Научная статья на тему 'Компенсатор цикловой подачи дизельного смесевого топлива'

Компенсатор цикловой подачи дизельного смесевого топлива Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
71
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕНСАТОР / ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ / ДИЗЕЛЬНОЕ СМЕСЕВОЕ ТОПЛИВО / ПОДОГРЕВ / ВЯЗКОСТЬ / ЦИКЛОВАЯ ПОДАЧА

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Аверьянов А.С., Потапов И.А.

Приведены результаты экспериментальных исследований, целью которых являлась оценка влияния подогрева дизельного смесевого топлива на цикловую подачу и определение вязкостно-температурной характеристики топлива. По результатам исследований предложено устройство для компенсации цикловой подачи топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Аверьянов А.С., Потапов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компенсатор цикловой подачи дизельного смесевого топлива»

www.paradigma.science

УДК 621.43.03.001.4

Аверьянов А. С., Потапов И. А.

КОМПЕНСАТОР ЦИКЛОВОЙ ПОДАЧИ ДИЗЕЛЬНОГО _СМЕСЕВОГО ТОПЛИВА_

Аннотация. Приведены результаты экспериментальных исследований, целью которых являлась оценка влияния подогрева дизельного смесевого топлива на цикловую подачу и определение вязкостно-температурной характеристики топлива. По результатам исследований предложено устройство для компенсации цикловой подачи топлива.

Ключевые слова: компенсатор, топливный насос высокого давления, дизельное смесевое топливо, подогрев, вязкость, цикловая подача.

В настоящее время в дизелях автотракторной техники всё более широкое распространение получает применение в качестве моторного топлива дизельное смесевое топливо (ДСТ) [8], представляющее собой смесь минерального дизельного топлива (ДТ) и растительного масла (РМ). Одной из особенностей этого топлива является повышение его вязкости с увеличением концентрации РМ. Установлено, что слишком вязкое топливо будет поступать в камеру сгорания в недостаточном количестве и, что при повышении вязкости ДСТ, увеличивается нагрузка на элементы ТНВД. [1 ,2, 9-11] Для оценки влияния процентного состава ДСТ на цикловую подачу ТНВД нами проведены экспериментальные и теоретические исследования. Экспериментальные исследования проводились на безмоторной установке при отключённом регуляторе ТНВД, на различных оборотах кулачкового вала ТНВД, начиная с пусковых (200 мин-1) и заканчивая номинальными оборотами (1100 мин-1) с шагом 100 мин-1. Работа ТНВД происходила на минеральном ДТ марки Л-0,2-40 и ДСТ следующего состава: 10%РМ+90%Дт; 2 5 %РМ+75 %ДТ; 37%РМ+63%ДТ; 50%РМ+50%ДТ; 63%РМ+37%ДТ; 75%РМ+25%ДТ; 90%РМ+10%ДТ и 100% РМ. Перед началом испытаний ТНВД был отрегулирован на цикловую подачу (72±1,5 мм /цикл), соответствующую работе дизеля Д-243 на минеральном ДТ [3, 6]. Исследования проводились при постоянной температуре топлива 30°С, а также в условиях нагревания ДСТ в диапазоне температур от 30°С до 80°С. Подогрев топлива осуществлялся таким образом, чтобы вязкость нагреваемого ДСТ соответствовала вязкости минерального ДТ при температуре 30°С. [4, 5, 7] В результате проведённых исследований были получены данные, которые после обработки представлены в виде графиков.

www.paradigma.science

Рисунок 1. Скоростная характеристика ТНВД концентрации рапсового масла в ДСТ (температура 30°С)

при различной

Из рисунка 1 видно, что с повышением концентрации рапсового масла в ДСТ и частоты вращения кулачкового вала ТНВД при температуре 30°С происходит резкое снижение цикловой подачи топлива. Такое снижение цикловой подачи негативно сказывается на пуске двигателя и на его работе в целом, т. к. при этом снижается мощность и ухудшаются скоростные показатели.

