Научная статья на тему 'Компенсация негативных последствий от применения неаутентичных агрегатов в авиационных электроэнергетических системах нового поколения'

Компенсация негативных последствий от применения неаутентичных агрегатов в авиационных электроэнергетических системах нового поколения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / КОНТРАФАКТНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ДИАГНОСТИКА ОТКАЗОВ / ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД / РИСКИ АВИАПРОИСШЕСТВИЙ / COUNTERFEIT ACCESSORIES / FAULT DIAGNOSTICS / PARAMETRIC METHOD / AVIATION ACCIDENT RISKS / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Рыбин А.А.

Рассматриваются возможные схемы построения моделей смеси контрафактных и аутентичных изделий с позиции теории надежности стареющих элементов. Предлагаются принципы параметрической оценки качества средств автоматизированного эксплуатационного контроля систем электроснабжения воздушных судов гражданской авиации с учетом неопределенности характеристик контрафактных комплектующих изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Рыбин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compensation for negative results of using inauthentic accessories in new-generation aircraft energy systems

The article looks at various modeling schemes for a mixture of counterfeit and authentic accessories from the perspective of reliability engineering of aged elements, and offers principles for parameter estimator of quality of means of automated operation inspection of power-supply systems of civil aviation aircraft accounting for specification indeterminacy of counterfeit accessories.

Текст научной работы на тему «Компенсация негативных последствий от применения неаутентичных агрегатов в авиационных электроэнергетических системах нового поколения»

Компенсация негативных

ъ/

последствии от применения неаутентичных агрегатов в авиационных электроэнергетических системах нового поколения

А. А. РЫБИН, генеральный директор ОАО «Агрегатное конструкторское бюро „Якорь"»

Неаутентичные, или контрафактные, изделия становятся причиной снижения качества и возникновения необъяснимых отказов эксплуатируемых систем и агрегатов, что, в свою очередь, снижает уровень безопасности полетов воздушных судов. На решение проблемы направлена па-1 V Я раметрическая оценка качества средств автоматизированного эксплуатационного контроля систем электроснабжения воздушных судов гражданской авиации, осуществляемая с учетом неопределенности характеристик контрафактных комплектующих.

Термин «неаутентичные (контрафактные) агрегаты (изделия)» обозначает реально существующие и вполне работоспособные промышленные продукты, характеристики которых достоверно неизвестны или не соответствуют параметрам, заявленным в технических документах. По существу это «фальшивые изделия», которые по тем или иным причинам применяются сознательно или по формальным признакам в сертифицированных технических системах.

Причинами использования неаутентичных изделий в сертифицированных по качеству технических системах являются дефицит или высокая цена оригинальных образцов, организационные трудности производственных процессов по обеспечению эксплуатации технических систем и т.п.

Существует противоречие между высокими требованиями к техническим характеристикам сложных электроэнергетических и радиоэлектронных систем, являющихся технической основой обеспечения безопасности полетов, и эксплуатационными требованиями. Меры по реализации эксплуатационной поддержки систем объектов авиационных технических систем (АТС) в течение жизненного цикла недостаточны, что обусловлено прежде

всего отсутствием методологической (и теоретической) основы обеспечения эксплуатационных технологий и процессов как на этапах разработки и изготовления АТС, так и на этапе производства полетов в гражданской авиации (ГА) [2,3].

Ситуация, возникшая с использованием в технике контрафактных запасных изделий — например, при эксплуатации авиационного и железнодорожного транспорта — приводит к необходимости решения новых задач в теории надежности. К ним относятся разработка теории и методик выбора и хранения авиационного запасного имущества с использованием новых подходов, получивших развитие в теории надежности систем с неопределенными (случайными) параметрами на основе схем оценивания энтропии структуры АТС.

Отмеченные аспекты проблемы контрафакта являются, как можно полагать, характерными для различных видов транспорта, т.е. присущи не только гражданской авиации, но и железнодорожному, автодорожному и водному транспорту. Наиболее острой рассматриваемая проблема оказывается на стадиях технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) техники и агрегатов. В гражданской авиации, например, на стадиях ТО и Р воздушных судов выяв-

лены особые случаи так называемого, «каннибализма» (по терминологии США) [4], когда для технического обеспечения обязательных полетов (например, по признаку регулярности полетов) в процессе ремонта воздушных судов (ВС) на стадиях ТО и Р необходимые запчасти и агрегаты снимались с других ВС, остававшихся на стоянках без применения.

Острота указанной проблемы привела к разработке методов и способов компенсации последствий от применения контрафакта: были созданы новые технологии ТО и Р, в которых диагностика отказов (прогнозируемых или фактических) проводится с применением информационных систем, обеспечивающих мониторинг состояний комплектующих изделий и комплексов в течение жизненного цикла (ЖЦ). Например, изобретены способы и инструменты для надежной маркировки изделий («радиометки» и пр.), осуществляется мониторинг жизненного цикла каждого изделия из состава АТС, разработаны и применяются особые стратегии ТО и Р типа MSG (№ 1, № 2, № 3) для обеспечения полетов ВС типа «Аэрбас», «Боинг» и отечественного ВС класса Ан-148.

