Научная статья на тему 'Компенсаторный и экзистенциальный типы лидерства'

Компенсаторный и экзистенциальный типы лидерства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / РУКОВОДСТВО / ТИПЫ ЛИДЕРСТВА / LEADERSHIP / MANAGEMENT / TYPES OF LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евтихов О. В.

В статье рассмотрена проблема лидерства в контексте реализации индивидом стремления к превосходству и кратко описаны компенсаторный и экзистенциальный типы лидерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компенсаторный и экзистенциальный типы лидерства»

Евтихов О.В.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, Сибирский федеральный университет

КОМПЕНСАТОРНЫЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ТИПЫ ЛИДЕРСТВА

Аннотация

В статье рассмотрена проблема лидерства в контексте реализации индивидом стремления к превосходству и кратко описаны компенсаторный и экзистенциальный типы лидерства

Ключевые слова: лидерство, руководство, типы лидерства Keywords: leadership, management, types of leadership

Вопрос о том, что является главным мотиватором к лидерству, интересовал многих исследователей этого феномена. В частности существует гипотеза, что первоначальным мотиватором достижений лидера может являться заниженная самооценка. Так согласно концепции, описанной в свое время З. Фрейдом, человек может стремиться к власти как к средству компенсации личностного дефицита, и, в частности, низкой самооценки. Он предполагал, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки [5]. Дальнейшее развитие концепция компенсации получила в работах А.Адлера который в своей известной монографии "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации" развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. А.Адлер впоследствии наблюдал, что многие люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Он писал: "почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности" [3].

Как отмечают в своей монографии Л. Хъел и Д. Зиглер история и литература предоставляют много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности [2].

Таким образом можно признать, что первоначально некоторая неполноценность, может с одной стороны приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека, но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату. В частности А.Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы стремлением доминировать над другими? Или, быть может, нам нужен высокий статус? Сам А. Адлер в поиске ответа на этот вопрос со временем заметно менял и свои представления.

Первоначально он выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, - не что иное, как агрессивность. Позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу "стремления к власти". В этой концепции слабость приравнивалась к феминности, а сила к маскулинности. Это была та стадия развития теории А.Адлера, когда он выдвинул идею "маскулинного протеста" как формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют в попытке вытеснить чувства несостоятельности и неполноценности. Однако со временем А. Адлер отказался и от концепции маскулинного протеста, посчитав ее неудовлетворительной для объяснения мотивации поведения у обычных, нормальных людей. Взамен он выдвинул более широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Он писал, что стремление к превосходству - это "великая потребность возвыситься от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей" [4]. Таким образом, в рассуждениях А.Адлера о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым. Он был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим осуществить свои человеческие возможности. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. В дальнейшем К. Роджерс развил эту идею, заменив стремление к превосходству - стремлением к самореализации [6].

В контексте рассматриваемой проблемы можно предположить, что различный жизненный опыт реалиализации индивидом стремления к превосходству может приводить к формированию двух типов лидерства которые можно назвать компенсаторным и экзистенциальным типами лидерства.

Компенсаторный тип лидерства. На наш взгляд этот тип свойственен лидерам, не преодолевшим комплекс собственной неполноценности. Для лидера компенсаторного типа лидерство является самоцелью, а последователи служат средством достижения этой цели. Эти лидеры более ориентированы на настоящее, в котором компенсируют чувство собственной неполноценности устойчиво сформированном в прошлом и возможно вытесненное в бессознательное. Последователей такие лидеры обычно подчиняют к себе нуждой, т.е. созданием критической ситуации в которой сам лидер выступает для последователей средством удовлетворения их дифицитарных потребностей. Соответственно для лидера важно сохранять это состояние «нужды» последователей, которое ими (последователями) трансформируется в «нужду» в лидере.

Экзистенциальный тип лидерства. На наш взгляд этот тип свойственен лидерам развивающимся, имеющим собственные перспективные цели. Сам процесс лидерства для лидера данного типа является средством достижения этих целей совместно с последователями, без которых подобные цели достичь невозможно. Постановка и достижение целей является для них средством самореализации и личностного роста. Эти лидеры более ориентированы на будущее, обладают перспективным видением необходимым для постановки и удержания перспективных целей. Последователи обретаются ими за счет привлекательности достижения поставленных целей. Удачи и неудачи в конечном итоге они одинаково оценивают как «опыт», который служит основой будущего успеха.

На наш взгляд подобное разделение лидеров по ведущей жизненной мотивации полезно в контексте понимания их поведения и особенностей взаимодействия с последователями. И хотя это разделение во многом является умозрительным, оно представляет интерес для организации эмпирических исследований.

Литература

1. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер., Д. Фейдимен. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2008. - С. 128-130.

2. Хъелл Л. Теории личности / Л. Хъелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2008. - С. 168.

3. Adler A. What life should mean to you. - Boston: Little, Brown, 1931, р. 248.

4. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler: A stematic presentation in selections from his writings H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.).- New York: Harper & Row, 1956, р. 104.

5. Freud S. A general selection from the works of Sigmund Freud (John Rickman, Ed.). - New York: Doubleday, 1957.

6. Rogers C. R. On becoming a person: A therapist's view of psychotherapy. - Boston: Houghton Mifflin,1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.