УДК 347
Романенко Ю.В.
магистр юридического института Белгородский государственный университет (Россия, г. Белгород)
КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ НАРУШЕНИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Аннотация: в статье рассматривается компенсация морального вреда при нарушении прав потребителей. Анализируются специфические для этой категории дел правила компенсации морального вреда, которые учитывает суд. Установлены некоторые противоречия между нормами, которые регламентируют компенсацию морального вреда при нарушении прав потребителей.
Ключевые слова: моральный вред, права потребителей, компенсация морального
вреда
Институт компенсации морального вреда является одним из самых актуальных в современном мире. Обусловлено это тем, что на основании него граждане могут требовать возмещения причиненных им страданий. В том числе граждане могут требовать возмещения причиненного вреда их неимущественным правам и нематериальным благам. Поэтому компенсация морального вреда с каждый годом становится все более актуальной в сфере защиты прав потребителей.
Основанием для компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителей является ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [1, ст. 151]. Кроме того, в ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» также устанавливаются основания для применения этого института. Так, данная норма гласит: «моральный вред,
причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины» [2, ст. 15].
Следует отметить, что компенсация морального вреда в случае нарушения прав потребителя в целом ничем не отличается от иных ситуаций возмещения этого вреда, однако имеет ряд своих особенностей.
Прежде всего, следует выделить, что при компенсации вреда в связи с нарушением прав потребителей есть специальный субъект - изготовитель или организация, которые реализуют полномочия по изготовлению товара на основания договора с ним. При этом, вина данного субъекта не имеет значения, так основанием для подачи иска является сам факт нарушения права потерпевшего. Это следует непосредственно из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2021 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее - ПП ВС РФ), в котором указывается: «При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя» [3]. Однако данное разъяснение противоречит положению ст. 151 ГК РФ. В науке к такому противоречию многие относятся неоднозначно, отмечая, что ПП ВС РФ не могут являться источником выше, чем ГК РФ. На практике же многие иски сопровождаются фразой «презумпция причинения морального вреда потребителю» [4, с. 366]. Данная фраза по сущности означает, что потерпевший освобождается от необходимости доказывать в суде факт страданий.
Следует выделить и то, что исковая давность не распространяется в данном случае. Связано это с тем, что при компенсации морального вреда в
случае нарушения прав потребителей, речь идёт о неимущественных правах и нематериальных благах.
Кроме того, потребитель может требовать возмещения морального вреда и при нарушении его имущественных прав. Это следует согласно ч. 1 ст. 14 Закон РФ «О защите прав потребителей», в которой указывается, что: «Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме» [2, ст. 14]. Словосочетание «в полном объеме» предполагает, что посредством института компенсации морального вреда возможна защита имущественных прав граждан. Также стоит обратить внимание на ч. 2 ст.14 Закон РФ «О защите прав потребителей», где указывается что: «Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет» [2, ст. 14]. Так, наличие договора между причинителем вреда и потребителем необязательно в таких случаях.
Еще одна особенность, которую необходимо выделить, касается размера компенсации морального вреда. По общему правилу суд определяет размер денежного возмещения, основываясь на принципах разумности и справедливости. Пленум Верховного Суда РФ дополнил правила определения размера компенсации вреда при нарушении прав потребителя, указав, что: «Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки» [3]. Также суд должен обращать внимание на характер нравственных и физических страданий, которые были причинены при этом. Однако, с учетом, того, что нередко иски мотивированы «презумпцией причинения морального вреда потребителю», непонятным остается вопрос о
том, а должен ли пострадавший доказывать свои нравственные и/или физические страдания.
Относительно физических страданий вопрос решается довольно просто, так как достаточно подтверждающий документ от поликлиники, где был установлен вред жизни и здоровья потерпевшего. Открытым остается вопрос о нравственных страданиях в таком случае. Некоторые авторы предлагали определение нравственных страданий посредством медицинского психолога, что требует назначение судебно-психологической экспертизы. Но с учетом большого количества споров о нарушении прав потребителей такое не представляется возможным.
Подводя итог, следует выделить следующее. Действующее законодательство устанавливает, что потребитель может посредством компенсации морального вреда восстановить свои нарушенные права, как имущественного, так и не имущественного характера. В отличии от общего порядка компенсация морального вреда при нарушении прав потребителей имеет ряд своих особенностей, которые стоит учитывать при рассмотрении данных дел в суде. При этом некоторые особенности в данном случае противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, в связи с чем требуют урегулирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст.3301.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
Доронина М. И. Право потребителя на компенсацию морального вреда / М. И. Доронина// Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 366-367.
Romanenko Y.V.
Master of the Law Institute Belgorod State University (Russia, Belgorod)
COMPENSATION FOR MORAL DAMAGE IN VIOLATION OF CONSUMER RIGHTS
Abstract: the article discusses compensation for moral damage in violation of consumer rights. The rules of compensation for moral damage specific to this category of cases are analyzed, which the court takes into account. There are some contradictions between the norms that regulate compensation for moral damage in violation of consumer rights.
Keywords: moral harm, consumer rights, compensation for moral harm.