Однако проблема оценки снижения качества систем и комплексов систем до конца не решена. Дело в том, что методы оценки качества базируются на положениях классической теории надежности, в которой главным принципом является существование достоверной и состоятельной статистики по истинным событиям, чего не удается обеспечить в том случае, если контрафакт не обнаружен. Поэтому возможные решения предлагается находить на основе трактовки показателей качества систем

как параметрических зависимостей перечня избранных показателей свойств изделий от некоторого случайного фактора контрафакта в условиях неопределенности того или иного вида. Другой путь предполагает применение особых моделей «стареющих» элементов [3] и др. Данный подход был применен при изучении качества электроэнергетических систем [1] для ВС в ГА.

Постановка задачи

Разработка систем электроснабжения и электропитания для различных технических объектов в ГА в настоящее время характеризуется переходом к эксплуатации авиационной техники по состоянию. Существуют документы типа ОСТ: ОСТ 1 027776-2001 — «Эксплуатация техническая авиационной техники по состоянию»; ОСТ 1 02786-2008 — «Типовые условия поставки и послепродажного обеспечения эксплуатации авиационной техники гражданского назначения. Общие требования»; «Положение об установлении и увеличении ресурсов и сроков службы газотурбинных двигателей военной авиации, их агрегатов и комплектующих» и др. На основе подобных документов могут быть созданы комплексы АТС, качество которых должно обеспечиваться путем достижения нормативных показателей надежности (коэффициента готовности, ремонтопригодности, наработки до первого отказа или ресурса и т.п.). Это относится как к одиночным изделиям, так и к множествам образцов АТС, образующих комплексы. Реализация принципов диагностики состояния образцов АТС третьего поколения (авиационных двигателей и других объектов) осуществляется с применением модулей информационных систем, предназначенных для распознавания негативных ситуаций. Таким образом, в системах третьего поколения использование перспективных технологий позволяет достичь высокого уровня качества АТС для отдельных компонентов и системы в целом в течение ЖЦ.

Однако поставка и включение в контур АТС неаутентичного комплектующего элемента вносит неопределенность в значение показателя качества сертифицированного электроэнергетического блока. В рамках положений теории надежности эта неопределенность проявляется в том, что, например, не известны фактические остаточные ресурсы изделия, не обозначены стадии жизненного цикла изделия или комплекса АТС в целом.

О2 — расстояние Махаланобиса

О2 мл — порог состояния Махаланобиса

Рис. 1. Процесс диагностики отказов

Новизна нашего подхода заключается в том, что мы предлагаем использовать методы исследования параметрических систем.

Эксплуатация АТС по состоянию при контроле уровня надежности (по [2]) по сравнению с расчетным уровнем по определенным признакам свойств АТС имеет ряд особенностей, связанных с методами оценки достигнутого уровня безотказности при эксплуатации. Признаки АТС образуют матрицу, типа «объект — свойство» или «объект — признак», включающую в себя показатели свойства исследуемой выборки результатов эксплуатации.

В [1] представлены интегральные оценки качества электроэнергетических агрегатов, представляющие собой отклонение текущего значения параметра объекта от среднего значения стандартного параметра, вычисляемого по евклидовой метрике (евклидова расстояния или его квадрата). При независимости текущих и стандартных (регламентируемых) оценок параметров элементов объектов производится дополнительное экспертное взвешивание значимости оценки уровня надежности с учетом закона распределения характеристик, рассматриваемых при контроле работоспособности изделий.

Процесс диагностики отказов в рассматриваемых системах представлен на рис. 1. При отказах датчика состояний обязательно существует корреляция в отклонении последовательно вычисленных разностей, но их статисти-

ческие характеристики не известны. В связи с этим приходится применять косвенные детерминированные методы оценки близости наблюдаемых результатов диагностирования по принципу Махаланобиса — Тагучи из [1]. Особенность этого подхода состоит в том, что априорное знание законов распределения случайных величин необязательно.

Системы электроэнергетики нового поколения, разработанные и производимые ОАО «АКБ „Якорь"», обладают характеристиками, обеспечивающими их эксплуатацию по состоянию как до безопасного отказа, так и по уровню надежности. Система встроенного контроля — двухуровневая.

Особенности схемы диагностирования (рис. 1 ) как продукта современных информационных технологий позволяют корректно решать задачу по компенсации последствий для АТС, возникающих от содержащихся в ней контрафактных изделий, параметрическим методом.

В рассматриваемой схеме эксплуатации системы по состоянию до безопасного отказа используются не менее двух каналов (один из них резервный). Встроенная система контроля и защиты обеспечивает выдачу сигналов в централизованную бортовую систему контроля и/или на отдельные индикаторы и сигнализаторы. Корпус изделий имеет исполнение, позволяющее в случаях разрушения, задымления, локального возгорания внутренних элементов локализовать отказ внутри корпуса.