72

Рисунок 2. Скоростная характеристика ТНВД при различной концентрации рапсового масла в ДСТ (при нагреве топлива от 30°С до 80°С)

www.paradigma.science

Из рисунка 2 видно, что при нагревании дизельных смесевых топлив до температур, при которых их вязкость соответствует вязкости ДТ при температуре 30°С, с повышением концентрации рапсового масла в ДСТ и частоты вращения кулачкового вала ТНВД также происходит снижение цикловой подачи топлива, но при этом не так резко как при температуре 30°С. Такая тенденция наблюдается во всём диапазоне частот вращения кулачкового вала ТНВД, вплоть до применения ДСТ с содержанием 50% РМ, нагретого до температуры 70°С. Дальнейшее повышение концентрации РМ в ДСТ и их подогрев до температуры 80°С не приводят к существенному увеличению цикловой подачи топлива по сравнению с подачей топлива при температуре 30°С.

Для решения проблемы снижения цикловой подачи при работе ТВНД на смесевых топливах было разработан и установлен компенсатор цикловой подачи дизельного смесевого топлива (патент РФ №122708) (рисунок 3).

Рисунок 3. Компенсатор цикловой подачи дизельного смесевого топлива

Компенсатор работает следующим образом. По известной вязкостно-температурной характеристике смесевого топлива, предварительно заложенной в форме машинной программы в электронный блок 4, последний получив и обработав информативный сигнал, поступающий от датчика температуры 3, вырабатывает управляющий сигнал, посылаемый в цепь шагового электродвигателя 5. Вал электродвигателя 5 преобразовывает своё вращение в линейное перемещение штанги 6. Так как штанга 6 состоит из двух частей, одна из которых жестко соединена с рейкой 2 ТНВД 1 и имеет внутреннюю резьбу, другая - фиксируется в опорной гайке с возможностью вращения, то она имеет возможность изменять свою длину за счет передачи «винт - гайка» 7 и возвратно-поступательно перемещать рейку 2, а следовательно корректировать цикловую подачу топлива по вязкостно-температурной характеристике не нарушая работу штатного регулятора

www.paradigma.science

частоты вращения. Для работы дизеля в режиме перегрузок предусмотрена возможность перемещения штанги 6 в сопряжении, которое выполнено по типу «квадрат в квадрате» с возможностью осевого перемещения.

, ММ'/ЦНК.:

69

68

\ 5

1 2 3

г 8 9

200

II

300

400

500

600

700

800

900

1000

МИН"

1100

юо°/.дт;

2 - 10%РМ:

3 25%Р.М:

-I -37%Р.М:

5 50%РМ:

6 (ЗНРМ

7 75-оРМ;

8 90».РМ

9 100%Р\1

Рисунок 4. Скоростная характеристика ТНВД при различной концентрации рапсового масла в ДСТ при нагреве топлива и с применением предлагаемого компенсатора

Результаты проведенных исследований показывают, что при снятии скоростной характеристики с температурой минерального ДТ 30°С и нагревании ДСТ до температуры, при которой его вязкость равна вязкости минерального ДТ ^=30°С) (рисунок 4), во всём диапазоне частот вращения кулачкового вала ТНВД с предлагаемым компенсатором цикловой подачи дизельного смесевого топлива, наблюдается выравнивание средней объёмной цикловой подачи ДСТ по сравнению с исследованиями без компенсатора (рисунок 3 и 4). Замедленное снижение цикловой подачи ТНВД при нагревании ДСТ (от 30°С до 80°С) обусловлены поддержанием вязкости различных его концентраций на одном уровне. При таких условиях появляется возможность применять в дизелях ДСТ с концентрацией до 67%РМ при температуре 80°С. Для использования ДСТ с более высоким содержанием РМ необходимо обеспечить, либо его нагрев до температуры 100°С и выше, либо применять разработанный компенсатор цикловой подачи дизельного смесевого топлива. Нагрев до температуры 100°С и выше фактически невозможно в полевых условиях

Електронно научно списание ^^ «Парадигма»

2019, №2 ИШШШ www.paradigma.science

ввиду больших теплопотерь и сопряжено с повышенным риском выхода из строя узлов и агрегатов топливной аппаратуры дизеля.

