К ним относятся лекции на электронных носителях, электронные семинары, лабораторные работы, консультации посредством телефона, электронной почты и других средств коммуникаций. В основе подготовки педагогов лежит самостоятельная учебная деятельность.

Педагогу предъявляется сначала информационный материал, затем он выполняет практические задания. Если результаты контроля его знаний и умений неудовлетворительны, то предлагается изучить необходимую теорию и снова проверить уровень усвоения учебного материала. Контроль осуществляется с помощью вопросов, заданий и тестов. Переход к изучению следующего раздела курса осуществляется при положительных результатах контрольных мероприятий.

Алгоритм управления процессом обучения при освоении учебного модуля предусматривает следующие действия педагога: определение начального уровня знаний с помощью входной диагностики, освоение учебных элементов, объединенных в логическую структуру учебной темы, выполнение практических заданий; осуществление самоконтроля и процедур оценки уровня знаний по каждому учебному элементу и по всей теме, переход к другому модулю при положительных результатах контроля. В случае отрицательных результатов рекомендуется повторно изучить учебный материал и вновь проверить его усвоение.

Контроль проводится в установленные сроки. При этом используются текущий контроль и самоконтроль, промежуточная и итоговая аттестация педагогов. Текущий контроль позволяет получать информацию об усвоении учебного материала каждого модуля, выявить пробелы в знаниях и внести при необходимости коррекцию. Промежуточная аттестация педагогов осуществляется периодически по мере прохождения разделов курса, при этом используется тестирование. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в заочной форме с использованием телекоммуникационных средств. Итоговая аттестация (тестирование и защита курсового проекта) осуществляется выездной комиссией на базе организующего подготовку педагогов в режиме ДО образовательного учреждения сельской местности.

Критерием теоретической готовности педагогов является качество их знаний, сформированных в процессе подготовки, показателями -степень усвоения учебного материала каждого раздела курса и успева-

емость группы. Качество знаний оценивается результатами выполнения тестовых заданий.

Коэффициент уровня усвоения вычисляется по формуле

где К - коэффициент уровня усвоения; N - число правильно выполненных операций; Ыт - число существенных операций, ведущих к решению теста; К - показатель, отражающий степень совпадения фактического и запланированного результата.

С помощью шкалы интервалов по значению коэффициента К оценивается уровень усвоения педагогами программы подготовки: до 50% - программа в основном не выполнена; от 50 до 74 - выполнена частично; от 75 до 89 - выполнена в основном; 90 - 100 - выполнена полностью. Успеваемость группы подсчитывается по формуле

где С. - оценка, полученнаяу'-м педагогом за г-й модуль; п - число педагогов; т - число оцениваемых видов работ.

Критериями практической готовности педагогов являются информационные, развивающие, организационные, коммуникативные, рефлексивные и экспертные умения. Уровень их сформированное™ определяется с помощью специально разработанной анкеты в соответствии с показателями: минимальный, низкий, средний, высокий.

Уровень сформированности информационных умений педагога расценивается с точки зрения готовности к использованию информационных ресурсов, применению компьютера в обучении, представлению учебных материалов посредством программного обеспечения и готовности к передаче различного вида информации с помощью услуг интернета. Развивающие умения определяются использованием приемов активизации учебной деятельности на занятиях, применением электронных учебных пособий, выбором программных сред для решения прикладных задач предметной области. Организационные умения - это рациональное использование способов коллективной работы учащихся на занятиях с применением компьютера, компетентная организация совместной учебной деятельности учащихся в компьютерном классе, целенаправленное использование программного обеспечения для решения учебных и научно-исследовательских задач.

Оценка коммуникативных умений обусловливается определенным уровнем профессионального общения посредством услуг всемирной сети, эффективным взаимодействием с обучающимися при проведении занятий с использованием компьютерной сети и установлением при этом делового и

К=-^-100%,

т

7

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ...

личностного общения в процессе обучения. Рефлексивные умения-это осуществление педагогом самоконтроля педагогической деятельности и самооценки условий полученных результатов обучения. Оценка сформирован-ности экспертных умений осуществляется по владению знаниями и умениями оценивания педагогической полезности электронных средств учебного назначения, создания учебно-методического комплекса, организации учебной деятельности с электронными пособиями с учетом психолого-педаго-гических, эргономических, гигиенических и других требований.

Разработанный авторами подход обеспечивает формирование компетентности сельских педагогов в области использования средств информатизации образования. Созданное авторами дидактическое обеспечение может быть реализовано как в традиционной форме обучения, так и в дистанционной.

Библиографический список

1. Гурьянова, М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 23-28.

2. Зинченко, В. П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 3-16.

3. Лаврентьева, Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, Алт. АЭП, 1998.-252 с.

4. Скибицкий, Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения / Э. Г. Скибицкий // Дистанционное образование. - 2000. - № 1. — С. 21-25.

УДК 37+378.937

О. Ю. Перце в а

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В связи с вхождением России в общеевропейское образовательное пространство и модернизацией российского образования становится очевидной актуальность проблемы повышения качества подготовки специалиста сферы образования. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную область человеческой деятельности делают проблему подготовки специалистов одной из приоритетных.

Происходящие в стране демократические изменения вызвали поиск эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.