Схема решения

Параметрический метод оценки возрастания риска возникновения опасных событий в системе и определения тренда снижения общего показателя нормативной надежности АТС предлагается использовать по алгоритмам из [5] для двухмерной модели риска как меры количества опасности в прогнозируемом состоянии.

При этом принимается гипотеза, что в первом приближении неизвестные «по истории цикла жизни» элементы должны рассматриваться по крайней мере как стареющие, т.е. с динамическими коэффициентами опасности отказов, не являющиеся константами. Это может позволить уже объективно, с научных позиций определить необходимый объем резерва запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) для компенсации падения уровня надежности.

В связи с этим анализ результатов известных работ, касающихся выбора назначаемых ресурсов заменяемых элементов стареющего типа, предлагается использовать при длительной эксплуатации сложных технических систем. Идеи, лежащие в основе этих работы, первоначально были изложены в [1-3] и развиты в различных прикладных направлениях [ 4 ] при решении частных задач из [6]. Однако во всех этих работах отсутствует рассмотрение вопроса о выборе запасных элементов в процессах замены на основе взаимосвязанных фаз обслуживания и ремонта с учетом диагностики отказов, восстановления и т.п.

Если принять тезис о том, что включение контрафакта в систему вносит неопределенность в структуру функциональной схемы АТС, то при определении показателей качества необходимо рассматривать набор нескольких

структур вместо одной. При анализе подобных наборов структур может быть применен метод оценки энтропии в системе как меры количества неопределенности. Неопределенность значения контрафакта может трактоваться как деформация коэффициента опасности (интенсивности отказа X) в зону ускоренного старения, т. е. к t е (Г, Т),

где С — момент времени начала возрастания (гипотеза Е. Ю. Барзиловича [3]). Следствием этого будет возрастание потребного объема ЗИП в системах с диагностикой текущего состояния [3].

В параметрических схемах может быть использован либо метод усреднения показателей надежности типа [2] по ток с заданной априорно (по статистическим или экспертным данным) функцией плотности распределения вероятности/¡(т0), либо игровые методы. Такой подход позволяет оценивать риски возникновения авиапроисшествий по причине использования контрафактных изделий, в частности по причине установки контрафактных изделий в электроэнергетические комплексы, радиоэлектронные и силовые системы самолетов и в оборудование систем управления воздушным движением.

Для изучения влияния свойств контрафактных изделий на надежность авиационной техники и безопасность полетов необходимо учесть, что опасность отказа этого элемента вводится как для стареющего элемента с априорной неизвестной информацией о «точке начала отсчета» в виде плотности распределения вероятности. Подобная расчетная схема предложена для случая, когда исходная система (по надежности) сводится к параметрической с параметром, от которого ведется отсчет интервала старения. Основу при

этом составляют схемы применения моделей рисков для оценки влияния на уровень безопасности полетов априорно неизвестных характеристик надежности контрафактных комплектующих изделий.

Положение о представлении контрафактного изделия через модель стареющего элемента вполне адекватно реальности. При этом можно разработать процедуру раннего обнаружения факта попадания контрафактного изделия на склад ЗИП. В связи с этим применительно к контрафактным (неаутентичным) изделиям могут быть разработаны модели надежности рассматриваемых изделий на основе разных зависимостей интенсивности отказа от времени. Предложенный подход может применяться для предварительного прогнозирования возникновения опасных сценариев развития событий в авиационных технических комплексах (АТК).

На сегодняшний день появилась более обоснованная концепция внедрения упорядоченного обслуживания воздушных судов иностранного производства, эксплуатирующихся на российских авиалиниях. В связи с этим возникают новые научные задачи, связанные с разработкой методик расчета, снабжения и хранения запасного авиационного имущества при минимальных эксплуатационных затратах и при обеспечении бесперебойной эксплуатации и высокой безопасности полетов воздушных судов.

Литература

1. Левин А. В., Мусин С. М., Рыбин А.А. Самолетостроение // Авиационная промышленность. - № 2. - 2011. - С. 7-12.

2. Аронов И. З., Александровская Г. Г. и др. Безопасность и надежность технических систем. — М.: Логос, 2008.

3. Барзилович Е. Ю. Продление ресурсов авиационных систем в условиях фиксированных доходов предприятии // Научный вестник МГТУ ГА. — № 45 — М., 2001. — С. 7-21.

4. Гипич Г. Н. Концепция и модели прогнозирования и снижения рисков при обеспечении летнои годности воздушных судов гражданской авиации. — МГУ. — М.: ТЕИС, 2005. — С.317-327.

5. Куклев Е. А. Оценивание безопасности сложных систем на основе моделей рисков. //Труды 15-й Междунар. научн. конф. «Безопасность сложных систем. — ИПУ РАН, МЧС. — М., 2007. — С. 93-97.

6. Далецкий С. В. Проектирование системы технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации. — М.: Изд-во МАИ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.