Таким образом, применение разработанного компенсатора цикловой подачи дизельного смесевого топлива наиболее целесообразна и выгодна. К примеру, при испытаниях на ДСТ с содержанием 90%РМ+10%ДТ на номинальной частоте вращения n=1100 мин-1, средняя объёмная цикловая подача топлива, при использовании компенсатора увеличивается до gu=71,3 мм /цикл, что соответствует допустимому значению. Из чего можно сделать вывод, что содержание рапсового масла 75% по объему и выше в ДСТ при его нагревании до температуры (t=80°C) и применении предлагаемого корректора цикловой подачи топлива представляется возможным и целесообразным.

Библиографический список

1. Аверьянов, А.С. Теоретическая и экспериментальная оценка влияния дизельного смесевого топлива на параметры топливоподачи [Текст] / А.С. Аверьянов, А.П. Уханов, Е.Г. Ротанов // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 3. - С. 97-101.

2. Аверьянов, А.С. Влияние дизельного смесевого топлива на износ плунжерных пар ТНВД [Текст] / А.С. Аверьянов, А.П. Уханов, Д.А. Уханов, Е.Г. Ротанов // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 3. - С. 105-108.

3. Аверьянов, А.С. Новый способ и устройство для комплектования рабочих форсунок и топливопроводов автотракторных дизелей [Текст] / А.С. Аверьянов, А.П. Уханов, Д.А. Уханов, Е.Г. Ротанов // Нива Поволжья. - 2012. - № 1. - С. 100-103.

4. Аверьянов, А.С. Устройство для комплектования рабочих форсунок и топливопроводов автотракторных дизелей [Текст] / А.С. Аверьянов, А.П. Уханов, Д.А. Уханов, Е.Г. Ротанов // Сельский механизатор. -2012. - № 5.-С. 34-35.

5. Аверьянов, А.С. Теоретическая и экспериментальная оценка влияния подогрева дизельного смесевого топлива на цикловую подачу и давление топлива в надплунжерном пространстве ТНВД [Текст] / А.С. Аверьянов, А.П. Уханов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 4. - С. 110-113.

6. Аверьянов, А.С. Исследования влияния дизельных смесевых топлив на параметры топливоподачи дизеля [Текст] / А.С. Аверьянов, А.П. Уханов // Сб. материалов Всероссийской НПК молодых учёных «Вклад молодых учёных в инновационное развитие АПК России». - Пенза: ПГСХА, 2010. - С. 135-136.

7. Насосы топливные дизелей. Общие технические условия [Текст]: ГОСТ 10578-95. - Взамен ГОСТ 10578-86; Введ. 1997-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 2000. - 19 с.

8. Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения [Текст]: ГОСТ Р 52808-2007. - Введ. 2007-12-27. - М.: Изд-во стандартов, 2007. - 25 с.

Електронно научно списание «Парадигма»

2019, №2 ; www.paradigma.science

9. Уханов, А.П. Исследование изменения физических свойств смесевого рапсово-минерального топлива при различных температурах [Текст] / А.П. Уханов, А.С. Аверьянов // Достижения и перспективы развития биотехнологии: сборник материалов Всероссийской НПК. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - С. 9-13.

10. Уханов, А.П. Исследование влияния дизельных смесевых топлив различной композиции на параметры топливоподачи дизеля [Текст] / А.П. Уханов, А.С. Аверьянов // Вклад молодых учёных в инновационное развитие АПК России: сборник материалов Всероссийской НПК. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - С. 135-136.

11. Уханов, А.П. Зависимость работы дизельной топливной аппаратуры от процентного состава смесевого топлива [Текст] / А.П. Уханов, А.С. Аверьянов // Вклад молодых учёных в инновационное развитие АПК России: сборник материалов Всероссийской НПК. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - С. 29-30.

Аверьянов Александр Сергеевич

к.т.н., доцент, Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград Потапов Иван Андреевич

магистрант, Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.